$66.75р
76.23р
¬ —ѕб: +19∞C

ѕочему надо отменить маршрутки

09.08.2018 17:22
јрсений јфиногенов / јрсений јфиногенов
«а€вление главы городского комитета по транспорту о том, что с июл€ 2020 года все коммерческие маршрутки начнут работать по тарифам городского транспорта, а маршруты будут разыгрыватьс€ через госзакупки, всколыхнуло и транспортников, и пассажиров. ѕроигравшие есть при любой реформе Ч и эта не станет исключением.

 ажда€ реформа по отмене маршруток в —анкт-ѕетербурге происходит с большим боем. Ќа комитет по транспорту сыпетс€ тонна жалоб, общественность бушует, всЄ это активно освещаетс€ в —ћ». (ѕоследн€€ отмена  -39 вообще на данный момент закончилась судебным процессом и возвращением маршрутки на трассу следовани€ на врем€ разбирательств.) —амое интересное здесь то, что у них много сторонников даже в транспортной среде. √оворитс€, что маршрутка с провозной способностью в 10 – 15 раз меньше большого автобуса способна вывезти его пассажиропоток, с которым он €кобы не справл€етс€. √оворитс€ о посто€нных перебо€х так называемого социального городского транспорта, о необходимости непредсказуемо долго ждать, а также о том, что «маршрутка удобнее». ¬ своЄ врем€ этому €влению дали даже название – «маршруткизм». Ќо какие объективные предпосылки ведут к конкурентным преимуществам маршруток?

1. —корость

«ћаршрутки ход€т быстрее». ¬ некоторых случа€х это так и есть (особенно там, где на маршрутах по-прежнему работают микроавтобусы, например  -39 или  -12), в некоторых случа€х это всего лишь видимость, так как они останавливаютс€ чаще.  роме того, транзитные люб€т отстаиватьс€ около метро, где могут потер€ть до 5 минут времени. — другой стороны, автобусы, троллейбусы и трамваи часто обладают так называемым т€нутым расписанием, когда автобус мог бы ехать быстрее, но расписание ему не позвол€ет. ¬ большинстве случаев такой распор€док св€зан с нагруженной дорожной обстановкой и непредсказуемостью движени€. ћаршрутки же не брезгуют объезжать пробки по карманам и дворам (а € однажды, сид€ в маршрутке  -339, ехал пр€мо по газону, съезжа€ на карман с главной дороги).

—тандартна€ ситуаци€ у станции метро «ћеждународна€»: несколько автобусов ожидают, пока маршрутка достигнет пика заполненности



‘ото: предоставлено јрсением јфиногеновым


“аким образом, с одной стороны, увеличенна€ скорость маршруток относительно социального транспорта объ€сн€етс€ нарушени€ми ѕƒƒ, а с другой – т€нутыми расписани€ми, которые можно исправить только массовой организацией и соблюдением (!) приоритета движени€ общественного транспорта.

2. —табильность и интервалы

ƒругое конкурентное преимущество – стабильность.  ак маршрутки умудр€ютс€ более-менее соблюдать интервал, а автобусы-троллейбусы, оборудованные √ЋќЌј——ом и диспетчерскими, посто€нно как будто проваливаютс€ в бездну?

¬о-первых, как уже было сказано, за счЄт их способности объезжать часть пробок незаконными методами. ¬о-вторых, за счЄт, как это ни парадоксально, отсутстви€ той системы диспетчеризации и соблюдени€ норм, которые есть дл€ автобусов.

¬место того чтобы тратить врем€ на проезд до диспетчерской (часто через дополнительные пробки, как тот же 39-й), соблюдать врем€ отдыха, маршрутки, как правило, толп€тс€ около пассажирообразующих станций метро, отправл€€сь с равномерным интервалом. ѕри этом никому нет дела, как они ед€т, куда, простите, ход€т справл€ть нужду, сколько они отдыхают и как это соотноситс€ с трудовым законодательством, которое, € напомню, с каждым годом ужесточаетс€. Ёто избавл€ет владельцев от целого р€да проблем, которые значительно усложн€ют диспетчеризацию, но с другой стороны, резко снижает безопасность движени€, за счЄт чего маршрутки часто попадают в ƒ“ѕ. 

¬-третьих, не секрет, что маршрутки монитор€т социальные автобусы и специально езд€т за 1 – 3 минуты пр€мо перед их носом. ѕоэтому у потребител€ возникает ощущение, что маршрутки ход€т чаще.

ћаршрутки часто занимают ценное пространство у перекрЄстков, увеличива€ их загруженность, и автобусам приходитс€ высаживать людей из второго, а иногда даже из третьего р€да. 

Ќи о какой честной конкуренции тут речи не идЄт: если заставить маршрутки ездить в соответствии с законодательством, большинство их преимуществ просто исчезнет. 

3. ћаршрутна€ сеть

Ќередко сеть у маршруток действительно лучше.  оммерци€ гораздо быстрее умеет подстраиватьс€ под новые запросы: в большинстве районов новой застройки сначала по€вл€ютс€ маршрутки, а затем (через череду согласований сначала строительства остановок, а затем продлени€ и прокладывани€ новых маршрутов) только автобусы. Ёто, кстати, вырабатывает своеобразную привычку пользовани€ именно ими.

¬ социальном транспорте используютс€ на данный момент только машины большой вместимости, и чтобы заменить, например, маршрутку  -281, котора€ каждые 15 минут возит микроавтобусами, придЄтс€ либо пускать автобус раз в час, либо терпеть большие убытки.

¬ некоторых случа€х коммерци€ играет роль единственного наземного перевозчика там, где город по каким-то причинам не готов пускать маршруты. —амый €ркий пример – "ћега-»кеа" в  удрово: масса маршруток, едущих дальше ближайших станций метро, вывозит большие пассажиропотоки. ƒа и на автобусах до «Ћомоносовской» и «”лицы ƒыбенко» проездные билеты также не действуют.

 роме того, существующа€ система проездных билетов настроена на то, чтобы люди ездили по одному маршруту без пересадок: «≈диный проездной», позвол€ющий эти пересадки производить в неограниченных размерах, начинает окупатьс€ относительно «Ёлектронного кошелька» только с 90-й поездки (это три поездки в день, включа€ выходные). ¬ такой ситуации транспортна€ система, вместо того чтобы аккумулировать автобусы большой вместимости на нескольких маршрутах с удобными пересадками, экономией денег и времени, стремитс€ обеспечить всю совокупность корреспонденций между всеми возможными точками. ѕри использовании автобусов большой комплектации это предполагает оп€ть же увеличение интервалов. » снова на первый план выход€т маршрутки с меньшей провозной способностью, но при этом и меньшим порогом экономической целесообразности. 

4.  омфорт

 омфорт – вещь субъективна€, но в р€де случаев маршрутки действительно комфортнее автобусов: дол€ сид€чих мест больше. Ќе помогает этому и неразбериха со вместимостью автобусов: парки часто выпускают автобусы особо большой комплектации на незагруженные маршруты, а в других пассажиры едут битком.

5. ѕорог окупаемости

¬ ѕетербурге существуют только единицы маршрутов социального транспорта, которые работают в прибыль. ¬ то врем€ как очевидно, что среди маршруток этот показатель приближаетс€ к 100%. —в€зано это не только с необходимостью провоза льготников и использовани€ единых проездных. ѕодавл€ющее большинство расчЄтов в маршрутках – наличными, контроль за перевозками гораздо ниже. ќп€ть же нет требовани€ большой комплектации выход€щего на линию состава. ¬сЄ это приводит к кардинально разным затратам на единицу подвижного состава и, соответственно, гораздо меньшему порогу минимально необходимой заполн€емости.

«десь также следует отметить, что само по себе рассматривание общественного транспорта как чего-то, принос€щего прибыль от перевозок, – это порочна€ практика. “ранспорт должен выполн€ть важнейшую функцию мобильности населени€ в мегаполисе, а дл€ того, чтобы избегать запуска автобусов раз в п€ть минут по лесам, необходимо централизованное планирование с показател€ми оптимальной заполненности и расчЄтов вместимости подвижного состава и интервалов.

ќтказ от маршруток – единственный путь перехода транспортного комплекса ѕетербурга к более цивилизованной стадии, ведь их наличие – одна из основных причин плохой работы социального транспорта: как было неоднократно сказано, в большинстве случаев они буквально мешают социальному транспорту, не улучша€ сервис, при этом получа€ деньги наличными средствами с минимальным контролем в части соблюдени€ трудового законодательства. „то касаетс€ конкуренции, то она должна быть не на дороге, она должна быть за маршруты при проведении конкурсов.

Ќо просто отменить маршрутку, заменив еЄ усилением автобуса или вводом нового маршрута, мало. Ќужен комплекс мер. √де-то уменьшить интервал, продумать диспетчеризацию, где-то обеспечить приоритет общественного транспорта, оптимизировать вместимость транспорта. Ќужно проработать и глобальные меры – снижение стоимости на единые проездные. “акже нужно быть более гибкими, синхронизиру€ скорейшее строительство остановок, трамвайных и троллейбусных линий, а также разворотных колец и диспетчерских дл€ наземного транспорта в новых районах и сразу запуска€ туда новые маршруты. 

Ќо даже если внедрить все эти меры, проигравшие от оптимизации системы всЄ равно будут – это неизбежно.

јрсений јфиногенов

 омментарии

ѕомните, что все дискуссии на сайте модерируютс€ в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. ≈сли вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
Ќаписать новость

‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

Ќе забудьте указать свои контакты

я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
¬ведите цифры с изображени€: