$56.76р
69.63р
¬ —ѕб: -13∞C

ƒруга€ Ђѕальмираї дл€ ѕутина

03.02.2018 10:42
ƒруга€ Ђѕальмираї дл€ ѕутина / prolinefilm.ru
–оссийские кинематографисты снимают драму о сирийской войне глазами мирных жителей. „астично на деньги ћинкульта, но это не пропаганда. ѕочему Ц Ђ‘онтанкеї рассказал продюсер фильма јндрей —игле.

’удожественный фильм «ѕальмира» должен выйти на экраны в 2019 году. —ценарист и режиссер этого кино – »ван Ѕолотников, продюсер с российской стороны – јндрей —игле, с сирийской – местна€ знаменитость, актриса —улаф ‘авакержи, уже презентовали проект в ƒамаске. ќни готов€тс€ к началу съЄмок, которые пройдут в –оссии, —ирии и “урции. ѕочему этот фильм нельз€ назвать пропагандистским, несмотр€ на софинансирование со стороны ћинистерства культуры –‘, будет ли он интересен бойцам «„¬  ¬агнера», и не вызовет ли изжогу у министра ¬ладимира ћединского, но главное, почему создатели фильма готовы отнести его ¬ладимиру ѕутину на флешке, «‘онтанке» рассказал продюсер јндрей —игле.

- ѕочему именно про —ирию? 

– јвтор идеи – режиссЄр картины »ван Ѕолотников. ќн же соавтор сценари€. — »ваном мы работали уже на фильме «’армс». Ќа мой взгл€д, он перспективный режиссер, человек увлеченный, страстный, зна€ об интересе нашей кинокомпании к фильмам интеллектуальной направленности, о литераторах и по классическим произведени€м, обратилс€ со сценарием к нам. —читаю, что «’армс» получилс€, у него уже несколько наград, в том числе международных – два приза Ўанхайского кинофестивал€ («Ћучша€ операторска€ работа» и «Ћучший сценарий»). ‘ильм «ѕальмира» – логическое продолжение нашего сотрудничества. »де€ фильма вынашивалась два года. ћне она показалась очень интересной и своевременной. ќценили прокатный потенциал. ѕрикинули, сколько потребуетс€ денег. ѕон€ли, что сами не справимс€. ќбратились к нашим давнишним европейским партнЄрам. ќтправили им первую версию сценари€. ќбратились к сирийским. ѕолучили большое количество положительных ответов от партнЄров. » начали работать. ¬сЄ получилось быстро. Ѕольшой пул сопродюсеров позвол€ет нашему некоммерческому кино собрать нужные ресурсы, а потом прокатывать фильм в тех странах, откуда пришла помощь. ѕолучаетс€ «с миру по нитке», гл€дишь, так и бюджет удастс€ вернуть. ћы пока ориентируемс€ на 2 миллиона евро. Ќе заоблачный бюджет.

- ј сколько из этого бюджета русские деньги?

– ѕримерно половина. ќколо 40 миллионов рублей – это поддержка от ћинкульта. ѕо договорЄнности мы должны добавить к этому ещЄ около 30-40% из своего кармана. ” нас есть сирийские деньги. ѕримерно четверть бюджета.

- –оссийские деньги говор€т о том, что российско-сирийский фильм сегодн€ – это обрабатывание некоего госзаказа, пропаганда, которую у нас снова научились делать?

– ћы прошли достаточно серьЄзный отбор, прежде чем ћинкульт решил дать денег. —одержание нашего фильма известно ћинистерству культуры. ћы не скрываем сюжет нашей картины. —кажу больше.  огда у нас был разговор с ћинистерством обороны, и нас попросили не забыть показать образ наших славных ¬ооружЄнных сил, мы им рассказали, что финальна€ бомбардировка в нашей картине приводит к гибели мирных жителей. ј всем известно по заверени€м наших военных, что они не промахиваютс€. » они всЄ пон€ли. ћы никоим образом не пропагандистска€ картина. ћногие не могут этого пон€ть. Ќас уже спрашивали, будет ли в нашем фильме ¬алерий √ергиев дирижировать оркестром в ѕальмире. » пон€тно, почему фильм находитс€ на острие подозрений, что мы выполн€ем чей-то заказ. Ќо наша задача ина€. ћы хотим показать ужасы войны, котора€ ломает судьбы людей. ≈сли хотите, мы делаем пропаганду мира и семьи. ≈сли слово пропаганда вообще применимо к таким пон€ти€м.

- ¬ы сказали и про сирийские деньги. ќткуда у сирийского кинематографа во врем€ войны полмиллиона евро?

– Ёто наш сопродюсер, сирийска€ актриса —улаф ‘авакержи. ќна большой патриот своей страны. ѕри этом она звезда арабского мира именно как актриса.  ак продюсер она там производит много фильмов и сериалов. » в —ирии, и в соседних странах. » это на самом деле еЄ личные деньги.

- «ачем сирийскому патриоту тратить такие большие деньги на проект, который придумали иностранцы?

– ≈й очень интересен проект сам по себе. ќна его знает. ” нас есть, конечно, некие расхождени€. ≈й хочетс€, чтобы мы показали страдани€ сирийского народа. ѕо сюжету это об€зательно будет. ћы много с ней об этом говорили, ведь это идеологический вопрос.

- ј каков основной сюжет фильма?

– —южет фильма очень простой. ќн основан на реальных событи€х. Ќекий дагестанский врач с женой и двум€ маленькими дочками живет в дагестанском селе в окрестност€х ћахачкалы. Ѕедность и отсутствие перспектив, жена недовольна своим мужем. ¬от этот комплекс проблем, который мы постараемс€ достаточно убедительно показать в картине, приводит к тому, что под воздействием неких агитаторов жена убегает в »√»Ћ (запрещенна€ в –оссии террористическа€ организаци€) вместе с дочер€ми. Ќаш герой, несмотр€ на то, что он доктор, и человек скорее европейского склада, собирает волю в кулак и идЄт спасать семью. »стори€ того, как человек, бор€сь за свою семью, вступает в противосто€ние со злом.

- ѕрисутствие сирийской актрисы в фильме, который придумали в –оссии, похоже на советскую космонавтику, когда на орбиту об€зательно отправл€ли космонавта из страны, с которой дружили. ѕомните, были космонавты индусы, египт€не и так далее?

– “е, кто так рассуждает, ошибаютс€. —ирийские актЄры достаточно профессиональные люди. » чтобы показать это, мы сейчас обсуждаем идею сделать Ќеделю сирийского кино. »ли в ћоскве, или в ѕетербурге.  онечно, сегодн€ основа сирийского кино – это сериалы. —ирийцы снимают много сериалов, разного уровн€, как это было в своЄ врем€ у нас. »менно сериалы позволили выжить нашему кино. “е же «”лицы разбитых фонарей», к которым € имел некоторое отношение. » ведь снимали известные наши режиссЄры: и ƒмитрий —ветозаров, и ¬ладимир Ѕортко, и Ёрнест ясан, и многие другие. Ёто был способ выжить. ¬ —ирии сериалы дают возможность существованию профессионалов. ќни прекрасно понимают, что такое съЄмки и выбор натуры. ѕон€тно, что гримЄров, костюмеров, художников-постановщиков, операторов мы возьмЄм своих. Ќо весь второй план кинематографа мы смело можем использовать их. ƒеньги, которые даЄт сирийска€ сторона, мы должны будем потратить у них.

-   этому проекту будут привлечены «мощности «Ћенфильма», как это было всегда с картинами? ѕотенциал той студии, которую вы в своЄ врем€ так защищали.

– „то вы называете «Ћенфильмом»?

- ѕрофессионалов, которые там были всегда, несмотр€ на трудные времена.

– Ёти люди к «Ћенфильму» уже не имеют никакого отношени€. я вообще плохо понимаю, что сегодн€ называетс€ «Ћенфильмом».  онечно, специалисты, которые выращены ленинградской школой кинематографа, безусловно, у нас будут. ќператор будет московский. ќлег Ћукичев – один из лучших операторов –оссии. ќн был с нами сейчас в —ирии. ѕровЄл большую подготовительную работу. ѕо актЄрам у нас сейчас идЄт большой кастинг. ћеждународный. —ниматьс€ хот€т европейские, турецкие актЄры. ÷ветокоррекцию будем делать, скорее всего, в Ћондоне. “.е. будет больша€ интернациональна€ бригада.

- ‘актически решаете те задачи, которые не могут решить политики.

– ƒа. я называю в шутку это нашей «культурной коалицией». “ам же все дел€тс€ на коалиции сегодн€. ¬от у нас будет сво€ коалици€. —нимать кино про эти событи€ нельз€ издалека, отсижива€сь в ћоскве. ћы должны были оказатьс€ там, увидеть это всЄ сами. » впечатление уничтожающее…



‘ото: prolinefilm.ru


- „то вы увидели в —ирии?

– ¬ымершие города.  акие-то матрасы, детские кол€ски… Ћюди это бросили и бежали. √де они сейчас? √де дети? “ам стоит школа, баскетбольна€ площадка. ¬ школе выбиты двери, окна. » огромна€ дыра в стене. ”жасное ощущение, что жизнь здесь была ещЄ недавно, а сегодн€ еЄ нет. » никто не возвращаетс€ к ней. ѕри этом у них там нет парков. Ёто просто бетонные коробки с выбитыми глазницами окон. Ћюди там очень устали от войны. ћы задавали вопросы, но натыкались на какие-то штампы. ћы спрашивали их, можно ли считать жизнь людей в »√»Ће* страдани€ми сирийского народа, и натыкались на другие штампы о том, кто виноват. Ёто нам принесли извне, это виноваты американцы, англичане и т.д. √оворить о том, что в »√»Ћ огромное количество сирийцев, там не очень люб€т. —разу скажу, что все эти вопросы мы в картине не будем трогать никоим образом. «десь мы не специалисты. Ќо мы знаем, что есть огромное количество людей, которые не €вл€лись ни идеологическими фанатиками, ни военными. Ёто люди, которые вдруг оказались в центре войны, убегали, страдали, тер€ли своих близких. –ечь о них.

- ј если работать в —ирии не получитс€ по той или иной причине?

– ћы рассматриваем возможность съЄмок в соседнем Ћиване, если будет нужно минимизировать опасность. Ћиван как запасной аэродром.

- √де еще пройдут съЄмки?

– ѕоловина картины снимаетс€ в –оссии, в ƒагестане. Ќо там сейчас тоже не очень спокойно. Ќовый глава республики проводит там бесконечные проверки. “ем не менее там нет войны, и мы понимаем, сколько будет стоить работа там. Ќесколько съЄмочных дней будет у нас в “урции. ќстальное в —ирии. » к этим съЄмкам мы подходим очень ответственно. ” нас есть похожий опыт, когда мы делали с јлександром —окуровым фильм «јлександра» в ’анкале и √розном в 2004 году. „то такое съЄмки в неспокойном регионе, мы представл€ем. ¬о главу ставитс€ безопасность съемочной группы.

- ¬ самой ѕальмире снимать не планируете? “ем более что там р€дом вроде бы снова неправильные люди с оружием в руках.

– Ќет. ” нас ѕальмира – собирательный образ, не имеющий пр€мого отношени€ к городу. ѕальмира как великий художественный образ человеческого наследи€, подвергшийс€ атаке. ѕетербург – —еверна€ ѕальмира. » так далее. ћы надеемс€, что в той самой ѕальмире ситуаци€ будет нормализоватьс€. “ем более что нам рассказывают, что мы там «всех победили».

- ј вы верите в это?

– ¬от дл€ этого мы и поехали туда сами. „тобы увидеть, пон€ть, оценить ситуацию. ћы посетили несколько городов: ƒамаск, ћаалюл€, “елль- алах и ябруд. ” нас есть договорЄнности с нашей военной полицией, котора€ может обеспечить съЄмки. ¬ то же врем€ у нас есть все необходимые разрешени€ от официальных сирийских властей на проведение съЄмок. ћы ощутили, что картине как минимум никто не будет преп€тствовать. Ќаши нынешние поездки по —ирии прошли успешно. Ёто было пон€тно просто потому, как быстро мы проходили блокпосты. ј их там очень много. » на трассах, и в городах. — нами ездили вооружЄнные люди, которые обеспечивали нашу безопасность. “ам у всех есть оружие. ƒаже у гражданского населени€. „еловек с ј -47в руках там никого не удивл€ет и не тревожит.

- ¬ам не пришлось брать ј -47 в руки?

– Ќе дали! Ќо пон€тно, что это всЄ было в шутку. ћы не готовы стрел€ть. Ќаша главна€ задача – не доводить до того, чтобы пришлось самим отстреливатьс€. —ам ƒамаск достаточно безопасна€ зона. “ам есть только один район, куда нам не рекомендовали соватьс€. ћы и не планировали туда. ћы жили в районе, где живут все официальные лица. Ќас было всего четверо. ќсобых хлопот с нами не было. ћы уезжали на 160 километров от города. ѕобывали в абсолютно разрушенных городах, где два года уже нет никого. ¬печатление просто жуткое. Ќас сопровождали двое в штатском, двое в камуфл€же.  огда мы проезжали какие-то участки, которые они считали не очень безопасными, тогда нам давали в сопровождение ещЄ военных.

- »менно военные? Ќе частные военные компании?

– Ќет. ” них там есть организаци€, котора€ называетс€ ћухабарат. —пецслужба, котора€ и занималась нашим визитом везде. Ёто сирийцы. ’от€ мы там встречались и с послом нашим, и с военными, которые там служат, в ограниченном контингенте они там присутствуют. ƒо передовой не доехали, поэтому „¬ ашников не видели. ћы были в городе ћаалюл€. «амечательный христианский центр. ќн абсолютно разрушен. Ќашли там замечательные места дл€ съЄмок. ≈динственное, что там негде жить. “ам было раньше огромное количество паломников со всего мира и гостиницы дл€ них. Ќо эти гостиницы полностью разрушены. ” нас есть фотографии, где сто€т детские горки, качели на фоне полностью развороченного здани€. “ам были игиловцы.

- ѕочему создатели фильма не стали общатьс€ с прототипами истории? »звестно, что та дагестанска€ семь€ узнала из —ћ» о том, что про них снимут кино.

– ћы делаем некую притчу. Ќекое обобщение. ћы не документальное кино снимаем (режиссЄр фильма »ван Ѕолотников изначально снимал именно документальное кино, «ѕальмира» его второй художественный фильм. – ѕрим. ред.). Ќас интересует суть, а не судьба конкретного персонажа. ¬ фильме, в отличие от реальной истории, будет определЄнное количество вымысла, информации, которую мы получили по итогам нынешней поездки. ¬едь за два года с момента по€влени€ идеи многое там изменилось.

- » мен€етс€ сценарий?

– ƒа. ¬о-первых, мы пон€ли, что нужно об€зательно написать роль дл€ —улаф ‘авакержи. ћы изначально не представл€ли себе потенциал их кинематографа. —ейчас € даже не могу сравнить —улаф с кем-то из наших звЄзд. ¬ —ирии еЄ останавливают на улице. ≈Є пропускают на всех блокпостах, только увидев еЄ лицо. — ней посто€нно фотографируютс€ на улице. ќсобенно дети. ќна насто€ща€ звезда там. » мы пон€ли, что у нас есть возможность использовать еЄ попул€рность за достаточно умеренные деньги. ћы пон€ли, что без неЄ в кадре нельз€.

“акже мы пон€ли, что те места съЄмок, которые мы планировали ранее, не всегда подход€т. ¬ частности, јлеппо. —начала мы оценивали место по фотографи€м, но оказавшись на месте, пон€ли, что организовать там съЄмочный процесс будет невозможно. ≈сли вести съемочную группу на 50-100 километров, получаетс€ целый караван, который идЄт через посто€нные блокпосты. Ќужно будет несколько часов езды в одну сторону, а потом в другую. ј темнеет там очень быстро.

- »стори€ росси€нки ¬арвары  арауловой повли€ла на развитие проекта, желание делать фильм?

– Ёто немного друга€ истори€. я с большим сочувствием отношусь к этой девушке. ¬о многом она оказалась жертвой обсто€тельств, каких-то игр. Ќа мой взгл€д, она совершенно незаслуженно оказалась осуждена. Ѕезусловно, это накладывает отпечаток на наше представление о происход€щем там. ¬ частности, у нас в картине стоит вопрос о том, избежит ли наш герой, который возвращаетс€ оттуда домой, непри€тностей. ћне кажетс€, что навр€д ли он их избежит.  онечно, вернувшись, попадЄт под пристальное внимание. ¬станет его вопрос о сотрудничестве с »√»Ћ. ¬от эта тема у нас из истории с ¬арварой.

- ќна попросила ¬ладимира ѕутина о помиловании. ѕомилуют?

– ќна жертва неких политических игр. Ќа мой взгл€д, помилование было бы абсолютно правильным решением. ќна раска€лась. » она не террорист.

- ѕригласите ее на премьеру «ѕальмиры», если к моменту выхода фильма девушка окажетс€ на свободе?

–  онечно, пригласим. ћы пригласим всех.  ак сказал про наш фильм ¬ладимир –остиславович ћединский: «ѕремьеру сделаем в ¬ашингтоне». Ёто он так пошутил. ћне кажетс€, что фильм будет небезынтересен и в ≈вропе, и в јмерике. ћне кажетс€, что наша «культурна€ коалици€» – это вообще единственно возможна€ коалици€ там сейчас. ѕросто потому, что мы не стрел€ем.

- ”читыва€, что одними из главных российских действующих лиц в —ирии €вл€ютс€ члены частных военных компаний, в том числе «„¬  ¬агнера», не могу не спросить: знакомы ли вы с бизнесменом ≈вгением ѕригожиным? Ѕыть может, он тоже помогает вашему смелому проекту?

– Ќикакого отношени€ к этому проекту он не имеет. я с ним не знаком. Ќикаких переговоров ни с какими „¬  мы не вели. ћне кажетс€, что и нужды в этом нет никакой. я вообще не очень понимаю, чем частные военные компании отличаютс€ от наЄмников. Ќе очень понимаю, как это соотноситс€ с законодательством. Ќаверное, раз они существуют, а их награждают, то кака€-то легитимность есть. Ќо у нас нет нужды обращатьс€ к ним. “ем более за финансовой помощью. Ёто уж точно нет.

- „то простой российский обыватель знает про сирийскую войну: там есть наши самолЄты, которые противник научилс€ атаковать даже на защищЄнной базе; там есть наЄмники, которые не все возвращаютс€ назад живыми. “акие сюжеты по€в€тс€ в ленте?

– Ќет. Ќикаких вооружЄнных сил нет. ≈сть в финале сцена некой атаки, но это собирательный образ зла, которое ведЄт людей к гибели.

- Ќекоторые сравнивают —ирию и участие нашей страны в этом конфликте с јфганистаном.

– Ќа мой взгл€д, нынешнее руководство страны подходит к вопросу жертв среди собственных военных очень трепетно. ¬ этом главна€ разница. я просто помню, как шли гробы из јфганистана. ѕравда, € в 1983-86 годах служил на флоте. ѕомню эти сообщества афганцев со сломанными судьбами. —егодн€ видно, что руководство страны опасаетс€ больших человеческих жертв. ≈динственное, что € не могу прин€ть, это аргументацию, которую используют даже уважаемые авторитеты. ќ том, что мы в —ирии тренируем наши ¬ооружЄнные силы. ѕросто € видел разрушенные нашей авиацией дома. я могу пон€ть тех, кто верит, что нынешние системы наведени€ могут уничтожить в толпе только террористов. Ќо убеждЄн, что на практике это далеко не так.

ћы не пытаемс€ оправдать или обвинить бесчисленные коалиции, которые есть в сирийской войне. ќценка того, что происходит и будет там ещЄ долго происходить, мен€етс€ посто€нно. Ќаша картина говорит о человеке, который живЄт в мире, где политики уже не стесн€ютс€ в выражени€х. ѕри том количестве оружи€, которое накопило человечество, которое может несколько раз уничтожить планету, это всЄ похоже на безумие. Ќа мой взгл€д, вот этот общеевропейский подход, надеюсь, и российский тоже, когда в центре стоит человек с проблемами его семьи, воспитани€ его детей, проблемой сохранени€ жизни – это вопрос, который поднимаем мы.  огда человек, спасающий свой маленький мир, свою семью, передаЄт рецепт спасени€ всему остальному миру.

-  ак думаете, под ваш фильм не будут чистить календарь премьер? ≈сть сейчас така€ модна€ опци€ от ћинкульта. Ёта спорна€ практика реально помогает российскому кинематографу, полагают в ћинкульте.

– я считаю, что така€ практика подчистки календар€ абсолютно недопустима. ќсновой кинопроизводства в –оссии €вл€ютс€ кинотеатры. Ёто реальный живой частный бизнес.  инопроизводство с поддержкой от государства – это не реальный бизнес. Ќынешнее состо€ние российского кинематографа не позвол€ет рассчитывать на окупаемость большей части картин. ‘ильмы, которые возвращают в прокате вложенные средства – это исключение из правил. Ћюбое вторжение в частный бизнес кинотеатров, который живЄт честно, живЄт по рынку, мне кажетс€, может очень быстро опрокинуть это наше утлое судЄнышко «кинобизнес».

- “огда подвинут не ради вас, а вас самих. Ќе вызовет фильм «ѕальмира» с бомбардировкой гражданских в конце изжогу у министра культуры?

– Ќе думаю, что фильм вызовет изжогу. ћединский не рассматривал нашу картину как некое пропагандистское кино. ќб этом даже речи не было. ѕрактически кажда€ наша картина, с которой мы обращаемс€ за поддержкой в ћинкульт, эту поддержку получает. ¬ частности, на фильм  онстантина Ћопушанского «—квозь чЄрное стекло». —ейчас закончили уже монтаж. Ћопушанского точно никак нельз€ назвать пропагандистом. «‘ауст» —окурова тоже получал поддержку. ћы стараемс€ делать авторское художественное кино. “ем самым мы имеем ущербное положение на рынке.

- ѕутину «ѕальмиру» на флешке понесЄте? ≈му теперь так фильмы показывают. ≈му было бы полезно посмотреть ваш фильм?

– “олько с точки зрени€ того, что в –оссии все решени€ принимает один человек. ¬ертикаль, которую так долго строили, привела к тому, что сегодн€ страна находитс€ на ручном управлении у ограниченного круга лиц, которые замыкаютс€ на ¬ладимира ѕутина. ¬ этом смысле его мнение по поводу любого произведении искусства, которое у нас производитс€, может иметь, в том числе, практическую помощь. ” нас нет двери, в которую можно зайти с флешкой и сказать «гл€ньте, классное кинцо», но если желание посмотреть возникнет, мы не будем скрыватьс€. ” мен€ есть ощущение, что ¬ладимир ѕутин обладает всей информацией по —ирии, но иногда даже такие руководители принимают решени€ как обычные люди. ѕросто увидев что-то человеческое. ƒумаю, ему было бы полезно увидеть наш фильм.  огда лЄтчик в бомбардировщике видит цель, то он видит еЄ как в компьютерной игре. ќн же не видит глаза детей внизу, на земле, р€дом с целью. ≈сли бы американские военные, которые сбросили атомные бомбы на €понские города, увидели тот ужас, который они натворили, думаю, они бы как минимум сошли бы с ума.  огда мы снимали «—олнце» (фильм кинорежиссЄра јлександра —окурова 2005 года. – ѕрим. ред.), мы были в “окио. ћен€ больше поразили не последстви€ атомных бомбардировок, а то, как сожгли “окио. ≈го подожгли с разных сторон. √ород горел вместе с жител€ми. Ќам €понцы рассказывали, как родители спихивали детей в реку, а сами горели. ¬ музее бомбардировки мы видели переплавленные с кирпичами тела. “ак вот, если бы те, кто жмут курки, видели последстви€ того, что они делают, может быть, было бы меньше войн. ƒумаю, им надо будет посмотреть «ѕальмиру».

Ќиколай Ќелюбин, специально дл€ «‘онтанки.ру».


ѕодписывайтесь на канал "‘онтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

ѕомните, что все дискуссии на сайте модерируютс€ в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. ≈сли вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: