–усска€ дорога »гор€ –астер€ева: —трана у нас хороша€

12.08.2018 17:01
–усска€ дорога »гор€ –астер€ева: —трана у нас хороша€ / из личного архива »гор€ –астер€ева
¬ 2010 году 28-летний »горь –астер€ев, приехав летом из родного ѕитера в родной хутор –аковка, по приколу сочинил песню " омбайнеры". ≈го друг Ћеха Ћ€хов по приколу записал ее на мобильник и выложил на ютуб. » оба забыли про это: за полгода у песни было всего 300 просмотров. ј потом она вдруг рванула. 3а 4 дн€ набрала 300 тыс€ч просмотров и понеслась по –оссии.

ѕесн€ про сельских парней стала своеобразным ответом " амеди клабу", "ƒому-2" и засилью в стране  разной гламурной швали. ¬се думали, что гармонист-выскочка – случайна€, шальна€ звезда – как  прогремел, так и  заткнетс€. Ќо этого почему-то не произошло.  Ќаписанные по приколу " омбайнеры" всерьез изменили жизнь »гор€ –астер€ева. ќн ушел из театра Ѕуфф, где играл маленькие смешные роли.  »гор€ с его песн€ми почти не крут€т на радио и тем более по “¬. Ќо это не мешает ему собирать полные залы. √ерои его новых клипов по большей части все те же. Ёто жители хутора –аковка, которые вместе с »горем поют и пл€шут. Ёто донска€ степь, залита€ солнцем и кровью. “о, что начиналось, как лиха€ шутка, превратилось в горечь и боль, в надежду и веру русской души. 

«Ёта песн€ посв€щаетс€ всем сельским пацанам»

»горь назначил встречу у себ€ дома на севере ѕетербурга, в ќзерках. ¬ 12 часов.  —казал: "’оть встану пораньше, как человек.  ћожет  в режим войду".  ћы сидели на кухне (она же спальн€) его "однушки", практически лишенной мебели. »нтервью »горь совместил с завтраком.  ќтвечал на вопросы, жу€.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


- Ќе припомните, при каких обсто€тельствах по€вились на свет " омбайнеры"? „то это был за период в жизни?

-  ∆ил себе нормально. –аботал в театре. ј песн€, она из мен€ просто вз€ла и вылилась. ¬от так – у-у-х!  ак-то очень легко написалась, наговорилась даже.  Ёто мо€ четверта€ песн€. Ќо три предыдущих – не в счет.  ќни были матерные и писались, чтобы себ€ рассмешить. ј здесь подтолкнуло что-то серьезное. „то-то накопившеес€ во мне, вдруг раз и вышло.

- ¬ы пр€мо как в сказке – проснулись знаменитым. ¬ августе 2010-го прогремели " омбайнеры",  в сент€бре уже – первый сольный концерт в одном из клубов ћосквы, а в 2011-м вас,  малоизвестного человека с гармошкой, позвали выступать на рок-фестивале "Ќашествие".  айфовали от этого?

–  акой кайф? “олько успевай поворачиватьс€. ѕервый концерт – а песен-то нет. —рочно написал еще три – "–усскую дорогу", " азачью" и "–омашки", спел несколько песен д€ди ¬аси ћохова – друга моего отца из –аковки. ѕоловину зала заполнили друзь€. я в первое врем€ " омбайнеров" даже петь стесн€лс€. “акже, кстати, как и " азачью". —читал их недоделанными. Ќо, видимо, должна в песне быть кака€-то недоделанность. »менно эти две песни собрали зашкаливающее число просмотров – миллионы.

Ёто сейчас у мен€ спокойна€ жизнь – съездил, выступил в ”рюпинск, вернулс€ домой корюшку половил. ћо€ физи€ у публики уже не вызывает вопросов, сложилась сво€ аудитори€. ѕредсто€щими концертами уже всю осень забил. ¬се устаканилось. —покойный полет. “ы понимаешь, что тебе надо, что нет. ј тогда, на взлете нужно было соображать и башкой крутить – потому что запросто можно было улететь не в ту сторону. ¬ корпоративы, в попс€тину, в пошлоту, в церковный фанатизм, в ура-патриотизм или ура-казакизм.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


«ѕросто € молодой, просто мне хорошо»

- Ќесколько лет назад вы обмолвились, что на гастроли ездите в плацкартных вагонах  на боковой полке.

– Ќа верхней боковой.

- » сейчас продолжаете на ней ездить, даже когда в жизни  и творчестве, как сами говорите, у вас все устаканилось?

-ќб€зательно. ¬от с ”рюпинска как раз на верхней боковой возвращалс€. ¬ 6 утра проснулс€ сосед и начал рассказывать соседке разные интересные вещи. Ќапример, о том, что бывший министр обороны —ердюков-то  – на самом деле хороший. Ёто они с ѕутиным так договорились бдительность натовцев усыпить. „тобы те, сволочи, думали, что у нас арми€ разваливаетс€ и разворовываетс€. ј сами в это врем€ ракеты делали втихар€.  “етка слушала и говорила: "Ќу дела". Ёто какое-то лукоморье. √де еще кроме поезда такое услышишь...

 

- ¬ театре все было нормально, когда к вам песенна€ слава пришла?

– ƒа, вполне. ¬се что € хотел от театра, у мен€ было. ј хотел € от него немного. ћне нравилось, что там лежит трудова€ книжка. Ќравилс€ коллектив. » еще нравилось играть вс€ких маленьких смешных персонажей. ѕриказчика в спектакле " азанова в –оссии", “ишку в "—вадьбе  речинского". —олдата «ахара в "∆ене, ∆енечке и  атюше".

- Ёто который все врем€ что-то жует?

– ƒа, и  € тоже все врем€ жрал, неплохо с ролью справл€лс€, – сказал »горь –астер€ев, доеда€ завтрак.

- “о есть вы и без " омбайнеров", сделавших вас знаменитым, были довольны жизнью?

-  я всегда ею доволен. » тогда, и сейчас. ћое довольство жизнью не зависит от песни " омбайнеры".



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


- ѕочему же вы при всем вашем довольстве из театра ушли?

– ћен€ уволили оттуда.

- »з-за того, что много петь начали?

– »з-за того, что мало спектаклей стало. ѕосле 35 лет многие актеры уход€т из театра естественным образом. Ќаигрываютс€ люди.  то-то деньги идет зарабатывать. » получаетс€, что спектакли снимаютс€ из репертуара – слишком многих, задействованных в них актеров приходитс€ замен€ть. ѕричем актеров примерно одного возраста.  ќдин, второй увольн€етс€ – спектакль реже став€т, потом и вовсе снимают. ” мен€ в конце оставалось четыре пьесы, причем все – дубли (это когда два человека на роль). Ќу и, как сейчас помню, 25 но€бр€ 2015 года вызывают и объ€вл€ют о моем увольнении.

 

ѕри этих словах за окном погремел гром.

- ќпа!  ѕервый раз слышу гром в этом году, – отвлекаетс€ –астер€ев. » с интересом всматриваетс€ в небо. ¬прочем, тут же снова ловит нить разговора.

– “ак вот уволили мен€ 25 но€бр€. ћежду прочим в ƒень гармониста. » еще в день рождени€ моей мамы. ѕрихожу домой и говорю: "ћама, самый главный подарок – это врем€, проведенное с близкими людьми.  — сегодн€шнего дн€ € тебе буду дарить еще больше своего времени. ћен€ уволили. — днем рождени€!"  ј трудовую книжку отдали 18 декабр€ – в день рождени€ папы. » € его тоже поздравил: "ѕапа, ты знаешь, что лучший подарок – это книга. ¬от тебе мо€ трудова€".

«я – русска€ дорога»

«а окном ливанул дождь.

- ’ороший ливень, – обрадовалс€ –астер€ев.

- ƒождались. ѕришло ваше врем€.

– ¬ каком смысле? – удивилс€ »горь.

- ѕришло врем€ дл€ ваших песен. ѕатриотизм в обществе восторжествовал.

– Ќе-не-не. Ќи в коем случае. я когда " омбайнеров" спел? ¬ 2010 году. „то это было за врем€?  Ћюди очухались после 90-х, наелись колбасы, зажили чуть побогаче в нулевые и, наконец, вспомнили об  имперском величии –оссии. Ќо патриотизм тогда еще не раздавалс€ из всех щелей, из каждого утюга, как сегодн€. “еперь это все поставлено на широкую пропагандистскую ногу.  ћои же песни были авторским высказыванием. Ёто как спичку зажечь в темной комнате. ј сегодн€, когда вокруг софиты луп€т, тво€ спичка уже не видна. Ќаоборот, на теб€ смотр€т, как на придурка: чего ты ее зажег?

 

- —транно, что вас с вашими патриотическим песн€ми в политику не зат€нули.

– ѕытались. » еще как. ћог миллионы грести.  огда мои первые песни по€вились, врем€ дл€ этого было самое подход€щее. ѕо всей стране разные выборы шли.  » чтобы не вл€патьс€ в политику, нужно было на ходу ориентироватьс€, соображать. ћен€ мо€ природна€ осторожность уберегла. ћама, правда, говорит проще: "“русоват". (смеетс€). Ќо казаки, ведь очень осмотрительные люди. ќни и в бою себ€ берегли. ѕотому что их мало было. ѕрежде чем какой-то маневр совершить, надо все как следует прикинуть, там-с€м посмотреть.

- ј  откуда в вас патриотизм? ¬оспитали так?

– Ќе сказал бы. ¬оспитание у всех было примерно одинаковое – советское. Ќо не все же песни про натовцев пишут. ћногим это до фонар€. ¬о мне же это всегда было. я, еще начина€ с 8 класса, комиксы рисовал против Ќј“ќ. ” родителей иногда откапываю их. »ли, например, картинки про наших героических рыбаков на льдине.  Ќичего не помен€лось с 13-14 лет. “олько стилистически оформилось. ¬ силу возраста,  опыта. ћне кажетс€, есть вещи, которые логикой не объ€снить. „то родилось, то и выросло. „то-то изначально уже было в крови. ћен€ ведь на комбайн не сажали в детстве. Ќаоборот, пытались таскать без конца по разным оперным театрам. — утра до вечера.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


- ѕетербуржца  растили?

-  ≈стественно. я же по материнской линии коренной. ѕрадед, вообще был волосовский финн-ингерманландец. ” нас  тут в один исторический период, как известно, шведы раскочегарились – устроили русскому населению легкий геноцид. ј потом очухались, что людей нет – всех побили, а территорию-то надо было держать. ¬от они этих финнов и пригнали. я нашел откуда – из  восточной ‘инл€ндии. √ород  уопио, крепость —авонлинна... ¬ этом году съездил туда на машине. —пециально в лесу на земле ночевал – чтобы ощутить финские корни. Ќо не смог – сильный дождь пошел. ј в крепости —авонлинна больше всего понравилс€ туалет с надписью по-русски "Ќа унитаз ногами не вставать!" и зарешеченным окном, как в тюрьме. ѕосмотреть оттуда, через очко на ≈вросоюз – это сильно. 

- ” вас нет раздвоени€ личности? ѕо матери север€нин, по отцу южанин – казак. ¬езде хорошо себ€ чувствуете?

– я фанат ѕитера. Ќикуда отсюда бы не уехал и  с годами этот город еще больше во мне прорастает. Ќапример, нравитс€ така€ погода, как сегодн€. ¬от сейчас солнце ушло, а может вообще не выходить.  я себ€ здесь великолепно и без него ощущаю. Ќо когда летом приезжаю на родину отца, у мен€ будто включаетс€ роуминг. я сразу начинаю по южному хэкать. » без солнца уже никуда.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


«ћне в родной степи гул€ть веселей»

- ѕро отцовскую линию  в двух словах расскажите.

– ѕо отцу все казаки. Ѕыл хутор –астер€ев. ќн даже на карте 1837 года указан. Ќо потом туда приехал поп, и хутор переименовали в ѕоповский. ј сейчас от него и вовсе ничего не осталось.

- ¬ы помимо природной осторожности, как еще в себе казачий менталитет ощущаете?



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


–   сожалению, есть во мне кака€-то неконтролируема€ вспыльчивость. Ќет плавного перехода к ней. Ѕах и все. » еще есть манера ироничного общени€. ¬се думают, что € прикалываюсь. ј € не прикалываюсь – у мен€ генетика така€.   азаки – они всегда вас будто немного тролл€т. —мешливый народ.

- ƒа и €зык еще раньше был дл€ обычного русского уха смешной. Ќапример, многие слова мужского рода употребл€лись в женском, глаголы см€гчались "идЄть", "плывЄть". » когда вот на этот смешной €зык еще посто€нно шутки наслаиваютс€, кажетс€, что придуриваетс€ человек.

– “очно. я лет до 10 думал, что папа мой всегда шутит. “ака€ у него манера разговаривать.  —казки на ночь рассказывал – про марсианина  ѕроню, про јбракадабренка. Ћепил все че хошь. ѕридумывал на ходу. —о мной  та же истори€.  Ќе все врубаютс€. ƒумают, что € над ними шучу. ћожет и шучу. Ќо где-то € и всерьез шучу.

- ћного пьют в –аковке?

– ”же меньше. √лавные адепты этого культа отъехали за последние годы. я как-то услышал по телевизору фразу: у нас в стране стало меньше деревень, где нет асфальта. ¬се верно. Ќо не из-за того, что куда-то провели асфальт, а из-за того, что те деревни, куда его не довели – вымерли, исчезли. ќстались лишь те, где он был.

- —лышал, что у вас тоже были проблемы с алкоголем?

– Ѕыли. я серьезно пил 8 лет. — 13 до 22-х.

-  — 13-ти?

– ƒа. ƒоходило до угрозы жизни. ѕришлось с этим расстатьс€. „тобы совсем не исчезнуть.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


ћне доводилось бывать на реке ћедведице. ѕримерно в ваших кра€х. ѕоражал контраст между  красотой природы и тем как неблагополучно в такой красоте люди живут. ѕр€мо как в фильме "Ёйфори€". ќн про те же места? —мотрели его?

– —мотрел.

- » что скажете?

– —кажу, что места красивые. ј кто сн€л этот фильм – не «в€гинцев ли?

- Ќет, хот€ похоже. ѕримерно такое же чернушное кино. ‘амилию автора позабыл (интернет напомнил фамилию – ¬ырыпаев).



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


– —топ. ј "Ћевиафан" кто сн€л?

- ј вот это уже «в€гинцев.

– ќчень жизненный фильм. ” нас тоже Ћевиафан произошел. ” моего соседа ¬олоди Ѕуравлева, которого мы в клипе  " омбайнеры" сн€ли, землю отобрали.  ћестные крутые. ¬се суды  оказались бессильны. —ейчас на этой земле церковь стро€т.

- Ѕогоугодное дело.

– Ќикто и не спорит.  ак в "Ћевиафане". “олько скелет кита река ћедведица пока еще не вынесла. Ќо в этом году половодье большое. —ейчас вот вода сойдет, надо будет сходить посмотреть – может, уже лежит на берегу. ’от€, пон€тно, что многое в фильме утрировано. ” нас в отличие от "Ћевиафана" никого еще не посадили. » водку мои друзь€ не пьют из горла.

- ј как вообще дела обсто€т в вашей родной –аковке, куда вас с раннего детства родители из ѕитера привозили на лето? ¬ какую сторону там жизнь мен€етс€?

– ¬ фиговую сторону. ¬се развалилось почти. Ќаселение сократилось.  Ќет, тот народ, который там осталс€, стал жить получше. “еоретически. ћашины по€вились, телевизоры. Ќо вр€д ли  это надо относить к жизни в –аковке. —корее, в целом жизнь в стране улучшилась. ѕобольше продуктов стало. ј если брать саму значимость –аковки, как точки на карте, то от нее  уже почти ничего не осталось.  –аньше там была ферма, колхоз нормальный.  –абота была -  сколько-то тракторов, комбайнов. ∆елезнодорожна€ станци€, нефтебаза, крупнейша€ в ¬олгоградской области.  —ейчас это все разрушили и растащили. ќсталась школа только, да больница, где еще мо€ бабушка работала – но и ту гроз€тс€ закрыть. Ќефтебазу уничтожили, вокзал разбили, станцию пустили под откос. Ќичего  теперь по большому счету в –аковке нет.  роме 50-градусной жары.

 - ј речка?

– » речки тоже нет.  ак и во многих других населенных пунктах ¬олгоградской области. ” нас там в округе только один хутор √линище стоит на реке. ” мен€ в √линищах фазенда. ќна пр€мо на берегу. ќтошел от дома на 40 шагов и в речку упал.

- Ѕольшой у вас в √линищах дом?

– Ќет. Ќе коттедж никакой. ‘лигелек старый. ƒва сруба на фундаменте  под общей крышей из теса. ќтец вот печку в нем сложил. Ѕат€ мой – насто€щий казак. —ажает тутовые деревь€, кладет русские печи.

-  ак он в ѕитере оказалс€?

– ѕриехал учитьс€ на художника. ” мен€ в семье все художники. » папа, и мама, и сестра, и муж ее.

- ј вы?

– Ќу и € немного.  нижку вот выпустил "¬олгоградские лица"- своими рисунками ее оформил.  липы сам рисую дл€ своих песен.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


- “ак это ваши рисунки? ј € думал, какого-то специально нан€того художника-мультипликатора.

– ≈сли бы еще кто-то другой рисовал, € по миру бы пошел. ƒорогое это очень дело – мультики. Ќе от хорошей жизни они рисуютс€. » € бы с удовольствием этим не занималс€. Ќо просто мы, чтобы люди про нас узнавали, вынуждены выкладывать все песни на ютуб и делать клипы. ј к некоторым песн€м ничего кроме мультиков и не придумаешь.   сожалению. √оловна€ боль с ними. Ќапример,  "ѕесн€ о детстве".  —ейчас ведь уже не сн€ть клип про то врем€. Ёпоха ушла, она вот вроде бы р€дом, но уже не осталось ее атрибутов. Ќет, например, в –аковке больше ни одного мотоцикла "ћинск" или "¬осход", на которых раньше гон€ли.

- ј на чем езд€т?

– ƒа на китайском ширпотребе – на скутерах, на машинах.  “о есть воссоздать мир, который вроде вчера еще был, невозможно. Ќе говор€ уже про врем€ ≈рмака. ѕесн€ про него у мен€ получилась длинна€. Ќачало эпическое. Ёто только нарисовать можно. ¬едь рисунок открывает много возможностей. Ќо рисовать мультик или лепить персонажей из пластилина (как было с клипом к песне про јлександра Ќевского) это так т€жело, что у теб€ просто жизнь останавливаетс€. Ќи на что другое времени уже не остаетс€.

- » по ночам лепили?

– ¬сегда лепили. ќтец – тевтонцев, € – русских. «а три недели сн€ли мультфильм. Ёто беспрецедентно по всем нормам. ќбычно така€ работа делаетс€ за 5 мес€цев.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


—лезы донских казаков

- ¬ы сказали про уход€щее врем€. Ќо ведь и песни уход€т. ¬от песни казачьи старые, которые еще до революции пели. »х ведь сегодн€ воспринимать и даже понимать т€жело.

– »х сложно воспринимать, потому что сейчас скорости другие. » мы привыкли к другому ритму – к тынц-тынц-тынц.  ак те песни рождались? —обрались несколько казаков и решили: "ƒавайте-ка, реб€та, песню сочиним?" Ќет же. ќни возвращались со службы, ехали на лошад€х по степи, иногда по полдн€. ≈хали подшофе. Ќу и начинали себ€ развлекать. ѕели о том, что на душе накопилось. Ќормальна€ песн€ казачь€ вызывает у человека ощущение, что ему сейчас дадут в жбан. » мотив там довольно сложный. » на слух их т€жело воспринимать. Ётой песне на гармошке не подыграешь. ѕесню, которую мне в хуторе —уботине бабки-казачки напели, € не мог выучить две недели. Ќо когда ты на мотоцикле "”рал" со скоростью 40 километров в час едешь один по степи и никуда не торопишьс€, именно такие песни тебе и прос€тс€ на душу  – с полутонами, с ударени€ми в словах на второй слог. ј сегодн€ скорости и проблемы другие. Ћюди перекормлены информацией, им нужны усилители вкуса – чтобы все было послаще, да побыстрее. ѕотому что надо все врем€ куда-то бежать. ¬от мы сейчас сидим, разговариваем, а  у мен€ уже зуд, ломка: мне нужно быстренько похавать информации – "¬ онтакт" забратьс€, посмотреть,  что мне ответили на вчерашнее сообщение. ј еще в яндекс залезть – гл€нуть новости, хот€ они лично мен€ никогда не коснутс€. ј также узнать прогноз погоды, хот€ € его и так знаю, потому что с вечера смотрел. Ќо мозг всего этого требует. ј предки-казаки ничего такого не знали, им не надо было никуда бежать, поэтому они пели длинные песни с бесконечными повторами. ” них было врем€ эти повторы смаковать.

‘амили€ –астер€ев, по нынешним временам, сама€ казачь€. ѕотому что казаки растер€ли все, что у них было. ¬ песне "≈рмак" на этот счет много горьких, предельно жестких слов сказано. ¬ том числе там есть двусмысленна€ фраза: "я поставил на родине крест". — одной стороны это буквальное описание действи€ – ваш герой вкапывает дубовый крест на месте своего бывшего хутора. — другой стороны, в этих словах – признание, что казачества больше нет.

– — годами относишьс€ к этому более спокойно. ћы родились много дес€тилетий спуст€ после √ражданской войны. Ќе несем ответственности за те событи€ и не можем ничего изменить. Ќельз€ быть героем той войны, родившись в 80-м году в Ћенинграде.

ј если бы все-таки было можно, на чьей бы стороне оказались?

– Ёто невозможно даже предположить. ƒумаю, люди, оказавшиес€ тогда на чьей-то стороне, еще за мес€ц до этого не могли сказать, что они на ней будут. “огда все было гораздо проще, чем нам сегодн€ кажетс€. ¬се зависело от каких-то сиюминутных вещей. »нформированность была нулева€. Ќи радио, ни интернета.  ак разобратьс€ в происход€щем?  то лучше наплел, в уши  надул, на ту сторону и переходили. ћногие ведь повоевали и за красных, и за белых.

- –еволюци€ и √ражданска€ война отразились на вашей семье. —тарики что рассказывали?

– Ѕеда в  том, что как таковых стариков € уже не застал. ћой отец в 11 лет  в 1961 году потер€л своего отца, а в 15 лет, в 1965-м – деда. –еально что-то узнать про корни семьи не удалось. ƒа они ничего и не рассказывали.  Ќи с отцовской, ни с материнской  стороны. ћо€ бабушка, например, даже не знает, как звали ее бабушку. я удивл€лс€: " ак так?". ј она отвечала: "Ќе до этого было". » так почти в каждой семье.  Ќе до этого было. ћолодые не спрашивали, старики молчали.  ј теперь уже и спросить не у кого.

- ѕо мне так сама€ сильна€ ваша песн€ – "ƒождь над ћедведицей". ¬ ней прозвучали два кодовых дл€ потомков казаков, но непопул€рных в официальной исторической науке слова – Ћиенц и геноцид. 

Ёта песн€ получилась как красна€ тр€пка дл€ быка дл€ многих ура-патриотов. ќсобенно дл€ коммунистов и сталинистов. √еноцид казачества, который устроила советска€ власть, официально отрицаетс€. Ќо он имел место быть. ј Ћиенц (в этом австрийском городе англичане выдали советской армии казаков, воевавших на стороне вермахта – ¬.„.)  – равнозначна€ трагеди€. — какой стороны ни посмотри. Ќо в песне, заметьте, € никого не укор€ю. ќна не про плохих казаков – пособников фашистов или плохих англичан, убивавших и выдававших на смерть реб€т из первой волны эмиграции. ќна – про конец эпохи. Ћюди, которые создали эту страну, вынуждены были на закате своей истории оказатьс€ по ту сторону. ѕесн€ – про очень некрасивый финал  казачества.  "ƒождь над ћедведицей" – как лакмусова€ бумажка дл€ тех, кто до сих пор занимаетс€ поисками внутренних врагов. Ќекоторые нервно реагируют даже на фотографии казаков в клипе – думают, что это белогвардейцы. ј это вз€тые в интернете снимки времен ѕервой мировой войны.   огда казаки еще были все вместе. Ёто последн€€ их обща€ война. ѕосле нее они раздел€тс€ на красных и белых. ѕлохо, что у нас и сегодн€ продолжают делить людей на тех и других.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


- ѕоскольку старые казачьи песни дл€ современного человека сложны  и непон€тны, думаю, дл€ многих именно вы стали сегодн€ голосом этой земли.

– ≈сли так думать про себ€, очень далеко можно уехать. Ќа ”дельную или на ѕр€жку.

- Ќу а какой смысл тогда? —ами говорите, все у вас было хорошо в жизни. ¬сего хватало. » вдруг бац – такие перемены. Ќеспроста все это. » то, что из театра увольн€ли вас в определенные дни, думаю, не случайно. ѕр€мо какие-то знаки судьбы.  Ёто донска€  земл€ вас с вашей гармошкой на сцену вытолкнула.

– “очно, – вырвалось у »гор€ –астер€ева, -  ј известность  началась ровно в 30-летие. 10 августа справил день рождени€, а 11-го -  бабах, началась. “ак получилось, земл€ сказала – пора! (Ќо тут же, будто застесн€вшись произнесенных слов,  »горь обернул все в шутку, стал измененным голосом цитировать измененную фразу јлександра Ќевского из одноименного фильма).  «ѕора, ¬€чеславович.  ак ударит немец Ѕусла€, не торопись, дай клину ув€знуть.... а там всем миром и вдарим по немцу».

-  стати о  врагах. ћожете как-то объ€снить дл€ себ€ позицию, зан€тую в нынешнем российско-украинском конфликте некоторыми известными рокерами – ћакаревичем, Ўевчуком, √ребенщиковым, которые сегодн€, м€гко говор€, не согласны с мнением подавл€ющего большинства соотечественников. 

– ћой кореш, тот самый ¬ова Ѕуравлев, высказалс€ так насчет нападок на музыкантов: "ќтстаньте от них со своей политикой. ќни же поэты!". ¬ова – пастух. Ќо он оказалс€ как ни странно гораздо более толерантным, снисходительным и милосердным, чем многие более продвинутые товарищи.

- Ќу а у вас у самого какое к этой войне отношение?

– ѕока мы хлопали ушами, по ту сторону океана не хлопали. “акое вот отношение.



‘ото: из личного архива »гор€ –астер€ева


«ј у нас все хорошо»

- ¬ы как-то сказали, что философские, социальные песни хуже идут у публики, чем веселые и лихие,  и все равно продолжаете их писать.

-  я пишу песни не потому что они пойдут или нет. я не могу сесть и от головы начать что-то придумывать. Ёто неконтролируемый процесс. “ем и интересный, что ты не понимаешь, что там у теб€ внутри спр€тано. Ёто как исследование самого себ€. ќбычно, ты песню не ждал, думал о чем-то другом, а она вз€ла вдруг и откуда-то накатила. ј  бывает наоборот, вроде все готово у теб€ – вот сейчас песню напишу. ј она не идет.

- —лова  и сюжет песен чаще рождаютс€ из музыки, когда вы сидите и что-то на гармошке подбираете?

– ѕочти всегда так и происходит. ¬ этом случае ты еще не написав стихи, уже знаешь сколько песн€ продлитс€. ¬ нее осталось только слова вколотить. ј вот наоборот музыку на стихи положить т€жело очень. ¬озьмем все ту же песню про јлександра Ќевского. ѕрикольный стишок на диване лежа написалс€, чтобы себ€ повеселить и потом уже был положен на музыку. Ќу так и песн€ в результате получилась длинна€ и однообразна€. ј если бы музыка сперва родилась, она изначально не дала бы песне быть длинной.

- –асскажите о своей гармошке?

– ” мен€ их восемь. Ќо смотр€ что гармошкой считать.  онцертных – всего три. ј вот эта, например, (»горь подн€л с пола из угла минигармошечку) маленька€ легка€. ѕод нее мелодии подбирать хорошо. Ќо петь под такую неудобно. ¬ысокий строй у нее.   » даже те гармошки, которые делали мне на заказ, сейчас без дела сто€т. я на них не играю практически на концертах. ѕотому что, оказываетс€, нельз€ гармошку заказывать. Ќадо чтобы она на слух ложилась. ¬едь даже гармошки, что собраны одними и теми же людьми в одном и том же цеху, звучат по-разному. ј самую первую гармошку € в 2008 году в комиссионке купил.

- «ачем?

– „тобы себ€ и всех остальных веселить. ”видел как-то у нас в театральном институте, как пацаны на гармошке играли. ѕонравилось. —тал сам  мелодии подбирать. Ќа гитаре то € играл. ј гитарные аккорды легко переложить на гармошечные.

- ѕочему не ба€н?

– Ѕа€н т€желее, сложнее – в нем много кнопок. ќт него какой-то академичностью веет. ј гармошка она – э-эхх! ≈сть в ней что-то окопное, крокодил√енное. 

-  ак ваши театральные друзь€ к вам сегодн€ относ€тс€? ¬ы ведь очень попул€рны, хот€  и не признаны. «авидуют?

– Ќе замечал. ƒа и чему тут завидовать?

- Ќу как? ¬ы даже в мир рок-музыки со своей гармошкой умудрились войти. Ќа "Ќашестви€х" выступали. ќбщались с гуру русского рока.

– ƒа ни с кем € не общалс€. Ќу поговорил с Ўевчуком, с которым мы в √ермании выступали на одном фестивале. Ќу с √оршком успел пару раз перемолвитьс€. я не склонен лезть с разговорами к люд€м, на песн€х которых вырос. ћой круг общени€ не изменилс€ – это до сих пор мои одноклассники и бывшие коллеги по театру. » еще € благодар€ гастрол€м по всей стране с разным народом перезнакомилс€. Ќо это не звезды, а самые обычные люди. ј из мира рок-музыки мен€ также и убрали легко, как позвали в него. Ќа "Ќашествие" больше не приглашают. Ќо с другой стороны, кто сказал, что передо мной задача стоит ездить на "Ќашествие". ƒа и они раньше как-то без гармошек существовали. я бы за этот фестиваль из-за своего отсутстви€ в нем переживать не стал. “ак же как и за “еатр Ѕуфф. ¬се у них хорошо.

- ј у вас?

– » у мен€ все неплохо.

- » это при том, что вас до сих пор не крут€т ни по телевизору, ни по радио.

– ѕочему? ѕо радио крут€т. Ќа √оп FM.

-???

– Ёто радио гопников.

- √опники не в счет. ј так без них вы сегодн€, почти подпольный певец.

– я не подпольный, а надпольный. ” мен€ же 15-й этаж. я отсюда  контролирую весь ѕриморский район ѕетербурга, включа€ башню Ћахта ÷ентра. ( »горь встал и с гордостью подошел к окну).

-  ак складываютс€ ваши взаимоотношени€ со зрител€ми?   ака€ атмосфера в зале во врем€ концерта вам больше по душе?

– “ут все от зала зависит.  луб, где под твою музыку люди прыгают, получше конечно. ≈сли же это так называема€ "сид€чка" – зал, где зрители сид€т и просто молча на теб€ смотр€т, то порой не поймешь, чего они себе думают. «ачастую потом вы€сн€етс€ что им понравилось, и они просто внимательно теб€ слушали. Ќо мен€, как артиста, который раньше играл маленькие комедийные роли, и дл€ которого все мерилось моментальной реакцией зрителей (засме€лись или нет), это все равно немного напр€гает. ј с другой стороны, когда ты рассказываешь про дождь над ћедведицей, это и не предполагает прыжков в зале. Ёту песню надо внимательно слушать, что люди и делают. ƒа и отличаютс€ они друг от друга. ƒл€ мен€ раньше, что —ибирь, что ”рал – все к востоку от ¬олги – примерно одинаково было.  ј сейчас, когда всю –оссию изъездил с гастрол€ми, уже понимаешь разницу. я ведь везде уже практически побывал. —трану посмотрел и узнал.

- Ќу и как страна?

– —трана хороша€!

Ѕеседовал ¬ладлен „ертинов специально дл€ "‘онтанки.ру"

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: