∆изнерадостна€ пропаганда.  иновед »зволов рассказал о том, почему Ђ√одовщину революцииї ¬ертова не скоро увид€т в –оссии

17.11.2018 15:55
∆изнерадостна€ пропаганда.  иновед »зволов рассказал о том, почему Ђ√одовщину революцииї ¬ертова не скоро увид€т в –оссии »з собрани€ –оссийского государственного архива кинофотодокументов (–√ј ‘ƒ)
ѕервый в истории полнометражный документальный фильм, который был сн€т в честь годовщины ќкт€бр€ 1917 года, воссоздан энтузиастами в –оссии. ѕрезентуют его за границей. Ђ‘онтанкеї удалось добыть фрагмент ленты.

ƒебютна€ картина классика мирового кино ƒзиги ¬ертова «√одовщина революции» выходит на широкий экран в јмстердаме. ќ событии пишут ведущие профильные издани€ ≈вропы. ¬ –оссии – тишина.  ак удалось воссоздать фильм, который сто лет назад показал жител€м зарождавшегос€ ———– еЄ новых вождей Ћенина и “роцкого, может ли ленту отн€ть ћинкульт и в чЄм разница кинопропаганды 1918 года и современного российского телевидени€, «‘онтанке» рассказал киновед, заведующий историко-теоретическим отделом Ќ»»  иноискусства Ќиколай »зволов, который и вернул утраченную было ленту.


Ќиколай »зволов/из личного архива
Ќиколай »зволов/из личного архива


- Ќиколай јнатольевич, вы не первый попытались восстановить этот уникальный фильм. Ѕыла безуспешна€ попытка в ———–.  ак вам удалось и как долго вы работали над этим проектом?

– »де€ очень давн€€. ≈щЄ в студенчестве € читал книгу ¬иктора —емЄновича Ћистова «»стори€ смотрит в объектив». » там цела€ глава была посв€щена поискам этого фильма. ÷елый детектив. Ћистов там смог идентифицировать несколько роликов. ƒоказал, что они принадлежали именно фильму ¬ертова. ќн смог опознать 20 с небольшим минут суммарно, сделал это к 50-летию революции в 1967 году. “огда он был аспирантом. —ейчас он заслуженный профессор.

- ƒвадцать минут из двухчасовой ленты?

– ¬ то врем€ никто не мерил фильмы минутами. ћерили метрами плЄнки. ћеханики крутили фильмы вручную.  рутить могли с разной скоростью. »зменение скорости на один кадр в секунду давало изменение на 5 минут в час. ¬ данном случае было 3000 с лишним метров. «√одовщина революции» – это был киноведческий миф в то врем€. ƒа, были художественные фильмы того времени таких же масштабов. Ќо это был первый документальный фильм такого объЄма. ‘ильм, сделанный 22-летним юношей в т€желейших услови€х, всего за 10-12 дней. —идело одновременно 30 девушек-склейщиц, а ¬ертов ходил между ними, как шахматный гроссмейстер, и выдавал указани€ вместе с кусками пленки. ќн держал в голове последовательность фильма, в котором было больше 1000 монтажных планов. јбсолютное безумие, которое не представить нормальному человеку. “олько его юность, авантюризм, романтика революции и жЄсткий приказ начальства могли заставить его это исполнить.

- ј кто давал приказ? “роцкий, Ћенин имели к этому пр€мое отношение?

– Ќачальников в кинокомитете было много. Ќо надо понимать, что в то врем€ был страшный дефицит киноматериалов. ¬ мемуарах Ћьва  улешова, который тоже снимал хронику в это врем€, говоритс€, что дл€ получени€ 100 метров плЄнки требовалось личное разрешение Ћенина.  рошечна€ катушка плЄнки! ¬едь плЄнка была загранична€. ќна буквально шла на вес золота. ј тут 3000 метров в 30 копи€х! ƒругими словами, без подписи Ћенина это было совершенно нереально. ‘ильм был очень важным с точки зрени€ пропаганды.

- » как же вам удалось узнать, что было в голове ¬ертова 100 лет назад?

– ћо€ коллега —ветлана »шевска€ обнаружила в фонде ћа€ковского в –√јЋ» (–оссийский государственный архив литературы и искусства в ћоскве. – ѕрим. ред.) полный список надписей к этому фильму. ј тогда фильмы сопровождались надпис€ми. Ќадписей оказалось 242. » это было колоссальное везение! √од назад у нас была конференци€, посв€щЄнна€ 100-летию ќкт€брьской революции, где этот список был представлен. » € осознал, что очень многие из описанных в списке сюжетов мне хорошо знакомы. я ведь как исследователь работал не один дес€ток лет в архиве документальных фильмов. я предположил, что можно попробовать найти и другие куски, которые € не знал. ¬ооружившись этим списком надписей, € пошел в архив. ћетодично прочесал всю кинохронику, котора€ имеет отношение к ‘евральской революции, весне, лету, осени 1917 года, и первым дев€ти мес€цам 1918 года. –абота продолжалась почти год.

- ј где вы брали ресурс на работу?

– ” мен€ не было бюджета. Ќужно было скопировать хронику. ј ещЄ потом монтаж, стабилизаци€, покраска титров, компьютерное воссоздание. Ёто сотни тыс€ч рублей. ј копирование хроники в  расногорском архиве стоит 90 рублей за одну секунду. ‘ильм идЄт 2 часа. “олько копирование в архивах – 648 000 рублей. ¬ обычных услови€х бюджет этой работы 1,5-2 миллиона рублей.

- √осударство вам почему не стало помогать?

– «десь нет злого умысла. « ровавый режим» тут ни при чЄм. ѕросто € начинал работу в но€бре прошлого года, когда прошли все сроки дл€ подачи за€вок в ћинкульт на гранты. ƒедлайны вышли. ћог бы попросить у них денег на будущий год, но мы бы не успели к 100-летию выхода фильма. ќн был впервые показан 7 но€бр€ 1918 года. » мы его покажем через 100 лет, в но€бре 2018-го.

-  ак же вы без денег-то справились?

– ћне пошЄл навстречу сам архив. ¬едь у них есть правило, которое строго запрещает копирование плЄнок целиком. “олько 6 фрагментов можно копировать из каждой плЄнки. ј мне нужно было 14 полных роликов. я должен был нарушить правила. Ќо € пошЄл в архив и объ€снил свою ситуацию. » они несколько мес€цев добивались от –осархива разрешени€. ¬ итоге мне разрешили всЄ скопировать полностью. Ёта колоссальна€ картина нашей истории сделана в 1918 году. Ќачина€ с феврал€ 1917 года, от первых событий в ѕетербурге, и до окт€бр€ 1918 года, до начала гражданской войны, вз€ти€  азани и поездки “роцкого по ¬олге.  

-  акой там ѕетроград? »ли лента, скорее, про людей, их лица, жесты?

– ѕетроград там, конечно, опознаетс€: все, что св€зано с ‘евральской революцией и конча€ похоронами на ћарсовом поле. ѕотом он по€вл€етс€ летом 1917 года во врем€ июльской демонстрации: там видны большевистские лозунги «ƒолой министров-капиталистов», например. Ёто очень редко по€вл€етс€ в нашей хронике. ѕортреты членов временного правительства. —н€та ќкт€брьска€ революци€, буквально сразу на следующий день после переворота, дневна€ съемка: люди, шатающиес€ по ƒворцовой площади, затем √атчина, революционные матросы, некоторые отдельные лица: Ћуначарский,  оллонтай, ƒыбенко. » потом ѕетроград по€вл€етс€ еще раз, в €нваре 1918 года, когда происходило учредительное собрание и демонстрации в его поддержку.

кадр из фильма ƒзиги ¬ертова Ђ√одовщина –еволюцииї
кадр из фильма ƒзиги ¬ертова Ђ√одовщина –еволюцииї
из собрани€ –оссийского государственного архива кинофотодокументов (–√ј ‘ƒ)

ƒл€ просмотра в полный размер кликните мышкой

-  ака€ часть фильма не была известна широкой публике? ћногие фрагменты уже демонстрировались.

– ’роникальное кино склонно к перемонтажу, его все врем€ режут и вставл€ют в другие фильмы.  огда € занималс€ этим фильмом, некоторые материалы были датированы 1925 годом, и только после того, как € доказал, что они входили в фильм ¬ертова, их можно датировать 1918 годом. —емь лет разброса, это очень большой срок. Ёто как врем€ ≈льцина и Ѕрежнева – совершенно разные времена.

- —колько открытий вам удалось сделать во врем€ работы над восстановлением фильма? ¬ы написали, что, занима€сь вставкой из постановки Ќикола€ ≈вреинова «¬з€тие «имнего», случайно идентифицировали Ќикола€  онстантиновича „еркасова, бывшего на 7 но€бр€ 1920 года мимистом ћариинского театра, и это его первое по€вление на экране.

– я стараюсь не употребл€ть слово «открытие». Ёто скорее атрибуци€, идентификаци€. ќбнаруживать всегда очень интересно, это гордость и радость историка. Ќу, € думаю, что находка на фото Ќикола€ „еркасова доставит очень большое удовольствие знатокам театра, Ћенинградской театральной школы.

- ¬ фильме есть ¬асилий „апаев. Ёто его первое по€вление на плЄнке?

– »з известных мне изображений – да, он по€вл€етс€ впервые. ¬идимо, оператор попросил его немного попозировать на камеру. ќн стоит, улыбаетс€, в военной форме, с саблей, в папахе.

- ¬ каком году «√одовщина революции» была показана целиком в –оссии в последний раз?

– я думаю, это произошло в конце 1920 года. ѕо окончании гражданской войны это все уже было не очень актуально.

- ‘ильм был пропагандистский? ≈го использовали дл€ подн€ти€ боевого духа в том числе?

– ƒа, там, например, были все портреты всех де€телей советского правительства. ћногим люд€м просто было интересно на них посмотреть. Ћенина там многие увидели впервые. Ёта часть исцарапана больше остальных, видимо, ее показывали чаще.

- ‘актическое «замыливание» ленты в ———– почему случилось? ¬о всЄм виноват один из главных героев, опальный “роцкий?

– ƒействительно, “роцкий в конце 20-х уже стал персоной нон грата. ¬ 30-е годы описывать все, что св€зано с “роцким, было просто опасно. ’от€ вот Ћенин в фильме по€вл€етс€ один раз, а “роцкий – больше дес€ти. » € думаю, что кадры поездки в сторону  азани, вз€тие  азани до перестройки вообще мало кто видел.

Ћев “роцкий//кадр из фильма ƒзиги ¬ертова Ђ√одовщина –еволюцииї
Ћев “роцкий//кадр из фильма ƒзиги ¬ертова Ђ√одовщина –еволюцииї
из собрани€ –оссийского государственного архива кинофотодокументов (–√ј ‘ƒ)

ƒл€ просмотра в полный размер кликните мышкой

- ѕочему эти кадры не уничтожили вовсе, раз персона нон грата?

– ѕотому что архивисты хран€т все. » фильмы, положенные на полку в советское врем€, они все равно сохранились. ѕропал только фильм Ёйзенштейна «Ѕежин луг» и, может быть, еще сколько-то фильмов. Ќо, думаю, скорее всего, фильм где-то хранитс€.

- ¬ фильме есть »осиф —талин?

– Ќет.

-  ак так вышло?

– “рудно сказать. ќн мог просто не быть в ћоскве, когда снимали портреты советского правительства. ¬ гражданской войне он в основном принимал участие в 1919 году, а в 1918-м € даже, честно говор€, и не помню, чем он занималс€.

- «“роцкисты» идут смотреть фильм, а «сталинисты» сид€т дома.

– Ќу, должен же быть кто-то обижен.

- ѕремьера у вас в јмстердаме. Ќа ћеждународном фестивале документального кино 20 но€бр€. ѕочему не в –оссии?

– ” мен€ были изначальные договорЄнности с голландцами. ќни первые отреагировали на мое предложение. я был бы рад, если бы фильм показали наши телеканалы 7 но€бр€ 2018 года. Ќо у них свои жЄсткие эфирные сетки, и они тему революции отработали полностью ещЄ год назад. “огда бы вз€ли все. —ейчас двухчасовой фильм из хроники им неинтересен.

- ¬осстановленный первый фильм, классика мирового кино ¬ертова, историческа€ лента о том, откуда мы все вышли, – неинтересен им?

– ЌасчЄт исторического кино вопрос тут очень сложный. »сторики кино до сих пор спор€т, €вл€етс€ ли кино историческим источником. ƒо сих пор бьютс€ на конференци€х. ¬ертов был откровенным большевиком. ≈го пропагандистский фильм будут трактовать совершенно иначе потомки монархистов или потомки белогвардейцев. ¬ертов был советским режиссЄром, проводил советскую точку зрени€, точку зрени€ победившей власти. ќн – пропагандист.

- —егодн€ с пропагандой на “¬ всЄ снова хорошо.

– Ќу и как они впишут в сегодн€шний день Ћьва ƒавидовича “роцкого? ѕоскольку политическа€ ситуаци€ в –оссии мен€етс€ очень быстро, использовать в пропагандистских цел€х сейчас фильм, сн€тый 100 лет назад, будет слишком эксцентрично. Ќет тех, кто был бы заинтересован в такой пропаганде.

-  огда покажете его в ѕетербурге? Ќа родине революции?

– ћне поступают предложени€. ¬озможно, это будет фестиваль «ѕослание к человеку». Ќо это довольно специфический, очень длинный «продукт». » потом, ему нужна жива€ музыка. ≈го же, скорее всего, сопровождали оркестром изначально. Ќо не факт, что так было везде по стране. “ут нужно изучать провинциальную прессу тех лет. Ётот фильм было бы хорошо показать на ƒворцовой площади с живой музыкой. — мелоди€ми того времени. Ёто имело бы очень большой резонанс. “ем более что ƒворцова€ площадь – участница тех событий.

-  ак пройдЄт премьера в јмстердаме?

– ќ! “ам фестиваль арендовал один из самых больших залов города – Pathе Tuschinski. √овор€т, что он входит в п€тЄрку самых красивых кинотеатров мира. Ёто зал, специально построенный дл€ кинопоказов в начале 20-х годов прошлого века. ћузыка там делаетс€ тоже специально. Ќан€ты специалисты, которые объедин€ют вокальный квартет из –оссии, каких-то голландских чтецов, которые будут объ€сн€ть голландцам, кого покажут на экране. Ѕудут какие-то шумовые эффекты. „то-то грандиозное готов€т. ƒва мес€ца репетируют. я специально не интересуюсь этим. ’очу, чтобы был сюрприз и дл€ мен€ 20 но€бр€.

- ¬ ѕетербурге есть музыканты, которые работают в традици€х футуризма и эстетики музыкальных экспериментов 20-х 30-х годов прошлого века – «¬етрофони€». –анее озвучивали немой « осмический рейс». ¬ам было бы интересно привлечь своих российских экспериментаторов к озвучке?

– ƒумаю, что футуристические и авангардные эксперименты тут ни к чему. ¬едь фильм был сделан дл€ простых людей. ƒл€ обывателей российских городов. ќн упрощЄн. ¬сЄ очень просто. ƒл€ музыкального сопровождени€ там использовали попул€рные мелодии того времени. —амой попул€рной тогда была «ћарсельеза». ј в 1918 году – «»нтернационал».

- —егодн€ российский обыватель любит —таса ћихайлова, ≈лену ¬аенгу и √ригори€ Ћепса.

– Ѕоюсь, даже их к этому фильму не приклеишь. ј вот мелодии столетней давности были бы в самый раз. » траурный марш непременно нужен! ќн всегда у нас очень «попул€рен», а в фильме множество разнообразных похорон. Ѕез этого марша не обойтись.

- ѕочему интерес к ¬ертову в ≈вропе гораздо сильнее, чем в –оссии? Ёто потому, что архив его находитс€ в австрийском музее киноискусства?

– я бы не сказал, что там интерес больше. “ам просто стран больше. Ѕольше специалистов, которые занимаютс€ ¬ертовым. ќни есть в √ермании, √олландии, »спании, »талии и так далее. ÷ела€ команда. ј у нас сколько? ¬озможно, несколько человек. » специалисты по ¬ертову не нужны никому в большом количестве. ј вдова ¬ертова передала австрийскому музею только часть архива. ќна была очень аккуратна. ќна всЄ сберегла. » большую часть архива она передала в –√јЋ». “ам большое количество оригиналов текстов, записных книжек, сценариев.

- Ќо почему у нас с ¬ертовым не происходит такого брендировани€, как, например, с ћалевичем, ради которого в ѕетербург едут туристы. ¬ертов – мощный российский бренд дл€ фанатов кино. Ќе меньше, чем ћалевич дл€ ценителей живописи и футуризма.

– ƒа. Ќо ведь многие старые фильмы постепенно переживают реинкарнацию. “от же фильм ¬ертова «„еловек с киноаппаратом», единственный документальный фильм, который входит по многим опросам в сотню лучших фильмов всех времЄн и народов, его переиздавали на DVD огромное количество раз самыми разными компани€ми.

- ¬ –оссии?

– Ќет, не только. Ќа «ападе тоже. Ќо у мен€ нет ощущени€, что в –оссии ¬ертову не отдаЄтс€ должное уважение. Ёто мощный бренд. »м€ известное. Ћюди с гуманитарным образованием обычно знают о нЄм. Ќе технари, конечно. ћощна€ фигура.

- «√одовщина революции» подсказывает киноведам о будущем стиле ¬ертова? “о, что сейчас разбирают в киноинститутах всего мира.

– “е, кто знаком с поздним ¬ертовым, конечно, могут разгл€деть какие-то параллели. Ќо надо понимать, что ¬ертов не снимал этот фильм. ќн его монтировал. ќн был режиссЄром-монтажЄром. ќн собирал из мозаики большое полотно. ј дл€ художника очень важно щупать вещи руками. ќни вкладываютс€ в сознание. я бы сказал, что этот фильм повли€л на ¬ертова, а не он в него вложил свои теории. ¬ любом случае, ¬ертов был первым в мире, кто сделал такой фильм. ƒа ещЄ и такой огромный. –аньше считалось, что это первым сделала Ёсфирь Ўуб в 1927 году. ќказалось, что это сделал ¬ертов почти на 10 лет раньше.


кадр из фильма ƒзиги ¬ертова Ђ√одовщина –еволюцииї
кадр из фильма ƒзиги ¬ертова Ђ√одовщина –еволюцииї


-  ак вы оцениваете прокатный потенциал ленты? ќн будет продаватьс€?

–  лассика вечна. ≈сли он будет признан классикой, то он войдЄт во все университетские программы, и его купит любой университет. ≈го могут показывать и телеканалы, и кинофестивали.  ак только будет цифрова€ копи€ в свободном доступе, дальше контролировать свободное распространение будет просто невозможно.

-  то сегодн€ обладает правами на ленту?

– ¬есь материал фильма сегодн€ – Public Domain. ќбщественное досто€ние. Ќо есть мой монтаж. ¬ерси€, которую сделал € со всеми моими возможными ошибками, – это мо€ авторска€ работа.

- » вы будете пытатьс€ на этом заработать?

–  омпенсировать вложенные усили€ было бы неплохо. ” мен€ есть вариант напечатать за свой счЄт тираж DVD и раздавать его на улице. Ќо не уверен, что это будет правильно. ≈сли мне скажут, что хот€т его купить после фестивал€ в јмстердаме, € буду счастлив. Ќазвать цифру € не смогу, не знаю. ¬сЄ будет зависеть от конъюнктуры, возможностей покупател€. «наете, как телевизионный редактор умеет усмир€ть аппетиты? —кажут, что куп€т по рублю минута. ј некоторые вообще не готовы даже бесплатно показывать.

- ƒопустим, завтра министр культуры ћединский скажет, что это общенациональное досто€ние, и возьмЄт дальнейшее использование фильма под свой контроль?

– Ёто невозможно сделать. ѕусть он и министр, но в данном случае он никто. ” него нет на это прав.

- ¬ы, наверное, не в курсе, что он прокат нового кино уже в ручном режиме контролирует.

– Ќе контролирует. ѕытаетс€ регулировать, € бы сказал. Ќо он не может сказать частной компании, как ей тратить свои деньги. Ќет такой компетенции у него.

- ¬ы удивитесь, если власти попытаютс€ каким-то образом пристроитьс€ к этой истории? Ќе будете против?

– ≈сли они хот€ бы мен€ поглад€т по головке, дадут почетную грамоту, напечатанную на пожелтевшем картоне, с профилем —талина и “роцкого, то € не буду против.

- Ёто же шутка, да? я на вс€кий случай.

– Ќу да. Ќо грамота со —талиным и “роцким – это было бы здорово. я таких не видел еще.

- ѕодождите, еще напечатают.  ак можно сформулировать посыл фильма. Ёто романтическа€ сказка? Ёто пропаганда? Ёто романтическа€ пропаганда?

– Ќичего романтического здесь € не усматриваю, кроме, может быть, эйфории на лицах людей после революции, на улицах ѕетрограда и ћосквы. “ам море абсолютно счастливых людей, все улыбаютс€. я такое наблюдал только в августе 1991 года, когда народ вышел на улицы, ловили и бросали в воздух милиционеров. ј мо€ коллега сказала, что она такое видела только в мае 1945 года. Ёто момент народной эйфории. Ќикто же не понимал, что будет дальше.

Ќиколай Ќелюбин,
специально дл€ «‘онтанки.ру»


© ‘онтанка.–у

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

Ќаписать новость

‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

Ќе забудьте указать свои контакты

я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
¬ведите цифры с изображени€: