ќт пылесоса до электромобил€. »з какого сора рождаетс€ премиум

30.11.2018 10:30
 адр из видео в YouTube  адр из видео в YouTube
Ѕританский производитель пылесосов, фенов и домашних вентил€торов Dyson объ€вил, что намерен вз€тьс€ за электромобили.

¬ыпуск машин, скорее всего, будет налажен в —ингапуре, там же, где собираютс€ пылесосы. Ётот факт можно было бы счесть курьЄзом или прихотью удачливого бизнесмена, если бы он не указывал на поистине тектонические сдвиги, которые происход€т в автомобильной индустрии пр€мо на наших глазах.

 то во всем виноват

Faraday Future, Lucid Motors, Link&Co, SF Motors — веро€тно, вы слышали эти имена и еще услышите. ј может быть, они канут в историю, оставшись таким же анекдотом, как и «автомобили от изготовител€ пылесосов».

“от же Volkswagen когда-то был зеленым новичком на рынке, где уже царили Mercedes, Ford и Rеnault. ѕотом по€вились странные €понцы, которые начали с копировани€ американцев. «—тарожилы» тогда не почувствовали угрозы, ведь поначалу дешевые €понские микролитражки не отличались ни качеством, ни оригинальностью и особой попул€рностью не пользовались. «атем на рынок вышел южнокорейский Hyindai, который начал с того, что пригласил британцев и италь€нцев в качестве инженеров и дизайнеров дл€ своих автомобилей. ≈вропейцы с недоумением смотрели на эти машины, созданные под девизом «все то же, что у других, но только дешевле».

“еперь Toyota – крупнейший автопроизводитель в мире как по количеству автомобилей в штуках, так и по рыночной стоимости компании в миллиардах долларов. Hyindai стоит на третьем месте по объему производства, правда, в миллиардах долларов сильно дешевле.

—егодн€ же, как известно, во всем виноват »лон ћаск. —амопиарщик, выскочка, дилетант, без п€ти минут банкрот — кем только не считают его боссы «взрослых» концернов. Ёто под его руководством Tesla буквально взорвала автомобильную индустрию и за какие-то 15 лет проделала путь от маленького стартапа до четвертой по стоимости компании в автопроме, и теперь она стоит дороже BMW, Nissan, GM, Ford и FiatChrysler. ѕри этом у Tesla всего три модели и сто тыс€ч машин в год (за 2017 год) против миллионных тиражей и дес€тков моделей у «взрослых».

ћаск вз€л рынок штурмом не столько за счет массового выпуска уникального электрического автомобил€ премиум-класса, способного подвинуть на плотном рынке своих бензиновых соперников. ћаск услышал совет —тива ƒжобса — по примеру Apple он создал собственную экосистему и эффективно распростран€ет ее по всему миру.

» вот еще что. ћаск сделал то, что никогда не сделал бы ƒжобс. ¬ 2014 году он объ€вил, что отныне все патенты Tesla станов€тс€ абсолютно бесплатными дл€ всех, кто пожелает производить электрокары. Ётот рискованный шаг впоследствии вызвал гнев самого ”оррена Ѕаффета, крупнейшего в мире инвестора, и забавную заочную перепалку двух известнейших бизнесменов јмерики, котора€ чуть не привела ћаска в кондитерский бизнес.

ѕример Tesla оказалс€ заразителен, тем более что ћаск открыл почти все козыри — бери бесплатно и делай. ќднако в случае с Tesla, похоже, повтор€етс€ истори€ iPhone: все технологии были известны и до того, но только соединившись вместе, они дали продукт нового качества. » изменили рынок навсегда, заставив конкурентов соревноватьс€ в выпуске очередных «убийц iPhone». “ак же и теперь: кто бы ни бралс€ за выпуск электромобил€, он просто вынужден конкурировать именно с Tesla, а не с тем же Nissan Leaf.

ѕ€ть стадий прин€ти€ неизбежности перехода на электричество

–еакци€ «взрослого» автопрома на по€вление первого серийного электромобил€, не только способного на равных конкурировать с бензиновыми собрать€ми, а во многом и превосход€щего их, схожа с п€тью стади€ми прин€ти€ неизбежного, по доктору Ёлизабет  облер-–осс. ¬се по классике: отрицание, гнев, торг, депресси€ и прин€тие.

Ќа самом деле изменени€ давно назревали, и катализатором стал пресловутый дизельгейт. Ќачавшись в јмерике, скандал обухом ударил по всей автопромышленности, а не только по немецкой. ѕравда, похоже, именно он спас самодовольных германцев от вполне реального краха. ѕо мнению экспертов Der Spiegel, классический автопром, и в первую очередь немецкий, закостенел, стал слишком самоуверенным и авторитарным и плохо воспринимал инновации. ѕод подозрени€ и проверки попали не только сам Volkswagen и его бренды Audi и Porsche, но также Mercedes, BMW и даже «американцы», в первую очередь Ford. ƒизельгейт спровоцировал перетр€ску всей автоиндустрии, что, несомненно, пойдет ей на пользу.

—кандал с фальсификацией экологических тестов заставил коренным образом пересмотреть процедуру тестировани€ автомобилей, ввести новую систему тестировани€ Worldwide Harmonised Light Vehicle Test Procedure (WLTP), в том числе в реальных услови€х, и так ужесточить экологические нормы, что это может привести к полному исчезновению сначала дизелей, а затем и вообще двигателей внутреннего сгорани€ (ƒ¬—). ≈вросоюз, суд€ по всему, в ближайшее врем€ примет очень жесткую программу сокращени€ вредных выбросов на 45 процентов к 2035 году, с перспективой полного запрета ƒ¬— к 2040 году. Ёксперты из Ќемецкого центра авиации и космонавтики (DLR) считают, что и этого недостаточно. „тобы выполнить хот€ бы услови€ ѕарижского соглашени€ по климату 2015 года и удержать температуру на нашей планете в предусмотренных этим соглашением рамках, необходимо не позднее 2028 года полностью прекратить продажи не только бензиновых и дизельных, но даже гибридных автомобилей, говоритс€ в докладе DLR.

¬ —Ўј экологические нормы пока не такие жесткие позиции не перешли, да и президент “рамп, не вер€щий в ѕарижские соглашени€, вроде как вот-вот изменит их в сторону послаблени€. “ак сказать, в рамках борьбы с наследием Ѕарака ќбамы. ќднако американска€ общественность все больше «голосует рублем», то есть долларом — и Tesla Model 3 сейчас продаетс€ лучше, чем четыре еЄ основных конкурента вместе вз€тые.

¬етер дует с востока

¬ы вр€д ли что-то знаете об автомобиле BAIC EC3. ј между тем это на данный момент самый продаваемый электромобиль в мире. ¬ыпускаетс€ он на заводах Beijing Automotive Industry Holding Co и реализуетс€ только на внутреннем рынке в  итае, а по продажам обогнал давнего лидера среди электромобилей Nissan Leaf. Ќо это не значит, что китайский автобизнес интересуетс€ только собственным рынком, пусть и самым большим в мире.

ѕрошли те времена, когда автомобили из ѕоднебесной считались массовым ширпотребом сомнительного качества, не набирающим на тестах по безопасности ни одной звезды. —егодн€ китайский автопром всеми правдами (совместные разработки, совместное производство, пр€ма€ покупка брендов и технологий) и неправдами (нахальным копированием) пробиваетс€ все выше и выше. “ак, китайцы купили «легковое» отделение Volvo и теперь на базе шведских разработок создают собственный премиум-бренд, ориентированный в первую очередь на ≈вропу — Link &Co. Ѕывший Saab, ныне также принадлежащий китайцам, обещает выпускать только электрические автомобили на базе Saab 9-3. ќснователь Tesla ћартин Ёберхард разрабатывает электромобили дл€ калифорнийской компании SF Motors, принадлежащей Socon Industry Group из города „унцин. Ёто лишь несколько проектов, и только в премиум-сегменте. Ќа массовом рынке возрастающее присутствие автопрома из ѕоднебесной еще более заметно.

ќднако не китайские бренды произвели сенсацию на последнем ѕарижском автосалоне. —юрпризом дл€ публики оказались премиальные седан и кроссовер вьетнамской марки Vinfast, собирающейс€ активно выходить на мировые рынки, в первую очередь в —тарый —вет. ѕомощь в создании машин вьетнамцам оказала ни много ни мало сама BMW, так что амбиции у восточноазиатского автопрома, видимо, серьезные. Ѕолее того, в ѕариже было за€влено, что в производственной программе Vinfast запланирован выпуск и электромобилей, и электроскутеров.

Ќе хот€т оставатьс€ в стороне и другие восточные страны. “аких же сюрпризов, какой преподнесли в ѕариже вьетнамцы, можно ждать и от »ндии, и от »рана. “ак было уже не раз: новые продукты и новые технологии порождают новых лидеров индустрии. Ќапример, традиционное доминирование Nokia и Ericsson быстро подорвали не только Apple, но и Samsung c LG, за которыми последовали HTC и так далее. “о же произошло и на рынке фотоаппаратуры, где с внедрением «цифры» утратили «двуполию» Nikon и Canon, уступив значительную часть рынка Sony, Parasonic и тому же Samsung.

“акова логика инноваций. ѕока гиганты вроде VW, BMW или GM размышл€ют, сколько они будут производить электромобилей к 2025 году, пока неторопливо ворочаетс€ их бюрократическа€ машина, составл€юща€ «стратегические планы», место на пока еще не очень заполненном рынке могут зан€ть новички-стартаперы, путь которым пр€мо указал «выскочка» »лон ћаск. » возможно, уже через несколько лет ваш сосед по лестничной площадке перес€дет на электрокар от вентил€торного завода Dyson.

ћатвей ÷иклистов,
«‘онтанка.ру»

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: