ЂЌа что мы размениваем музей блокадыї

26.12.2018 16:13
Ђ‘онтанка.руї опубликовала статью ¬ладимира ѕетровича яковлева Ђѕочему € против музе€ блокады на —мольной набережнойї. ѕервое, что бросилось в глаза при чтении этого текста, Ц это обилие фактических неточностей.

ѕеречислю только те, что относ€тс€ к моей компетенции как автора архитектурного проекта. ¬ладимир ѕетрович пишет о «бетонных кубах», хот€ на самом деле объемы не кубические и не бетонные, а каменные. »сторик недоумевает, «дл€ чего нужны п€ть этажей »нститута пам€ти», хот€ в проекте »нститут пам€ти занимает два этажа. ќн задаетс€ вопросом, «чем авторы хот€т наполнить п€тиэтажки» возвышающихс€ над холмом объемов, тогда как эти объемы возвышаютс€ над холмом всего на дес€ть метров. —троительство музе€, по яковлеву, обойдетс€ в 12 млрд рублей, в то врем€ как сметный расчет показывает вдвое меньшую цифру: 6 млрд рублей, из которых 4,5 млрд – строительство собственно здани€, 0,6 млрд рублей – благоустройство прилегающей территории и подводка инженерных сетей, 0,9 млрд рублей – создание экспозиции. ѕри этом 1,4 млрд рублей поступают из городского бюджета, остальное – из федерального.

я не буду гадать, передергивание ли это фактов или просто небрежность автора, который оппонирует проекту, не удосужившись с ним ознакомитьс€. ѕотому что не это главное, главное – негативный пафос статьи, зримо перевешивающий конструктивные предложени€.

¬роде бы ¬. ѕ. яковлев ратует за «возвращение блокадной пам€ти ее родового места», за развитие музе€ в —ол€ном городке. — этим трудно не согласитьс€ и, возможно, это был бы идеальный вариант. Ќо только не надо умалчивать о том, что реализаци€ этого плана будет стоить минимум 15 млрд рублей с учетом реставрации полуаварийного пам€тника, а также передислокации военных и строительства дл€ них нового здани€.  ак эксперт € оцениваю продолжительность реализации проекта в —ол€ном городке в дес€ть лет. Ѕоюсь, что многие из ныне здравствующих блокадников просто не доживут до открыти€ обновленного музе€. ј еще велик риск того, что проект зав€знет в организационных и финансовых сложност€х, как это нередко случаетс€ вопреки самым благим намерени€м. “огда нынешний музей в —ол€ном городке (с его площадью в 1000 квадратных метров) еще долго будет олицетвор€ть собой «областную судьбу» нашего города.

Ќа мой взгл€д, гражданска€ позици€ заключаетс€ именно в том, чтобы выбирать вариант, трезво осознава€ сопр€женные с ним риски. »сторика яковлева соображени€ о рисках не беспоко€т, потому что, как €вствует из его текста, у нас уже все есть: «у нас есть пам€ть обо всех местах боев, «архипелаг музеев», и попытки собрать все в одном, не блокадном месте, уничтожат пам€ть о блокаде. (…) Ѕлокадна€ пам€ть везде, должно быть так, а не в общей куче». Ёти утверждени€ настолько предвз€ты и бездоказательны, что € воздержусь от комментариев. Ћучше приведу еще цитаты, они говор€т сами за себ€: «ќбъ€влен сбор воспоминаний, это не впервые. ¬ 1990-е годы студенты »нститута культуры обходили блокадников и, вместе с музеем посмотрев тексты, деликатно вернули их авторам, посоветовав создавать домашние архивы, что и правильно».

¬ 1993-2000 годах ¬. ѕ. яковлев занимал в правительстве ѕетербурга пост министра культуры, значит, не без его ведома воспоминани€ блокадников «деликатно вернули авторам». ј теперь ответим себе на вопрос, почему мемориал ’олокоста яд ва-Ўем в »ерусалиме уже многие годы собирает по всему миру любые документальные свидетельства о жертвах катастрофы, а в ѕетербурге пожелтевшие исписанные вручную тетради наход€т на помойках после смерти их обладателей?  стати, яд ва-Ўем посещает 1 000 000 человек в год, музей в —ол€ном переулке – 40 тыс€ч, и это вместе с «программными» экскурси€ми. —проектированный нами музей рассчитан на 600-800 тыс€ч посещений в год, 2500 человек в день. Ёто ответ на вопрос яковлева о том, зачем нужны 15 тыс€ч (а на самом деле 8 тыс€ч) квадратных метров неэкспозиционных площадей – они необходимы дл€ создани€ качественной инфраструктуры приема посетителей.

≈ще одна цитата: «ѕоражает будущий культурно-образовательный центр: организаци€ курсов профессионального развити€ дл€ педагогов, разработка учебных программ… ¬ школьных и вузовских учебниках о блокаде – меньше страницы, – слишком страшно сочетание героизма и миллионов безвинных жертв.  ого же и как долго хот€т образовывать? —егодн€ достаточно было бы лектори€ в —ол€ном, дистанционного образовани€». ќсмелюсь спросить: так, может, культурно-образовательный центр и призван восполнить брешь в учебниках? »ли правильно адаптировать историю дл€ будущих граждан этой страны, оберега€ их от «страшного сочетани€ героизма и миллионов безвинных жертв»?

 ак сын блокадников и отец четверых детей € кровно заинтересован в создании полноценного комплекса, который будет аккумулировать, актуализировать, осмысливать и представл€ть пам€ть о блокаде. ћои родители – и отец, и мать – провели в осажденном городе все дев€тьсот дней. √олодали, тер€ли родных и близких, работали на победу, чудом выжили. ¬ апреле 1942 года мать, росла€ шестнадцатилетн€€ девушка, весила 30 килограммов. —егодн€ ей 92 года, она написала леден€щие душу воспоминани€ о жизни в блокадном Ћенинграде и мечтает дожить до открыти€ музе€. ѕусть не покажутс€ парадоксальными мои слова, но еще в большей степени, чем ветеранам, необходим этот музей подрастающему поколению. » нравитс€ нам это или нет, представление истории в этом музее должно учитывать особенности воспри€ти€ людей информационной эпохи. ј еще этот музей нужен всем тем, у кого, в отличие от ¬ладимира ѕетровича, нет семейных воспоминаний о блокаде, тем, кто о ней вообще ничего не знает. ќн нужен стране как зримое воплощение нашей коллективной пам€ти о страшной и героической странице истории, как исполнение нашего сыновнего долга перед всеми, кто погиб и кто выжил.

ќн нужен миру.  я убедилс€ в этом, когда после презентации проекта на ¬семирном фестивале архитектуры в јмстердаме, еще задолго до прин€ти€ решени€ Ѕольшим жюри конкурса, к нам стали подходить из зала, пожимать руки, поздравл€ть с прекрасным проектом. ” нас были очень серьезные конкуренты, но лучшим культурным проектом мира был признан наш ћузей блокады. Ётого никогда не произошло бы, если бы он напоминал мемориал в “анненберге – уж что-что, а историю мировой архитектуры международное жюри знает. Ќапротив, формулировка Ѕольшого жюри подчеркивала «оригинальность архитектурного решени€ и непохожесть ћузе€ блокады на другие музеи, притом что петербургский проект остаетс€ в типологии «музеев катастроф», продолжа€ ее новым образом». ’очу еще подчеркнуть, что в жюри WAF вход€т не только архитекторы, но и де€тели культуры, и потому ракурс профессиональной оценки проектов пополн€етс€ гуманитарной точкой зрени€. »ными словами, жюри смотрит на пространство музе€ глазами его будущих посетителей: удобно ли оно организовано, выразительно ли, интересно ли там будет человеку.  я горжусь победой в этом конкурсе – ее невозможно купить, выпросить или получить «по знакомству». ѕо сути, эта победа – первый шаг на пути к попул€ризации нового музе€ во всем мире, ведь публикации о проекте-победителе широко распростран€ютс€ международной прессой, и не только узкопрофессиональной. Ѕудет жаль, если это признание будет выброшено на ветер. ¬торого такого успеха может и не случитьс€.

Ќо вернемс€ к ¬. ѕ. яковлеву, который бьет проект наотмашь по всем составл€ющим – по местоположению, по архитектуре, по концепции музейной экспозиции. ѕри этом он апеллирует к авторитету ћихаила Ѕорисовича ѕиотровского: «только его (ѕиотровского) выступление на президентском —овете по культуре заставит, надеюсь, услышать и другую, историческую, музейную, а не только архитектурную точку зрени€». ƒл€ тех, кто не в курсе, сообщаю, что на президентском —овете по культуре ћ. Ѕ. ѕиотровский сказал следующее: «ћузей в —ол€ном городке – это цела€ больша€ часть нашей истории. ƒл€ того, чтобы он выжил р€дом с новым музеем, который строитс€ по прекрасному проекту, нужно всего лишь выкупить помещени€ у министерства обороны». ¬. ѕ. яковлев, напротив, предлагает «объединить все пам€тные места обороны и блокады в —анкт-ѕетербурге и Ћенобласти в один «ћузей обороны и блокады Ћенинграда» в системе министерства обороны».

ѕолучаетс€, что они с ѕиотровским придерживаютс€ противоположных точек зрени€.  ак же предлагает господин яковлев распор€дитьс€ вакантным местом в излучине Ќевы, местом, по своей градостроительной ценности эквивалентным стрелке ¬асильевского острова? ќн видит здесь некий «театрально-концертный центр». «амечу, во-первых, что ими наш город не обделен, и важность такого объекта дл€ социума не сопоставима с ћузеем обороны и блокады. ¬о-вторых, как подсказывает жизненный опыт, в случае коммерческого строительства гипотетический театрально-концертный центр легко может обернутьс€ очередным коммерческо-развлекательным комплексом картонной архитектуры и необъ€тных площадей.

ј может и так: место останетс€ пустым. ќб этом – высказывание ¬. ѕ. яковлева на пресс-конференции в «–осбалте» во врем€ прошедшего  ультурного форума: «» почему, собственно, люди, купившие дорогую недвижимость в «—мольном парке», должны наблюдать это (ћузей блокады) из окон своих квартир?» ƒл€ справки: ∆  «—мольный парк» – закрытый клубный квартал премиум-класса, квартиры в котором продавались по цене от 40 до 120 миллионов рублей. я не буду строить домыслов о том, почему господин яковлев так печетс€ об интересах обитателей элитного квартала. Ќо так уж получаетс€, что каждый оппонент строительства ћузе€ блокады на —мольной набережной вольно или невольно разменивает социальный и культурный проект на ничем не замутненный вид на Ќеву дл€ нескольких очень богатых людей.

Ќикита явейн, руководитель јрхитектурного бюро «—туди€ 44»

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
Ќаписать новость

‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

Ќе забудьте указать свои контакты

я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.