√адание на бензиновой гуще. «ачем Ђ√азпромї собираетс€ реанимировать в ѕетербурге фьючерсные торги на бензин

26.12.2018 16:19
√адание на бензиновой гуще. «ачем Ђ√азпромї собираетс€ реанимировать в ѕетербурге фьючерсные торги на бензин Klaus Ohlenschlger/DPA/TASS
Ђ√азпром межрегионгазї в следующем году начнет торговать на петербургской бирже срочными контрактами на ј»-95 и дизтопливо. ѕока попул€рность топливных фьючерсов крайне низка, покупатели "в них не вер€т". Ќо эти инструменты должны сбалансировать торги на бирже и предотвратить резкие колебани€ цен на топливо.

Ќе секрет, что на бирже твор€тс€ совершенно непон€тные обычному человеку вещи.   примеру, в последний день торгов 24 декабр€ бензин ј»-95 неожиданно оказалс€ дешевле, чем ј»-92. Ёто положение дел будет зафиксировано все новогодние праздники, до первых торгов 9 €нвар€. ƒл€ обывател€ Ч это дурдом, но специалисты не вид€т никакого форс-мажора и прос€т не паниковать. Ќо даже бывалые люди признают, что в нынешнем виде торги бензином  непредсказуемы, и им надо бы добавить стабильности. »менно об этом -  непон€тна€ дл€ большинства читателей Ђ‘онтанкиї новость о том, что Ђ√азпром межрегионгазї планирует со следующего года реанимировать торговлю фьючерсами на ј»-95 и дизтопливо.

—о следующего года на ѕетербургской бирже поставщики топлива обещают резко нарастить торговлю фьючерсами на самые попул€рные в ѕетербурге бензин ј»-95 и дизтопливо. ¬опрос назрел, хот€ пока владельцы ј«— не вер€т в такие торги, а корпоративные закупки даже крупных фирм, не говор€ о малом бизнесе, идут в обход биржи. ≈сли система фьючерсов реально заработает, это позволит бизнесменам и простым горожанам хоть как-то понимать, что происходит с ценами на бензин и сколько он будет стоить. ѕо крайней мере, через три мес€ца.

—труктуры Ђ√азпром межрегионгазаї, сбытовой Ђдочкиї ѕјќ Ђ√азпромї (перерабатывает на своих заводах около 12 млн тонн нефти в год), сообщили о планах по увеличению в следующем году продаж нефтепродуктов на срочном рынке на —анкт-ѕетербургской международной товарно-сырьевой бирже (—ѕбћ“—Ѕ). ‘ьючерсы на бензин до сих пор были одним из самых непопул€рных у трейдеров инструментов. ¬ Ђћежрегионгазеї подготовили план развити€ этого сегмента рынка и обещают, что уже в следующем году он станет интересен не только дл€ спекул€нтов, но и дл€ конечных потребителей.

ѕродукт, который готовит Ђ√азпром межрегионгазї, представл€ет собой об€зательство поставки топлива в определенный срок с конкретного завода. ѕока речь идет лишь о трехмес€чных контрактах. ѕричем этот инструмент предполагает и прозрачное ценообразование на транспортировку до конечного потребител€. јналогичный принцип с лета уже работает дл€ ј»-92 и сжиженного углеводородного газа. ѕо ним ведутс€ фьючерсные торги и совершаютс€ сделки, хот€ и в небольшом объеме.

Ђѕервые торги фьючерсом на бензин ј»-92 показывают, что не все участники рынка были готовы к использованию поставочных срочных контрактовї, Ц отмечают в Ђћежрегионгазеї. Ќо сейчас многие проблемы уже решены, и в компании отмечают, что на срочном рынке одним из самых ликвидных продуктов стал  фьючерсный контракт на бензин ј»-92 с базовой точкой ценообразовани€ на станции јллагуват (Ѕашкири€).

√овор€ о планах на 2019 год, в Ђ√азпром межрегионгазеї признают, что если с ј»-95 все будет достаточно пон€тно, то запуск фьючерсов по дизтопливу еще требует подготовительной работы.

ЂЌепосредственно при выходе нового фьючерса на ј»-95 мы не ожидаем большого объема поставок, главной задачей в насто€щее врем€ €вл€етс€ запуск котировки и последующее подключение к торгам других поставщиков, Ц объ€сн€ют в компании. Ц ƒизельное топливо Ц продукт более сложный, чем бензины. Ќа рынке представлено много его марок, и нет единого биржевого товара, который можно было бы по концепции нового фьючерсного контракта отгружать с любого завода –‘. ћы с биржей рассматриваем разные варианты запуска фьючерсных торгов дизтопливом, однако о результатах говорить пока преждевременної. 

Ћикбез

“орги фьючерсами  на —ѕбћ“—Ѕ ведутс€ в основном в т. н. котировочном режиме. ≈сли коротко, то реальных сделок почти не происходит, и никто не готов платить сейчас за то, чтобы получить вагон бензина через три мес€ца.

Ђѕо фьючерсам нет торгов потому, что нет спроса, Ц объ€сн€ет Ћеонид „урилов, первый заместитель гендиректора Ђѕетербургской топливной компанииї. Ц ѕричина Ч в высоких ценовых рискахї. Ќо он признает, что смысл во фьючерсах есть. Ђ≈сли купить фьючерс на бензин сейчас, то точно не прогоришь Ч почти неверо€тно, чтобы топливо к весне подешевело, Ц рассуждает эксперт. Ц Ќо вот те, кто рискнул и купил фьючерсы три мес€ца назад, сейчас сильно попалиї.

≈сли объ€сн€ть с цифрами, то с середины окт€бр€ котировки на —ѕбћ“—Ѕ неуклонно падают. ≈сли 18 окт€бр€ (осенний пик цен) ј»-92 стоил 50,6 тыс. рублей за тонну, то 24 декабр€ Ч всего 38,7 тыс. рублей. ѕри этом котировки на фьючерсные поставки в декабре на ј»-92 18 окт€бр€  составл€ли 47,4 тыс. рублей за тонну. “о есть те, кто вз€л тогда фьючерс, а не дождалс€ сегодн€шней цены, переплатили больше 18%. Ќо хороша€ (в кавычках) новость в том, что фьючерсный рынок нефтепродуктами у нас практически не работает, и, суд€ по данным  —ѕбћ“—Ѕ, никаких сделок на фьючерсы со сроком исполнени€ в декабре 18 окт€бр€ не было.

 уда лучше развит спотовый рынок Ч с немедленными поставками.   примеру, 24 декабр€ объем торгов на —ѕбћ“—Ѕ составил около 800 сделок на 3,8 млрд рублей. ќднако именно он этим летом добавил немало седых волос не только профессиональным трейдерам, но и вообще всем. ≈жедневные скачки цен привели к полному хаосу на рынке нефтепродуктов.   примеру, 24 декабр€, в последний в этом году день торгов, итогова€ цена на ј»-95 оказалась ниже, чем на ј»-92, Ц 38 684 рубл€ за тонну против 38 742 рублей. 

Ёксперты объ€сн€ют, что с их точки зрени€ ничего страшного в этом нет Ч просто спрос на ј»-92 оказалс€ выше, и сделки закрывались именно по такой цене. Ќо, разумеетс€, обычному петербуржцу, разгл€дывающему цены на ј«—, такой логики не пон€ть.

Ђ–азвитие фьючерсного рынка задаст ориентиры и сбалансирует в целом вопросы ценообразовани€ нефтепродуктов, позволит сгладить колебани€, в том числе и на спотовом рынкеї, Ц говорит »ль€ ћороз, гендиректор јќ Ђ—олид Ц товарные рынкиї, крупнейшего брокера на —ѕбћ“—Ѕ. 

ќн считает, что инструменты, которые предлагает Ђ√азпром межрегионгазї Ц очень хороши, и опира€сь на эту практику, можно будет говорить о серьезном развитии рынка нефтепродуктов в целом, и тогда российский товарный рынок, в том числе его топливный сегмент, придет к цивилизованному формату работы. ЂЅудет здорово, если и другие нефт€ные компании пойдут по этому путиї, Ц надеетс€ »ль€ ћороз. ѕравда, пока ни Ђ–оснефтьї, ни Ђ√азпром нефтьї на вопрос Ђ‘онтанкиї о планах работы на срочном рынке нефтепродуктов не ответили. 

Ќе дл€ всех

“орги фьючерсами на бирже по праву относ€тс€ к специальной области знаний, разбиратьс€ в которой необходимо лишь очень ограниченному кругу людей. Ќо в последнее врем€ слишком многое в нашей жизни стало зависеть от цен на нефть. », возможно, поинтересоватьс€ этой темой в ближайшее врем€ окажетс€ полезным дл€ многих предпринимателей, которые раньше перекладывали заботу о биржевых котировках на своих поставщиков топлива.

Ђћы пока только присматриваемс€ к поставочным фьючерсам. ≈сть люди, что на свой страх и риск уже купили их, и мы смотрим, как это будет работатьї, Ц говорит топ-менеджер брокерской фирмы из топ-10 игроков —ѕбћ“—Ѕ. ѕо его словам, с точки зрени€ потребителей фьючерсы будут особенно востребованы на сезонных рынках. ¬ обычное же врем€ ими должны заинтересоватьс€ спекул€нты, которые обеспечивают приемлемый уровень ликвидности на бирже. 

¬месте с тем Ћеонид „урилов указывает на Ђсыростьї этого инструмента.   примеру, не до конца про€сненными остаютс€ некоторые вопросы налогообложени€.   тому же работа на срочном рынке об€зательно требует хеджировани€, а значит, расходы будут выше обычного.

≈вгени€ √лумина, брокер компании ЂЅрокеройлї, говорит, что трейдеры пока не вер€т в эти новые инструменты. —лишком много в них не про€сненных технических моментов. ЂЁто не тот товарный рынок, к которому все привыкли, Ц объ€сн€ет она. Ц Ќо если это заработает, это будет интересно конечным потребител€м, повли€ет на сглаживание ценї. ¬ последние два года, говорит эксперт, на рынке нефтепродуктов сотворилось что-то необъ€снимое дл€ специалистов и уже назрел какой-то инструмент балансировки. ѕравда, дл€ того чтобы это случилось, нужно врем€ и серьезный рост ликвидности, то есть чтобы в новый инструмент поверили и продавцы, и покупатели, и спекул€нты. ≈сли хот€ бы 50-70 тыс. тонн будет проходить через биржу ежедневно, это уже позволит считать фьючерс серьезным фактором ценообразовани€.

—ам себе биржа

Ќа бытовом уровне одним из самых показательных примеров зависимости нашей жизни от нефт€ной биржи стал резкий рост цен на бензин в этом году. ќни подскочили до неприличного еще в начале 2018-го уровн€. Ќо те, кто серьезно погружен в вопросы нефт€ного ценообразовани€, еще ранней весной говорили, что летом будет резкий рост, и даже называли ценовые ориентиры, которые оказались очень близки к реальности. —амым трудным было преодолеть психологически важные отметки на стелах ј«—, а дальше все пошло по накатанному: если еще в €нваре 40 рублей за литр ј»-95 было чем-то вызывающим, то теперь чиновники заказывают на следующий год бензин и по 60 рублей.

»менно заказы госструктур, имеющих ограниченный и фиксированный бюджет на год, можно считать иллюстрацией того, как должен работать срочный рынок нефтепродуктов. –аз бензин все равно нужен, то не важно, сколько он стоит, главное, чтобы он точно был в марте, в июне и в конце следующего года. ѕоставщики, понима€ необходимые потребителю обороты, сами рассчитывают свою маржу, которую они должны получить вне зависимости от колебаний цен. Ќа стыке жадности производител€ и прижимистости потребител€ и должна Ч согласно экономической теории Ч рождатьс€ справедлива€ цена.

—ам по себе спотовый рынок не хуже и не лучше фьючерсного. Ќо он фиксирует, скорее, сиюминутные потребности поставщиков и потребителей. ≈сли у теб€ крупный автопарк, приходитс€ закупать топливо буквально дл€ того, чтобы машины не встали. ≈сли ты трейдер, тебе надо покупать, чтобы не сорвать поставки клиентам, которые и так нервничают из-за скачков цен. ‘ьючерсы же Ч это именно что финансовый инструмент. ќн позвол€ет более надежно планировать работу компании. ¬озможно, к сроку экспирации (исполнени€), через три мес€ца бензин и подорожает на 2-3% к уровню цены покупки, но с точки зрени€ работы крупной компании это не так важно, как ее бесперебойна€ работа.

ЂЌас это не интересует. ћы работаем с поставщиком, с ѕ“ , и что происходит на бирже, мы не смотрим, Ц объ€сн€ет исполнительный директор Ђј— “аксиї »ль€ ≈ршов. Ц ” нас цена не фиксированна€, а плавающа€, и небольшие объемы. ћинимальна€ парти€ на бирже Ч 60 тонн Ч дл€ нас просто гигантский объем, нам это не надої. Ёто очень пон€тное объ€снение дл€ подавл€ющего числа бизнесменов, которые оперируют даже не очень маленькими автопарками. Ќо то, что творилось с ценами на бензин весь 2018 год, возможно, заставит их поподробнее узнать о фьючерсах. ’от€ бы дл€ того, чтобы более предметно вести переговоры с поставщиками.

»ван „ерных, Ђ‘онтанка.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€