√лава Atria Russia:  олбаса подорожает на 2-10% уже в окт€бре

28.09.2018 14:38
ѕочему российские сосиски по-прежнему делают из импортного м€са, как подорожание сырь€ и повышение Ќƒ— будут вли€ть на цены, каких продуктов не хватает отечественным потребител€м Ц Ђ‘онтанкеї рассказал исполнительный вице-президент Ђјтриа –осси€ї »лари ’ююрюнен.

»лари ’ююрюнен возглавил российское подразделение финской группы Atria  (выпускает колбасные издели€ под брендами «ѕит-ѕродукт», « ампоћос», Atria и Casademont) в июле 2018 года после 15 лет работы в производителе красок Tikkurila. ¬ооружившись прежним опытом работы, топ-менеджер рассчитывает вывести компанию из убытка. —тавка будет сделана на премиальные деликатесы и «финскость» бренда как залог качества. ј вот бюджетных линеек и снижени€ цен потребител€м ждать не стоит.

– ¬ы покинули «“иккурилу» после того, как компани€ за€вила о масштабных планах по строительству нового завода в Ћенобласти. ѕочему решили уйти в такой ответственный момент?

– ћо€ карьера в «“иккуриле» была довольно долгой дл€ работы в одной компании – 15 лет. я не молодею, веро€тно, даже наоборот (смеетс€). “ак что € решил, что это мой последний шанс попробовать что-то совершенно новое, и тут как раз по€вилась  возможность поработать в Atria Russia. ƒумаю, что € сделал все возможное дл€ «“иккурилы». ѕодтверждение тому – бизнес-результаты, которые демонстрировала компани€ в те годы, когда € ей руководил.

–  огда вы искали новое место работы, рассматривали ли вы другие страны или непременно хотели остатьс€ в –оссии?

–  огда € решил покинуть «“иккурилу», € рассматривал разные возможности. Ќо –осси€ хороша€ страна, здесь потр€сающие люди. “ак что да, € хотел остатьс€.

– ¬ы начали карьеру в российском подразделении «“иккурилы» незадолго до начала экономического кризиса. »з-за ослаблени€ рубл€ компани€ ушла в минус, но уже в 2017 вернулась к прибыли. √отовы ли повторить этот опыт в Atria, котора€, суд€ по российским стандартам бухгалтерской отчетности, последние годы несет убытки?

– ƒа, именно так. ћо€ цель – сделать бизнес прибыльным. я думаю, мы сможем выйти в плюс уже по итогам 2018 года. Ќо пока это лишь мое предположение. Ќаверн€ка мы узнаем, когда по€в€тс€ финансовые результаты.

–  ак показывает исследование «‘онтанки» «—амые вли€тельные финские компании в –оссии», игроки из —уоми разделились на два лагер€ – одни инвестируют все больше и больше в развитие, другие, наоборот, сокращают бизнес, чтобы вернутьс€ к рентабельности.  акой путь выберет Atria?

– ћы сейчас как раз обновл€ем стратегию на следующие п€ть лет. ”сили€ направлены как на рост выручки, так и достижение прибыльности. ћы будем следить за расходами. я не могу сказать, что мы будем сокращать издержки, но мы должны быть аккуратными в наших тратах. ¬еро€тно, в будущем инвестиции нам понадоб€тс€.

– ¬ прошлом году Atria сообщила, что инвестирует 4-5 млн евро в расширение и модернизацию производства. Ѕыли выполнены эти планы?

– ѕроцесс модернизации завода в —ин€вино зан€л больше времени, чем планировалось, но мы завершим его в этом году. “о есть инвестиции не были сокращены, но были разбиты на два года.  ѕомимо этого, есть и другие вложени€, которые, может быть, не так заметны со стороны, но которые помогают улучшить производительность и оборачиваемость продукции. ѕока € не готов назвать общую сумму вложений по этому году, но думаю, что общий размер будет не меньше, чем в прошлом.

–  акие новые продукты по€в€тс€ в результате модернизации?

– ¬ сент€бре мы запустили обновление в линейке Casademont (испанский бренд сыров€леных колбас, которые Atria производит по лицензии. — ѕрим. ред.). Ёто уже известные потребител€м вкусы, но в формате снеков: мини-фуэт, мини-чоризо.   запуску готов€тс€ и другие новинки. “ак, что наш ассортимент становитс€ все более разнообразным.

–  аких м€сных продуктов, на ваш взгл€д, сейчас не хватает российскому потребителю?

– ћне кажетс€, что мы должны фокусироватьс€ на деликатесах, премиальных продуктах с добавленной стоимостью. ¬ –оссии еще много пробелов в этом ассортименте. — другой стороны, мы видим, что в последние годы спрос сместилс€ в более экономичный сегмент. Ќо € не вижу необходимости расшир€ть линейку в этом направлении, так как конкуренци€ здесь и так очень высока.  роме того, € уверен, что по мере восстановлени€ экономики спрос на более дорогие товары тоже будет расти.  

«÷ены поднимем, но качество не сдадим»

– ¬ первом полугодии произошел скачок цен на м€сное сырье – на 10-40% в зависимости от вида м€са. ќтразитс€ ли это на рецептуре и ценах продукции Atria?

– ÷ены на м€сную продукцию, действительно, выросли драматично за первые дев€ть мес€цев.  ак они будут мен€тьс€ дальше, предсказать невозможно, поскольку факторы, которые на них вли€ют – вспышки африканской чумы свиней, к примеру, – вне нашего контрол€.  онечно, мы не можем повышать цену на полке пропорционально росту затрат, но, так или иначе, рознична€ стоимость должна прийти в соответствие с расходами. Ќо мы не намерены снижать уровень качества, здесь у Atria предельно жесткие стандарты.

–  огда и на сколько вырастут цены? Ћетом м€сные производители жаловались в правительство на ретейлеров, которые не тороп€тс€ согласовывать подорожание.

– ћы направили сообщение о повышении цен розничным сет€м несколько недель назад. ѕереговоры пока продолжаютс€.  онечно, наши партнеры не были в восторге от такой перспективы. Ёто, безусловно, удар по потребителю в текущей экономической ситуации. Ќо что мы можем поделать? “ак вынуждены поступать все игроки, не только Atria. ƒумаю, подорожание произойдет уже осенью – цены вырастут на 2-10% в зависимости от вида продукции. ѕолагаю, что сильнее всего увеличитс€ стоимость продуктов с бќльшим содержанием м€са.

– ќценивали ли вы, как повышение Ќƒ— в 2019 году скажетс€ на ценах и продажах? ѕродукты питани€ сохран€т льготную ставку в 10%, но вырастет стоимость услуг, к примеру транспортных. ј из-за подорожани€ других товаров может усилитьс€ экономи€ на еде.

– я всегда говорю своим сотрудникам, что надо фокусировать на вещах, которые мы можем контролировать, а не тех, на которые мы повли€ть не можем. Ёффект от повышени€ Ќƒ—, конечно, будет. Ёто всегда печально, когда цены растут, но этого не избежать – никто из производителей не будет компенсировать повышение из своего кармана.

– ¬ своей отчетности за первое полугодие Atria сообщала о снижении продаж в розничных сет€х. ѕочему покупатели отказываютс€ от вашей продукции?

– √лавна€ причина в том, что наши цены выше, чем у конкурентов.  ак € уже говорил, мы не стали снижать уровень качества из-за подорожани€ сырь€. “ак что ситуаци€, действительно, непроста€. Ќо € не думаю, что снижение продолжитс€. ”верен, нам удастс€ вернуть место на полках, в первую очередь благодар€ интересному ассортименту.

– ѕомогает ли компенсировать это снижение собственна€ рознична€ сеть Sybilla ?

– Ќаш проект Sybilla – это все-таки не совсем ретейл, скорее, концепци€ фастфуд. —ейчас у нас более 3,5 тыс€ч точек по всей стране, около 300 открыто в этом году. ћы почти приблизились в тому моменту, когда места дл€ новых магазинов уже не останетс€. ѕоэтому развивать проект будем не за счет экспансии, а за счет пополнени€ ассортимента.

– „то может стать альтернативным каналом сбыта? ѕланируете ли вы запускать онлайн-продажи? –азвивать экспорт?

– ћы обсуждали такую возможность, но пока это сложно организовать.   примеру, нужно более детально продумать, как организовать доставку дл€ потребителей. ѕри этом наши розничные партнеры, к примеру X5 и «ќкей», сотрудничают с нами, запуска€ свои интернет-проекты. ƒл€ нас это тоже способ представить свою продукцию онлайн. —обственный интернет-магазин – точно не перспектива следующего года, но в будущем это возможно.

„то касаетс€ экспорта, сейчас наша продукци€ поставл€етс€ в  азахстан и Ѕелоруссию. я вижу здесь потенциал, но пока мы концентрируемс€ на домашнем рынке.

¬ажно также сказать, что кроме розницы и собственной концепции фастфуд, мы работаем с клиентами из сектора HoReCa (отели, рестораны кафе. — ѕрим. ред.).  ћногие ресторанные сети принадлежат международным компани€м или стараютс€ учитьс€ у западных коллег. ј мы единственна€ европейска€ компани€ на российском м€сном рынке. ћы следуем международным стандартам и нормам деловой этики. ѕолучаетс€, что мы говорим на одном €зыке с такими клиентами. » это приносит результат: наши продажи в канале HoReCa стабильно развиваютс€.

«∆аль, что колбасу нельз€ раскрасить»

– Ќасколько € знаю, частично м€со дл€ колбасных изделий по-прежнему закупаетс€ за границей. ѕоможет ли усиление локализации снизить давление на цены?

– ћногие товары, которые мы производим, и так российские на 100%. Ќо мы, действительно, закупаем гов€дину в ёжной јмерике, поскольку российского м€са по-прежнему не хватает. “ак что не очень ошибусь, если оценю средний уровень локализации в 80%. Ќо очень надеемс€, что через три года это будет 100%.

– ¬ одном из интервью вы говорили, что не видите смысла локализовать производство «“иккурила» на 100%, поскольку довери€ к импорту у потребител€ все же больше. ¬ плане еды росси€не более патриотичны?

– Ќе уверен, что это вопрос патриотизма, скорее, доступности и качества. ѕоскольку основа дл€ водоустойчивой краски не производилась в –оссии, дол€ импорта сохран€лась. — гов€диной та же ситуаци€ — пока ее не производ€т в должном объеме, мы закупаем ее за рубежом. Ќо € считаю, что производство продуктов питани€ находитс€ в –оссии на достаточно высоком уровне.

–  акой еще опыт, полученный в «“иккуриле», мог бы быть использован в Atria? ћожет быть, добавить больше красок?

 –   сожалению, мы не можем раскрасить м€со, использу€ те же пигменты, что и в красках (смеетс€). Ќо мы изучаем разные возможности. ¬рем€ от времени  продукту требуетс€ обновление упаковки, ребрендинг, чтобы подчеркнуть достоинства и отстроитьс€ от  конкурентов. ћы также можем сделать акцент на «финскости» бренда. Ќаши продукты делаютс€ в –оссии, преимущественно из российского сырь€, но у нас финские стандарты качества. »деи корпоративной ответственности и устойчивого развити€ также станов€тс€ более важными дл€ российского потребител€.

– ¬ 2014 году газета « оммерсант» включила вас в список «самых суровых топ-менеджеров» в –оссии, причем суровость определ€лась темпами роста выручки и рентабельности. ѕомогает ли вам «суровость» добиватьс€ поставленных бизнес-целей или же вы сторонник концепции «м€гкой силы»?

– я думаю, что тут есть небольша€ ошибка: в 2014 году € еще только приехал в –оссию, так что результаты моего руководства стали видны чуть позже. Ќо € бы не назвал свой стиль управлени€ суровым. я считаю, что управление — это сочетание лидерских качеств и готовности выступить наставником, а также умени€ добиватьс€, чтобы правильные люди оказывались на правильных местах. ћожно иметь самых лучших сотрудников, но достичь отличного результата можно, только построив команду.

Ѕеседовала √алина Ѕо€ркова
«‘онтанка.ру»

«‘онтанка» готовит третье исследование «—амые вли€тельные финские компании в –оссии — 2018». ”знать, кто вошел в “ќѕ-30 крупнейших игроков из —уоми на российском рынке, вы сможете в конце но€бр€. ќзнакомитьс€ с предварительными результатами вы сможете в тематической рубрике «Ћидеры финского бизнеса», а с услови€ми участи€ в проекте – в презентации.

—правка:

»лари ’ююрюнен родилс€ в 1965 году. ќкончил “ехнологический университет в Ћаппеенранте. »меет степень MBA. –аботал в службе продаж производител€ красок Akzo Nobel и руководил продажами в Dynea Oy, работающей в области химической промышленности. ¬ 2004 году пришел в Tikkurila. ¬ 2012 году стал управл€ющим директором филиала компании в ѕольше, а в 2014 прин€л руководство российским отделением в должности вице-президента компании. — июл€ 2018 года »лари ’ююрюнен возглавл€ет российское подразделение компании Atria.

Atria Plс - международный производитель продуктов питани€: колбас, сосисок и сарделек, м€сных деликатесов, снеков, пиццы и м€сных полуфабрикатов. ¬ –оссии работает с 2005 года. ¬ладеет двум€ производственными площадками в —ин€вино и √орелово. ¬ыручка компании в 2017 году составила 5,6 млрд рублей.

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: