$57.47р
67.56р
В СПб: 6°C

Как "опешеходить" Петербург

19.09.2017 11:44 442
Пешеход на первом месте, водитель на втором - такую идею в ближайшие пять лет Смольный планирует реализовывать по нескольким десяткам адресов в центре города. Для этого понадобятся средства «Газпрома», города и Москвы.

Концепция развития пешеходных пространств, рассчитанная на пять лет (до 2022 года) охватывает сразу несколько центральных районов города. Работу комитета по градостроительству и архитектуре в ближайшее время рассмотрит Смольный. Зампред КГА Лариса Канунникова рассказала «Фонтанке», где в ближайшие годы будет интереснее и проще гулять пешком, если концепцию примут, и почему она будет не похожа на московский проект.

– Как формировался этот проект — вы спрашивали горожан, анализировали пешеходный трафик?

– Главным ориентиром было сохранение самоидентичности. Индивидуальности города и каждого конкретного места. Петербург – город особый, у него свой стиль жизни, да еще и у каждого из районов — не такой, как у соседа. Унификация тут не подойдет. Наш проект — часть федеральной программы формирования комфортной городской среды, но нам не подходят те стандарты, которым следуют другие. Москва прошла по другому пути, там больше унификации, поэтому столица развивается так, как развивается. Мы же еще с 90-х думаем иначе: в Петербурге каждый двор, улица и пешеходная зона должны иметь свое лицо. Так, чтобы житель, выходя из дома каждое утро, видел нечто особенное, что можно любить, чем можно гордиться.

Что касается подготовки, то мы взяли всю информацию по велодорожкам и веломаршрутам, которыми занимаются в КРТИ, взяли туристические схемы у комитета по туризму, взяли исторические данные по всем районам. И, конечно, комитет внимательно изучал, где и что хотят сделать жители. Во-первых, были социологические опросы — за это отвечали администрации районов: где-то опрашивали через Интернет, где-то — через муниципалов. Во-вторых, мы подняли социологическое исследование, которое проходило в рамках программы «Твой бюджет». По пяти районам. И посмотрели, что предложили нам жители: оказалось много отличных идей. Однако люфт между тем, что мы предложили, и тем, что хотят горожане, все-таки есть.

– Насколько большой?

– Ну, к примеру, в Центральном районе мы почти совпали с пожеланиями горожан. А вот в Адмиралтейском — нет, есть серьезное расхождение: мы хотим больше развивать локальные объекты, дворы, а жители отдают предпочтение линейным объектам, пешеходным и рекреационным зонам, пространствам для коммуникаций. В этом районе очень много проблемных дворов, поэтому мы хотели их облагородить. Так что будем искать компромисс. В приоритете остается Новая Голландия, вокруг которой будут развивать пешеходные пространства, связующие остров с Исаакиевской площадью и Конногвардейским бульваром в единый пеший маршрут. Но и дворы вокруг тоже будут обследованы и приведены в порядок.

А в Петроградском районе опросы показали, что люди хотят как можно больше зелени. Мы посмотрели схему озеленения, дорог, велодорожек, проектируемых на следующий год. Изучили основные туристические векторы, объекты охраны, культуры, памятники, монументальные места, театры. И даже с помощью «Красивого Петербурга» выяснили, какие места на Петроградской больше всего «лайкают» в Интернете, больше всего обсуждают. И потом все эти разные схемы свели в одну — в результате получили готовую приоритетную схему и выявили несколько адресов, где совершенно точно нужны новые рекреационные зоны. На данный момент это Большой проспект Петроградской стороны, потом наиболее посещаемый пешеходами Александровский парк, о реконструкции которого уже было объявлено, и – довольно неожиданно для нас – Карповка.

– Набережная Карповки станет пешеходной?

– Не вся и не сразу, конечно. Пока речь идет об участке набережной, где нет движения пешеходов, где все перекрыто заборами; раньше там стояли катера яхт-клуба «Петроградец», теперь их оттуда убрали. Глава района уже собирал предприятия, которые там есть, и они готовы свои заборы подвинуть; потому что вообще-то это все городская территория, кадастры предприятий находятся за красными линиями набережной. Фактически там самозахват земель — в зеленой зоне, в одном из центральных районов. С этим надо что-то делать: на городской земле общего пользования петербуржцы должны иметь комфортный выход к воде. К тому же тут так много студентов, молодежи, людям нужно открыть это место. И соцопросы тоже показали определенное желание сделать тут пешеходное пространство. Это не значит, что движение перекроют — подчеркну, не пешеходную зону, а пешеходное пространство. Будет и проезд, и нетиповые игровые площадки, и веломаршруты.

– А что будет с Большим проспектом?

– Реконструкция на основе смешанного финансирования — городского, муниципального и частного. Дворы сделают муниципалы, фасады и само благоустройство – исполнительные органы власти, и плюс инвестор, который выберет адреса. Предполагается, что это будет «Газпром»; сейчас они выходят на Кронверкскую набережную в рамках реконструкции Александровского парка и рассматривают вопрос о Большом проспекте. Это большое подспорье для бюджета. Не исключено, что выйдут туда на следующий год или через год. Большой – один из любимых туристических маршрутов, а теперь еще и модное место, бутиковый рай. Тут расширят тротуары, приведут в порядок фасады, торшеры поставят, обновят освещение.

– Расширят тротуары за счет проезжей части?

– Нужно чему-то отдавать приоритет все-таки. Речь идет о том, что где-то главную роль будет играть не автомобильное движение, а пешеходное. Это не значит, что мы водителей выкидываем за борт; это значит, что в этом конкретном месте много пешего движения, и для него недостаточно создано условий. Почему мы и общественников подключаем, социологов – чтобы не жесткое решение принимать, а искать компромисс. Так, в том же Александровском парке подавляющее большинство опрошенных жителей хотели, чтоб оттуда убрали машины. Если говорить о Кронверкском проспекте, то здесь студенты ИТМО делали большой соцопрос, молодые люди ходили с обследованиями, считали, где и сколько ходит людей в выходные и будни, и в результате сделали вывод, что не хватает ширины тротуаров. И что открытые дворы, выходящие на проспект, надо сделать частью общей картины, продолжением зеленого курдонера. В газпромовской программе реконструкции Кронверкской набережной тот же принцип — пешеход на первом месте, водитель на втором. Подземная парковка, которая была предложена в рамках победившего проекта реконструкции Александровского парка, вскоре уже выходит на Совет по культурному наследию. Пока неизвестно только, будет ли там со стороны сада заезд или с соседней параллельной улицы.

– Кронверкская набережная, Большой проспект — это же еще не все газпромовские программы?

– Изучается возможность реконструкции Конногвардейского бульвара. И, возможно, — подчеркиваю, еще никаких решений нет, — компания займется Адмиралтейской набережной. Не исключено, что там расширят тротуар, как на Захарьевской — с правом проезда и парковки в «карманах». Кроме того, по традиции, работы захватят и дворы, которые имеют выходы на Неву.

Еще один газпромовский проект — реконструкция 1-й Советской улицы, которую полностью сделают пешеходной. Сейчас ее делят между собой пешеходы и платная парковка; ни у пешеходов, ни у авто нет четко выделенной зоны, люди ходят между машинами прямо по проезжей части, на разбитых тротуарах какие-то ларьки. Мы ожидаем, что уже в сентябре начнутся работы на Кронверкской набережной, на оставшейся части Большой Морской улицы (у Главного штаба) и тут, на 1-й Советской: здесь тоже появится гранитное мощение, линия деревьев посреди улицы, по типу бульвара, и символ этого места — карета. Эта улица когда-то называлась Новой Каретной — здесь кареты хранили и ремонтировали.

Кстати, что касается Большой Морской — здесь петербуржцам впервые покажут историю мощения: выложат большие квадраты, начиная от деревянного и заканчивая гранитным. И насколько я знаю от сотрудников Эрмитажа, этот участок улицы сейчас оформляется в ведение музея, тут будут выставки современного искусства – под открытым небом.

– В концепции есть и Васильевский остров.

– Василеостровцы невероятно активны, так что тут тоже ожидаются, надеюсь, перемены, и приятные. Жители острова отправили письма губернатору и президенту, в которых они просят о создании линейного парка — зоны, которая сейчас тянется вдоль ЗСД и не входит в ЗНОП. Сегодня это просто территория рекреационного назначения, восточнее намыва и примыкающая с востока к ЗСД. Мы включили этот парк в Концепцию. Надеюсь, что его дополнят и те зеленые зоны, которые оформят «клинья» намыва, окружающие пассажирский порт. По крайней мере, на данный момент известно, что Группа ЛСР готовит проект планировки на южном «клине», и там тоже будут зеленые пространства.

Еще одной рекреационной зоной станет Смоленка. Там новостройки давно вплотную подошли к реке, а нормальной набережной все еще нет. НИПЦ Генплана уже ведет проектирование благоустройства Новосмоленской набережной, и к концу этого года должен закончить. Работы начнут в 2018 году. Причем надо заметить, что там по-другому воспринимается пространство, поэтому много необычного, яркого можно сделать – малые архитектурные формы, качели, освещение особенное. Должно получиться красивое и притягательное место, которых в этой части острова не хватает.

И есть еще одна интересная программа, о которой стоит отдельно сказать. Два года назад мы запросили у всех администраций, где у нас дома инвалидов, дома престарелых, центры реабилитации и т. д. Да, для них строят пандусы, какие-то условия внутри помещений создают, но когда они выходят на улицу — где им отдохнуть? Вот для них разрабатываются и уже реализуются проекты таких особенных площадок, мест отдыха и досуга, непохожих ни на детские обычные площадки, ни на спортивные. Это места, которые специально приспособлены для того, чтобы такие люди могли там с комфортом и удовольствием проводить время на воздухе. Подобных мест предполагается сделать около двухсот по всему городу. Из этих двухсот 46 включены в нашу Концепцию, то есть запланированы на ближайшие пять лет.

- Это пока только планы?

– Нет, два проекта уже реализованы. Например, Варшавская, 16, Московский район, центр реабилитации для детей. Они раньше вообще не могли выйти на улицу, не было условий. Вы бы видели глаза этих детей и воспитателей, когда они вышли на площадку. Там буквально все приспособлено для их нужд: к примеру, обычная песочница устроена как стол, на ножках – чтобы можно было подъехать на колясках и поиграть не нагибаясь.

А в Невском районе есть центр реабилитации после военных действий. Живут там шикарные мужики, красавцы, хоть конкурс красоты устраивай. Только все без ног. И вот они, находясь в реабилитационном центре, ездили на спортивную площадку в другой конец района. Мы расчистили там пустырь рядом, сделали тренажеры, все оборудовали – и я хочу сказать, мужчины плакали. Это надо видеть. Я сама езжу по этим адресам, чтобы понимать, какие конкретно где условия. Причем все эти площадки, каждая индивидуально, делаются по их техзаданиям. Это они рассказывают, что им нужно, а не просто мы формально берем с потолка что-то для маломобильных групп. В этом году в городе появится еще пять таких мест.

Беседовала Елена Зеликова, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

Комментарии

2 октября 2017 г. 10:23
dude81: Идея шикарная, только гранд на освоение выделили бы. Это же не стадион)))
2 октября 2017 г. 10:20
***: М...да, и выделенку для роллеров)))
22 сентября 2017 г. 17:32
zhitel spb: Я дико извиняюсь, Вы доводы тех, кто с Вами не согласен. читаете? Или только "кому надо, тот пусть покупает"
22 сентября 2017 г. 14:42
zhitel spb: Паркинг это часть необходимой городской инфраструктуры. вертолет не является инфраструктурой. А вот посадочная площадка является и за то что бы она тоже была бесплатной для вертолетов.
22 сентября 2017 г. 14:11
Maramoy: может и куплю когда заработаю такие деньги А те кому паркинг нужен тоже пусть покупают

Материалы рубрики

Cтатьи Новости
    еще новости
    Написать новость

    Фото JPG / GIF, до 5 мегабайт.

    Не забудьте указать свои контакты

    Я принимаю все условия Пользовательского соглашения.
    Введите цифры с изображения: