ѕолный дизель: Ћенинградский электромашиностроительный признан банкротом. »мпортозамещение не пошло

24.12.2018 13:25
ѕолный дизель: Ћенинградский электромашиностроительный признан банкротом. »мпортозамещение не пошло кадр из видео//YouTube/ онцерн –усэлпром
Ћенинградский электромашиностроительный завод объ€влен банкротом. √оловное предпри€тие концерна "–усэлпром" обещало наладить производство "первых русских дизель-генераторов", однако сроки исполнени€ заказов срываютс€, а клиенты предпочитают зарубежные аналоги. ” завода - минимум полмиллиарда рублей долгов.

Ќаучно-производственное объединение "Ћенинградский электромашиностроительный завод" с 1933 года занималось производством электродвигателей и генераторов, которые поставл€лись на электростанции, металлургические, химические, автозаводы, заводы стройматериалов, в том числе за границу. — 2003 года Ќѕќ ЋЁ« входит в состав возникшего в 1990-х на базе ћинэлектропрома концерна "–усэлпром". ¬ концерне ЋЁ« называют флагманским предпри€тием, так как петербургский завод отвечает за производство крупных образцов номенклатуры холдинга Ц электродвигателей и генераторов мощностью от 100 к¬т и выше. 

ƒолги плюс кредиты минус прибыль

ќколо восьми лет назад у ЋЁ« начались проблемы. »з-за долгов по кредитам перед јльфа-банком в 2010 году московский арбитраж ввел процедуру наблюдени€ в головном ќќќ "–усэлпром". ќбща€ задолженность концерна перед кредиторами тогда составл€ла около 800 млн рублей, а дебиторска€ оценивалась в 1 млрд. ¬ 2012 году стало известно, что на ЋЁ« тоже введена процедура наблюдени€. 

¬ том же году было создано новое юрлицо, ќќќ "Ќаучно-производственное объединение "Ћенинградский электромашиностроительный завод". 

 онцерн "–усэлпром" входит в группу компаний "–ќЁЋ" московского бизнесмена ¬ладимира ƒорохина. «а 2017 год компании концерна показали выручку более чем в 12,4 млрд рублей. 

¬ 2015 году финансовые показатели Ќѕќ ЋЁ« пошли было в гору. ¬ 2016-2017 годах выручка совокупно составила почти 2 млрд рублей. ќднако прибыль при этом падала, по итогам 2017 года был зафиксирован убыток свыше 200 млн рублей. 

¬ сент€бре прошлого года јрбитражный суд —анкт-ѕетербурга и Ћенобласти возбудил дело о банкротстве ќќќ "Ќѕќ ЋЁ«" по за€влению московского аутсорсингового агентства, ќќќ "¬оркфорс". јгентство пыталось взыскать с петербургского завода 138 млн рублей, как по€снили в "¬оркфорс" Ц "за полный комплекс услуг по предоставлению рабочего персонала". ¬ качестве третьего лица к иску присоединилась налогова€ инспекци€ по ¬ыборгскому району. 

¬ марте 2018 года в арбитраж обратилось одно из дочерних ќќќ материнского концерна, "–усэлпром-–есурс", требу€ взыскать с ќќќ "Ќѕќ ЋЁ«" 40,7 млн рублей в счет одного из договоров поставки. 

¬ апреле из объ€влени€ временного управл€ющего ЋЁ« стало известно, что у завода имеютс€ долги по зарплате перед рабочими, а часть из них уволилась, не дожида€сь выплаты всех долгов. 

15 окт€бр€ 2018 года ќќќ "¬оркфорс", опира€сь на решение собрани€ кредиторов, потребовало от суда ввести на ЋЁ« внешнее управление. ¬ "¬оркфорс" считают, что у ЋЁ« нет ликвидного имущества и иных активов, поэтому внешнее управление поможет продолжать заводу работать, привлека€ заказы, и расплачиватьс€ по долгам. 

¬ременный управл€ющий »горь  узьмин на суде возразил против введени€ внешнего управлени€, поскольку "дл€ сохранени€ хоз€йственной де€тельности должника отсутствуют экономические и финансовые предпосылки". 

¬ итоге 3 декабр€ арбитражный суд постановил признать ќќќ "Ќѕќ ЋЁ«" банкротом и открыть в отношении его имущества конкурсное производство. ¬нешнее управление суд вводить отказалс€, ссыла€сь на "отсутствие оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена". ѕроцедура конкурсного производства должна закончитьс€ в мае 2019 года. —тороны решение до сих пор не оспорили. 

Ћокализаци€ импортозамещени€

Ќа Ћенинградском электромашиностроительном говорить о долгах, кредиторах и нынешнем положении дел не хот€т. ¬ приемной управл€ющего директора ћаксима  ожина "‘онтанке" посоветовали о будущем петербургского предпри€ти€ разговаривать с руководством концерна "–усэлпром". 

¬ концерне увер€ют, что осознают серьезность положени€ Ќѕќ ЋЁ«.  "Ќадеюсь, нам все же удастс€ заключить мировое соглашение со всеми кредиторами", Ц говорит директор по маркетингу "–усэлпрома" –одион —урков. 

¬ будущем году, увер€ет директор, ЋЁ« будет загружен контрактами, в том числе госзаказами Ц на оборудование дл€ судостроени€. 

«а 2018 год в системе "—ѕј– -»нтерфакс" у ЋЁ— значитс€ единственный заказ Ц на гидростатическую опрессовку и запечку изол€ции шин дл€ петербургского јќ "Ќииэфа" объемом всего 12,3 млн рублей.

”частники петербургского рынка говор€т, что концерн "–усэлпром" известен своим жестким подходом к распределению доходов предпри€тий и амбициозными планами импортозамещени€. 

¬ 2015 году, рассказывают в одной из компаний, производ€щих подстанции дл€ ветр€ной и солнечной энергетики, представители "–усэлпрома" обещали создать "первый русский дизель-генератор". 

—ейчас дизельные моторы большой мощности собирают три российских завода, из них один на ”рале, второй в  оломне, а третий Ц петербургска€ "«везда". ¬ основном дл€ кораблей, в том числе военных. √енераторы дл€ создани€ из моторов полноценной дизель-генераторной установки в –оссии не делают. "–аньше на российские военные суда ставили продукцию германской MTU Friedrichshafen GmbH, Ц вспоминает собеседник "‘онтанки", Ц но из-за санкций перестали. Ќикто не решалс€ их импортозаместить, а "–усэлпром" вышел и сказал: есть така€ парти€!" 

"ƒол€ оборудовани€ российских производителей составл€ет до 10% от общего объема приводов в судостроительной индустрии, Ц говорил директор по маркетингу "–усэлпрома" –одион —урков в 2015 году. Ц ќдна из причин: основна€ масса потребителей просто не знает о существующих в стране производител€х и уровне их качестваї.

ћинпромторг официально поддержал "–усэлпром", концерн стал резидентом "—колково". ѕри поддержке чиновников предложил свою продукцию ћорфлоту и –осатомфлоту. 

ѕри этом концерн позвал иностранных производителей дизель-генераторов работать совместно. 

"≈сли используетс€ наш генератор или двигатель, и его дол€ в общей стоимости агрегата более 30%, этого достаточно, чтобы назвать продукт локализованным. “ака€ продукци€ предлагаетс€ под совместными брендами", Ц объ€сн€л исполнительный директор "–усэлпрома" —танислав ўербаков.

¬етеран с титановыми подковами

ќднако импортозамещение и локализаци€ не пошли гладко. ¬ 2017 году вход€щий в ќбъединенную судостроительную корпорацию ¬ыборгский судостроительный завод потребовал через суд у "–усэлпрома" 108 млн рублей за задержку поставки главных двигателей на два ледокола дл€ "√азпром нефти". ƒвигатели были собраны на основе дизел€ финской Wartsila и стоили около 1,4 млрд рублей. 

—удостроители говорили, что собирались заказать двигатели напр€мую у финнов, однако ќ—  насто€ла на импортозамещении. ¬ итоге первый двигатель поступил на шесть, второй на восемь мес€цев позже обещанного, говоритс€ в материалах суда. 

¬ 2018 году аналогична€ ситуаци€ произошла с круизным лайнером вход€щего в ќ—  астраханского ќјќ "—удостроительный завод "Ћотос". ѕроект предполагал двигатель Wartsila, однако "–усэлпром" не смог договоритьс€ с финнами, и поставщиком стала €понска€ Yanmar Holdings Co (оценочна€ стоимость 800 млн рублей). »з-за этого пришлось мен€ть проект всего лайнера. «адержка срока сдачи, говор€т в ќ— , в итоге составит дев€ть мес€цев. 

"ћы пару лет назад собирались заказать электропривод, и нам предложил свои услуги "–усэлпром", предлага€ учесть стоимость импортозамещени€, Ц говор€т в петербургской компании, производ€щей оборудование дл€ подстанций. Ц ¬ итоге мы отказались, потому что предложение ќќќ "—именс-электропривод" оказалось выгоднее по деньгам". 

—удостроители предполагают, что в случае с ЋЁ«, когда сумма долгов превышает объем заказов, банкротство может просто привести к созданию очередного нового юрлица. ѕечальнее, что ЋЁ« из-за посто€нных проблем с деньгами тер€ет кадры. ”частники рынка электронного машиностроени€ говор€т: многие инженеры, работавшие на ЋЁ«, €кобы за последние дес€ть лет помен€ли место работы. 

"—ейчас завод собирает генераторы на железе асинхронного двигател€, примен€€ старые советские решени€. Ёто путь к дальнейшей потере конкурентоспособности, Ц увер€ет технический директор одной из небольших петербургских компаний, производ€щих электрогенераторы. Ц Ёто как, знаете, пытатьс€ надевать на гужевую повозку титановые подковы и кевларовый обтекатель, говор€, что получилась Tesla". 

»ван „ерных, Ђ‘онтанка.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€