ак »осиф Ѕродский получил недвижимость в ѕетербурге

10.07.2018 19:42
«ат€нувша€с€ истори€ создани€ ћузе€ »осифа Ѕродского получила из€щную разв€зку: инвестор приобрел под него соседнюю с мемориальной квартиру в доме ћурузи. » это позволит, наконец, открыть полноценный посто€нно действующий музей

»нвестором при покупке квартиры, расположенной через стену от «полутора комнат» »осифа Ѕродского, выступил управл€ющий партнер Fortgroup ћаксим Ћевченко. ќн же €вл€етс€ председателем попечительского совета ‘онда создани€ музе€ Ѕродского. ѕокупка квартиры позволит в любом случае открыть в здании посто€нно действующий музей нобелевского лауреата. ј в перспективе — решить проблемы, св€занные с нежеланием соседки поэта Ќины ‘едоровой переезжать: помещени€ можно будет, мину€ ее, соединить, и музей получит парадный вход, гардероб, лекционно-выставочное пространство и многое другое.

«Ћично € не готов и дальше смотреть эту мыльную оперу с элементами фарса. ћузей должен быть. » он будет. ћы найдем, мы уже ищем выход из тупика», – писал Ћевченко около года назад, рассказыва€ о проблемах создани€ музе€.

ћавританска€ лепнина, печи и камин

«Ќова€» четырехкомнатна€ квартира располагаетс€ на втором этаже дома, выходит окнами на улицу  ороленко и выгл€дит как анфилада залов площадью пор€дка 200 квадратных метров.  ак сообщил «‘онтанке» ћаксим Ћевченко, цена была «рыночной» — 35 миллионов рублей. ѕомимо того, что помещени€ сохранили историческую планировку и отделку, эта квартира удобна отсутствием жилых помещений под ней — что дает все возможности перевести ее в нежилой фонд. —осто€ние недвижимости оцениваетс€ как «очень хорошее». 

«≈сть единое мнение, что это лучший вариант, чтобы расшир€ть пространство, потому что существующих площадей в мемориальной квартире €вно не хватает, – рассказал бизнесмен. – «десь же получитс€ организовать и вход, и кафе-библиотеку, где можно почитать книги, провести врем€, посмотреть выставки. Ќо это будет решать совет, должно пройти общественное обсуждение. я думаю, что больше всего времени займет проектирование, дизайн, концепци€ наполнени€ музе€. ћне кажетс€, что это минимум мес€цев дев€ть. » потом потребуетс€ врем€ на реализацию».

ћузей будет частным. ≈го созданием займетс€ команда проекта http://brodsky.online в сотрудничестве с ‘ондом создани€ музе€ »осифа Ѕродского и ћузеем јнны јхматовой. Ѕывшие владельцы квартиры, ћаксим и  арина ћалышевы, войдут в попечительский совет фонда и тоже примут участие в создании музе€. 

«ћы начали общатьс€ по поводу планов, св€занных с музеем, более полугода назад, и нам эта иде€ показалась правильной и интересной, после чего мы с ћаксимом Ћевченко и его представителем предметно обсуждали и сам проект, и наше возможное участие в будущем, – рассказал ћаксим ћалышев. – ” них достаточно профессиональна€ команда Brodsky online, мне понравилс€ их подход, и сам формат проекта — не замораживание неких форм в классическом исполнении, а живое динамичное пространство».

ћаксим рассказал, что бизнес-проекты, которые реализует его семь€, «близки по формату» ћузею Ѕродского, и могут быть полезны. 

«ћы договорились, что наша площадка в ћоскве (площадка делового общени€ дл€ представителей ведущих архитектурных бюро, студентов архитектурных вузов, девелоперов  Pluton Project расположена в известном московском культурном пространстве ArtPlay. — ѕрим. ред.) будет некой платформой, базой дл€ продвижени€ музе€, дискуссий», – привел он пример.

 арина ћалышева рассказала, что, жив€ в этой квартире, она чувствовала об€занность не испортить сохранившеес€ уникальное пространство — хот€ жить с трем€ детьми при анфиладной планировке им было не вполне комфортно.


 расным обозначены границы мемориальной квартиры, синим - приобретенной
 расным обозначены границы мемориальной квартиры, синим - приобретенной


«¬ комнате, котора€ примыкает к квартире Ѕродского, осталась мавританска€ лепнина, белые классические печи в каждой комнате, сохранилс€ камин, – рассказала она. – √овор€т, что печи — действующие. ≈сли честно — € не топила никогда, а соседи сверху топ€т».

 ак молодежь выбирает Ѕродского

ѕредседатель правлени€ ‘онда искусствовед и друг Ѕродского ћихаил ћильчик, уже два дес€тилети€ ведущий борьбу за создание музе€, не стал скрывать чувств по поводу произошедшего.

«Ѕезусловно, мы рады этому решению, потому что имеем возможность организовать полноценный официальный музей, – поделилс€ он своими чувствами с «‘онтанкой». –   сожалению, он пока будет располагатьс€ в новых комнатах, а мемориальна€ квартира останетс€ в том же качестве, в котором она находитс€ теперь. ћы не можем ее полноценно использовать как музей из-за того, что у нас есть соседка. Ќо мы тесно будем св€заны, естественно, посетители официального музе€ будут посещать мемориальную квартиру. ћожет быть, в перспективе, после того, как мы откроем музей, мы сделаем ремонт в той, мемориальной части, — но это не в близком будущем. ј здесь, сейчас, начнетс€ работа над концепцией, потому что мы думаем сделать этот музей вполне современным. ≈сли в той квартире, мемориальной, посетители будут попадать в атмосферу 1960-1970-х годов, то здесь они будут находитьс€ в XXI веке и через новые методы постигать историю жизни и творчества нашего геро€».

јудиторией музе€ ћильчик видит в первую очередь молодежь.

«„то мен€ до сих пор удивл€ет, но удивл€ет при€тно, – что к Ѕродскому, поэту, пр€мо скажем, непростому, такой удивительный интерес среди многих молодых людей, – призналс€ он. – ѕричем не только тех, которые интересуютс€ литературой. » € думаю, что этот музей, который будет организован в уже купленной квартире, будет привлекать внимание. “ем более что мы будем старатьс€ использовать там новые способы подачи материала, интерактивные в частности».

ћихаил ћильчик рассказал, что в новой квартире будет удобно организовать «круговую» экспозицию: в одном конце квартиры есть вход, а в другом — выход, которые ведут на одну и ту же лестничную площадку. ѕричем посетители не будут никому мешать: жилые квартиры располагаютс€ выше, ходить мимо дверей посетители не должны.

»сторик и соредактор журнала ««везда» яков √ордин, также друживший с Ѕродским и вход€щий в правление ‘онда создани€ музе€, предположил, что до революции эти две квартиры и вовсе были единым пространством, разделенным в советские годы. ѕокупку он назвал «очень важной» и надеетс€, что она станет реальным импульсом дл€ работы музе€. „астна€ форма собственности его не пугает — напротив, он видит в ней определенную свободу действий, да и сам Ѕродский, по его мнению, «вполне одобрил бы» такую форму.

Ёкспонаты, мебель и арт-объекты

Ќекотора€ сложность может возникнуть с подлинными экспонатами, которые предполагаетс€ выставл€ть в мемориальной квартире: временным открытием музе€ на юбилей поэта в 2015 году занималс€ ћузей јнны јхматовой, и именно ему принадлежат вещи из комнаты Ѕродского. 

«я встречаюсь с теми людьми, которые представл€ют фонд и делают виртуальный музей Brodsky online, – рассказала «‘онтанке» директор ћузе€ јнны јхматовой Ќина ѕопова. – Ёто люди из нашего круга общени€, и мы многое обсуждаем. ”частие экспонатами — это проблема. ѕотому что один музей — государственный, другой — частный. ¬ прошлом году ћинистерство культуры прин€ло решение о возможности делитьс€ экспонатами, но мы к этому сюжету еще не подходили. ƒо прошлого года их нельз€ было ни выставл€ть, ни отдавать. ѕридут, предложат – обсудим, подумаем. » решаем не только мы, но и министерство».

¬прочем, в положительном решении ћузе€ јхматовой не сомневаетс€ яков √ордин, благодар€ которому музей обрел р€д экспонатов.

«ƒело в том, что хранившиес€ у мен€ вещи Ѕродского, – а это и мебель, и библиотека, – € в свое врем€ передавал ћузею јхматовой именно с прицелом, чтобы после образовани€ музе€ Ѕродского они перешли туда, – рассказал он «‘онтанке». – Ёто совершенно нормально, и Ќина »вановна ѕопова это прекрасно понимает, и заинтересована в том, чтобы существовал дружественный музей. “ак что, € думаю, все будет нормально. ј уж чтобы грамотно оформить это юридически — нужны грамотные переговоры».

–азногласие между музейщиками может возникнуть на почве использовани€ в экспозиции (оп€ть-таки в ее мемориальной части) «типологической» мебели, то есть такой же, но не «той самой». 

«“ипологическую мебель дл€ Ѕродского в комиссионках покупать нельз€, это неправильно, – уверена ѕопова. – “ам должен быть другой образный р€д. Ќадо дать представлени€ о проблемах, св€занных с историей, временем, культурными обсто€тельствами, личностным устройством самого Ѕродского, продлить историю от начала его жизни до финала его жизни. ≈сть целый р€д способов создани€ арт-объектов, которые дают возможность ассоциативно представить, о чем идет речь».

¬прочем, ћихаил ћильчик уверен в обратном: так как он лично и детально сфотографировал обстановку комнаты Ѕродского в день его отъезда, а после смерти отца поэта — и комнату родителей, не стоит упускать возможность показать обстановку. “ем более что сохранена часть подлинной мебели, а друга€ часть (два шкафа и мебель из родительской комнаты) не была уникальной, и может быть заменена точными аналогами того же времени, к чему многие музеи прибегают.

« люч к будущему музею»

ѕотенциальным куратором экспозиции в новом пространстве называют историка ѕавла  отл€ра. ¬ интервью «‘онтанке» он весьма осторожно высказалс€ о своем видении музе€, хоть и назвал произошедшее «прорывом», без которого сто€ние в тупике «могло быть вечным».

«ћожно сколько угодно приобрести квадратных метров, которые будут соответствовать пожарным нормам и другим, но если не придумать чего-то по-насто€щему и востребованного и значимого, это может быть бессмысленно, – рассудил он. – я не хочу сказать, будто гарантирую, что € придумаю хорошо, а кто-то другой плохо. ѕросто у нас очень часто формальна€ истори€ подмен€ет собой творческую и креативную».

»деологию нового пространства на первых порах он видит как посто€нно смен€ющие друг друга проекты, кураторские высказывани€, выставки, лекции, с последующим посещением группами мемориальной квартиры (дл€ этого пока посетител€м нужно будет одеватьс€ и идти через другой вход). 

«Ќо тут важно, что приобретенна€ квартира — это ключ, фактически, гаранти€ создани€ полноценного ћузе€ Ѕродского, в котором будут современные помещени€, входные зоны, гардеробы, что было бы невозможно сделать просто в мемориальной квартире, – признал он. – Ёто главна€ проблема музеев-квартир: не то что сотрудников не посадишь – ты вешалку дл€ одежды не поставишь никуда. ј на новой площади можно будет сделать современную входную зону и книжно-поэтическое кафе, пространство дл€ лекций, временных выставок и прочее, а в мемориальной части в перспективе — посто€нную экспозицию, св€занную с Ѕродским». 

—правка: ‘онд создани€ музе€ »осифа Ѕродского был основан в 1999 году ћихаилом ћильчиком и яковом √ординым, своей целью он неизменно ставил превращение коммунальной квартиры в доме ћурузи (на Ћитейном, 24) в мемориальный музей и культурный центр. ¬ этом здании »осиф Ѕродский жил с 1955 до 1972 года и оттуда уехал 4 июн€, чтобы вылететь в ¬ену. ѕроцесс выкупа комнат в мемориальной квартире раст€нулс€ на два дес€тилети€ и так и не был завершен: одна из соседок, Ќина ‘едорова, живша€ там еще при Ѕродском, наотрез отказалась переезжать в предложенные ей альтернативные варианты.

јлина ÷иопа, Ђ‘онтанка.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: