$57.51р
67.89р
¬ —ѕб: 6∞C

 ак вернуть покупател€ в супермаркет

11.03.2017 13:48 341
 ак вернуть покупател€ в супермаркет / –оман ѕименов/»нтерпресс
ѕродуктовые сети, которые во врем€ кризиса свернули все не св€занные с основным бизнесом проекты, вернулись к экспериментам. Ёто жест отча€ни€, считают эксперты.

»нфл€ци€ перестала быть драйвером роста, а скидки на покупателей больше не действуют.  ¬ этой ситуации ретейлеры ищут спасение в стартапах – хот€ экономика некоторых начинаний вызывает сомнение, а предыдущие дорогосто€щие эксперименты нередко оканчивались провалом.

 рупнейший по выручке продуктовый ретейлер в –оссии X5 Retail Group объ€вил 10 марта о запуске онлайн-продаж в своей сети супермаркетов «ѕерекресток».  ак именно будет работать сервис, компани€ пока не сообщает – на первом этапе его смогут протестировать только сотрудники. Ќо уже известно, что купить через »нтернет можно будет любой продукт, за исключением товаров со сверхкороткими сроками годности (например, салатов и другой кулинарии), а также алкогол€ и табака – всего свыше 13 тыс€ч наименований. 

X5 не одинока в своем начинании. –анее о намерении запустить интернет-магазин объ€вила сеть «Ћента». ѕрезидент компании ян ƒюнинг сообщал, что »“-платформа уже готова, и обещал запустить услугу дл€ жителей —еверо-«апада в 2017 году. Ѕолее точных сроков в компании на момент публикации не уточнили. Ќе исключено, что они могли сдвинутьс€ из-за покупки в конце 2016 года сети « -руока».

«ќ’ ей», начавший интернет-продажи в ћоскве и ѕетербурге более года назад, с 1 марта запустил в ѕетербурге пилотный проект «ќ’ ей-јвто». ќн работает по такому же принципу, что и точки «ћак јвто» сети ресторанов быстрого питани€ McDonalds, то есть позвол€ет забрать заказ, не выход€ из своей машины.

–азмер инвестиций компании не комментируют, однако, по оценкам экспертов, их суммы могут исчисл€тьс€ миллионами долларов. ƒл€ сравнени€: стоимость вложений в запуск и развитие интернет-магазина e5, который X5 Retail Group пришлось закрыть в 2015 году, оценивались в 50 млн долларов.

”дастс€ ли сделать их прибыльными, пока неочевидно. ’от€ рост рынка интернет-торговли не останавливалс€ даже в кризис, успешных бизнесов по онлайн-продажам продуктов питани€ на рынке практически нет.  рупнейший игрок — московский «”тконос», совладельцем которого €вл€етс€ глава «—еверстали» јлексей ћордашов, – так и не смог выйти в прибыль, несмотр€ на все эксперименты с форматами, из-за слишком больших затрат на логистику, говорит ћстислав ¬оскресенский, управл€ющий партнер компании «ƒирект-фуд», специализирующейс€ на консалтинге в сфере онлайн-ретейла. 

” продуктовых сетей, запускающих онлайн-магазины на базе действующей инфраструктуры, больше шансов. ќднако еда — все равно самый сложный дл€ продаж в »нтернете товар, подчеркивает эксперт. —ами по себе они сто€т меньше, чем холодильники и телевизоры, при этом требуют больших операционных затрат — из-за более широкого ассортимента и требований к услови€м хранени€. 

»менно поэтому пока на это мало кто отважилс€ даже среди игроков, имеющих международный опыт.   примеру, французский «јшан», запустивший онлайн-направление еще в 2013 году, продает в »нтернете детское питание и непродовольственные товары. ”слуга доставки есть и у немецкой Metro Cash&Carry, но она рассчитана на мелкий опт.

–оссийские ретейлеры ищут инновации не от хорошей жизни, уверен генеральный директор агентства INFOLine »ван ‘ед€ков. ≈сли в последние два года выручка, а как следствие – прибыль, росла за счет инфл€ции, то из-за замедлени€ роста цен радовать инвесторов стало нечем.  роме того, в некоторых регионах (например ѕетербурге) крупнейшие сети вплотную приблизились к порогу доминировани€, то есть занимают такую долю рынка, при которой запуск новых торговых точек уже невозможен. «Ёто значит, что их финансовые показатели будут зависеть только от макроэкономической ситуации, а она не внушает оптимизма», – комментирует эксперт.

ѕроект «ѕерекрестка» может быть успешен, поскольку довольно близко копирует модель британского Tesco, считает ћстислав ¬оскресенский. ј вот «ќ’ ей», по его мнению, допустил ошибку, запустив онлайн-магазин на базе гипермаркетов. «” них слишком большой ассортимент и больша€ площадь — на сборку заказа требуетс€ много времени, а веро€тность, что нужного товара не будет в наличии, более высока. Ёто негативно сказываетс€ на удовлетворенности клиентов и снижает число повторных заказов», – считает он. ѕо мнению эксперта, запуск формата «авто» – это именно попытка привлечь покупателей за счет новой услуги. 

Ёкспериментируют сети и с офлайновыми форматами. —еть Metro Cash&Carry недавно объ€вила о намерении переоборудовать один из своих магазинов в распределительный центр дл€ франчайзинговой сети «‘асоль», которую запустила еще в 2012 году, но несколько раз приостанавливала ее развитие. »нвестиции в проект состав€т до 150 млн рублей. 

«ќ' ей» в декабре прошлого года открыл в ѕетербурге первый «компактный городской гипермаркет». ќт обычного гипермаркета и супермаркета сети его отличают меньша€ площадь и акцент на готовую кулинарию, что, по мнению экспертов, говорит о том, что формат ориентирован прежде всего на офисных работников. ќднако дл€ компании, котора€ терпит в убытки (786 млн рублей за первое полугодие 2016 года, за весь год отчетность пока не опубликована. — ѕрим. ред.), логичнее было бы сконцентрироватьс€ на повышении эффективности основного бизнеса, а не запускать новые, считает заместитель председател€ правлени€ јссоциации производителей и поставщиков "–успродсоюз" ƒмитрий Ћеонов.

  стартапам можно причислить и эксперименты сетей с системами ло€льности, которые помогают поощр€ть клиентов помимо обычных скидочных акций и дисконтных карт.   примеру, X5 Retail Group в феврале 2016 года объ€вила о тестировании такой программы ло€льности в своей сети универсамов «ѕ€терочка». ѕримечательно, что до этого сети «магазинов у дома» и дискаунтеры программ ло€льностей не запускали, оставл€€ эти эксперименты супермаркетам и гипермаркетам.

¬ызывает вопросы у экспертов и «добавочна€» программа ло€льности, запущенна€ «ќ' еем». ¬ конце 2016 года компани€ в дополнение к действующей дисконтной системе начала в виде бонусов возвращать часть потраченных в магазине ретейлера денег держател€м карт Masterсard –осбанка.

ѕо мнению »вана ‘ед€кова, на запуск подобных программ сети толкают изменени€ в законе о торговле, запретившие ретробонусы – из-за них снижать цену за счет поставщика стало сложнее. « роме того, покупатели стали продвинутыми и выбирают место покупки в зависимости от наличи€ акции. “о есть скидки как инструмент ло€льности, по сути, не работают», – говорит он.

ќднако качественной программы ло€льности, основанной на персональных скидках и анализе больших данных, сейчас нет ни у кого. «–азве что «Ћента» начала делать первые шаги в этом направлении», – отмечает эксперт. ј без этого подобный инструмент только ударит по прибыли, а новых клиентов не приведет, подчеркивает »ван ‘ед€ков.

»нтересуютс€ сети и чужими стартапами. “ак, X5 Retail Group в феврале запустила партнерский проект с акселератором ‘–»», пообещав предоставить площадку дл€ проектов, которые позвол€т «сделать традиционные покупки более быстрыми и комфортными, персонализировать процесс обслуживани€ клиентов, оптимизировать логистику или пространство торгового зала, увеличить конверсию за счет сочетани€ онлайн- и офлайн-каналов продаж». »ван ‘ед€ков не исключает, что такой формат сотрудничества даст больше результатов, чем громкий проект «ћагазин Ѕудущего», который был создан ретейлером вместе с «–оснано» дл€ тестировани€ RFID-меток и прочих передовых технологий в торговле. ѕлощадка просуществовала на территории штаб-квартиры ’5 с 2011-го по 2014 год, однако новшества так и не были воплощены в жизнь.

√алина Ѕо€ркова, «‘онтанка.ру»


© ‘онтанка.–у

ѕодписывайтесь на канал "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

21 марта 2017 г. 00:06
—тать€ могла бы называтьс€:" ак не возвращать потребител€ в супермаркет". ѕетербург-столица ретейла. √ордитьс€ нечем. ќщущаешь себ€ в инкубаторе, где подкидывают зерно и ты послушно склЄвываешь.
18 марта 2017 г. 03:21
Zdobsi: так ее на границе бульдозерами раскатывают..
18 марта 2017 г. 02:37
zenotr: а что ей не быть больше? ценник как раз на 3 умножилс€ на все.
18 марта 2017 г. 01:45
—андер:
Ќародные продуктовые магазины –оссии, наход€щиес€ в шаговой доступности, "ѕ€терочка", " опейка", "Ќародный" и пр. принадлежат Е иностранным компани€м.
Ќаверное потому, что под иностранной юрисдикцией российским (большинства из них) владельцам комфортнее. » это не вопрос к ритейлу и его хоз€евам, а к тем, кто не смог бизнесу создать нормальные услови€. –овно так-же больша€ часть самолетов "јэрофлота" далеко не в российской регистрации. Ќе "RA-"... «адумывались почему?
18 марта 2017 г. 01:41
Pilat:
јссортимент во всех сет€х примерно один.
¬ " арусел€х" и "ѕерекрестках" в продаже есть качественные макароны Rummo, в ќ е€х их не встречал. –€д других товаров "на любител€" раньше в ќ ее были. “еперь — обычный ассортимент. “ак зачем переплачивать... ƒо крайнего кризиса ќ ей позиционировал себ€ как "гипермаркет чуть лучше чем остальные". “еперь — ровно такой-же... ќни даже исследование проводили пару лет назад. Ћично € отметил пункт "ѕосещаю потому что ассортимент шире чем у конкурентов". Ќо раз они забили на мое мнение и начали экономить, то и € на них забил.
Ќе зр€ ’5 начали свои  арусели переделывать по типу ќкей, дошло наконец как должен выгл€деть торговый зал современного магазина.
Ѕоюсь, что если бы " арусель" не закрыла свой магазин на ѕулковском (где сейчас открылс€ совершенно бессмысленный Hoff!), то ныне толпа автомобилей сто€ла бы у них, а не у ќ е€...

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 5 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: