$57.65р
69.07р
¬ —ѕб: 10∞C

»з православи€ не получитс€ идеологии

12.09.2017 20:40 105
јндрей  онстантинов / јндрей  онстантинов
12 сент€бр€ по Ќевскому проспекту прошел крестный ход в честь принесени€ мощей јлександра Ќевского из ¬ладимира. ¬ нем, по данным ћ¬ƒ, прин€ло участие более 100 тыс€ч человек. ѕо оценкам журналистов, 20 тыс€ч. √ендиректор ј∆”–а писатель јндрей  онстантинов рассуждает, почему проводить крестный ход в будний день в центре города Ц неоднозначна€ иде€.

я – человек крещеный, православный, но умеренный. я не соблюдаю обр€дов, которые положено соблюдать православному христианину, в церкви бываю два раза в год, на ѕасху и –ождество. ƒл€ мен€ это скорее часть национальной традиции, чем серьезное отправление религиозного культа. » € думаю, что таких людей – кто отождествл€ет себ€ с православной традицией, но при этом остаетс€ светским человеком, – много.

“ех же, кто строго соблюдает религиозные правила, € думаю, не более 10 – 12%. », наверное, именно эта категори€ будет видеть исключительно положительные моменты в св€зи с крестным ходом. ” остальных же это будет вызывать некоторое недоумение, граничащее с раздражением. Ќе только из-за пробок, но и в св€зи с не очень четким пониманием того, зачем это нужно.

ћне кажетс€, общение с богом – это личное дело. Ќе об€зательно дл€ этого вставать плечом к плечу, это не первомайска€ демонстраци€. “о, что делает епархи€, она имеет право делать, это согласовано, закон не нарушаетс€. ј вот стоит ли? √ородским власт€м – светским городским власт€м – нужно хорошо подумать над этим. ѕопробую объ€снить.

ћне кажетс€, что наши власти – и федеральные, и городские – не очень пон€ли урок из ситуации, св€занной с »саакиевским собором. ќна, между тем, показательна. »менно грамотно оценив этот опыт, можно было сделать выводы и по поводу крестных ходов посреди рабочей недели на Ќевском проспекте.

∆ил-был »саакиевский собор на прот€жении долгого времени как музей. Ёто государственна€ собственность, символ ѕетербурга и его достопримечательность, а мы все – наследники советских традиций в стиле «все вокруг народное, все вокруг мое». —оответственно, все горожане считали »саакиевский собор своим: сильно воцерковленные православные, не сильно воцерковленные, атеисты, католики, мусульмане, иудеи, буддисты. ¬се говорили: это наш собор. ѕотому что это – музей, мы не воспринимаем его как религиозный культовый объект, поэтому он наш, он нам всем принадлежит. ѕотом принимают решение передавать его православной епархии, и он становитс€ собственностью православных. ƒа, они говор€т, что любой может прийти, но это уже не считаетс€, потому что, когда €, будучи православным христианином, прихожу в кафедральную мечеть, € все равно понимаю, что € здесь чужой, это не мое, это территори€ мусульман, а € прихожу в гости. «начит, условно, существенна€ часть горожан начинает приходить в гости туда, куда раньше они могли приходить как к себе домой.

» дальше мы получаем интересные цифры опросов, которые не сильно публикуютс€ в большой прессе. ¬округ темы передачи »сааки€ –ѕ÷ возникает рекордно протестна€ дол€ населени€, под 50%, такого не было ни по одному вопросу. ј почему так? «„то плохого?» – вопрошают православные активисты. «—троилось как церковь, и будет церковь. „то ж вы так все?» ј ровно потому, что раньше это принадлежало всем, а теперь будет принадлежать вам, а остальные в гости будут приходить.

— крестным ходом получаетс€ ровно така€ же истори€. ¬падают в прелесть и восторг те, кто видит в этом возможность свидетельствовать о своей вере и так далее. ” остальных это может вызвать другие эмоции. ¬спомните безумие по поводу  урбан-байрама: перенесение праздника знаний,  раздражение у людей, относ€щихс€ к другим конфессиональных группам. ¬ы получите раздражение и тут, даже от тех, кто носит крестик, но не хочет ходить кругом. ¬ременные неудобства не вызовут восторга у атеистов, у католиков, протестантов, иудеев, буддистов. ƒавайте замерим, у какой части восторг и прелесть, и у какой части вопросы – стоит ли. » стоит ли не обращать внимани€ на это, особенно в преддверии президентской кампании. ≈сли вы собираетесь обрабатывать народ тем, что вызывает раздражение, то вы неважнецкий миссионер, и миссионерскую функцию, котора€ в этом крестном ходу заложена, вы можете провалить.

≈сли учительница боретс€ за дисциплину спорными методами, она может дискредитировать идею, которую провозглашает. » мне это представл€етс€ важным. ѕетербург всегда был особым городом, где переплелось много культур, всегда было огромное количество иностранцев, и все это было не очень прин€то. Ёто св€зано не с тем, что новейшие традиции крестных ходов заложил господин  ичеджи. я думаю, что по всей стране происход€т попытки заменить отсутствующую, не обретенную государственную идеологию православием. ”теша€ себ€ тем, что раз ничего нет, то на безрыбье и рак – рыба. ќшибка заключаетс€ в том, что если у вас есть пушка, а боеприпаса соответствующего калибра нет, то попытка выстрелить из пушки снар€дом меньшего калибра может не просто провалитьс€, может вызвать беду. ѕотому что религи€ не может полностью заменить идеологию, особенно в 21-м веке. –елигии не хватало дл€ отправлени€ всех идеологических функций уже во времена крестовых походов. –елиги€ была почти идеологией во времена, когда в –имской империи становились христианами римские императоры. ј почему сейчас такое беспокойство, и почему хочетс€ начать стрел€ть из этой пушки снар€дами несоответствующего калибра, не обраща€ внимани€ на безумный риск? ѕотому что прошли те времена, когда гор€чие головы прин€ли  онституцию, котора€ запрещает –оссии идеологию иметь. “огда это было св€зано с т€желым наследием коммунизма, так все наелись идеологии, что считали, что люба€ идеологи€ есть вред и чума. ѕотом стали огл€дыватьс€ вокруг и заметили, что есть вполне успешные государства, где, оказываетс€, идеологи€ тоже есть.

ƒл€ простоты возьмЄм два очевидных примера. ≈сть государство »зраиль. “ам есть идеологи€, сионизм, и есть государственна€ религи€, иудаизм. » сионизм базируетс€ на нескольких столпах, один из которых – иудаизм. Ќо скопировать опыт »зраил€, в том числе в государственном строительстве и использовании идеологии, нельз€, в силу серьЄзных различий, которые между нами есть. »зраиль – это все-таки, как гласит его конституци€, государство еврейского народа, то есть это почти мононациональное государство. ћы  уж точно такими не €вл€емс€, у нас огромное количество €зыков, народов, религий, чего угодно. ¬ силу этого, если и делать в обретение новой идеологии ставку на православие, надо хорошо подумать о том, как к этому отнесетс€ все наше содружество.

Ѕерем вторую страну, котора€, наверное, может показать успешный опыт. —трана, котора€ обладает государственной идеологией и при этом успешна в мире, – это —Ўј. “ам идеологи€ лидерства и исключительности, а также того, что за миром нужен пригл€д.  акое отношение к этой идеологии имеет религи€? ѕочти никакое. ќни выработали эту идеологию, наход€сь в постхристианском обществе. ќни были протестантскими, а потом стали от этого уходить.

ƒва примера, оба успешные и оба разные. ј как быть нам? ѕоиски национальной идеи стартовали с достаточно большим опозданием. ¬ 90-х об этом мало кто думал, там были другие задачи. 90-е прошли, наступило похмелье и понимание. »деологи€ – это национальна€ иде€, возможность начертать себе цель, маршрут и понимание небессмысленности жизни, того, что ты участвуешь в каком-то важном деле. Ётого понимани€ сейчас нет. ј человек не скот, он хочет прожить жизнь во им€ чего-то важного. » сейчас люди задают себе вопрос: ради чего € хожу на работу, тружусь? ƒети, воспитание, да, а высокое – что? –ади чего —ири€, ради чего там гибнут наши люди? Ќеужели дл€ того, чтобы большим боссам жилось спокойно, и они могли зарабатывать?  ак только человек не отвечает себе на этот вопрос, он становитс€ напр€женным, он огл€дываетс€ и раздражаетс€.
”спешно работающа€ идеологи€ дает неверо€тную силу. Ёто не просто сила выживать в кольце врагов, это сила миром править, у нас пока нет этой силы. ѕоэтому наша ситуаци€ сопоставима с ситуацией 1945 года, когда американцы показали, что у них есть €дерное оружие, а у нас не было его, и мы видели, что оно  творит. „то тогда сделал —оветский —оюз? —оздали центр, посадили  урчатова туда, выдали результат к 1948 году, и это было чудо. Ѕешена€ работа  урчатовского центра привела к тому, что мы стали очень серьЄзными лидерами в деле производства этого разрушительного оружи€. ≈сли € утверждаю, что нынешн€€ отсутствующа€ идеологи€ – это отсутствующее оружие, надо пойти по логике того, что один раз дало позитивный результат. √де у нас центр по разработке идеологии и национальной идеи? я его не вижу, а его нужно было создать.  рестный ход результативен только с точки зрени€ «поставить чиновничью галочку и отчитатьс€». »сторические процессы, как правило, происход€т вопреки таким галочкам, которые говор€т, что все хорошо. Ќужна структура, способна€ на серьезную исследовательскую и практическую работу по опробованию и внедрению новых идей. Ќужно моделировать пространства, набирать добровольцев, создавать микросоциумы по принципу маленьких городков и экспериментировать.

ѕатриотизм, милитаризм и православие – это инструментарии, но никак не цель. »деологи€ обозначает конечную цель как заманчивую. ј у нас кака€ цель? ћы просто хотим, чтобы нас никто не трогал, и все было хорошо? Ёто не цель. ћы хотим, чтобы никто не раскачивал лодку, и было хорошо главным олигархам? Ёто не может быть целью. Ќе может быть целью консервирование того, что есть сейчас. ÷ель – она всегда более прекрасна€, чем то, что есть сейчас, она ман€ща€, и потому вы идете за этой путеводной звездой. ј такого рода крестные ходы в основном служат дл€ консервации того, что есть сейчас. Ќикто не отвергает православие и другие религии, их нужно учитывать, когда вырабатываешь идеологию дл€ многоконфессиональной и многонациональной страны. Ќо пытатьс€ использовать православную идею и традицию как стержневую – это попытка может выстрелить из пушки снар€дом несоответствующего калибра. ќтчитаетесь, красиво все будет, но насколько вы этим поможете делу?

—коро начнетс€ президентска€ кампани€. » в тех услови€х, в которых оказываетс€ мир сейчас, любые неправильные шаги намного более опасны, чем в других ситуаци€х. Ќарод придет на выборы, но в каком количестве?  огда люди наход€тс€ в толпе, им кажетс€, что их много, их большинство. ¬ ѕетербурге живет 5 миллионов человек, и на крестный ход не вышел даже миллион. Ёто не большинство. —ейчас у чиновников сложна€ ситуаци€. ќни сами озвучили цифру: 70%-на€ €вка на выборы и 70% проголосовавших за президента. ќни в открытую говор€т, что не вид€т особой проблемы в том, чтобы 70% проголосовали за ѕутина. ј вот 70% €вки – это больша€ проблема. ќни научились справл€тьс€ с результатом голосовани€, а с вопросами €вки все гораздо сложнее, и поэтому стоны отча€ни€ раздаютс€ из разных официальных ведомств.  ак только €вка на выборах составл€ет 25 – 30%, становитс€ очень легко подн€ть спекул€цию относительно легитимности власти, сказать: «Ѕольшинство населени€ вас не избирали». “о, что было не опасно 3 года, 5 лет назад, опасно сейчас. “о, что сейчас € вижу в преддверии президентской кампании, можно назвать одним словом: «мечутс€». ” мен€ ощущение, что сейчас, что им ни скажи, они скажут: «Ќе до того, не врем€, тут бы управитьс€». ќни считают, что засовывают в организм действительно полезную таблетку этим крестным ходом, а € в этом не уверен.

„иновники, в том числе чиновники ќ“ церкви, – люди трусливые, они бо€тс€ ошибитьс€. ј дл€ того, чтобы находить верное решение, нужно идти на риск, экспериментировать. Ќо перед выборами страшно, шкурное важнее, чем интересы дела, поэтому решать идеологические вопросы православными бородачами – это то же, что искать потер€нные ключи не там, где ты их потер€л, а там, где светло, под фонарем. я не верю в опасность православных фанатиков, не в этом дело. ќпасность в том, что мы потер€ем врем€. ћы и так его очень много уже потер€ли.

Ќадо отдать должное коммунистической идеологии – долгое врем€ она была убедительна и эффективна. ¬ том числе и потому, что была привлекательна не только дл€ граждан нашей страны, но и дл€ миллионов людей во всем мире. ¬ырабатыва€ новую идеологию и новую национальную идею, необходимо помнить об этом. ѕатриотизм не может быть национальной идеей, он может быть лишь одним из свойств этой идеи. ѕричем в той мере, чтобы эта иде€ была бы симпатична и привлекательна не только нам, но и многим люд€м из других стран: и ≈вропы, и јзии, и јмерики, и јфрики – в общем, всего остального мира.


© ‘онтанка.–у

 омментарии

19 сент€бр€ 2017 г. 09:11
ќ,  онстантинов "отдаЄт должное коммунистической идеологии"! :)
17 сент€бр€ 2017 г. 09:47
÷ель всех верующих — рай, спасение. Ќо, что они вечно будут делать в этом раю, не представл€ют.
15 сент€бр€ 2017 г. 23:44
shrit:
√лавное не лезть со —¬ќ»ћ» представлени€ми к остальным
верно на 146% !!!
15 сент€бр€ 2017 г. 23:41
iayaaz: ¬озможно...а возможно что и так как € это описал.. ѕо мне так верить/не верить это Ћ»„Ќќ≈ дело каждого.√лавное не лезть со —¬ќ»ћ» представлени€ми к остальным
15 сент€бр€ 2017 г. 21:01
shrit: он наверное имел в виду, что у каждого бога есть им собственное, которое пишетс€ с заглавной буквы?
Ќаписать новость

‘ото JPG / GIF, до 5 мегабайт.

Ќе забудьте указать свои контакты

я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
¬ведите цифры с изображени€: