$62.95р
73.31р
¬ —ѕб: +19∞C

ѕочему Ђбелый лебедьї не станет мирным

26.01.2018 18:56
ѕочему Ђбелый лебедьї не станет мирным / ћихаил —ырица/ оммерсантъ
ѕрезидент ¬ладимир ѕутин высказал идею о модернизации стратегического сверхзвукового бомбардировщика “у-160 под задачи гражданских коммерческих перевозок. ≈сть множество объективных технических и экономических причин, почему это невозможно. ќбъ€сн€ем по пор€дку.

¬злет белоснежного остроносого бомбардировщика, неофициального прозванного «Ѕелым лебедем», настолько восхитил ¬ладимира ѕутина, что он выразил надежду на гражданскую модификацию. ќзвученна€ иде€ вызвала у экспертов недоумение и заставл€ет засомневатьс€ в степени информированности главы государства. »де€ настолько неверо€тна и идет вразрез с таким множеством объективных причин, что, казалось бы, нет необходимости по€сн€ть ее несосто€тельность.

ƒруга€ специализаци€

Ќачнем с пон€ти€ «специализаци€», котора€ есть у каждого издели€, в том числе и самолета. ќно весьма простое: дл€ транспортного самолета – перевозка грузов и личного состава, дл€ истребител€ – завоевание превосходства в воздухе, дл€ бомбардировщика – доставка средств поражени€ к цели. Ќесмотр€ на кажущуюс€ синонимичность задач транспортника и бомбардировщика, подход у них принципиально разный. ƒл€ транспортника зачастую это снабжение подразделений на своей территории, дл€ бомбардировщика это всегда полет на территорию противника, что включает в себ€ преодоление линии фронта, а значит, средств противовоздушной обороны.

” “у-160 дл€ этого есть весомый козырь, когда он может перейти на сверхзвуковой полет. “акой рывок в боевых услови€х может стать полной неожиданностью дл€ веро€тного противника, а резкое увеличение скорости оставит любых преследователей далеко позади. ќбратна€ сторона полета на сверхзвуке – износ двигателей, который на максимальном режиме т€ги возрастает многократно. Ќесколько часов в таком режиме, и механикам уже придетс€ проводить капитальный ремонт двигателей, а то и вовсе мен€ть их на новые. ѕоэтому полет на сверхзвуке летчики “у-160 используют лишь в особых ситуаци€х. ¬ большинстве случаев крейсерский полет проходит на обычных дозвуковых скорост€х, близких к тем, на которых летают пассажирские лайнеры.

»змен€емый профиль

“у-160 изначально получалс€ как очень сложный дл€ пилотировани€ самолет.  онструкторы столкнулись с почти нерешаемой проблемой. ƒл€ взлета с аэродромов т€желому самолету с большой стреловидностью не хватало полосы дл€ разбега. ћожно было бы уменьшить вес, но это означало уменьшение веса боекомплекта, что снижало эффективность “у-160 как боевой единицы. ѕолосы хватало бы, будь у “у-160 меньша€ стреловидность, то есть крыль€ располагались бы перпендикул€рно фюзел€жу, как у дозвуковых самолетов. ќднако в этом случае самолет не смог бы достигать сверхзвуковых скоростей. 

Ќашлось весьма из€щное решение: геометрию крыла сделали измен€емой. ƒл€ перехода на сверхзвук мощные гидравлические узлы отклон€ют крыль€ назад, стреловидность увеличиваетс€, а сопротивление относительно воздушного потока уменьшаетс€. ¬о врем€ крейсерского полета, в том числе во врем€ взлета и посадки, крыло выдвигаетс€ вперед, таким образом увеличива€ подъемную силу, и самолет стабильно держитс€ в воздухе на меньших скорост€х.

 оммерческие бомболюки

ќсновой несущей конструкции во врем€ всех этапов полета €вл€етс€ балка, котора€ делит внутренний объем фюзел€жа пополам.   ней креп€тс€ устройства, мен€ющие стреловидность крыла, во врем€ этого процесса она испытывает нагрузки до 3 тыс€ч тонн. —права и слева от этой несущей балки нет места ни дл€ пассажирского салона, ни дл€ размещени€ значимого объема коммерческого груза. ≈динственное возможное место, куда помещаетс€ полезна€ нагрузка, – это бомболюки.

¬сего “у-160 может вз€ть на борт до 45 тонн боекомплекта, а максимальный взлетный вес самолета – 275 тонн. «аменив бомбы и ракеты на гипотетический коммерческий груз, мы посчитаем, что он составит лишь 16% от взлетного веса, что очень мало дл€ коммерческого самолета. ƒл€ сравнени€: у военно-транспортного »л-76 этот показатель 28,5%. ” созданного дл€ перевозки коммерческого груза Boeing 767 так и вовсе 31%, что почти вдвое больше, чем у “у-160. 

—ледующий пункт – это топливна€ эффективность. ” “у-160 с этим примерно так же, как у всех военных самолетов, дл€ которых расход топлива и объем выброса вредных веществ в атмосферу обычно замыкают список требований, наход€сь где-то сразу после снижени€ шума при взлете и посадке. 

ƒругой самолет

Ћегко предположить, что ¬ладимир ѕутин говорил о глубокой модернизации на базе “у-160 под коммерческие цели. “огда така€ модернизаци€ означала бы разработку других двигателей, изменение конструкции самолета, по-видимому, отказ от измен€емой геометрии крыла и увеличении объема грузового отсека. ƒругими словами, о создании абсолютно другого самолета, возможно, лишь внешне чем-то напоминающего “у-160.

Ќо даже будь такой самолет создан, его коммерческа€ эффективность находилась бы под большим вопросом, как и у вс€кого сверхзвукового самолета. ¬се из-за того, что расход топлива при полете на сверхзвуке съедал бы любую прибыль от сверхбыстрой доставки. ƒаже если выставить ценник на услуги, способный конкурировать с доставкой на дозвуковых скорост€х. ƒа и летать бы, откровенно говор€, ему было бы особо некуда. јнонсированные перевозки на ƒальний ¬осток из ћосквы и сейчас субсидируютс€ из госбюджета. ¬ случае перехода на сверхзвук объем необходимых дотаций возрастет в несколько раз, а самолет станет еще одним имиджевым проектом без вс€ких перспектив на самоокупаемость.

јндрей ћеньшенин, специально дл€ «‘онтанки.ру»


ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

ѕомните, что все дискуссии на сайте модерируютс€ в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. ≈сли вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: