ак живЄт Ђ вартираї: ¬ обычном театре зрители исчисл€ютс€ сотн€ми, а у нас - индивидуальност€ми

14.11.2018 09:58
 ак живЄт Ђ вартираї: ¬ обычном театре зрители исчисл€ютс€ сотн€ми, а у нас - индивидуальност€ми ѕредоставлено пространством " вартира" /
Ќеобычные спектакли, необычные зрители, необычные актЄры. ¬сЄ это Ц Ђ вартираї. Ќеобычное театральное пространство в бывшей коммуналке, по€вившеес€ в ѕетербурге не так давно, но уже ставшее насто€щим домом, в том числе дл€ тех, кого прин€то называть Ђособыми людьмиї.

« вартире», что на ћойке, 40, в глубине двора, – чуть меньше года. Ёто театральное пространство, где в насто€щей старой квартире среди старых вещей идут два спектакл€, в том числе «–азговоры», созданные режиссером Ѕорисом ѕавловичем, в которых участвуют как профессиональные актеры, так и люди с аутизмом – студенты ÷ентра «јнтон тут р€дом» (номинаци€ на национальную театральную премию ««олота€ маска» в категории «Ёксперимент»).

«рители тоже приход€т разные – на спектакль «неƒ≈“— »≈ разговоры» (участник основной программы фестивал€ «јрлекин»-2019), который рассчитан на семейное участие (тут уж никак не скажешь «просмотр»), приход€т и родители с детьми с особенност€ми. ≈ще « вартира» стала местом встреч и разговоров, концертов, дискуссий. ќна стала обжитой – в самом буквальном смысле слова, когда уже и стены помогают, когда дом становитс€ надышанным, наполненным, живым. ¬от чашка, оставленна€ на фортепиано, вот листок бумаги и ручка на полочке – предметы, живущие здесь, не покрываютс€ пылью.

«‘онтанка», котора€ чуть меньше года назад впервые написала о проекте, поговорила с Ѕорисом ѕавловичем о том, как живет « вартира» сейчас.

- Ѕорис, у вас в репертуаре пока только два спектакл€ – «–азговоры» и «неƒ≈“— »≈ разговоры». ¬ы видите, что зрители понимают, что попали в мир, отличающийс€ от обычного театра?

–  онечно. » видим, что дл€ некоторых этот мир может быть и некомфортным. Ќо это соотношение похоже на соотношение в любом театре. ѕросто в обычном театре зрители исчисл€ютс€ сотн€ми, а у нас – индивидуальност€ми. » это самое ценное, что есть в « вартире». «десь все происходит «глаза в глаза», всегда можно буквально поговорить с актерами.  аждый спектакль заканчиваетс€ – и начинаютс€ разговоры всех со всеми.

-  аждый раз?

– ƒа. ћы же назвали спектакль «–азговоры», ориентиру€сь на книгу Ћеонида Ћипавского. Ёто така€ наша ролева€ модель – записанные им разговоры ќЅЁ–»”тов. ¬ самом нашем спектакле этих текстов практически нет, мы, скорее, вдохновились их опытом. Ќо вот час спектакл€ проходит, начинаютс€ разговоры на кухне « вартиры». “ак что можно воспринимать все то, что происходит в спектакле, как разминку перед разговорами, которые продолжаютс€ потом еще не меньше часа.

 онечно, кто-то убегает по делам, но большинство остаютс€, чтобы поговорить. » это можно воспринимать как суть происход€щего: когда у всех есть опыт какого-то коллективного переживани€, может быть, кстати, не об€зательно позитивного, может быть, человек был раздосадован происходившим, но разговор у него все равно запускаетс€ очень включенный. —амое ценное то, что в нашем разговоре участвуют реб€та с особенност€ми – на естественных началах, когда нет настороженности или излишней политкорректности. ќчень часто реб€та расспрашивают зрителей – кто они, откуда пришли, кто они по профессии. » люди рассказывают о себе.

- ј им это важно – реб€там?

– ћне кажетс€, это всем важно. Ќас нечасто спрашивают: какую музыку слушаешь, какие фильмы смотришь? Ёто очень наивные вопросы, но эти вопросы позвол€ют наладить контакт.

- Ќо вот есть один молодой человек из ÷ентра «јнтон тут р€дом», с которым € познакомилась еще в квартире поддерживаемого проживани€ ÷ентра, где реб€та приобретают навыки самосто€тельной жизни, которого потом видела в ÷ентре, в Ёрмитаже, потом здесь на спектакле, так он каждый раз со мной знакомитс€ заново. ѕодает руку, задает одни и те же вопросы: кто €, как мен€ зовут, и про себ€ коротко рассказывает (каждый раз практически слово в слово) одно и то же – вопросы и ответы. ¬от что ему дает этот диалог?

– Ёто как раз истори€ о том, что люди люб€т слушать одну и ту же сказку.

- Ќо он мен€ даже не запоминает. ¬ чем ценность этой нашей коммуникации – что € ему в очередной раз ответила, как мен€ зовут, кем € работаю, и он в очередной раз задал мне этот вопрос?

– ’ороший вопрос… я не могу сказать, как устроен мир каждого из этих реб€т, хот€ провожу с ними немало времени. я тоже многократно отвечаю им на одни и те же вопросы, хот€ мы с ними знаем друг друга. Ќо, даже познакомившись, мы по отношению друг к другу все равно остаемс€ инопланет€нами, и в этом знакомстве заново есть кака€-то сво€ правда про то, что реб€та делают какие-то правильные вещи – не забывают лишь тех людей, которые по-насто€щему вошли в их жизнь. я прекрасно понимаю, что у нас с вами – нейротипичных людей – одни стратегии, а у них – совсем другие. ” каждого из нас есть свой, в том числе и травматичный, опыт сближени€. ѕросто мы с вами можем закамуфлировать его какими-то ритуалами, а человек с аутизмом может пользоватьс€ одной и той же фразой, чтобы не спешить каждый раз включатьс€. ¬ случае с реб€тами этот процесс на поверхности: ты никогда не перепутаешь, открылс€ человек или держит теб€ на рассто€нии. ≈сли кто-то из реб€т теб€ игнорирует, ты это сразу видишь: человек не отвечает на вопросы и уходит из комнаты.

ћен€ это, например, учит не тому, что есть какие-то люди, которым легче или сложнее наладить контакт с другими, мне кажетс€, что всем сложно, но когда эта сложность обнаружена, то первый шаг уже сделан. ƒа и € сам очень часто по несколько раз знакомлюсь с одним и тем же человеком, если мы общались поверхностно и затем встречаемс€ в новой обстановке. ” каждого из нас есть стереотипные фразы при знакомстве или поддержании разговора, но мы более ловко их адаптируем под как будто органичное. ≈сли переходить к тому, что мы в « вартире» делаем, то тут важно, что инклюзи€ требуетс€ не только люд€м с какими-то €рко выраженными особенност€ми.

- ¬ы вроде не любите слово «инклюзи€»?

– я не люблю, когда оно становитс€ €рлыком, освобождающим от ответственности.  огда нам сразу все пон€тно, мы сразу знаем, как общатьс€ вот с этими или вот с этими людьми. Ёто сама€ болезненна€ вещь. ћы – каждый – нуждаемс€ в нестандартном подходе, этому, в частности, учит не только общение с нашей командой, но и собственно ќЅЁ–»”ты. ” каждого из них был собственный мир, категорически не включенный в другие миры. ѕричем «острые углы» «аболоцкого, ¬веденского, ’армса, ƒрускина – это разные «острые углы». » как раз новый спектакль «»сследование ужаса» по тексту Ћеонида Ћипавского, который мы при поддержке ‘онда ћихаила ѕрохорова выпускаем только с профессиональными актерами, – это исследование того, как сложно одному человеку пробитьс€ к другому. » это попытка рассмотреть «недорассмотренных» ќЅЁ–»”“ов, оказавшихс€ как бы в тени ’армса и ¬веденского. ¬от Ћипавского точно читало полтора человека. ѕоэтому нам важно во всех них вгл€детьс€, показать, над чем они работали, ведь мы же ими вдохновл€лись, создава€ « вартиру». » это в какой-то степени истори€ неприка€нных, бездомных людей. Ћюдей с особыми потребност€ми.  онечно, у них у всех были комнаты в коммуналках, но негде было творить. » в этом отношении мы все тоже немножко похожи – Ћенинград, он вообще такой город, бесприютный дл€ художников. ћы же « вартиру» создали еще и потому, что у нас у всех в ѕетербурге ситуаци€ така€, что нам негде творить. ћои спектакли идут в —ибири, на ƒальнем ¬остоке, но не в ѕетербурге.

- ј «язык птиц» на ћалой сцене Ѕƒ“?

– ƒа, и за это € безмерно благодарен јндрею ћогучему. Ќо надо понимать, что ѕетербург как бы разрешил – вот у нас тут есть незан€та€ ниша инклюзии. ћне есть чем зан€тьс€ в ѕетербурге, но ощущение того, что город не спешит принимать и давать тебе слово, – это ощущение здесь присутствует. » в этом мы очень похожи на них – на ќЅЁ–»”тов. » мы хотим выйти из « вартиры» с этим «»сследованием ужаса», показать его в городских пространствах, как они собирались когда-то в ƒетгизе или в пивной у Ёрмитажа. Ёто очень по-ленинградски.

ј второй проект, который фонд «јльма матер» в этом году выпускает совместно с ÷ентром «јнтон тут р€дом» в рамках творческого проекта «“еатр+ќбщество», мы делаем вместе с реб€тами с особенност€ми. ¬ прошлом году мы познакомились с французской актрисой и сказочницей Ёлен ћале (она сейчас живет в ѕетербурге), котора€ уже делала «‘абрику историй» во ‘ранции, а теперь предложила эту идею нам. —уть в том, что Ёлен спрашивает людей, какие сказки они запомнили в своей жизни, и просит пересказать. Ёто не сказкотерапи€, а археологи€ сказок, которые в тебе живут: что ты помнишь – где тебе рассказали эту сказку, с каким цветом или предметом это у теб€ ассоциируетс€, может быть, ты сказку не запомнил, но вот главного геро€ помнишь.

ѕервый раз мы сыграем «‘абрику» 8–9 декабр€. ј потом хотим с этим спектаклем выйти за пределы « вартиры», разрушив модель, что вот мы – социально успешные люди – можем быть благодетел€ми дл€ людей с инвалидностью. ѕусть будет наоборот – наши реб€та с особенност€ми как сказочники придут в школы, в другие дома.

Ѕеседовала √алина јртеменко,

"‘онтанка.ру"

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: