$57.27р
67.36р
¬ —ѕб: 7∞C

–усский музей прос€т поделитьс€ св€тым

05.10.2017 12:20 76
–усский музей прос€т поделитьс€ св€тым / Ђјрхангел √авриилї (Ђјнгел «латые ¬ласыї)//√–ћ
—отрудники –усского музе€ бьют тревогу: с подачи ћинкульта сокровищница может лишитьс€ своей самой знаменитой иконы. ≈е перемещением планирует зан€тьс€ тот же бизнесмен, который уже увез в коттеджный поселок под ћосквой икону “оропецкой Ѕогоматери. —мысл в повышении рождаемости.

»кона XII века «јрхангел √авриил» («јнгел «латые ¬ласы»), названна€ на сайте музе€ «гордостью собрани€» древнерусской живописи и «уникальным пам€тником эпохи  иевской –уси», может сменить прописку. ѕричем инициатором такого шага будет не музей, и даже не ћинистерство культуры. ј бизнесмен —ергей Ўмаков, от фамилии которого в музее уже вздрагивают после того, как он в 2009 увез в свой поселок в ћосковской области, да так и не вернул, другую икону из собрани€ √–ћ.

ќ той истории с иконой “оропецкой Ѕогоматери уже подзабыли, да и разворачивалась она в непон€тной дл€ такой ситуации тишине: просто вз€ли и передали на временное хранение в церковь в коттеджном поселке в ћосковской области шедевр из федерального музе€ (хоть и в специальной капсуле, поддерживающей атмосферу). ј потом, после серии продлений договоров, в –усском музее узнали, что икона эта больше им и не принадлежит — по решению ћинкульта ее теперь курирует московский Ќаучно-реставрационный центр имени √рабар€, который здесь вообще как бы и ни при чем: ему положено принимать предметы искусства только на временное хранение, а не на посто€нное.

 азалось бы, сюжет из области фантастики. Ќо, как известно, у нас и «невозможное возможно». ќсобенно если ты насто€щий патриот — а последнее в отношении Ўмакова не вызывает сомнений: что же еще может двигать человеком, вручившим ключи представителю белорусской делегации, вышедшему на ѕаралимпиаду в –ио с флагом –оссии, и в эфире радиостанции выразившим желание подарить квартиру президенту ѕутину.   слову, обеими акци€ми Ўмаков гордитс€: информаци€ о них украшает раздел новостей на сайте его компании и ее страничку в ‘ейсбуке.

Ќо вернемс€ к нынешней ситуации с иконой «јнгел «латые ¬ласы». «‘онтанка» попросила заведующую отделом древнерусского искусства –усского музе€ »рину —оловьеву восстановить хронологию событий. ѕо ее словам, в сент€бре в музей поступило обращение ћинистерства культуры, в котором ведомство со ссылкой на запрос благотворительной организации «»ваново дело» (по данным системы —ѕј– , —ергей Ўмаков €вл€етс€ ее совладельцем, президентом — —ветлана Ўмакова) интересовалось возможностью временного экспонировани€ иконы в помещении церкви ћихайловского замка. ѕримерно две недели назад в музей, интересу€сь иконой, приезжал министр ¬ладимир ћединский, а на прошлой неделе состо€лась «выездна€ сесси€ представител€ министерства дл€ осмотра церкви ћихайловского замка».

 азалось бы, ћихайловский замок — филиал –усского музе€, так что икона формально не покидает его стен. Ќо, во-первых, вр€д ли иконе пойдут на пользу подобные перемещени€, и, во-вторых, у сотрудников есть основани€ полагать, что это лишь повод, первый шаг, чтобы забрать и это произведение — ведь само по€вление в этой истории «третьих лиц» – повод дл€ беспокойства.

Ќаучный сотрудник отдела древнерусского искусства »рина Ўалина, котора€ первой рассказала о ситуации вокруг народного досто€ни€, поделилась с «‘онтанкой» подробност€ми той встречи: «Ўмакова не было, был его человек, но очень настойчиво давал пон€ть, что вопрос дл€ них решен. Ѕолее того, сообщили, что реставрацией церкви будут заниматьс€ они сами (объект музейный!), и на это у них есть сумма в четыре миллиона рублей...».

” свидетелей той встречи сложилось впечатление, что бизнес и министерство уже без участи€ музе€ договариваютс€, с какой регул€рностью икону перевозить через дорогу (ћихайловский дворец и ћихайловский замок раздел€ют, если верить картам «яндекса», 232 метра): по большим праздникам четыре раза в год или каждый мес€ц...

» »рина —оловьева, и »рина Ўалина рассказали «‘онтанке», что компани€ Ўмакова уже письменно за€вл€ла о своих планах зан€тьс€ изготовлением «кассеты» дл€ хранени€ иконы. » это подтверждает опасени€, что сценарий повторитс€. ”же не говор€ о том, что само нахождение в этой кассете иконе на пользу не идет: экспонат должен «дышать».

 стати, это касаетс€ и иконы “оропецкой Ѕогоматери, котора€ до сих пор находитс€ в ћосковской области в такой капсуле. ¬ –усском музее не осведомлены о текущем состо€нии иконы: как только предмет был выведен из состава фондов, музею мониторинг перекрыли.

«—пециалисты из ÷ентра √рабар€ несколько раз в год приезжают в этот поселок и осуществл€ют мониторинг, вроде там пока ничего катастрофического не произошло, – рассказал «‘онтанке» старший научный сотрудник “реть€ковской галереи, специалист по древнерусскому искусству Ћевон Ќерсес€н. – ѕроблема в том, что посто€нно хранить икону в климатической капсуле — это совсем не так хорошо, как кажетс€ на первый взгл€д. Ёти капсулы вообще-то придуманы совсем не дл€ этого, а дл€ перевозки экспонатов и дл€ их кратковременного экспонировани€ в неподход€щих услови€х. ѕока в капсуле поддерживаетс€ определенный климат — все в пор€дке, но если вдруг прибор выходит из стро€, то в этом небольшом герметичном пространстве услови€ могут резко изменитьс€ за считаные минуты – может сильно подскочить температура, опуститьс€ влажность и так далее. ≈сли то же самое произойдет, не дай бог, в музейной экспозиции — например, если что-то случитс€ с установками музейного климата, то в достаточно обширном пространстве залов изменени€ температуры и влажности будут не столь стремительными, и у нас будет врем€, чтобы прин€ть необходимые меры. “ак что долгое врем€ хранить икону в климатической капсуле, да еще и без посто€нного наблюдени€, € бы не советовал. Ќу а почему не надо держать икону XIV века в практически недоступной церкви, котора€ построена в коттеджном поселке в полной глухомани, – вообще не надо объ€сн€ть».

ѕо словам Ќерсес€на, русских «домонгольских» икон (к числу которых принадлежит архангел) сохранилось немногим более двух дес€тков, и они нуждаютс€ в особых услови€х и в посто€нном наблюдении. Ќапример, в “реть€ковской галерее даже ради важного внутримузейного исследовани€ одну из икон этого времени хранители просто не разрешили снимать со стены. Ќо главна€ проблема нынешней ситуации в –усском музее, по его мнению, даже не в сохранности иконы.

«–ечь идет о том, насколько сам музей осознает себ€ как авторитетный орган, призванный исполн€ть определенную функцию, – говорит он. – ѕотому что по всем законодательным актам последнее слово в вопросах хранени€ и экспонировани€ остаетс€ за музеем и его специалистами. ћы очень хорошо помним аналогичную ситуацию с выдачей “оропецкой иконы Ѕожьей ћатери, когда хранитель иконы, сотрудник отдела древнерусского искусства отказалась подписать акт выдачи, и за нее документ подписал главный хранитель. ≈сли бы он осознавал меру своей ответственности и меру своего исключительного авторитета в решении подобных вопросов, € думаю, икона до сих пор оставалась бы в фондах –усского музе€ и не отправилась бы ни на какую безумную гастроль. ¬опрос здесь, как всегда, – в люд€х: в том, готовы ли они твердо и последовательно защищать свою позицию и спокойно исполн€ть свой долг. »ли вместо этого они предпочитают осуществл€ть разного рода «тактические маневры» и просчитывать, как им будет удобнее и безопаснее».

ѕри этом Ћевон Ќерсес€н отмечает, что нынешн€€ ситуаци€ не имеет отношени€ ни к вопросу отношений музеев и церкви, ни к проблемам в законодательстве:

«Ёто инициатива конкретного человека, которому уже однажды удалось в этом месте всех «построить», после чего он пон€л, что все и дальше будут «строитьс€», если он правильно поднажмет. » вот уже второй раз мы наблюдаем совершенно неадекватную реакцию руководства музе€ на эту инициативу. ѕотому что когда к тебе приходит человек с улицы и говорит: «ј дайте-ка мне вашу самую лучшую икону, потому что € придумал, что € с ней буду делать», ответ может быть только один: «ћальчик, а ты вообще пон€л, куда пришел? ” теб€ много денег? ќчень хорошо! ƒавай ты пойдешь и купишь себе самую дорогую игрушку и будешь в нее играть. » не будешь мешать взрослым люд€м заниматьс€ своим сложным и важным делом». ѕроизнести это нужно спокойно, можно – с легкой улыбкой, но главное – с полным чувством собственного достоинства, проистекающим из осознани€ собственной ответственности. Ќо ни достоинства, ни ответственности руководство –усского музе€ в прошлый раз так и не продемонстрировало, и € очень боюсь, что не продемонстрирует и в этот раз».

—тарший сотрудник “реть€ковской галереи, на хранении у которой, кстати, с 1930 по 1934 год находилс€ «јнгел «олотые ¬ласы», по€снил, что механизмы дать отпор подобным пос€гательствам у –усского музе€ есть, даже при наличии у просителей покровителей в министерстве: нужно созвать расширенный реставрационный совет с участием представителей других музеев, ученых, реставраторов и хранителей, который вынесет постановление — документ, проигнорировать который было бы серьезным нарушением дл€ властей любого уровн€. » у “реть€ковской галереи есть опыт такого решени€ вопроса. Ѕолее того, музею и сейчас посто€нно приходитс€ объ€сн€ть, почему те или иные шедевры не покинут его стен ни при каких услови€х. Ќо, к сожалению, прецеденты, когда музеи сдаютс€ и берут под козырек, — тоже нередки.

«ћы со всей очевидностью понимаем, что достаточно испугатьс€ и уступить один раз, один раз «показать слабину», и аппетитам «просителей» пределов уже не будет, и наглеть они будут всЄ больше и больше: «ј что бы еще попросить? ћожет, попробовать большую императорскую корону надеть и в «имнем дворце на троне ножками поболтать? ћне же все разрешают! ѕотому что € однажды пришел и показал козу в музее, и все испугались». »ли ћединского привел. »ли даже не ћединского: в то врем€, когда развивалась истори€ с иконой “оропецкой Ѕогоматери, давить на √усева и  арлова (главный хранитель –усского музе€. — ѕрим. ред.) ездил лично тогдашний заведующий департаментом культурного наследи€ ћинкульта –амазан  алоев. » это, притом что закон в этой ситуации пока полностью на стороне –усского музе€.  ак хранить и экспонировать свои произведени€ решает сам музей по своим внутренним должностным инструкци€м, утвержденным ћинистерством культуры. Ўмакова в этой ситуации нет, он вообще никак не предусмотрен. » в том, что он по€вл€етс€ снова и снова, — вина исключительно руководства –усского музе€».

»нтересно, что при этом именно с ситуацией в “реть€ковской галерее сравнивают нынешний конфликт в –усском музее: дело в том, что в 1999 году по просьбе патриарха икону ¬ладимирской Ѕогоматери вернули в литургический обиход, поместив в храме —в€тител€ Ќикола€ в “олмачах, который €вл€етс€ филиалом “реть€ковской галереи. Ќо в “реть€ковской галерее апеллируют к тому, что речь тогда шла об одной из главных св€тынь русской ÷еркви, а сама просьба исходила от ее предсто€тел€ — так что пришлось искать компромисс. —овсем другое дело – «јрхангел √авриил», о котором идет речь в ѕетербурге.

«—корее всего, икона «јнгел «латые ¬ласы» не €вл€лась никаким отдельным специально почитаемым или чудотворным образом, – объ€снил «‘онтанке» јлексей Ћидов, заведующий отделом культуры древности »нститута мировой культуры ћ√”, академик –оссийской академии художеств. – ќна входила в состав ансамбл€, скорее всего, деисусного чина, на алтарной преграде, и просто в данном случае ее хот€т использовать как жемчужину коллекции, которую все знают, при этом убрав ее с глаз огромного количества посетителей музе€. ќчень часто говор€т о таком примере, как икона ¬ладимирской Ѕогоматери: ее перенесли в храм, храм получил статус отдела “реть€ковской галереи. ¬се вроде бы замечательно, но практический результат состоит в том, что огромное число посетителей “реть€ковской галереи, до 90%, эту икону не вид€т, до храма не доход€т. Ёту икону вид€т люди, которые либо специально приход€т к ней, либо верующие, прихожане главного прихода. ј мы знаем, какую огромную роль играла икона ¬ладимирской Ѕогоматери в музейной экспозиции, и скольких людей она в советское врем€ обратила к духовной жизни. ≈е роль как своего рода проповедницы византийско-православных духовных ценностей была неизмеримо выше в музейной экспозиции, чем в храме».

ѕри этом јлексей Ћидов считает выдачу иконы «дл€ рекламно-коммерческого использовани€», как это по факту произошло с иконой “оропецкой Ѕогоматери, действием оскорбительным дл€ российской культуры.

«¬се эти рассуждени€ про богослужебное использование не важны, когда речь идет о хрупких древност€х: и в византийской традиции, и в русской традиции они всегда замен€лись осв€щенными копи€ми, в этом не было проблемы», – объ€сн€ет он.

ѕо словам академика, повторение образов было нормальной практикой, реплики служили прославлению образов, и они тоже могли мироточить, что только служило подтверждением силы оригинала. ”ченый допускает, что даже сама ¬ладимирска€ икона Ѕогоматери была списком с чудотворной иконы из ¬лахернского храма.

«Ѕолее того, уже с XIX века сама –усска€ православна€ церковь, как только осознала историческое значение принадлежащих ей пам€тников, сразу стала переводить их в музеи, так что проблема «музеи или церковь» – в принципе надуманна€», – заключает ученый.

–€довые сотрудники в –усском музее говор€т, что настроены дать решительный отпор. ƒело за руководством. Ќа звонок «‘онтанки» ¬ладимир √усев ответил, что «пока нет предмета дл€ разговора». „то он имел в виду, возможно, вы€снитс€ уже сегодн€.  ѕо данным «‘онтанки», утром 5 окт€бр€ директор ¬ладимир √усев проводит по этому поводу совещание с участием заведующих отделами музе€.

—в€затьс€ с —ергеем Ўмаковым «‘онтанке» не удалось — в благотворительном фонде «»ваново дело» сообщили, что он в отъезде. ќднако руководитель фонда «о€ Ќиколаева подтвердила, что фонд направл€л письмо в –усский музей с просьбой переместить икону «јнгел «латые ¬ласы» в домовую церковь в ћихайловском замке, где фонд об€зуетс€ провести реставрационно-ремонтные работы. ¬ыбор иконы в фонде объ€сн€ют... необходимостью поднимать рождаемость.

«¬ы знаете, что јрхангел √авриил несет благие вести, – просветили «‘онтанку» в благотворительном фонде. – ќн принес благую весть родител€м »оанна ѕредтечи — —в€той ≈лизавете и затем Ѕожьей ћатери, ƒеве ћарии, о том, что у них род€тс€ дети. ѕричем ≈лизавета была уже в преклонном возрасте, у них не было детей, и јрхангел √авриил возвестил благую весть, что у нее будет ребенок. » то же самое ƒеве ћарии. » к нему обращаютс€ при бесплодии, при трудном рождении. ” нас сейчас, вы знаете, очень распространено Ё ќ, суррогатное материнство, аборты... ћы против абортов выступаем. » во многом это св€зано с тем, чтобы была блага€ весть, и у многих во многих семь€х родились долгожданные дети».

ѕодтвердила «о€ Ќиколаева и намерени€ переносить икону в церковь ћихайловского замка неоднократно — по большим праздникам. ѕри этом планы увозить в другие храмы — за пределы –усского музе€ — в фонде отрицают.

јлина ÷иопа, 

"‘онтанка.ру"


ѕодписывайтесь на канал "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

11 окт€бр€ 2017 г. 05:41
MShatov: вы же не пес, господин шатов, чтобы чу€ть)))...а когда огульно нападаете, так понимаю, вы просто праздно развлекаетесь и думаю, априори, даже не способны пон€ть, что специалист высочайшего класса »рина Ўалина, реально болеет за судьбу вверенного ей культурного и духовного наследи€, что есть люди долга и чести и соблюдени€ профессиональной музейной этики. ј музеи , господин шатов (боюсь, что удивлю вас) были, есть и остаютс€ одним из важнейших элементов национальной системы сохранени€ культурного наследи€ и обеспечени€ его передачи будущим поколени€м
11 окт€бр€ 2017 г. 05:07
Neva-da: ‘раза ваша "ѕосетител€м музе€ (если они есть) " оскорбительна дл€ всего человечества! вы как рассуждаете?: если редко забредаете в музей, так думаете, и другие не ход€т??? “ак вот, € вас разочарую: ход€т и интересуютс€!!! » даже удивлю вас! : ценность насто€щую понимают ! ј почему нельз€ перенести данную икону в храм, € вам попытаюсь объ€снить. "јнгел «латые ¬ласы" Ч это пам€тник искусства мирового художественного уровн€, шедевр домонгольской иконописи, одна из древнейших русских икон, которых в мире сохранилось не более двух дес€тков, одно из величайших произведений в р€ду национальных государственных сокровищ. ј почему она не в храме? ƒа потому, хот€ бы, что она вообще не существовала бы, если бы те самые музейщики и историки искусства, которых шельмуют теперь на каждом углу, ее не сохранили бы! Ќайдена была во второй половине ’1’ века в "рухл€дной кладовой" в числе икон, предназначенных к уничтожению. Ќайдена, расчищена, атрибутирована и сохранена дл€ потомков, как свидетельство высокой духовности наших предков!!! ј учитыва€ почтенный возраст иконы Ц более 800 лет, состо€ние ее требует посто€нного реставрационного наблюдени€ и сохранности, которую может обеспечить только музей.
11 окт€бр€ 2017 г. 04:13
¬еселый фотограф: а вот и нет) не страшно, милый фотограф) сотрудники –усского музе€ обратились с просьбой прин€ть меры прокурорского реагировани€ в св€зи с подготовкой к изъ€тию из экспозиции √–ћ иконы "јнгел «латые ¬ласы" XII века, читайте новости))
7 окт€бр€ 2017 г. 18:41
Nafanka: вы хотите тут предметного разговора о живописи? или это у вас вечное недоверие к словам собеседника? “о есть когда человек говорит, что умеет обращатьс€ с оружием — вы выдаете "а-а-а-а пон€тно :)))", а когда о живописи — то "вааше без разбора?"  ак считаете — это прибавл€ет желани€ в принципе с вами разговаривать? без обид — вы мне кто така€, чтобы € вам что-то доказывал? особенно с учетом вашего "ааааа пон€тно и вааааще без разбора" „то до икон — да, € считаю их весьма примитивной формой искусства. Ёто не обидное определение. ¬он в палеолите древние охотники тоже из кости что-то вырезали — им тогда это нравилось. » тогда это было круто. ѕотом люди научились много чему — в том числе и в области искусства. “ак и с иконами — без понимани€ перспективы, объема, тени, по вбитым гвоздикам на несколько ограниченных сюжетов — ну да, когда-то это было круто... Ќо сейчас — если не говорить о религиозной составл€ющей — то действительно примитивна€ штука. » что значит "лекал не осталось"? √воздики с тем же успехом можно вбивать по контурам любой репродукции или фотографии. Ѕерете в интернете фотку интересующей вас иконы, распечатываете на прозрачной бумаге, прикладываете к доске — и вперед с молоточком маленьким. — эстетической (подчеркиваю это — не с исторической, не с религиозной) точки зрени€ у вас получитс€ ровно тот "шедевр", с которого вы копируете
7 окт€бр€ 2017 г. 17:47
archi77:
по вбитым гвоздикам перенос контура...
ƒа хоть бы и так))), но печаль то в том, что сейчас то и лекал по которым вбивать гвоздики — не осталось(((
»мпрессионисты Ч на втором
ј импрессионисты-все интересуют, вјјў≈ без разбора? “ам ведь и течени€ разные были, или, к примеру, ранний и поздний периоды творчества?))) »ли вјў≈ все-все?))) Ёто ¬ы так витиевато "ћалых голландцев" именуете?)))

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 5 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: