$56.71р
63.37р
¬ —ѕб: 11∞C

Ђ‘ортї не пришелс€ ко двору

17.04.2017 11:51 19
ћаксим Ћевченко / ћаксим Ћевченко
¬ конце марта 2017-го ќјќ ЂЅольшой √остиный ƒворї опубликовало финансовую отчетность за 2016-й. ѕрибыль упала ещЄ на шестнадцать процентов по сравнению с 2015-м и составл€ет теперь около 50 млн рублей. ѕо отношению же к 2014-му этот показатель и вовсе рухнул вдвое.

ƒл€ понимани€: до того несколько лет она, прибыль, держалась на уровне более 100 млн рублей в год. ј потом вдруг ─ бац! ─ и скоропостижно упала. » продолжает катитьс€ под горку. √л€дишь, при подобном «мастерском» менеджменте через пару лет символическа€ прибыль превратитс€ в реальный убыток. —трого говор€, дл€ торгового центра масштаба «√остинки» и 120 миллионов рублей ─ жалкие крохи, сборы на паперти, но даже их давно нет.

ѕро ƒворовые итоги-2016

 ак, будем честны, давно нет и ƒвора. ¬ буквальном и переносном смыслах. “акие вот питерские парадоксы: есть бренд Ѕ√ƒ, славное им€ с почти 250-летней историей, парадна€ торгова€ витрина города, на которой разложены… китайский ширпотреб, фантасмагорические советские столовые сервизы, светильники из серии «—делайте мне красиво!» и прочие столь же нелепые товары, в последний раз пользовавшиес€ спросом во времена, когда на работу в «√остинку» пришла Ќадежда “ушакова, кажетс€, вечный председатель совета директоров ќјќ «Ѕ√ƒ».  ак следует из отчетности, универмаг не зарабатывает прибыли на перепродаже этих раритетов. ќсновной доход он получает от сдачи помещений в аренду. ¬ынужден написать правду, котора€ редко бывает сладкой: нет больше Ѕ√ƒ, торгующего особенными товарами, осталс€ универмаг средней руки, набитый китайским барахлом. ƒа, в «√остинке» представлены и сетевые арендаторы ─ «Ћ’Ётуаль», Adidas, "Ћего"... Ќо их можно встретить и в других торговых центрах, расположенных в «спальных» районах города, и не тащитьс€ ради этого на Ќевский.
»ностранным туристам в Ѕ√ƒ делать нечего, ну если только поглазеть на пам€тник архитектуры да сделать селфи на пам€ть о творении ¬аллен-ƒеламота, пока оно окончательно не разрушилось.

«ато на территории ƒвора открывают… јкадемию музыки ≈лены ќбразцовой (почему, позвольте спросить, не јкадемию танца ћахмуда Ёсамбаева или јкадемию живописи ћихаила Ўем€кина?) и домовой храм, которого там отрод€сь не было.

ѕовтор€л и буду повтор€ть: Ѕольшой √остиный ƒвор нужно спасать от его же менеджмента.

Ћьвиную долю затрат ќјќ съедает администраци€. ƒо сих пор пребываю под глубоким впечатлением от расходов на охрану, которые в 2015 году составили 60 млн рублей и вр€д ли сильно сократились в 2016-м. Ќаверное, коронованных особ сторожить дешевле, да и  ресты с сидельцами обход€тс€ бюджету в сопоставимую сумму. Ќе торговый центр, а, по сути, мини-государство с собственной гвардией. ѕопробуйте ради эксперимента попасть во внутренний двор, простите за каламбур, ƒвора. ћне с первого раза это не удалось. ѕопытку проникновени€ со стороны —адовой пресек сурового вида мужичина с анонимной надписью «ќхранник» на куртке. ќн строго предложил покинуть территорию. »наче, мол, вызову руководство, и с ним разговор будет другой.  акой именно, € решил не уточн€ть и отправилс€ искать иные пути.  ак известно, насто€щие герои всегда идут в обход…

ѕройтись по ƒвору

“о, что не получилось сделать с —адовой, вышло с Ќевского. “очнее, прошло. Ќа служебном входе под центральным портиком сидел совсем нестрогий д€денька в той же безликой робе охранника, вдруг решивший смутить мен€ вопросом: «¬ы куда?» Ќе на того напал! я без запинки произнес припасенный ответ: «¬ школу ќбразцовой», ─ и услышал: «Ѕерите талончик и проходите». ¬от он, секретный пароль, открывающий закрытые двери и помогающий попасть во двор ƒвора!

ѕодчеркну: не имею ничего против храмов и музыкальных академий, но зачем размещать их на территории торгового центра, пусть даже и исторического?  акое отношение имеет почивша€ оперна€ дива, уехавша€ из Ћенинграда в 15-летнем возрасте, к современному универмагу? ƒа, купец второй гильдии ¬асилий ћуравьев, прин€вший в 1920 году монашеский постриг и позже канонизированный –ѕ÷ как св€той —ерафим ¬ырицкий, действительно, в конце ’I’ века держал собственную лавку в √остинке. Ќо разве это повод открывать домовый храм ѕреподобного при Ѕ√ƒ? ƒумаю, св€тому —ерафиму едва ли пришла бы в голову иде€ делать культовый объект в магазине, а вот тратить честно заработанное на благотворительность, чем купец ћуравьев и занималс€ регул€рно, дело правильное и достойное уважени€.

“ем, кто впервые попадает во внутренний двор Ѕ√ƒ, трудно удержатьс€ от восторженных возгласов. ¬зору открываетс€ неожиданно большое, размером с футбольное поле, пространство. »сторически эти площади использовались дл€ оптовой торговли и складов, а внешние линии предназначались под розничные лавки и магазины.

¬ советские годы организовали коридорную систему. — тех пор «√остинка» представл€ет собой длинную и унылую анфиладу проходных залов пр€моугольной формы. –азмещать товар, тем более продавать его в помещени€х такой конфигурации крайне неудобно. ќсобенно в современных услови€х конкурентной борьбы за потребител€. Ќо во времена победившего народ социализма, когда любой качественный товар мигом превращалс€ в дефицит, это было до «фонар€». Ћишь бы нашлось, чем торговать.

¬ремена изменились, а коридорно-катакомбна€ система функционирует во ƒворе и сейчас.

—егодн€шн€€ «√остинка» ─ это сотни метров коридоров. ¬от идЄшь, идЄшь и думаешь: когда уже эта череда залов с редкими посетител€ми (их даже покупател€ми назвать трудно) и скучающими продавцами закончитс€? » вдруг обрываетс€. ”пираешьс€ в стену. Ќо это не конец. „тобы продолжить бег по кругу, точнее ходьбу по периметру здани€, нужно выйти на улицу и зайти через другой вход. ”ставша€ дешева€ кафельна€ плитка, затертые стены, нелепые манекены в виде обрубков женской ноги с нат€нутыми чулками в сеточку… ћечта ивановской ткачихи из застойных семидес€тых!

«десь попахивает нафталином. ”старевшее торговое оборудование, витрины из серии «ѕрощай, молодость!», освещение по принципу «туши свет»: тусклое и не акцентированное, словно специально рассчитанное, чтобы товары толком не рассмотреть. —ловом, атмосфера, настраивающа€ на меланхолию и депрессию. ¬енец пирамиды ─ продавцы и обслуживающий персонал. ¬сЄ, как учили в институте советской торговли.

—тоит ли удивл€тьс€, что дела у сегодн€шних гостинодворцев идут все хуже и хуже? ќгромный потенциал дл€ развити€ Ѕ√ƒ заложен именно во дворе. Ќынешн€€ же команда во главе с “ушаковой продолжает твердить про уникальность традиций единственного крупного универмага, уцелевшего после развала ———–. ћол, мы же не какие-нибудь безликие современные моллы. ” нас и товары отечественно производства, да ещЄ и питерские молодые дизайнеры. ƒействительно, в 2015-м вбухали почти дес€ть миллионов рублей в создание шоу-рума при Ѕ√ƒ, позвали на открытие —лаву «айцева, но истори€ не полетела. ‘эшн-продюсеры тут же окрестили новое детище менеджмента √остинки комиссионкой, раскритиковав в пух и прах работу тех, кто занималс€ этим проектом.

ћенеджмент апеллирует: мол, мы думаем не о торговле, а о культуре и духовности, нам же подбрасывают идею единого современного пространства. Ќо все эти €кобы «шоу-румы», музыкальные академии и домовые храмы делаютс€ не ради высоких целей и благотворительности, а дл€ собственного пиара, который, кстати, обходитс€ акционерам в кругленькую сумму. » не только акционерам.

«√остинка» по-прежнему  платит городу за аренду помещений по доллару за квадратный метр. —имволическа€ цена! Ќо городской бюджет даже этих денег не видит: все средства трат€тс€ арендатором на «поддержание» здани€-пам€тника. ƒумаю, даже ќстап Ѕендер больше преуспел в укреплении ѕровала в ѕ€тигорске, нежели нынешние управленцы ƒвора. ¬ итоге ни город, ни акционеры не получают прибыли, если не считать таковой бесплатные пирожки и лапшу, которую щедро развешивают на уши миноритари€м на годовом собрании акционеров.

 ому выгодно? “ем, кто управл€ет былым великолепием, извлека€ личную выгоду из всего, к чему прикоснетс€, рассказыва€ городским власт€м про храм, академию, молодых дизайнеров, отечественных производителей, сохранение пам€тника и традиций, продолжа€ при этом торговать дешЄвыми китайскими подделками, наваленными на олдскульные полки…

ѕро «галЄру», котора€ уже не та

ј ведь знавала «√остинка» и иные времена. ¬ 80-е именно здесь находилс€ центр городской фарцовки и бизнес-инкубатор. Ќа весь город гремела знаменита€ «галЄра» ─ часть открытой галереи Ѕ√ƒ со стороны Ќевского проспекта на отрезке от —адовой до ƒумской. “ут била ключом экономическа€, торгова€ и, само собой, модна€ жизнь Ћенинграда. ¬о внутренней галерее, где функционировал официальный универмаг, царил махровый социализм, и бал правил дефицит. ’одовой товар буквально сметали с полок, люди часами простаивали в очеред€х, но пр€ников, по обыкновению, не хватало на всех. «а «справедливое» распределение уже тогда отвечала заслуженный работник советской торговли Ќадежда “ушакова. ’лебна€ должность! — таких по доброй воле не уход€т. ѕомните, у –айкина&∆ванецкого: «ѕусть все будет, но чего-нибудь не хватает». ¬от на этом «чего-нибудь» сытно кормились и администраци€ Ѕ√ƒ, и «галЄра». ” фарцовщиков можно было купить любой дефицит: джинсы, импортные куртки, американские сигареты, немецкое и финское баночное пиво, многое-многое другое, о чем в сладких снах мечтал советский человек. ¬от как описывает «галеру» тех времЄн замглавреда «‘онтанки» ≈вгений ¬ышенков, в 80-е регул€рно наведывавшийс€ в Ѕ√ƒ, так сказать, по долгу службы:

«∆ители Ћенинграда и зажиточные провинциалы в течение многих лет приходили сюда, чтобы купить дефицитные импортные вещи. Ќа этих 230 метрах от выхода из станции метро «√остиный ƒвор» до ƒумской улицы каждый день с самого утра тусовались сотни теневых дельцов, которые умудрились эти вещи вымен€ть или купить у иностранцев... ‘арцовка – не какое-то конкретное зан€тие. Ёто стереотип поведени€, образ жизни. Ёто продажа самопальных пуссеров и насто€щего «ћальборо», привезенного из √олландии. Ёто скупка и ломка валюты. Ќикакой фарцовщик никогда не зарабатывал чем-то одним, не было человека, который мог сказать: «я спекулирую джинсами». ”тром несколько финских курток, в обед – продажа одной штанины вместо джинсов, на полдник – шведские кроны. ѕо тогдашнему закону это были совершенно разные преступные де€ни€, но они объедин€лись двум€ пон€ти€ми: иностранец и дефицит, что и образовывало ментальность фарцовщика…

√алЄрный люд имел свой внешний вид и свой €зык. “ак, в 70-е в моде были скандинавские ве€ни€: валюта – чухонка, куртка – такешник (от финского слова «takki»). «атем пришла италь€нска€ волна: 100 рублей – ченто. Ќеизменно употребл€лись только американизмы, слово «баксы» можно было услышать всегда…

ћногие обитатели «галЄры» страдали манией накопительства. ћечтали насундучить на всю жизнь, а на деле все спускали на отдых, гульбу в ресторанах. Ћишь некоторые скупали золото, складывали в трехлитровые банки, увозили под ѕсков или Ќовгород. “ам закапывали – и уходили из жизни, никому не сказав, где сундук мертвеца».
Ќу и так далее. ѕочитайте, кому интересно.  нига называетс€ « рыша: устна€ истори€ рэкета».

¬прочем, это всЄ в прошлом. » «галЄра», и фарца. ј что в будущем?

ѕро спор и €блоко раздора

ћы маленькие, но упертые. ѕакет акций ќјќ в дес€ть процентов не дает, по сути, нам никаких прав и реальных рычагов давлени€ на нынешний менеджмент, участи€ в механизме прин€ти€ ключевых решений о развитии Ѕ√ƒ. ≈динственна€ доступна€ нам опци€ ─ пропорциональное получение доли прибыли, но мы уже обсуждали сегодн€, что она, прибыль, в Ѕ√ƒ падает, а расходы растут. ћенеджмент должен хорошо питатьс€, чтобы эффективно работать. ѕерва€ часть программы выполн€етс€ успешно, потребление из кормушки налажено хорошо, а вот с KPI дела обсто€т хуже. ¬прочем, не уверен, что госпожа “ушакова знает такой термин.

¬се похоже на историю про ¬инни-ѕуха, который хотел подарить ослику »а-»а горшочек мЄда на день рождени€, но по дороге не удержалс€ и слопал подарок. ѕришлось вручать пустой горшок. ¬от так и менеджмент «√остинки»: вроде искренне собиралс€ принести акционерам дивиденды, но проголодалс€ в пути, да и сожрал всЄ сам, а держател€м акций предложил довольствоватьс€ дыркой от бублика.

ѕриходитс€ задавать менеджменту неудобные вопросы. ƒелать это в суде и на собрани€х акционеров. ѕока удалось добитьс€ права на получение финансово-хоз€йственной документации ќјќ. ћы обжалуем каждый неправильный шаг администрации, нанос€щий, с нашей точки зрени€, ущерб «√остинке», и хот€ бы таким ограниченным, неудобным и малоэффективным образом вли€ем на управленческие решени€.

ќткровенно говор€, трудно пон€ть позицию мажоритарных акционеров ќјќ «Ѕ√ƒ» јлексе€ ”стаева и  онстантина ћирилашвили. ѕо логике, их не должна устраивать нынешн€€ ситуаци€, при которой они систематически недополучают прибыль. ¬прочем, в последнее врем€ оба мажоритари€ не слишком часто бывают в ѕетербурге и, возможно, не знают реального положени€ дел в компании, а представление о происход€щем у них складываетс€ из отчетов все того же менеджмента и уполномоченных представл€ть их интересы. ј у тех своих забот полон рот: кризис на дворе ─ не только √остином, но и общероссийском, падение потребительских индексов, рост закупочных цен, ну и на десерт ─ борьба с неугомонными миноритари€ми. ќткуда тут вз€тьс€ прибыли? ’орошо хоть, немытый горшок из-под мЄда осталс€.

 ак ни странно звучит, бенефициаром конфликта €вл€етс€ Ќадежда “ушакова. »менно она управл€ет паровозиком, а акционеры лишь сид€т по вагонам. ƒа и то не бизнес-класса, а скорее в плацкарте. –едкий случай, когда паны дерутс€, а у холопов чубы не трещат. Ќынешний менеджмент крайне заинтересован, чтобы основные акционеры максимально долго не могли договоритьс€, прийти к консенсусу.

ѕро развитие во ƒворе

ѕо моей оценке, прибыль Ѕольшого √остиного двора должна быть не менее 2 млрд рублей в год. –азумеетс€, после реконцепции и при правильном использовании воссозданных торговых и офисных площадей. ѕро нынешнюю символическую прибыль в 60 млн рублей даже вспоминать будет смешно.

„то мы предлагаем? ≈ще полтора года назад Fort Group представила общественности проект, разработанный архитектурной мастерской нашего земл€ка ≈вгени€ √ерасимова. ѕо нему предполагаетс€ увеличение полезной торговой площади с 15 тыс€ч квадратных метров до 60 тыс€ч за счет использовани€ внутренней торговой галереи, закрытой сейчас дл€ доступа горожан, и двора. ≈го планируют накрыть легким сетчатым куполом высотой около двадцати метров (за периметром Ѕ√ƒ он виден не будет), чтобы использовать пространство в любую погоду, а также построить там бизнес-центр площадью около 10 тыс€ч «квадратов», предварительно снес€ не имеющие ценности ветхие постройки. ѕредусмотрен двухуровневый подземный паркинг на 900 машин.

Ќовые планировочные решени€ позвол€т эффективно использовать площади, логистика внутри здани€ будет зав€зана на внутренний двор и внутренние же моллы, что сделает перемещение по зданию универмага простым и удобным дл€ покупател€. ¬нутри двора получитс€ уютна€ городска€ площадь, атриум с зоной форума дл€ круглогодичного проведени€ конгрессов, праздников, с ресторанами и кафе. ћесто, где смогут тусоватьс€ туристы и горожане, современна€ точка прит€жени€ в исторической части ѕетербурге.
ѕрибыль считаетс€ просто: средн€€ ставка за квадратный метр в год в √остинке должна быть около 35 тыс€ч рублей. ¬полне рыночна€ цена! ѕравда, некоторые знатоки скажут, что можно и больше назначить, но € высказываю консервативную оценку. ¬от и выходит около 2 миллиардов рублей чистыми.

√ород как собственник здани€ получит р€д зримых преимуществ:
─ сохранение и реставраци€ исторического объекта,
─ инвестиции в городскую экономику в размере свыше 15 млрд рублей,
─ дополнительные рабочие места,
─ новую площадку дл€ проведени€ меропри€тий и конгрессов в центре города,
─ подземную двухуровневую парковку.

ѕреимущества очевидны. јльтернативы развитию «√остинки» нет. ѕопытки прикрытьс€ спором акционеров ─ не более чем лукавство менеджеров, цепл€ющихс€ за теплые места. ясно, что нужны политическа€ вол€ —мольного, разумный подход акционеров и эффективное управление.

ћы об€зательно прогул€емс€ вместе по ƒвору!

 омментарии

27 апрел€ 2017 г. 19:12
Udel: ƒа еще проще и веселее: главное — нјчать, как подроютс€ достаточно — здание гарантированно окажетс€ под угрозой разрушени€, с которым уже ничего не поделать, а только сносить; снос — проект восстановлени€ — начало восстановлени€ — пересмотр проекта (цикл повторить n раз) — постройка. Ћегким, так сказать, движением руки 15 €рдов превращаютс€ во все 150, причем 100% бюджетных. Ћет на 10-15 детишкам на молочишко хватит.
24 апрел€ 2017 г. 00:29
Courious: ÷ифры (из статейки): 15 млрд руб (видимо на реконструкцию-реновацию-реставрацию).  редит по 12% годовых (или концесси€ от города?)=1,8 млрд в год одних процентов — аннуитет на 20 лет. »того: 15 млрд — зарабатывают строители (реконструкторы); последующие 20 лет проценты получают банки; город без прибыли...
22 апрел€ 2017 г. 16:39
¬от согласна с Udel.  то-то не видит разницы между прибылью и валовой выручкой, 18% Ќƒ— из арендной платы — и то вынуть поленились. ‘арца, галера, хватают, что дают — все это было, никто не спорит. Ќо было не потому, что √остинка — такой уж офигенский магазин, а потому что в ней (и прочих крупных магазинах в районе Ќевского) чаще всего что-то "выбрасывали". ќрганизовать в Ѕ√ƒ такой же оборот, какой был в советское врем€? — да легко: закрываем к свинь€м все торговые центры и торговые сети, обрубаем интернет, и вуал€! ћила€ глазу картина 70х-80х: очередь в ≈лисеевский аж до  араванной, в √остинке очередь в три оборота вокруг здани€, счастливые лица отхвативших "дефицит", озаренные надеждой сто€щих поближе к отделу и мрачно-безнадежный "хвост" очереди. —итуаци€ "есть деньги, на которые нечего купить" и ситуаци€ "в шаговой доступности — любой каприз за ваши деньги" вообще несравнимы между собой. ѕроблема Ѕ√ƒ — в том, что люба€ "стекл€шка" с гордым наименованием "торгово-развлекательный центр" предлагает покупател€м гораздо больше.  уда в выходной поедет семь€ — в какую-нибудь "ћегу", где в одном флаконе и шмотки, и жрачка, и стройхоз, и киношка, и кафешки, и детска€ площадка на побеситьс€ детворе, пока родители опустошают полки магазинов, и парковка от горизонта до горизонта — или в √остинку, в которой в принципе не организовать всего вышеперечисленного? ѕодавл€ющее большинство посетителей Ѕ√ƒ — "захожане": туристы, а также те, кто выехал в центр погул€ть и кто работает поблизости. ћожно ли при таком раскладе мотивировать зашедшего туда не только "сделать крутое селфи", но еще и оставить там сколько-то денег? — вполне, но при условии соблюдени€ нехитрых правил. » первое правило — никаких скидок и акций "только дл€ держателей золотых карт магазина", потому что самый лучший и 100% работающий способ напрочь отбить у случайного посетител€ желание вообще заходить в конкретный магазин — это пообещать лихую скидку, а на кассе проинформировать, что фиг тебе, а не скидка, рожей не вышел. ј именно это в √остинке и имеет место быть, но автор статьи, увлеченный воспоминани€ми и фантазированием о миллиардных прибыл€х, на такую "мелочь" внимани€ не обратил. ѕо поводу всего прочего в статье. –азумеетс€, "домовые храмы" — нечто за гранью добра и зла, но спасибо партии родной, мы за эту грань уже давно и со свистом перелетели, и остаетс€ только наблюдать и гадать, хватит ли остатка жизни до "разворота ма€тника". –азумеетс€, заставить "работать" внутренний двор √остинки было бы неплохо, вопрос только в том, как это сделать. ƒаже не знаю, какой коммент здесь, в блоге, лучше оставить: спросить, где тэг "пост проплачен" или за€вить "автор, перелогиньс€". ƒвухуровневый подземный паркинг на 900 машин. ¬плотную к метро, в зоне плывуна и под пам€тником архитектуры федерального значени€, сто€щем "на честном слове" на фундаменте без свай. ƒа легко! ¬ъезд-выезд во внутренний двор 900 машин ни мертвых пробок не создаст, ни проходу людей по уличной галерее не помешает.  онференции и праздники в наглухо огороженной зоне с минимальным количеством входов-выходов — гениальна€ иде€, случись пожар или что иное, — все быстренько выстро€тс€ в колонну по двое и организованно покинут зону чрезвычайной ситуации, не забыва€ при этом вежливо расступатьс€ дл€ прохода пожарных и врачей скорой помощи.  акие возможности упускаем, пр€м плакать хочетс€.
20 апрел€ 2017 г. 23:41
¬ √остином дворе всегда можно купить приличную одежду и обувь дл€ людей среднего и старшего возраста. ÷ены при этом вполне доступные, особенно во врем€ скидок и акций. ћагазинов со схожим ассортиментом в √ƒ много и всегда что-нибудь можно подобрать не бега€ по городу. –емонт зданию нужен, особенно плохо выгл€д€т ламинатные полы.
19 апрел€ 2017 г. 12:58
ћы видим и пример живого трупа ƒЋ“, в котором покупателей часто меньше, чем продавцов. ¬ сравнении с ƒЋ“ √остинка выгл€дит более живой. Ќо конечно, ее лучше сравнивать с √алереей или другим успешным “–÷. Ќепон€тно, почему в √остинке до сих пор нет нормального продуктового супермаркета и кинотеатра.
Ќаписать новость

‘ото JPG / GIF, до 5 мегабайт.

Ќе забудьте указать свои контакты

я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
¬ведите цифры с изображени€: