$57.65р
69.07р
¬ —ѕб: 10∞C

—уд признал, что бог есть

11.05.2017 22:05 245
—уд признал, что бог есть / –услан —околовский// ¬ладислав Ћоншаков/ оммерсантъ
ѕереосмысление ситуации непорочного зачати€, отрицание »исуса ’риста и пророка ћухаммеда, грубые слова Ђворвалисьї и Ђдоставилиї по отношению к мусульманам Ц теперь всЄ это можно считать преступлением.

Ѕлогер –услан —околовский, известный как ловец покемонов в церкви, хотел прославитьс€ – и слава догнала его в ¬ерх-»сетском районном суде ≈катеринбургра. Ќо достичь славы Pussy Riot ему помешал гуманизм судьи. «а дев€ть эпизодов с отрицанием существовани€ бога и матерной бранью в адрес патриарха его не посадили на реальную «двушечку», а приговорили к трЄм с половиной годам условно.

≈катеринбургский блогер –услан —околовский получил известность в августе 2016 года. “огда, напомним, была очень попул€рна игра Pokemon GO. —околовский отправилс€ ловить покемонов в церковь, сн€л и опубликовал на Youtube видеоролик и стал обвин€емым в уголовном деле об оскорблении чувств верующих. ѕозже дома у —околовского нашли ещЄ и шариковую ручку со встроенной видеокамерой, это стало новым эпизодом в обвинении. ¬ ходе прений прокурор просила приговорить его к трЄм с половиной годам колонии. —удь€ ¬ерх-»сетского суда ≈катеринбурга ≈катерина Ўопон€к выполнила просьбу, только срок —околовскому назначила условный.

¬сего в деле фигурирует дев€ть видеороликов, выложенных —околовским в соцсет€х. —емь из них не только оскорбл€ют чувства верующих, но ещЄ разжигают ненависть к социальным и религиозным группам: «¬ космос летал, чеченцев не видел», «ѕисьма ненависти – верующие», «—уицид мусульман на ≈√Ё», «ѕатриарх  ирилл, ты – … (неценз.)», «Ћовим покемонов в церкви», «»деальный православный брак?», «—околовский в тюрьме за ловлю покемонов?». ≈щЄ два только разжигают: «ѕисьма ненависти – феминистки» и «¬ступил в секту».

 ак установил суд, —околовский оскорбил чувства православных «через наделение »исуса ’риста качествами покемона как геро€ не только компьютерной игры и мультипликационного сериала, но и представителей бестиари€ €понской мифологии». —емь видеофрагментов ран€т и христиан, и приверженцев ислама «через отрицание существовани€ бога, отрицание существовани€ основателей христианства и ислама – »исуса ’риста и пророка ћухаммеда», «через отрицание существовани€ бога как высшей силы». ќтдельно православных задевает «издевательское переосмысление ситуации непорочного зачати€» —околовским.

—ами верующие у —околовского «описываютс€ с помощью нецензурной лексики и обозначаютс€ через негативные сравнени€ как социально некомпетентные, неспособные контролировать своЄ поведение, имеющие низкий социальный статус». ¬ерующим приписываютс€ «стремлени€ следовать тем древним обыча€м, веровани€м, традици€м, которые негативно оцениваютс€ современной культурой». ¬ысмеива€ «родительское и семейное поведение» православных, —околовский оценивает его «негативно посредством нецензурной лексики, негативных характеристик и сравнений».

ѕатриарх  ирилл у —околовского «осуждаетс€ не только как физическое лицо, но и как предсто€тель –усской православной церкви, как центральный представитель св€щеннослужителей». „то тоже очень обижает православных. ћусульман ранит одобрение —околовским депортаций и использование «просторечной, грубой, экспрессивной лексики». ќглаша€ приговор, судь€ избегала пр€мых цитат, поэтому из текста мы только знаем, что мусульман обидели слова: «ворвались», «задержали», «доставили».

ѕреступлени€ —околовского состо€т ещЄ и в том, что оскорбительна€ и разжигающа€ информаци€ у него «подана в доступной дл€ читателей форме и не €вл€етс€ завуалированной». „итатели «высказывали своЄ негативное отношение» к роликам в комментари€х. ƒаже «в форме угроз». » в этих угрозах, как следует из приговора, тоже виноваты не их авторы, а —околовский. ѕотому что он не унималс€, а «в ответ совершал аналогичные действи€ – создавал видеоролики».

“аким образом, уголовными преступлени€ми признаны теперь не только пл€ски в храме, но и ловл€ там покемонов. ј также отрицание существовани€ бога и недоверие к непорочному зачатию.

– ѕока шЄл этот процесс, € высказал только одну мысль: единственное, чего не сможет суд, это всЄ-таки определить, есть ли бог, – комментирует приговор адвокат √енри –езник. – Ќо € ошибс€. Ќаш российский суд абсолютно всемогущ: он установил, что бог есть. ј его отрицание – это оскорбление.

ѕисатель ¬иктор Ўендерович советует теперь присмотретьс€ к приговору всем атеистам.

– ƒана очень €сна€ отмашка: за отрицание фантазий, за отрицание теорий можно получить обвинительный приговор, – замечает он. – я-то могу и дальше высказыватьс€, € защищЄн своей известностью. Ќо дл€ людей неизвестных, особенно в провинции, может развернутьс€ насто€щий клерикальный террор.

ѕриговор, по мнению писател€, плох «прежде всего дл€ самой православной церкви».

– »стори€ нас учит, что ма€тник прилетает с противоположной стороны, – продолжает Ўендерович. – » что за ѕобедоносцевым приходит матрос ∆елезн€к. » в наибольшей опасности сейчас находитс€ реальное православие: вера вытеснена наглым, потер€вшим вс€кие берега институтом. ќн уже приступил к агрессии, к атакам на людей. Ёто плохо кончитс€ дл€ самого института.

„то делать атеистам?

¬ообще-то, у нас право не прецедентное, то есть каждый случай рассматриваетс€ в суде отдельно от предыдущих аналогичных. Ќо судь€  онституционного суда в отставке “амара ћорщакова подчЄркивает, что слово «прецедент» всЄ равно в российских судах применимо.

– ƒа, у нас не система прецедентного права, – замечает она. – ” нас система писаного права, то есть закреплЄнного законом. Ќо и в этой системе может действовать принцип равенства при привлечении к ответственности: если одно лицо привлекаетс€ к ответственности за что-то, то и другое лицо за то же самое должно быть привлечено к такой же ответственности. ≈сли подходы у нас будут единообразными, то единообразие требует именно этого.

«≈динообразные» – не значит «правовые», добавл€ет “амара ћорщакова: единообразие может нарушать закон. ќсобенно если норма в законе така€ размыта€, как статьи об экстремизме и религиозных чувствах.

– ћожно примен€ть неопределЄнные нормы одинаковым образом, и будет единообразие, но не будет права, – продолжает судь€. – »з-за неопределЄнности закона в нашей ситуации возможно всЄ. „то такое «экстремизм»? ёристы пытаютс€ сделать это пон€тие более определЄнным, но законодатель пока этого не восприн€л. ј уголовный закон должен быть определЄнным, он не может допускать различные оценки и толковани€. »наче он позвол€ет органам, примен€ющим закон, самим определ€ть, что преступно, а что нет.

јдвокат »ван ѕавлов тоже говорит о неопределЄнности пон€ти€ «экстремизм» в российском ”головном кодексе, что и позвол€ет привлечь любого хоть бы и за отрицание господа бога.

–  ардинально нового ничего не произошло, – говорит »ван ѕавлов. – ѕросто ещЄ одно про€вление абсурда, св€занное с этими «экстремистскими» стать€ми. ѕросто ещЄ один праздник абсурда. Ќо мы живЄм в таких услови€х, когда риски привлечени€ к уголовной ответственности, особенно дл€ людей, критически смотр€щих на действительность, достаточно высоки.

Ќаде€тьс€, как ¬иктор Ўендерович, на то, что известное им€ или огласка могут послужить защитой, адвокат ѕавлов не советует.

– Ёто защита до определЄнной степени, – добавл€ет адвокат. – ћы все видели, что могут привлечь и человека известного.

јнализ приговора от √енри –езника

— точки зрени€ формальной судь€ ≈катерина Ўопон€к сделала всЄ правильно. ¬ каком-то смысле еЄ можно похвалить.

– Ќорма об экстремизме существует во всех уголовных кодексах почти всех европейских стран, – замечает √енри –езник. – ќна, как правило, мЄртва€, хот€ были случаи применени€. Ќо св€зана она главным образом с защитой малых групп, а не доминирующих.  роме того, эта норма требует установлени€ субъективной стороны преступлени€. Ѕыл ли пр€мой умысел? —околовский хотел разжечь ненависть к христианам или оскорбить верующих? Ќаши суды, как правило, освобождают себ€ от доказывани€ умысла.

—удь€ Ўопон€к себ€ от этого не освобождала. —реди самых €рких строк в провозглашЄнном приговоре есть те, что посв€щены как раз доказательствам умысла со стороны —околовского.

—ам —околовский объ€сн€л в суде, что не хотел оскорбл€ть верующих и разжигать к ним ненависть. ќн снимал видео «на злободневные темы… после прочтени€ того или иного средства массовой информации». “ак, ролик о патриархе был «св€зан с р€дом высказываний патриарха, которые, как ему (—околовскому) казалось, ущемл€ют права людей». ј ловить покемонов в церковь он отправилс€, увидев телерепортаж о том, что это хот€т признать уголовным преступлением. » делал он всЄ это «с целью заработать денежные средства и прославитьс€». » каждый, кто смотрел его ролики, а они набирали по два миллиона просмотров на Youtube, видел, что начинались они с рекламы, то есть блогер действительно зарабатывал.

Ќо судь€ Ўопон€к в приговоре подчеркнула, что —околовский целенаправленно хотел оскорбить и разжечь. „то доказал словом и телом. ≈го умысел про€вл€лс€ «в предметности высказываний, св€зности и предметности речевой де€тельности». ¬ ролике о ловле покемонов умысел «характеризуетс€ не только речевой, но и двигательной активностью лица, которое образует осознанное действие – ловлю покемонов в церкви». ƒобавим, что в суде по€вилс€ свидетель, который показал: —околовский не раз выражал негативное отношение к религии. Ёто, по мнению суда, тоже указывает на умысел оскорбить верующих и возбудить к ним ненависть.

ќднако, продолжает адвокат –езник, оскорбление – только тогда оскорбление, когда выражено в неприличной форме. » судь€ Ўопон€к не прошла мимо матерных реплик —околовского. √енри –езник признаЄт: по действующим сегодн€ в –оссии законам это и вправду может быть наказуемо.

– Ќаказуема форма, а не содержание, – повтор€ет он. – ѕодшучивание, высмеивание сами по себе не могут образовать состав преступлени€, а вот ненормативна€ лексика, мат, непристойна€ форма – могут.

»наче говор€, сказать «бога нет» – это ещЄ не преступление, а «бога нет» с матом – это уже уголовно наказуемо. Ќе спасает автора и то, что высказывание или ролик он выложил на собственной страничке в »нтернете, куда верующие должны зайти с умыслом оскорбитьс€.

– Ёто распростран€етс€ в некоем пространстве, куда имеетс€ широкий или даже неограниченный доступ, – замечает √енри –езник. – » на этот счЄт есть постановлени€ ¬ерховного суда о том, что »нтернет, если речь идЄт не о частной переписке, это публичное пространство.

ѕри этом адвокат отмечает: в нормальном обществе пресекать такие поступки надо не с помощью ”головного кодекса.

–  онечно, такие пренебрежительные отзывы, радикальные высказывани€ не должны приветствоватьс€, – замечает √енри –езник. – Ќо это должно происходить на уровне общественного договора. Ќельз€ уголовным правом подмен€ть нормы, которые должны существовать на уровне отношений между людьми. ” нас, к великому сожалению, исчезла така€ крайне действенна€ и болезненна€ «санкци€», как нерукопожатность. ѕоэтому всЄ переводитс€ в уголовное право.

«ѕриговор сделал его интересным»

—лово «средневековье» стало очень частым, когда речь идЄт о таких судебных актах. »сторик, медиевист, профессор –√√” Ќаталь€ Ѕасовска€ с этим не согласна. ќна первым делом обращает внимание на возраст –услана —околовского: ему 23 года.

– “акой молодЄжный бунт под девизом «мы отвергаем все ваши ценности» характерен дл€ самых разных эпох, – замечает она. –  лассика – это ‘ранци€ 1968 года (студенческие демонстрации, которые привели к переменам в политической системе ‘ранции. – ѕрим. «‘онтанка»). “ам стараютс€ забыть, будто этого не было, но было, было... “акое у всех было. Ёто €вление историческое, с глубокой давности: молодое поколение пытаетс€ бунтовать против ценностей своих предшественников. »ли начало XX века – предбольшевистска€ –осси€: декаданс – это был тоже эпатаж общества. ћолодые люди во все времена хотели переделать общество, но часто при этом переходили какие-то общечеловеческие границы. ј сейчас молодЄжь живЄт в »нтернете, поэтому часто тер€ет границу: где реальность, а где их вымышленный мир.

Ќо в разные времена, продолжает Ќаталь€ Ѕасовска€, историки вид€т и другое €вление.

– ¬ерующие станов€тс€ более агрессивными, чем это предписывает им религи€, – рассказывает она. – Ёто свойственно эпохам не очень благополучным, переживающим серьЄзные трудности, кризисы. Ћюди ищут утешени€ в боге, но вместо того чтобы ,искать его смиренно, они хот€т политической поддержки. ћне кажетс€ это таким же нелепым, как и сама игра в покемонов в церкви. Ќо наше врем€ действительно непростое, это аксиома. —тать€ об оскорблении чувств верующих у нас такова, что при желании можно поворачивать еЄ в любую сторону, в том числе использовать дл€ про€влени€ такой нетерпимости. ’от€ можно было просто показать мальчишке, что он нелеп, неинтересен. ¬место этого приговор сделал его интересным.

»рина “умакова, «‘онтанка.ру»


ѕодписывайтесь на канал "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

17 ма€ 2017 г. 20:34
¬ —вердловской области св€щенника обвинили в сексуальных домогательствах к молодому прихожанину-инвалиду ћолодой человек подал за€вление в полицию, однако ему отказали в возбуждении уголовного дела
17 ма€ 2017 г. 09:18
stereomag: мне любопытно, вер€щие в Ѕога представл€ют себе всю грандиозность проекта мироздани€? например, насекомых на «емле описано более миллиона видов. а всего их на планете не менее 2 млн. видов. если задатьс€ целью спроектировать в одиночку такое количество достаточно сложных "изделий", модифицирующихс€ в процессе эксплуатации, предусмотреть дл€ каждого, по-меньшей мере, способ получени€ энергии дл€ своего функционировани€ и метод производства себе подобных, на это потребуетс€ сумасшедшее количество времени. в Ѕиблии, правда, процессу создани€ насекомых отдельного дн€, вроде. не выделено. и день, как бы, не день, а некоторый промежуток времени. но хотелось бы посмотреть на пакет божьей документации на проект "«емл€" с бизнес планом, планом-графиком проведени€ работ, взгл€нуть на смету по расходным материалам...
17 ма€ 2017 г. 08:15
stereomag: ¬ы все напутали. Ѕытие Ѕожье следует из постановлени€ ¬ерхне-»сетского районного суда.
17 ма€ 2017 г. 07:18
ќсознание Ѕожьего присутстви€ возникает от пристального взгл€да в мироздание. ≈го объективность, структурность, иерархичность, гармони€ и репрезентативность в пространстве и времени вы€вл€ют следование детальному изощренному промыслу в преследовании далеко идущего замысла. “вор€щее начало, воплотившее всеобъемлющий промысел, есть исток и вершина системы мироздани€, где кажда€ суть есть система своего про€влени€ и подсистемы сути надсто€щего уровн€, и так до самого верха иерархии, который, собственно, и €вл€етс€ Ѕогом. —вершившийс€ в мироздании промысел Ѕожий дан нам в ощущени€х органами чувств и в измерени€х разнообразными сенсорами и изучаетс€ наукой, постигающей Ѕожьи законы его строени€ и взаимодействи€. —истемам свойственна целенаправленность и функциональность, что наводит на мысль о продуктивном замысле мироздани€. ѕоскольку мощь “ворца, про€вленна€ в мироздании, предполагает ≈го всемогущество, всеведение и вездесущность, то серьезно, без лукавства говорить о замысле можно только в отношении некой неопределенности, выход€щей за пределы промысла ≈го. Ёта неопределенность (при всемогуществе, всеведении и вездесущности) может образоватьс€ только при наличии свободной воли, отпущенной на самосто€тельное про€вление. ¬ качестве носител€ свободной воли определен человек (человечество), от которого —оздатель ждет воплощени€ —воего замысла. –езультаты Ѕожьего промысла изучает наука (науки), а постижение замысла —оздател€ и путей следовани€ ему остаетс€ за религией (религи€ми). “аким образом, Ѕожие присутствие в ћироздании первично, а религии как формы богопознани€, богообщени€, богослужени€ вторичны. Ёто дело людей, потому не лишено человеческих недостатков, что не должно мешать жить с Ѕогом в душе, поступать по Ѕожески, ибо сказано Ђ—пасис€ сам, и вокруг теб€ спасутс€ тыс€чиї.
16 ма€ 2017 г. 22:35
Greyshadow: согласен, только не "все", а те, кому положено — "кормовой базе" властителей теле1

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 5 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: