$61.41р
72.01р
В СПб: +21°C

Турбина по-русски: закончили упражнение

25.04.2018 21:29
Турбина по-русски: закончили упражнение / с официального сайта «ОДК-Сатурн»
«Газпром» предлагает не упорствовать в попытках заменить импортные газовые турбины отечественной продукцией. Разработчики твердо намерены раскатать первый блин обратно.

Через неделю после новости о неудачных испытаниях первой российской большой мощности турбины представители крупнейшей госкорпорации составили мнение относительно отраслевого импортозамещения. На профильном форуме в Петербурге они предложили не терять даром еще несколько лет, а на 100% пересадить сюда зарубежные разработки. Российские производители и чиновники, впрочем, мыслят стратегически, так что главные испытания еще впереди. Опять же — помощь петербургской компании, которая угодила под санкции.

Обычно малособытийное пленарное заседание энергетического форума в Петербурге в этот раз оказалось занимательным. Сначала представители Минэнерго сорвали покровы и прямо назвали действующие технические нормативы «нелегитимными», а затем слово взял Денис Федоров, гендиректор «Газпром энергохолдинга». Проблемы он обозначал в основном петербургского масштаба (физический метод расчета тарифа на тепло и тяжба с городом по долгам принадлежащего ему жилкомсервиса) или вселенского (переход на возобновляемые источники энергии).  

Однако остальные спикеры сами вывернули на тему импортозамещения и создания отечественной турбины большой мощности. Федоров высказался по обыкновению уверенно: «Почему мы постоянно изобретаем колесо, которое уже изобретено? Причем колесо получается то квадратное, то треугольное. Есть тот же Siemens, можно провести 100-процентную локализацию вместо того, чтобы вкладываться в разработку, потом 2-3 года испытывать турбину с неясными перспективами. Дальше упражняться с этим бессмысленно».

Замминистра энергетики Андрей Черезов, как показалось, оказался не готов к такому решительному вердикту. Чиновник признал, что собственных надежных разработок отрасль за много лет так и не получила, согласился с курсом на локализацию, но отдельно подчеркнул, что выполнить ее на 100% невозможно. К тому же есть решение поддерживать таких участников рынка как «Силовые машины», этого и надо придерживаться. Взгляды обратились к гендиректору предприятия Юрию Петрене, который также участвовал в пленарке, но он остался над схваткой. Лишь вспомнил, что именно Ленинградский металлический завод, ныне филиал «Силовых машин», разрабатывал в СССР первые гидравлические и газовые турбины.

Спор случился не на пустом месте. В России действительно нет промышленного выпуска турбин большой мощности (от 110 МВт), да и в целом доля российских турбин в стране менее 50%. Основные импортеры – Siemens, GE, Alstom и Mitsubishi, а «Интер РАО» и ГЭХ используют лишь несколько отечественных мощных турбин ГТД-110 производства «ОДК-Сатурн». Между тем еще год назад в правительстве говорили, что спрос на такие агрегаты может достигать 2-3 штук в год. В 2013 году «Сатурн» подписал инвестиционное соглашение с Роснано и «ИнтерРАО»: корпорация взялась разработать новый газотурбинный двигатель ГТД-110М.

ПАО «ОДК-Сатурн», зарегистрированное в Ярославской области, принадлежит Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), а через нее — госкорпорации «Ростех». Самым хлебным годом по части госконтрактов для «Сатурна» выдался 2015-й, когда предприятие заключило договоров на 34 млрд рублей. В 2017 году результаты были значительно скромнее — 2,5 млрд. Однако выручка по итогам года все равно превысила 32 млрд рублей при чистой прибыли 235 млн. В конце 2017 года стало известно, что двигатели производства «Сатурна» будут ставить на все новые российские фрегаты.

Создание опытного образца новой турбины было запланировано на конец 2017 года, запуск  в серийное производство — на 2018-й. Еще в октябре министр энергетики Александр Новак высказывал уверенность в том, что опытно-промышленная эксплуатация пройдет успешно.

Все это происходило на фоне скандала с поставкой в Крым турбин производства ООО «Сименс технологии газовых турбин» (совместное предприятие Siemens AG и ОАО «Силовые машины», зарегистрированного в Петербурге). По ходу дела своего поста лишился бывший директор «Силмаша» Роман Филиппов. В начале года «Силовые машины» были включены в санкционный список США, а 12 апреля глава совета директоров компании Алексей Мордашов попросил помощи у государства в виде преференций на внутреннем рынке. Более того, он выразил уверенность, что компания сможет разработать собственные турбины, аналогичные тем, что делает Siemens.

Наверняка на тот момент Мордашов уже знал, чем закончились испытания турбины, которую собрал «ОДК-Сатурн». Денис Федоров 25 апреля знал точно: она разрушилась еще в декабре, и СМИ сообщили об этом за неделю до энергетического форума. Звучали противоречивые свидетельства, вплоть до того, что турбина теперь вообще восстановлению не подлежит. По данным источника «Фонтанки», близкого к предприятию, собрать-то ее можно, но неизвестно, насколько это рационально; выбор могут в итоге сделать в пользу создания нового образца. В любом случае с учетом дополнительной проверки всех узлов и повышения надежности, восстановление может занять год.

По словам Дениса Федорова, для специалистов «Газпром энергохолдинга» результат испытаний не стал неожиданностью, и свое заявление он сделал, что называется, не на эмоциях. Шесть лет назад Федоров же сообщил, что компания снимает турбину  ГТД-110 «Сатурна» со своей ГРЭС в Рязанской области из-за частых остановок. Тем не менее в ОДК по-прежнему подчеркивают преимущества своего двигателя. «Это полностью российская разработка, – говорят в корпорации. – Существенным преимуществом ГТД-110М перед зарубежными аналогами является высокий КПД – 36,5%, что выгодно отражается на стоимости жизненного цикла изделия. Кроме того, уникальные массогабаритные характеристики ГТД-110М позволяют осуществлять его транспортировку даже в отдаленные регионы страны в полной заводской готовности любыми видами транспорта, а также выполнять монтаж турбины при замене устаревшего оборудования без реконструкции здания».

После инцидента с ГТД-110М в Ростехе сообщили, что в проект могут войти «Силовые машины». В самой компании воздержались от комментариев, но ОДК подтверждает наличие такого варианта. «Будет это совместное предприятие или какой-то другой формат – решений нет, все обсуждается пока на уровне идеи, – говорят в компании. – У «Силовых машин» есть опыт в этой сфере, есть незагруженные производственные мощности для крупноузловой и финальной сборки машин данного класса. Плюс проекту необходимы дополнительные инвестиции. Все участники проекта настроены твердо, работы будут продолжены. Создание ГТД-110М является стратегическим проектом, реализуемым в рамках программы импортозамещения в области газотурбинных технологий». Так что вопросы треугольных колес, по выражению газпромовского топ-менеджмента, решать будут все равно Ростех, «ИнтерРАО» и Роснано.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

Комментарии

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.

Материалы рубрики

Cтатьи Новости
    еще новости
    Написать новость

    Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Не забудьте указать свои контакты

    Я принимаю все условия Пользовательского соглашения.
    Введите цифры с изображения: