ќб образовании с энтузиазмом

27.08.2016 11:44
ќб образовании с энтузиазмом ћинистр образовани€ ќльга ¬асильева и премьер-министр ƒмитрий ћедведев//јлександр ћиридонов/ оммерсантъ
Ќаши вузы будут жить ещЄ лучше, наука - развиватьс€ ещЄ быстрее, назначение нового министра образовани€ встречено Ђс большим энтузиазмомї. “акое послевкусие оставили выступлени€ ректоров и обещани€ правительства на форуме Ђ–азвитие высшего образовани€ї в ѕетербурге. ¬месте с процветающей российской высшей школой радовалась Ђ‘онтанкаї.

¬ фойе ”ниверситета »“ћќ, где 26 августа проходил форум Ђ–азвитие высшего образовани€ї, представители разных высокотехнологичных компаний, св€занных так или иначе с вузами, показывали свои разработки.

Ц ’отите в —оловки? Ц остановил мен€ молодой человек.

ћне надели очки Ц € оказалась в зиме. Ќа 360 градусов вокруг ходили монахи в чЄрных р€сах, скрипел снег. ѕотом € следила за богослужением и крутила головой, рассматрива€ храм изнутри, батюшку с кадилом, прихожан со свечками. —наружи, за пределами виртуальных —оловков, один из создателей этого цифрового великолепи€ рассказывал о камере дл€ съЄмок на 360 градусов, которую собрали в »“ћќ, потому что покупать было дорого. » о том, как и какие фильмы снимают авторы проекта.

–€дом сто€л круглый белый стол в форме бублика. ¬ Ђдыркеї бублика Ц крут€щийс€ стул. Ёто школьна€ парта будущего. –ебЄнок надевает очки, слушает рассказ о далЄкой стране и рассматривает эту страну, крут€сь на стуле. ћожно ходить по залам ѕрадо или слушать оперу в  овент-√арден, разгл€дыва€ всЄ вокруг, кататьс€ по рекам и каналам ѕетербурга.

–еклама

Ц Ѕогослужение Ц это вы в честь нового министра образовани€ сейчас поставили? Ц поинтересовалась €, сн€в очки.

Ц ƒа нет, Ц грустно улыбнулс€ юноша р€дом с очками. Ц ќна это раскритиковала.

ќльга ¬асильева сказала, что ничего нового в виртуальной реальности не видит: дескать, стереокино она смотрела ещЄ в 1960-е годы.

Ц ј это ведь не 3D, а реальна€ съЄмка, понимаете? Ц продолжал автор фильмов.

Ќа другом конце зала по ЂвосьмЄркеї внутри стекл€нного куба каталс€ оранжевый шарик. Ќа вид Ц тоже ничего нового. Ќа самом деле Ц новейша€ лабораторна€ установка петербургской компании Robotikum: робот ЂЅабочкаї дл€ проведени€ практических зан€тий по робототехнике. –азработку хотел заполучить —тэнфордский университет, ему не отдали. “еперь готовую установку покупают норвежцы.

Ц ћинистр не успела посмотреть, Ц сказал представитель компании.

„ерез полчаса министр будет обсуждать с ректорами трудоустройство выпускников вузов. —оздатели установки, компани€ Robotikum, ведут разработки вместе со студентами университетов, лучших берут на работу, но об этом министр не успела услышать.

–еклама


— энтузиазмом

Ќа форум Ђ–азвитие высшего образовани€ї в ”ниверситет »“ћќ приехали 450 ректоров и преподавателей из 71 региона страны. ѕолдн€ они обсуждали проблемы высшей школы на дискуссионных площадках, говорили об участии вузов в развитии регионов, о трудоустройстве выпускников, об онлайн-образовании, о качестве диссертаций. ѕотом выступали на итоговом заседании в присутствии премьер-министра ƒмитри€ ћедведева и министра образовани€ ќльги ¬асильевой.

Ц Ќазначение вас на должность мы восприн€ли с энтузиазмом! Ц встал с места и.о. ректора университета имени √ерцена ¬асилий –абош.

ѕо залу прошЄл лЄгкий гул. ¬идимо, коллеги ¬асили€ –абоша выражали энтузиазм.

Ц ћне бы хотелось, чтобы фразу Ђя получил образование в –оссииї говорили с гордостью, Ц поставил задачу ƒмитрий ћедведев. Ц ¬се мы хотим, чтобы наше образование было лучшим в мире. »ли, во вс€ком случае, одним из лучших.

ѕравительство, как станет пон€тно из выступлений представителей вузов, неуклонно приближает эту цель последние дес€ть лет. — тех пор, как начал претвор€тьс€ в жизнь приоритетный национальный проект Ђќбразованиеї. ѕоэтому, сообщил премьер-министр, этот национальный проект оп€ть станет приоритетным, он возрождаетс€. Ђћайские указыї президента продолжат выполн€тьс€ Ц то есть зарплаты преподавателей продолжат расти. ѕравда, признал премьер, педагоги недовольны тем, что установленный указами размер Ђне имеет регул€рного характераї, потому что Ђдостигаетс€ за счЄт надбавок и премийї. ѕремьер предложил ректорам подумать о том, каким должно быть соотношение гарантированной части и премиальной.

Ц ћы здесь готовы прин€ть любые решени€, которые покажутс€ правильными университетскому сообществу, Ц заверил преподавателей ћедведев.

—казанное на форуме ректорами и министрами Ђ‘онтанкеї прокомментировал проректор по науке ћосковского государственного университета јндрей ‘ед€нин.

- ѕо выступлени€м ваших коллег € пон€ла, что в высшей школе у нас всЄ так хорошо, что непон€тно, кому недавно премьер-министр предлагал подрабатывать, привод€ в пример собственный опыт.

Ц «а последние 10 лет в высшем образовании действительно произошли качественные изменени€. ѕо крайней мере, на уровне научной де€тельности сотрудников университетов. Ёто видно по разным параметрам. ѕо публикационной активности. ѕо числу молодЄжи Ц выпускников университетов, которые остаютс€ работать либо в высшем образовании, либо идут в научную де€тельность. Ёто видно по тому оборудованию, которое сейчас есть в университетах. Ёто центры коллективного пользовани€, это уникальные научные установки, это установки Mega-science. ¬ научной области прогресс в университетах очень большой.

- “о есть не скажешь, что денег нет?

Ц ƒа, сейчас ситуаци€ сложна€. Ѕюджет сложный. —уществуют определЄнные проблемы. Ќо запас прочности довольно большой.

-  огда начиналась реформа –јЌ, речь как раз шла о том, что из јкадемии наука должна переходить в университеты. Ќа форуме ∆орес јлфЄров подн€л вопрос о развитии университетской науки Ц и € пон€ла, что тут тоже большие положительные сдвиги.  ак на это повли€ла реформа –јЌ?

Ц –еформа ещЄ на ходу, ещЄ не очень пон€тно. Ќо честно скажу: несколько сотрудников јкадемии наук перешли к нам в университет на посто€нную работу. ћожет быть, потому, что они чувствуют: в академии сейчас не всЄ спокойно, а в университетах и запас прочности выше, и молодЄжь ближе.

- ƒействительно у нас наука перемещаетс€ в университеты, как на «ападе?

Ц »сторически в нашей стране подразумевалось, что основным генератором научных знаний должна быть јкадеми€ наук. » сейчас на повестке дн€ стоит проблема найти баланс, когда наука есть и в университетах. ƒа, академические институты могут проводить крупные серьЄзные научные исследовани€, потому что у них есть посто€нные научные кадры. — другой стороны, университеты существенно ближе к молодЄжи: прослушав лекцию, человек может пойти в лабораторию и решить свою задачу. ћы более чутки к новым трендам, которые могут увлечь молодЄжь. », как следствие, нам проще подпитыватьс€ молодыми кадрами.

- ¬ы на форуме курировали тему защиты диссертаций и присуждени€ учЄных степеней.

Ц «десь ситуаци€ тоже довольно положительна€. Ёто св€зано с тем, что реформа присуждени€ степеней, системы государственной аттестации, идЄт около трЄх с половиной лет. «десь есть большие изменени€. » в части законодательной базы, и в части персонального состава ¬ј а, экспертных советов, диссертационных советов. Ёто приводит к тому, что качество диссертаций существенно возросло.

- —ообщество Ђƒиссернетї может спокойно закрыватьс€?

Ц Ќет, общественный контроль диссертаций нужен всегда. я говорил сегодн€ о личной репутационной ответственности всех участников, вовлечЄнных в диссертационный процесс. Ёто не только сами авторы диссертаций, но и авторы отзывов на диссертации, члены диссертационных советов. ѕроцедура защиты сейчас полностью открыта, всЄ выложено в —ети.  аждый может ознакомитьс€. ѕоэтому сейчас писать диссертацию с некорректными заимствовани€ми просто глупо, это вычисл€етс€ мгновенно. Ётот канал перекрыт.

- Ќо некорректные заимствовани€ всплывают в диссертаци€х, защищЄнных тогда, когда всего этого не было, а авторов не лишают степени, потому что прошЄл установленный срок давности. ¬ы не считаете, что за краденые диссертации надо лишать степени независимо от времени?

Ц я бы высказалс€ за сохранение срока давности. ≈сли копать вглубь и вглубь, то этот процесс, как говор€т физики, слабо сходитс€. ѕ€ть-семь лет Ц это естественный срок, после этого весь негатив уже выловлен.

- ¬ы подн€ли ещЄ один вопрос: о том, что гуманитари€м негде публиковать научные работы.

Ц ¬ естественных науках существует традици€ писать и публиковать научные статьи. ¬ гуманитарной сфере было прин€то, что хороший специалист публикует монографии. —читалось, что это более крупный жанр, который может показать проблему с разных сторон лучше, чем коротка€ стать€. —ейчас подход мен€етс€, потому что монографии стало возможно издавать хоть во дворе, это пон€тие девальвировалось. ј стать€ проходит внешнюю независимую экспертизу. » такой подход начал распростран€тьс€ на гуманитарную сферу. » когда гуманитарии попытались тоже публиковать статьи в журналах, оказалось, что им это т€жело по нескольким причинам. » перва€ в том, что современна€ наука англо€зычна€. ƒл€ естественников это нормально. √уманитари€м писать по-английски т€желее: там важно передать нюансы, а как это сделаешь через чужой €зык.

- Ќа форуме вы говорили иначе: вы сказали Ц политика.

Ц ¬торое противоречие Ц действительно политика. ≈сли человек работает в сфере политологии, мировой политики, социальных наук, истории, то он посылает свою статью в западный журнал Ц и идЄтЕ

- Ќеужели цензура?

Ц Ќет-нет, не цензура. —толкновение точек зрени€Е ¬ общем, у нас, у физиков, проще: ты открыл эффект, но рецензент просит измерить ещЄ то-то и то-то. ¬ истории по-другому: разные трактовки, разные подходы.

- ¬ы предложили создать российские журналы дл€ публикаций как альтернативу западным. ј какой смысл, если их всЄ равно в мире не будут читать по-русски?

Ц ‘акультет психологии ћ√” издаЄт англо€зычный журнал, который так и называетс€: Psychology in Russia. State of the Art. јвторы принос€т статьи на русском, а потом вместе с ними работают профессиональные переводчики, отрабатыва€ все нюансы речи.

- ≈сли вы и создадите исторические или политологические журналы по такому же принципу, то как добьЄтесь, чтобы они котировались и цитировались?

Ц Ёто как раз пон€тно Ц каким критери€м должен соответствовать журнал, чтобы войти в базы данных Scopus или Web of Science. Ёто две системы международного цитировани€. —тать€ должна быть на английском €зыке, должно быть какое-то количество иностранных учЄных в составе редколлегии, по определЄнным принципам должны быть оформлены ссылки и так далее. Ёто путь, который можно пройти. » тогда журнал попадает в базу рецензировани€ и цитировани€.

- Ќа форуме много говорили о том, что вузы об€зательно должны получать госзадание. „то это такое? Ќа что задание?

Ц Ёто, по сути, бюджетное финансирование науки. —ейчас финансирование, в основном, грантовое. ≈сть некий фонд поддержки науки, например Ц –оссийский фонд фундаментальных исследований, –оссийский научный фонд, ‘едеральна€ целева€ программа ћинобрнауки, они объ€вл€ют конкурсы на выполнение тех или других исследований.

- » они же темы задают?

Ц “емы задают они сами, но бывают и инициативные проекты, когда они готовы поддержать грантом любое исследование на интересную тему. «десь важно, что финансирование происходит по конкурентному принципу. ј мы говорим, что в каждом университете должны быть не только преподавательские, но и научные ставки. “ам должны быть люди, дл€ которых основной вид де€тельности Ц научные исследовани€. » вот им за это государство платит. ¬от это финансирование и называетс€ госзадание на проведение научных исследований в университете.

- “ема онлайн-образовани€: какие дисциплины можно сейчас преподавать таким способом, насколько качественным будет результат, как будут котироватьс€ такие дипломы?

Ц Ёто очень дискуссионный вопрос. ƒвижение в этом направлении крайне аккуратное и спокойное. »де€ в том, что если в каком-то из ведущих вузов есть очень хороший курс, например Ц по математическому анализу или истории –оссии, то почему бы его не записать, не сделать какие-то симул€торы, проверку заданий онлайн. „тобы сделать доступным какой-то хороший курс, разработанный в одном из ведущих университетов дл€ всех студентов. ћы открываем доступ к знани€м всем студентам.

- ¬ западных вузах действует така€ система: студент сам выбирает набор курсов из предложенного дл€ его специальности комплекта. Ќо у нас ведь этот комплект зафиксирован программой.  акой диплом можно будет получить с произвольным набором курсов?

Ц ƒолжно существовать некое €дро, человек слушает известный набор курсов. ѕри этом какой-то ещЄ набор, вариативную часть, факультативную, он сам выбирает как траекторию, которую хочет дополнительно освоить. Ќо вопрос очень непростой: как проверить знани€, как обеспечить обратную св€зь, целый класс проблем. Ќужно создать некую систему верификации студента.

- ѕроректор петербургского педуниверситета сказал от имени всех коллег, что вы встретили нового министра образовани€ с большим энтузиазмом. ‘орум укрепил ваш энтузиазм?

Ц я видел сегодн€ ќльгу ёрьеву впервые. ћ€гкий, спокойный человек. Ќо полностью в теме, подхватывает любую дискуссию. ¬идно, что она полностью погружена в проблемы образовани€. ћне было вполне комфортно с ней общатьс€.

»рина “умакова, Ђ‘онтанка.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€