Ќа чьей стороне Ѕог: ƒокинз и  ураев на Geek Picnic

26.06.2017 13:08
«вездой первого дн€ научно-технического форума Geek Picnic стал автор термина Ђмемї и взбудоражившей общественность книги ЂЅог как иллюзи€ї –ичард ƒокинз. ј на следующий день Ђответ „емберленуї преподнес протодь€кон јндрей  ураев Ц своей лекцией Ђƒокинз как иллюзи€ї.

«наменитый британец, эволюционный биолог, атеист,  профессор поведал, почему в мире животных никогда не прекратитс€ гонка вооружений, почему деревь€ не договор€тс€ друг с другом не расти выше двух метров и, Ђчерт возьми, на чьей стороне богї.

ќпальный богослов упрекнул британца в отсутствии склонности к эмпатии, сделал комплимент кафедре научного атеизма ћ√”, рассказал анекдот от коллеги, отца »оанна ќхлобыстина, а другим своим коллегой назвал ¬инни ѕуха.

ƒокинз

ЂЌа ƒокинзеї творилось несусветное: к огороженной главной сцене приставили охранника, потому что иные норовили пролезть и через ограду. 76-летнего ученого приветствовали как рок-звезду, потр€сали в воздухе его книгами, а после лекции аудитори€ рванула за ним так мощно, что подумалось бы что-то нехорошее, если бы не восторженные лица. ќказалось, мчались за автографами.


Ц ћир биологии, как и мир людей, управл€етс€ экономикой, Ц за€вил ƒокинз.

Ёто, конечно, особа€ экономика Ц естественного отбора, и уж точно не планова€. ј вот от творца следовало бы ожидать как раз планового подхода. ѕотому что Ц ну возьмем среднестатистическое дерево в лесу: длинный голый ствол, и только наверху у него ветви и листва. Ћес, если посмотреть сверху, Ц это такой большой луг, который почему-то поставили на сваи и больша€ часть энергии тратитс€ на поддержание этих Ђсвайї, стволов. Ќо зачем дереву тратить столько сил, чтобы т€нуть свой ствол? „тобы стать ближе к солнцу? Ќе угадали. „тобы стать выше собратьев и чтобы ухватить побольше солнечного света.

Ц ѕредставим себе гипотетический Ђлес дружбыї, где все деревь€ договорились между собой вырастать не выше двух метров. ќт этого выиграли бы все. Ёто именно то, что посоветовал бы разумный экономист.

’от€ бы потому, что не пришлось бы тратить чудовищные ресурсы на выращивание ствола в ущерб листь€м и плодам.  ак, скажем, в неком торговом союзе, Ц собрались и договорились: не поднимаем цену выше стольки-то. Ќо деревь€ не с€дут за стол переговоров. ѕотому что если среди договорившихс€ деревьев по€витс€ один ренегат-мутант, который пот€нетс€ чуть выше, Ц все договоренности насмарку. ј мутант тут же получит большие преимущества, потому что будет получать больше света, чем соседи.

»ли летуча€ мышь: прекрасный летательный аппарат с превосходными аэродинамическими свойствами, маневренностью, способностью действовать в темноте. ≈е сонарам позавидуют наши подлодки Ц правда, у летучей мыши все же была фора в 20 миллионов лет. Ћетуча€ мышь Ц продукт долгой эволюционной гонки вооружений против насекомых, т.е. добычи.

ƒобыча совершенствовалась в убегании, мышь Ц в погоне. » никакие выкрутасы климата не заставл€ют животных измен€тьс€ так впечатл€юще, как это делает враг. —кверна€ погода не гон€етс€ за тобой с целью убить. ѕогода ничего не выиграет от твоей гибели. ј лев, поймав антилопу, Ц выиграет. ¬ отличие от погоды лев Ц активный враг антилопы, как и антилопа Ц враг льву, поскольку если не попадетс€, то увеличит шансы льва умереть от голода.

Ц ’ищники и жертвы, паразиты и их носители Ц они сто€т по разные стороны эволюционной гонки вооружений, Ц констатирует –ичард ƒокинз. Ц » если вз€ть топ самых быстрых животных на земле, то там в балансе представлены и догон€ющие, и убегающие: гепард, американска€ антилопа, гну, лев, газель “омсона.


» оба лагер€ посто€нно наращивают расходы на вооружение. » так же, как и мы, усилива€ свои позиции в чем-то одном, тер€ют в другом. √азель Ђпотратиласьї на быстроту, отрастив длинные тонкие ноги, Ц но они прекрасно ломаютс€, и животное гибнет.

Ц ’ищник и жертва попали в ловушку гонки вооружений.  ажда€ из сторон заставл€ет другую оптимизировать затраты и взвешивать риски. ѕротивоборствующие стороны беспощадно заставл€ют друг друга развиватьс€ в одном и том же направлении, и это уже такое Ђвзаимное помешательствої.

–азумный экономист, творец устроил бы своеобразное заседание ќќЌ в мире животных, где антилопы бы решили: окей, какой-то процент мы пожертвуем львам; а львы согласились бы ограничитьс€ этим процентом. Ќо такого не произойдет. ѕо той же причине, что и у деревьев: тот, кто нарушит систему, сразу получит преимущество и будет передавать в поколени€х свои гены победител€.

«агвоздка еще и в том, что если ты совершенствуешь свой арсенал, это еще не значит, что выживешь. ѕотому что не только враги, но и твои товарищи совершенствуют свой арсенал.

Ц ≈ще ƒарвин говорил, что надо быть ловчее не хищника, а представител€ твоего же вида.

ѕочему Ц исчерпывающе объ€сн€ет анекдот. Ќа двух мужиков в лесу вышел медведь, один из мужиков нат€гивает кроссовки. ¬торой: Ђ— ума сошел?! ƒумаешь, в кроссовках побежишь быстрее медвед€?ї Ц Ђј мне не надо быстрее медвед€. ћне надо быстрее теб€ї.

Ц √азели важно не убежать от гепарда, а обогнать самую медленную газель в своей группе, чтобы гепарду досталась она.

ћожет ли кака€-то из сторон выиграть гонку вооружений? ј на этот счет тоже есть анекдот Ц точнее, басн€: кролик бежит быстрее лисицы, потому что он бежит ради своей жизни, а та Ц всего лишь ради обеда.

ƒокинз считает, что дл€ апологетов креационизма довольно серьезна€ проблема Ц представить себе творца, создающего гепарда. ѕотому что тот, кто создал гепарда, €вно делал идеальную машину дл€ убийства. ј от √оспода мы такого не ожидаем. » потом, зачем тогда верховный конструктор снабдил газелей всем необходимым дл€ того, чтобы удирать от гепарда?

Ц „ерт возьми, на чьей же стороне тогда Ѕог? »ли права€ рука √оспода не знает, что делает лева€? »ли он садист, которому нравитс€ любоватьс€ этой гонкой, и поэтому он все врем€ повышает ставки? »ли в соответствии с божественным замыслом лев будет есть солому, а волк лежать р€дом с козленком, Ц но тогда зачем хищникам клыки и когти, а газел€м Ц такие скорости?

«ато с эволюционной точки зрени€ нестыковок нет, Ц удовлетворенно отмечает ƒокинз. Ц  ажда€ сторона всего лишь пытаетс€ победить, потому что тот, кому это удаетс€, передаст потомкам гены, приведшие к успеху.

ЕЌа вопрос, какие религии, по его мнению, сыграли скорее положительную роль в истории, ƒокинз, не раздумыва€, отвечает: Ђ¬се религии равно опасны. ѕросто некоторые из них объективно опаснее другихї.

ѕрофессор признает, что благодар€ религии по€вл€лись шедевры искусства, но уточн€ет: ћикеланджело раскрасил потолок —икстинской капеллы, потому что на это был заказ от церкви, Ђа представьте себе, какую красоту он написал бы, если бы заказ поступил от учебного заведени€Еї.

¬инни ѕух и все-все-все

Ц Е ћен€ разочаровала книга моего коллеги ƒокинза, Ц начал свое выступление протодиакон јндрей  ураев.

Ђ оллегиї Ц потому что  ураев тоже профессор. ј разочаровавша€ книга Ц не та, котора€ Ђпро геныї (ЂЁгоистичный генї), а Ђта, что на религиозную темуї.

Ќапример, ƒокинз прошелс€ насчет сходства библейского рассказа о потопе с более древним шумеро-вавилонским мифом об ”тнапишти, Ц а  ураев ничего зазорного в сходстве не видит: если потоп был, то естественно, что сохран€лс€ он в пам€ти разных народов.

Ц я окончил с красным дипломом кафедру научного атеизма ћ√”, и € вас увер€ю: у нас религиоведческое образование было более качественное, чем продемонстрировал профессор ƒокинз в книге. ѕо мне, если человек претендует говорить от имени науки, не стоит опускатьс€ до €зыка фельетона.

јндрей  ураев сам, слава богу, владеет жанром фельетона, в коем и напомнил собравшимс€ шумерский миф.

Ћюдишки достали богов своими просьбами, и на совете богов было решено: давайте-ка людей утопим. »де€ красива€, хороша€. Ѕоги покл€лись не информировать о ней людей, но среди богов был один, который на партсобрании тоже проголосовал Ђзаї, но то ли у него был свой бизнес в мире людей, то ли любовь, Ц а только €вилс€ он человеку по имени ”тнапишти. Ёто, значит, их шумерский Ќой. “от работал себе в огороде, а бог, помн€ о кл€тве не проболтатьс€ люд€м, обратилс€ к забору: дескать, многоуважаемый забор, будет потоп, но если среди этих придурков-людей найдетс€ такой, который сможет построить ковчегЕ ”тнапишти, внима€ этой речи дл€ забора, сделал правильные выводы, построил ковчег и встретил потоп достойно.

ј тем временем на небесах началс€ голод: люди потонули, некому стало приносить богам жертвы. » когда боги узнали, что один человечек припасен, очень обрадовались, прекратили потоп. » когда шумерский Ќой зарезал барашка, Ђбоги как мухи слетелись на вожделенный запахї (так в эпосе и написано).

“ак вот, профессора  ураева удивило то, что Ђбританские ученыеї не отметили важное изменение в Ѕиблии по сравнению с шумерским эпосом. ¬ библейском рассказе по€вл€етс€ нравственное измерение. Ћюди не просто достали богов. ќни развратились пред лицом божиим. ƒа так, что Ђраска€лс€ Ѕог, что создал человекаї. » никакого божественного голода от отсутстви€ жертвоприношений. “о есть никакой зависимости бога от людей.

 ак говорит  ураев, в религи€х бывает и непон€тное, и недоказуемое, но не бывает бессмысленного, и если бы ƒокинз использовал метод эмпатии, поинтересовалс€ бы Ђпочему вы верите в эту фигню?ї, то смог бы что-то пон€ть в мире верующих.

Ц ” ƒокинза € готовности к эмпатии не заметил. ј на кафедре атеизма ћ√”, как ни странно, нас этому учили, и в семидес€тые-восьмидес€тые в советском атеизме университетского уровн€ уже не было »ванов Ѕездомных.

ѕочему ƒокинз Ц иллюзи€? ѕо двум причинам, говорит јндрей  ураев.

ѕерва€ Ц буддистска€.  оллега  ураева, батюшка »оанн ќхлобыстин, в своем сборнике Ђцерковныхї анекдотов про некого отца ѕафнути€ ( ураев написал предисловие) поведал, что вышеназванный отец никогда не здоровалс€ с буддистами. Ѕо€лс€ оскорбить их религиозные чувства: по их верованию, не существует ни их самих, ни тех, кто с ними здороваетс€.

¬тора€ причина иллюзорности ƒокинза в том, что каждый из нас сам решает, что есть иллюзи€, а что Ц реальность.

Ц ¬ера дл€ человека XXI века, жител€ мегаполиса Ц это личностна€ реакци€ на по€вившеес€ знание. ќт мен€ зависит: что € впущу в свою вселенную, перед чем встану на колени, а что забаню. ¬ этом смысле даже ƒокинз и  ураев дл€ кого-то могут быть иллюзией.

 ак дл€ ¬ольтера все жанры были хороши, кроме скучного, так дл€  ураева все философские течени€ хороши, кроме скучных. ј атеизм ему скучен: Ђћен€ не было миллиарды лет, выпустили из небыти€ на побывку на 70 лет, а потом снова законопатили в небытие навсегда? » человек Ц это такой покойник в отпуске, тире между двум€ датами?ї.

Ёто, говорит  раев, Ђне мо€ вселенна€ї, ему такой не надо. ƒл€ него вера Ц Ђэто не тупое доверие авторитетуї, а вполне последовательные шаги. ќт противосто€ни€ реальности (Ђя не хочу шагать с вами в строю, € не хочу, чтобы ваша правда была последней и единственнойї) до мольбы: Ђ√осподи, найди мен€ї.

Ц я вчера шел-шел по Ќевскому, и уткнулс€ в большой живот ¬инни ѕуха. Ќе мог пройти мимо, сделал селфи с ним, дал поэтическое название Ђƒва богословаї.

скриншот с сайта livejournal.com

ƒл€ просмотра в полный размер кликните мышкой

јндрей  ураев считает ¬инни ѕуха Ђнезаслуженно забытым богословомї. »бо когда ѕ€тачок просил его сочинить вопилку по поводу новосель€ ослика »а, ¬инни ѕух ответствовал ему такожды: поэзи€ Ц это не така€ вещь, которую ты находишь, это така€ вещь, котора€ находит на теб€.

Ц “ак и тут. ≈динственное, что мы можем сделать, Ц это встать в такое место, где теб€ могут найти. Ёто гениальное определение откровени€.

 ак говорилось, оп€ть же, в одной буддистской притче, все боги Ц порождени€ нашего сознани€, и христианство, утверждает  ураев, с этим совершенно согласно. Ќо с оговоркой:

Ц “о, что человек способен создавать не только смартфоны, но и богов, не означает, что все, что есть в религии, придумано человеком. ћожет, 99% сделано человеком, но есть какие-то частицы, которые Ц € надеюсь Ц не нами созданы.

јлександра Ўеромова, специально дл€ Ђ‘онтанки.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

„итайте также
яндекс.–екомендации

∆ильЄ в —анкт-ѕетербурге

    –абота в —анкт-ѕетербурге


      ћатериалы рубрики

      Cтатьи Ќовости
        еще новости
        Ќаписать новость
        ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

        Ќе забудьте указать свои контакты

        я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€