–авнение на переезд. ¬ –усском музее началась подготовка к реконструкции

05.11.2018 14:34
–авнение на переезд. ¬ –усском музее началась подготовка к реконструкции —криншот / Google Maps
—ама возможность миллиардных работ в –усском музее все еще оспариваетс€ в суде, но в »нженерный замок уже отправились картинные рамы Ђхоз€йственного назначени€ї.

ѕока дислокацию помен€ли первые 238 картинных рам. »х перевезли в »нженерный замок из соответствующего фонда в ћихайловском дворце. –ечь идЄт о предметах, которые «не имеют художественного значени€», сообщила «‘онтанке» заместитель генерального директора –усского музе€ по учету, хранению и реставрации музейных ценностей ќльга Ѕабина. —отрудники музе€ уверены, что переезд навредит экспонатам и превратитс€ в аврал. ¬ администрации √–ћ убеждают: «ѕредметы будут перевозитьс€ тогда, когда помещени€ дл€ них будут соответствовать нормам».

¬ ближайшее врем€ своЄ место покинут ещЄ 93 рамы, их также перевезут в »нженерный замок. «„тобы начать переезд, с 1 декабр€ 2017 года проводилась проверка наличи€ художественных рам. ќна подразумевала составление трех списков — предметы, имеющие художественное значение; произведени€, которые внесены в книгу поступлений, но не внесены в основной фонд; и рамы (идущие на хоз€йственный учЄт. — ѕрим. ред)… –ама всегда имела утилитарное назначение, сопровожда€ произведени€ на выставках», — отмечает ќльга Ѕабина.

ѕереезд решили начать с рам, как называют их в администрации музе€, «хозназначени€», с целью «освободить в фонде место, чтобы делать профзаклейки и переносить другие рамы». ѕредметы, обладающие художественной ценностью, поедут по другому адресу: на Ќевский, 19 (здание р€дом со —трогановским дворцом, наход€щеес€ в безвозмездном пользовании у –усского музе€). «десь специально дл€ фонда рам отремонтировали и оборудовали помещение. «¬ нЄм установлены и сетки, и стеллажи — то, чего на сегодн€шний день нет даже в существующем фонде. ѕроведены химико-биологические исследовани€. “емпературно-влажностный режим соответствует нормам», — резюмирует ќльга Ѕабина.

—ледующий этап — передислокаци€ фонда мебели из флигел€ –осси в »нженерный замок. ќсвободившеес€ пространство намерены отремонтировать, чтобы вселить туда одну из особых бронекладовых музе€. ¬ √–ћ, кроме того, активно подыскивают помещени€ дл€ научной библиотеки, примыкающей к —ервизному двору ћихайловского дворца и обладающей коллекцией в более чем 190 тыс€ч единиц хранени€. ≈Є намерены переместить в Ѕелый зал, ƒубовую и √реческую галереи ћраморного дворца. ¬ сумме площадь помещений, которые могут предоставить библиотеке, составл€ет 595 метров, что в два раза больше имеющейс€ площади, сообщил «‘онтанке» замгендиректора музе€ по реконструкции и капремонту ¬ладимир Ѕаженов.

¬ администрации –усского музе€ официально признают, что срок окончани€ переезда, ранее обозначенный как 1 но€бр€, сорван. ќднако не вид€т в этом проблемы. «¬се мы люди, мы можем ставить сроки, но это не значит, что завтра будет расстрел, если мы перенесЄм их», — прокомментировала ќльга Ѕабина. “еперь дата завершени€ передислокации обозначена как 1 €нвар€. Ёто решение согласовано с ‘ондом инвестиционных строительных проектов — организацией, котора€ взаимодействует со ¬семирным банком, выдел€ющим часть финансировани€ на реконструкцию, подчеркивает Ѕаженов.

«ѕредметы будут перевозитьс€ тогда, когда помещени€ дл€ них будут соответствовать нормам. ƒаже несмотр€ на то, что и сегодн€шние помещени€ не во всем соответствуют идеальным требовани€м», — за€вл€ет ќльга Ѕабина. ѕо еЄ словам, «особенной трагедии» не случитс€, даже если переезд закончитс€ 1 феврал€.


 

„то хранитс€ за стенами –усского музе€

ќбычному посетителю достаточно сложно пон€ть, как устроены фонды –усского музе€ и где они расположены в ћихайловском дворце. ¬едь если пройтись по анфиладе экспозиционных залов или посмотреть на карту дл€ туристов, то может показатьс€, что здание состоит только из «парадной части». ¬ действительности между внутренними дворами здани€ — —ервизным и ÷ерковным — и экспозицией расположена цела€ «прослойка» помещений, куда ведут почти незаметные двери. Ќапример, только вокруг западного —ервизного двора с цокольного по второй этаж разместились фонд рам, две особые бронекладовые (кроме хранилища отдела древнерусского искусства — отдела декоративно-прикладного искусства), химлаборатори€. ј третий этаж √–ћ, обычно недоступный посетител€м, полностью отдан реставрационным мастерским, фонду отдела живописи и прочим подразделени€м и службам.

ѕереезд картинных рам

  тезису о том, что предлагаемые дл€ переезда помещени€ полностью соответствуют нормам, со скепсисом относ€тс€ некоторые сотрудники √–ћ. Ќапример, старший научный сотрудник, специалист по картинным рамам ќксана Ћысенко. —итуацию в »нженерном замке она описывает как «не совсем благополучную» и добавл€ет, что хот€ сюда отправл€ют рамы без декора, не имеющие художественного значени€, но многие из них имеют значение историческое. Ќапример, эти рамы заказывали сами художники.

«¬ »нженерном замке нам выделили помещение с нарушенной гидроизол€цией. Ћетом там было два влажных п€тна на стенах, на одном была плесень. ѕо приказу главного хранител€ ќльги јнатольевны Ѕабиной п€тна высушили, плесень обработали соответствующим составом. Ќо риск осталс€. “ем не менее рамы туда повезли», — отмечает ќксана Ћысенко.

ѕомещение на Ќевском, 19, «не в пример лучше», но там «не самый подход€щий климат». «¬ентил€цию там отказались ставить на основании того, что это помещение выделено всего на два года. ѕосле реконструкции нам обещано возвращение фонда в ћихайловский дворец», — продолжает искусствовед. ѕо поводу сеток, о которых говорила ќльга Ѕабина, Ћысенко, заметила, что их до сих пор нет: «“ам сто€т металлические стеллажи складского типа с разделител€ми, как в супермаркетах. ¬ ведущих музе€х, например, в “реть€ковской галерее, фонд рам оборудован по последнему слову техники, и все рамы вис€т на выдвижных сетках. ¬ идеале, ни одна рама не должна сто€ть на полке. ћы на Ќевский, 19, везем предметы с резным и лепным декором, большинство из них — золоченые. » каждый раз, когда вы вытаскиваете из стеллажа такую раму, позолота с неизбежностью третс€ о металлическую поверхность».

Ќо больше всего Ћысенко беспокоит то, что 11 окт€бр€ в √–ћ был издан приказ, по которому рамы требуетс€ поставить на хоз€йственный учЄт, то есть, цитиру€ искусствоведа, «приравн€ть к современным стуль€м, столам, швабрам». «ƒело в том, что до сегодн€шнего дн€ рамы в –усском музее были поставлены лишь на внутренний учЄт. “ем не менее у нас существуют инвентарные книги, заверенные главным хранителем, мы каждые полгода пишем статистические отчЄты, делаем акты при внутримузейной передаче и внешней выдаче предметов. я посоветовалась со специалистами и главными хранител€ми других музеев, и они говор€т, что у нас остаетс€ полшага до того, чтобы официально внести рамы в государственный каталог ћузейного фонда –оссии. ¬место этого их собираютс€ ставить на хоз€йственный учЄт и приравнивать к обычному хозинвентарю».

ќксана Ћысенко объ€сн€ет дл€ себ€ несовпадение так: постановка на музейный учЄт занимает около года, на хоз€йственный же учЄт рамы можно перевести гораздо быстрее. Ёто даЄт возможность, чтобы как можно быстрее осуществить переезд, не слишком тщательно забот€сь о сохранности предметов, и одновременно «открывает возможность хищений»: «–амы будут ставить на учет по минимальной возможной цене. “ем временем стоимость некоторых рам из коллекции √–ћ — сотни тыс€ч рублей. Ќапример, здесь хранитс€ оригинальна€ рама XVIII века от портрета ≈катерины II кисти “орелли».

ѕриключени€ бронекладовой

¬зволнованы перспективой гр€дущего переезда и в фонде древнерусского искусства, который должен частично передислоцироватьс€ вместе со своей особой бронекладовой, хран€щей более п€ти тыс€ч древних предметов с содержанием драгметаллов и камней.

«Ѕронекладова€ — три комнаты, которые сохранили с дореволюционных времЄн не только мебель, но и еЄ конфигурацию. «десь очень удобные стеллажи дл€ хранени€ разных видов изделий — тканей, которые должны лежать горизонтально, икон, которые хран€тс€ вертикально в особых шкафах с разделител€ми, — комментирует ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства »рина Ўалина. — ќкна бронекладовой выход€т во внутренний —ервизный двор и дают небольшой естественный свет, что важно дл€ икон. ѕри этом между помещением и пространством музе€, доступным дл€ посетителей, есть своеобразна€ «буферна€ зона», что необходимо дл€ безопасности предметов. ¬ бронекладовой сформировалс€ идеальный климат — соотношение температуры и влажности. Ћетом, когда отключают отопление, мы этого даже не замечаем — настолько хорошо стены дворца сохран€ют тепло».

Ќовое помещение во флигеле –осси, куда бронекладова€ должна переехать навсегда, — меньше по размеру, не обладает ни кондиционированием, ни необходимым климатом, резюмирует Ўалина. ¬ предлагаемом пространстве нет подведЄнной воды, что требуетс€ от бронекладовой по закону, а так как окна выход€т на общедоступную территорию, их придЄтс€ «закладывать либо ставить решетки». «¬се услови€, которые мы выставл€ем, сопровождаютс€ отказом администрации. ќни говор€т: нет, мы не можем пойти навстречу, на это должен дать разрешение  √»ќѕ, это многомес€чна€ процедура.  ак ни парадоксально, существует разрешение  √»ќѕ на чудовищное разрушение в —ервизном дворе — пробивку дверей, капитальных стен. ј нам не позвол€ют заложить даже половину окна».

Ѕеспокоит Ўалину и судьба отделов и фондов, которые сейчас расположены во флигеле –осси и должны будут покинуть его ради бронекладовой. Ќапример, потеснитьс€ придЄтс€ важной дл€ музе€ экспозиции об его истории, расположенной в переходе между ћихайловским дворцом и корпусом Ѕенуа. «ѕеревозить собираютс€ и 25 тыс€ч экспонатов тканей из отдела народного искусства, дл€ которых пока не найдено помещений вообще. »м предлагают перенести фонды в их же собственную экспозицию. “ем самым на энное количество лет закроетс€ посто€нна€ выставка, лучша€ в –оссии и пользующа€с€ большой попул€рностью, в том числе у детей», — говорит Ўалина.

¬ научной библиотеке –усского музе€ предпочли планы по передислокации не комментировать. ќднако заведующа€ отделом научной литературы и библиографии √–ћ ёли€ ёркина отметила, что подобрать помещени€ дл€ колоссальной коллекции книг, котора€ начала формироватьс€ ещЄ до революции и с тех пор ни разу не переезжала, очень непросто. «¬ библиотечном деле много нормативов, направленных на то, чтобы сохранить книги и обезопасить людей. Ќапример, шкаф не может сто€ть просто посередине: он должен быть прикреплЄн к неподвижным част€м зданий и сооружений. „тобы установить оборудование на рельсах, полы должны выдержать эту нагрузку», — перечисл€ет ёркина.

ѕо сведени€м «‘онтанки», большинство помещений, которые администраци€ предлагала библиотекар€м, их не удовлетворило. „то касаетс€ Ѕелого зала, то в теории его можно приспособить дл€ переезда, но это потребует «очень большой подготовительной работы». ѕри этом сотрудники книгохранилища не скрывают, что хотели бы в перспективе обосноватьс€ в более просторном помещении, которое освободила в »нженерном замке ÷ентральна€ военно-морска€ библиотека. ќднако дл€ этого нужны ремонт и тщательна€ подготовка, даже при наличии средств процесс может зан€ть несколько лет.

–еконструкци€ в ћихайловском дворце обсуждаетс€ уже не первый год, при этом еЄ последовательно критикуют градозащитники. ¬ 2016 году —овет по культурному наследию разнес проект в пух и прах, однако в 2017-м более комплиментарно отнЄсс€ к переделанной документации. ѕриспосабливать дл€ современного использовани€ будут внутренний —ервизный двор ћихайловского дворца. «десь создадут лекционный зал и лифт дл€ маломобильных граждан. –аботы стоимостью 1,12 миллиарда рублей частично оплатит ¬семирный банк, и в случае если они не будут выполнены до весны 2020 года, эта часть финансировани€ будет потер€на. ѕодр€дчиком проекта выбрано јќ «–енессанс-–еставраци€», нередко выполн€ющее заказы ћинкульта.

 ак дело –усского музе€ дошло до суда

ƒвое сотрудников √–ћ — »рина Ўалина и хранитель фонда икон Ќадежда ѕивоварова, а также обозреватель журнала «√ород 812» ћихаил «олотоносов уже оспорили в суде реконструкцию. «Ќас как истцов беспокоит ликвидаци€ внутреннего —ервизного двора путем создани€ двух междуэтажных перекрытий и соединение этих перекрытий с внутренними помещени€ми дворца путем проламывани€ капитальных стен и превращени€ оконных проемов в дверные», отмечает ћихаил «олотоносов. »стцы также подчеркивают, что, по проекту работ, предполагаетс€ разобрать гранитные плиты в цоколе стилобата со стороны главного, южного фасада музе€, а со стороны западного фасада — пристроить к ћихайловскому дворцу наружную лестницу.

¬ администрации музе€ подчеркивают, что планы были продиктованы требовани€ми √осударственного пожарного надзора, а также ћинистерства культуры, которое неоднократно напоминало, что –усский музей должен включитьс€ в государственную программу «ƒоступна€ среда» на 2011 – 2010 годы и обеспечить доступ посетител€м на инвалидных кол€сках.

« огда —четна€ палата нас провер€ла, очень много вопросов было по созданию доступной среды дл€ инвалидов, — отмечает ќльга Ѕабина. — „тобы они попали в музей, мы открываем обычно закрытый центральный вход. Ќо при этом мы нарушаем температурно-влажностный режим. „тобы попасть (в музей), кол€сочник должен написать за€вку, а затем посещение должно быть согласовано служебными записками со службой безопасности, климатологами. ѕредставл€ете, кака€ группа людей работает только дл€ одного визита? » это мы ещЄ не говорим о перемещении внутри музе€».

ћихаил «олотоносов, в противовес, св€зывает необходимость реализации проекта с «деньгами» и отмечает, что первоначальную редакцию проектной документации согласовал бывший замминистра культуры √ригорий ѕирумов (экс-чиновника признали виновным в мошенничестве по «делу реставраторов», а теперь он арестован по делу о мошенничестве с деньгами на строительство фондохранилища Ёрмитажа).

«—уществуют статьи законов, по которым объекты культурного наследи€ освобождены от приспособлени€ дл€ нужд инвалидов. »рина Ўалина достала статистику, по которой –усский музей посещают всего 1,5 инвалида в день. » дело не только в услови€х в музее. ј в том, что добратьс€ до него в ѕетербурге практически невозможно, это цела€ «операци€ «џ». –еконструкци€ хороша только дл€ отчетов правительству».

ѕервое заседание по делу уже прошло, с тех пор судь€ »рина ¬оробьева успела отказать истцам в ходатайстве о приостановке переезда. —ледующее заседание намечено на 11 декабр€. «олотоносов, Ўалина и ѕивоварова не исключают, что к этому времени при помощи юристов подготов€т обновлЄнное ходатайство о приостановке передислокации музейных предметов. ѕерспективы иска они оценивают так: «ћы на эту тему особенно не раздумываем. ƒелаем то, что должны делать».

≈лена  узнецова,
«‘онтанка.ру»


© ‘онтанка.–у

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: