¬ ожидании российской Tesla к 2025 году

04.05.2018 18:47
¬ ожидании российской Tesla к 2025 году ¬ладислав Ѕелогруд/»нтерпресс
ѕо дорогам колес€т электрокары и беспилотники российской сборки, а их продажи ежегодно растут на 40Ц50%, - таким видит отечественный автопром через семь лет правительство –‘. Ќо отставание от мирового рынка на 4-5 лет никуда не денетс€.

ѕравительство –‘ утвердило стратегию развити€ автопрома до 2025 года. ƒокумент, опубликованный 4 ма€ на сайте кабмина, ставит амбициозные задачи перед рынком, который только в прошлом году начал восстанавливатьс€ после кризиса. » единого мнени€ о том, сможет ли описанное в стратегии светлое будущее стать реальностью, у участников рынка нет.

—прос на новые машины, который в 2017 году снова начал расти после четырехлетнего спада, по мнению авторов стратегии, будет увеличиватьс€ и дальше. „ерез семь лет продажи машин вырастут почти в полтора раза — с 1,5 млн автомобилей в 2017 году до 2,23 млн в 2025 году. Ёто все равно меньше исторического максимума 2012 года (2,8 млн штук), зато росси€не должны почти полностью пересесть с иномарок на машины отечественной сборки. 

ƒл€ этого российским заводам придетс€ нарастить производство на 65% (до 2,21 млн в год) и удовлетвор€ть «80–90% внутреннего спроса на современную автомобильную технику». ƒолжна усиливатьс€ и локализаци€: с конвейера об€заны сходить на 70–85% российские машины.

Ќе забыта и иде€ захвата международных рынков, к чему два года назад призывал премьер-министр ƒмитрий ћедведев. ѕри базовом сценарии поставки за рубеж российских автомобилей к 2025 году увеличатс€ в три раза –  до 269 тыс€ч штук (12% от всех выпущенных). Ќо этого недостаточно, отмечаетс€ в документе. “акие темпы роста не позвол€ют достигнуть «необходимого эффекта масштаба», а также защитить отрасль от «будущих негативных внешних воздействий».  аких именно, не уточн€етс€. Ќо развитие экспорта должно быть в приоритете, считают авторы стратегии.

Ќаконец, отечественному автопрому предстоит к 2025 году вывести на рынок принципиально новые продукты – электрокары и беспилотные машины. “емпы роста, которые авторы глобального плана прочат инновационным производствам, довольно внушительные – 40–50% в год. —колько именно их будет выпускатьс€  и на чем основан прогноз, не уточн€етс€. Ќе исключено, что ориентировались на самого известного в мире производител€ электромобилей — американскую Tesla, котора€ по итогам прошлого года нарастила выручку как раз на 52%, хот€ и получила убыток в 1,4 млрд долларов.

„тобы стимулировать по€вление отечественных »лонов ћасков, правительство собираетс€ создать «технологические консорциумы, которые будут консолидировать усили€ государства, автопроизводителей, информационно-телекоммуникационных компаний, научных, инжиниринговых и общественных организаций».

Ќо чересчур бурного развити€ этого рынка в правительстве не ждут. «÷елевое видение <...> подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на 4-5 лет», – отмечаетс€ в документе. Ќо за счет развити€ технологий к 2025 году электрокары все же займут до 5% российского авторынка (85-100 тыс€ч), а беспилотные автомобили – 1-2% (20-40 тыс€ч).

„асть заветов правительства может быть воплощена в жизнь уже в ближайшее врем€, считают участники рынка. ѕо оценкам јвтостата, дол€ машин отечественной сборки уже в прошлом году достигла исторического максимума в 82%. ƒл€ сравнени€: в 2012 году – 64,1% рынка, в 2008 году – 44,3%. Ќа руку производител€м во многом сыграл курс рубл€, сделавший импорт менее привлекательным по цене.

÷елевые объемы продаж также не выгл€д€т слишком заоблачными.   примеру, концерн Renault ожидает еще более высоких темпов роста, чем правительство. ¬ своей стратегии компани€ сообщает, что продажи автомобилей в –оссии превыс€т 2,5 млн штук уже к 2022 году. ¬ Nissan свой прогноз не раскрывают, но отмечают, что за€вленные в стратегии показатели достижимы, если спрос будет расти теми же темпами, как и сейчас.

Ќо самим автопроизводител€м пока не всегда удаетс€ превзойти показатели прошлого года.   примеру, петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota  в марте выпустили на 9% меньше продукции, чем в том же мес€це 2017 года. ѕо итогам всего квартала выпуск увеличилс€ на 7%. Ќо поддерживать темпы роста становитс€ все сложнее.

— локализацией все тоже неоднозначно. ѕо оценкам опрошенных "‘онтанкой" экспертов, 40% российских производителей используют менее половины отечественных деталей. ќдно из преп€тствий — недостаточные объемы продаж, при которых производить все компоненты просто невыгодно. ѕо словам производителей, локализаци€ будет расти, хот€, возможно, не теми темпами, как хотелось бы чиновникам.   примеру, запуск сборки двигателей в ѕетербурге позволит компании Hyundai увеличить показатель с 50 до 60%, говорил директор «’ендэ мотор мануфактуринг рус» ≈нтэк Ћи.

ѕетербургский завод Nissan еще в 2014 году обещал довести долю российских компонентов до 70% к 2018 году. ”далось ли это сделать, компани€ не раскрывает. Ќо по всему консорциуму (Nissan, Renault,  амаз, јвтоваз) в 2017 году локализаци€ достигла 67%. «ћы надеемс€, что положительные тенденции роста спроса на рынке сохран€тс€, что позволит нам говорить о дальнейших планах по локализации компонентной базы в –оссии», – осторожно говор€т там.

ƒол€ экспорта у Nissan уже достигла 8% от объема производства в 2017 году, что только на треть меньше, чем ожидаемые ћинпромторгом 12%. ј вот у Hyundai за рубеж отправл€етс€ только 4% собранных машин. 

Ќо в беспилотное и электромобильное будущее производители пока вер€т слабо. ¬ ближайшие годы электрокары не будут представл€ть интереса из-за низкого объема продаж, ранее сообщал управл€ющий директор компании «’ендэ ћотор —Ќ√» јлексей  алицев. ј чтобы налаживать их сборку в –оссии, нужны господдержка и инфраструктура. ƒл€ сравнени€: по итогам первого квартала 2018 года росси€не купили только 16 электромобилей, из них дев€ть Nissan Leaf и семь Tesla.

Ѕеспилотные технологии у Hyundai тоже есть. «Ќо чтобы организовать производство в ѕетербурге, должны быть соблюдены три услови€ — наличие спроса, наличие инфраструктуры и наличие нормативной базы», – прокомментировали в компании.

¬ Nissan также не готовы рисковать инвестици€ми. «Ќа насто€щий момент, к сожалению, большинство вопросов дл€ развити€ электротранспорта и беспилотного транспорта не решено и требует больших усилий со стороны всех участников рынка», – отметили в компании.

Ѕольше в развитие беспилотных авто верит »“-гигант «яндекс», который несколько лет занимаетс€ разработками в этой сфере. ќднако в компании сетовали, что не могут двигатьс€ вперед без тестировани€ в городских услови€х, дл€ чего необходима правова€ база. ѕока правительство дало добро только на эксперимент на большой дороге. ƒо 30 но€бр€ испытани€ должны начатьс€ на участке скоростной автодороги ћ-11 «ћосква – —анкт-ѕетербург» в “верской области.

—тимулировать спрос на электрокары чиновники хот€т с помощью преференций дл€ их владельцев. ¬ √осдуму уже внесена поправка в Ќалоговый кодекс: предлагаетс€ освободить их от уплаты транспортного налога и дать льготы дл€ предпри€тий, которые создают зар€дные станции. јвтопроизводители след€т за усили€ми федеральных властей, но надеютс€ и на поддержку местных.

«—тратеги€ напр€мую ни к чему не об€зывает региональных чиновников, но мы надеемс€, что они будут двигатьс€ в том же направлении», – сказали в Hyundai.

√алина Ѕо€ркова, «‘онтанка.ру»

 
 

 

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: