Сейчас

+9˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+9˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 7

1 м/с, вос

770мм

65%

Подробнее

Пробки

1/10

Секретный подвиг: Как пассажирский Ту сел в Неву

5553
ПоделитьсяПоделиться

21 августа 1963 года в Ленинграде совершил посадку на воду Невы пассажирский Ту-124, летевший из Таллина в Москву. В истории авиации этот случай назван первым в мире успешным приводнением гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду. Шесть человек экипажа и 44 пассажира не пострадали. Но более 30 лет все данные о происшествии были засекречены. Почему - разбирался журналист "Фонтанки" Константин Ранкс.

Спустя полвека авиаэксперты признают, что только счастливый случай и мастерство летчиков не дали самолёту рухнуть в центре города на Исаакиевский собор.

Рейс этот, как вспоминают участники событий, с самого начала не задался. После взлёта в 08:55 из аэропорта Юлемисте не убралось переднее шасси, или, как говорят лётчики, «передняя нога». Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, поэтому диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде.

В «Пулково» к этому моменту в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт, прибыла пожарная техника и бригады скорой.

К 11:00 лайнер на высоте около 500 метров уже кружил над Ленинградом, вырабатывая топливо. Каждый круг занимал около 15 минут.

Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой. Он дал приказ команде попытаться с помощью шеста полностью выпустить шасси. В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда согласно приборам топлива оставалось около 750 литров (достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково»), из-за нехватки горючего остановился левый двигатель.

Тогда борту было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Когда самолёт пролетал вблизи Исаакиевского собора и Адмиралтейства, заглох второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города.

Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить экстренную посадку на поверхность Невы. Самолёт миновал Литейный мост менее чем в 90 метрах от воды, перелетел Большеохтинский мост на высоте 30 метров, пронёсся в четырёх метрах над строящимся мостом Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Ширина реки в этом месте — почти 400 метров. Ту-124 остался на плаву, однако через дыру в фюзеляже в корпус самолета хлынула вода. 

Оказавшийся рядом паровой буксир оттянул самолёт к берегу. Командир буксира Юрий Поршин сумел завести крыло тонущего авиалайнера на стоявшие у берега плоты. Крыло согнулось при ударе о воду и стало похоже на трап. По нему пассажиры смогли выйти сначала на бревна, а уже потом на сушу. 

Посмотреть на приводнившийся пассажирский самолет пришли сотни, если не тысячи ленинградцев. Первой, как водится, на месте происшествия оказалась милиция. Это для того, чтобы к самолету никого не подпускать, ну и, понятное дело, не давать фотографировать. Подобные происшествия в ту пору замалчивались. Хотя на Ленинградском радио вечером 21 августа прошло короткое сообщение о благополучной посадке авиалайнера на Неву.

Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Таллин. А экипаж в составе семи человек – капитана В. Мостового, второго пилота В. Чечнева, а также В. Царёва, И. Пермина, В. Смирнова и бортпроводника А. Александровой – был задержан для расследования. Мостового уволили, хотя позже и наградили орденом Красной Звезды, а его экипаж — медалями. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Поршина наградили Почётной грамотой и часами.

ЛАЙК2
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ1

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close