ћежду триппером и —ѕ»ƒом. Ђ–акова€ фоби€ї как примета нового времени

06.01.2019 13:15
ћежду триппером и —ѕ»ƒом. Ђ–акова€ фоби€ї как примета нового времени /pixabay.com/
ѕочему наши предки не страдали канцерофобией, вспыхнувшей недавно в ћоскве, где жильцы дома собирали подписи за выселение семей с больными раком детьми, приехавшими на лечение?

 ќ медицине прошлого и о том, почему эта истори€ была невозможна в начале XX века, «‘онтанка» поговорила с  доцентом ≈вропейского университета в —анкт-ѕетербурге ћарией ѕироговской.

–еклама как медкарта

ѕонос, непрерывные спазмы и нарушение потенции, суд€ по современной рекламе, атакуют несчастных росси€н, привод€ в состо€ние непрерывного стресса, которому были подвержены наши предки еще в начале прошлого века. —тара€ газета может рассказать о здоровье населени€ побольше медкарт. Ќасколько преуспела медицина в начале прошлого века?

— ѕопул€рным диагнозом в начале XX века было «нервное истощение», – объ€сн€ет ћари€ ѕироговска€. – Ѕолезни, св€занные с нервами, имели особый статус по сравнению с «повальными и прилипчивыми», то есть массовыми и заразными. —читалось, что они обусловлены наследственностью и телосложением, родом зан€тий и средой обитани€. ¬ первую очередь нервные немочи обнаруживались у горожан, которые, согласно распространенным представлени€м, расстраивали свою нервную систему из-за многочисленных забот и «скорости современной жизни». “о есть неврозы имели репутацию городскую и буржуазную (собственно, тогдашн€€ реклама в прессе средств от нервного истощени€ предполагает образованность и платежеспособность пациента). 

¬ конце XIX века врачи по всей ≈вропе (–оссийска€ импери€ не исключение) начинают пользоватьс€ репутаций экспертов в образованных сло€х населени€.  атализатором этого процесса становитс€ вера в прогресс и благо научного знани€. »менно поэтому большинство рекламных текстов разных снадобий подкрепл€лись ссылками на одобрение докторов. ¬от и реклама мыла «ƒа- оста» обещала не только белизну кожи рук, но и напирала на то, что этот продукт «употребл€етс€ многими врачами». »ндустри€ красоты того времени эксплуатировала привычный и нашему современнику миф о вечной красоте и молодости, будь то средство от угрей и морщин или снадобье дл€ роста волос. ”же маркетологи начала XX века умели манипулировать покупател€ми обоих полов. «∆енщин старит не врем€, а лень!» – обличали «промоутеры» крема «ѕат Ќиппон», сулившего русским дамам молодость и очарование €понских гейш, которые умеют быть таковыми «более 2500 лет». „то интересно, реклама «про€понского» крема опубликована в номерах «Ќового времени» после окончани€ русско-€понской войны. 

≈сли же уродитьс€ гейшей не случилось и крем не помог, сработать могли чудо-пилюли, корректировавшие другую стратегически важную часть тела – грудь. ѕилюли «ћарбор» обещали придать бюсту «соразмерную грациозность и полноту». ¬ газетах нередко публиковали рекламные объ€влени€ дл€ вступающих в брак. »м рекомендовали секретно (!) заказать книги, прочтение которых, видимо, обещало объ€снить неизведанное. ≈сли же изведать так и не получилось, коммерческие предложени€ дл€ «слабосильных» господ обещали решить деликатный вопрос, предлага€ эректор за 10 рублей. ƒорого по тем временам. 

ѕрогрессивные горожане могли приобрести книгу «Ёлектричество – путь к здоровью». Ёто дл€ лиц с неврастений, невралгией, ревматизмом, запорами, параличом и дл€ всех, кто чувствует, что «его здоровье ненормально».  нига высылалась бесплатно, чтобы убедить потенциального покупател€ в необходимости приобретени€ аппарата от перечисленных недугов. 

ѕопул€рна€ в –оссии газета «Ќовое врем€» была рассчитана на средний класс – людей состо€тельных. ѕотому в 1910-х ее полосы изобиловали рекламными объ€влени€ми чудо-снадобий и предлагали услуги врачей. √орожанин, изнуренный морфием и алкоголем, мог найти в газете адрес соответствующей клиники. “акже «Ќовое врем€» публиковало подробный бюллетень о состо€нии здоровь€ членов царской семьи, например рассказало об инфлюэнце (гриппе) у великого кн€з€ јлексе€ јлександровича. ќ недомогавших знаменитост€х вроде Ћьва “олстого в прессе тоже не забывали.

—ифилис как неизбежность 

«90% мужчин и женщин страдают триппером», – аршинным кеглем пугала реклама в «Ќовом времени, побужда€ читател€ купить книгу, из которой можно узнать необходимую информацию о недуге. √азеты пестрели объ€влени€ми врачей, специализирующихс€ на венерических заболевани€х, прежде всего на сифилисе и триппере (гонорее). Ётим болезн€ми болели много и лечились от них часто. 

— ќтношение к венерическим болезн€м, например к сифилису и трипперу, дифференцировалось в зависимости от способа заражени€, — по€сн€ет ћари€ ѕироговска€. — ћедики проводили границы между половым способом заражени€ (который ассоциировалс€ с городской распущенностью) и неполовым (которым, по укоренившемус€ мнению, сифилис распростран€лс€ в деревн€х — через материнское молоко, белье и общую посуду). —оответственно, в первом случае на больного возлагалась моральна€ ответственность, а во втором он — а еще чаще она (кресть€нка, муж которой был зан€т отхожим промыслом) — оказывалс€ жертвой необразованности и специфических социальных условий. 

∆елчного публициста ¬иктора Ѕуренина не любили. ќн от этого, видимо, страдал, потому отвечал обществу взаимностью, изрыга€ потоки ненависти в своих стать€х. ј не любил, пон€тно, он всех, особенно талантливых. ѕотому с большим усердием препарировал творчество известных поэтов и писателей.  онстантину Ѕальмонту, јлександру Ѕлоку, Ћеониду јндрееву, ¬алерию Ѕрюсову и другим он, критику€, щедро ставил диагнозы, использу€ медицинские термины. 

««дравый смысл и наука – лучшее средство дезинфекции умственной эпидемии», – писал он. “ворчество Ѕлока и Ѕальмонта Ѕуренин назвал «патологическим». ѕо мысли публициста, «новые течени€ в литературе проистекают от заразы сумасшестви€, подобной холерной заразе». ««араза эта в последние годы коснулась нашей литературы до такой степени, что многие "шедевры" писателей новой школы попросту следует считать психиатрическим бредом», – припечатывал публицист и добавл€л, что «люди науки, врачи и психиатры, разумеют дело в корне». ј доказать безумие писателей Ѕуренин предлагал, исследовав их тексты «с точки зрени€ грамматики и здравого смысла», что и сделал, заодно упом€нув некоего согласного с его умозаключени€ми врача. 

 

“уберкулез как социальный маркер

— Ќа рубеже XIX и XX веков болезни делились на группы: заразные и незаразные, массовые и индивидуальные. Ѕолезни приписывалась определенна€ социальна€ репутаци€ в зависимости от того, кто ею чаще всего заболевал, можно ли было этой болезнью заразитьс€ и какими лекарствами предлагалось ее лечить. ћассовые болезни вроде холеры или тифа ассоциировались в первую очередь с плохой санитарной обстановкой и считались болезн€ми низов. Ћюди, которые ими заболевали, часто не умели читать, не могли заплатить врачу или купить лекарство. ¬ этих случа€х врачи уповали на профилактику, постепенное образование масс и систему земской медицины, – говорит ћари€ ѕироговска€. 

¬ 1908 году в «Ќовом времени» напечатали статью секретар€ ќбщества русских врачей в ѕетербурге ѕетра “роицкого о санатории в “айцах. ∆анр, в котором выступил “роицкий, – открытое письмо, а по сути — вопль. «¬ 30 верстах от ѕетербурга есть санатори€ дл€ туберкулезных бедных жителей столицы, а в этой столице 1/6 всех смертей ежегодно падает на туберкулез», — писал он. » объ€сн€л, что вниманием общества санатори€ не обделена, «поскольку она одна только и доступна дл€ бедного человека: в ней 22 бесплатных места и сотни нуждающихс€ осаждают эти места». ѕлатные места в “айцах были гораздо ниже стоимости содержани€ больных. ѕо словам “роицкого, в 1907 году 77% поступивших в санаторию — жители ѕетербурга. ѕодавл€ющее большинство — люди бедные. ¬ тексте повтор€лось: никогда ни одно дело не развивалось без поддержки. «—толица только умеет посылать своих больных, но помощи от нее нет. Ѕлаготворительность в ѕетербурге развита. Ќо туберкулезные больные забыты. ѕочему в других государствах помощь туберкулезным больным так развита, а в ѕетербурге положительно некуда приткнутьс€ туберкулезному больному?» — возмущалс€ врач.

–еклама дач заполн€ла газетные полосы дореволюционных газет не случайно. Ќаселение страдало туберкулезом, правда, не вполне понимало серьезность проблемы. 

— ” туберкулеза, или чахотки, к началу XX века уже была сложивша€с€ культурна€ истори€, полна€ романтических сюжетов, – объ€снила ћари€ ѕироговска€. – Ќо в последние дес€тилети€ XIX века бактериологи€ изменила статус туберкулеза. »з болезни романтической и наследственной, но не считавшейс€ опасной дл€ окружающих, туберкулез перешел в разр€д заразных.  роме того, он потер€л безусловный аристократический или интеллектуальный статус и стал массовым, св€занным с дурными услови€ми жизни. Ёти обсто€тельства вли€ли на социальную репутацию туберкулеза. ¬ 1900-е годы она как бы все врем€ двоитс€: с одной стороны, это все еще болезнь аристократов, художников и ученых, которых отправл€ют на дачу, в приморский санаторий или в јльпы дышать горным воздухом. — другой стороны, врачи демонстрируют, что туберкулез — диагноз низов — старьевщиков, прачек и чернорабочих, у которых нет средств и возможностей дл€ санаторного лечени€ и которых «большое общество» все сильнее начинает опасатьс€.

–ак как фоби€ Ќового времени

≈сли заразность туберкулеза распознали в первые дес€тилети€ XX века, то о раке (в то врем€ рак называли «канцер») знали немногое. ѕо словам ћарии ѕироговской, диагностировались лишь отдельные разновидности рака и, как правило, на основании выраженных соматических про€влений (видимых или прощупываемых опухолей, цвета слизистых оболочек, вида телесных жидкостей). ¬ то врем€ историй канцерофобии не было, как сегодн€. (Ќапомним, в декабре 2018-го в ћоскве жильцы дома, в котором снимали квартиры приехавшие на лечение семьи с больными раком детьми, стали собирать подписи за выселение этих людей, посчитав рак заразным заболеванием.) 

— ѕодозрительное или опасливое отношение к другим люд€м (всЄ равно, взрослому или ребенку) возникает в том случае, если вер€т, что они могут, случайно или намеренно, передать нечто нехорошее, – говорит ѕироговска€. – Ќе так важно, реальна€ это болезнь или, например, прокл€тие: важно, что некое зло легко распростран€етс€ на весь коллектив и поэтому дл€ безопасности этого коллектива носителей зла следует изгнать. “ак работает механизм разделени€ людей на своих и чужих, на безопасных и опасных. ƒл€ того чтобы опасатьс€ больного, люди должны предполагать, что его болезнь очень опасна, заразна или «прилипчива», то есть придерживатьс€ определенных медицинских воззрений. ≈сли мы посмотрим на какие-то крупные околомедицинские конфликты XIX века, то увидим, что непосредственно больные оказываютс€ носител€ми чего-то опасного дл€ других довольно редко. ќсновной массив конфликтов был направлен на докторов: во врем€ холерных бунтов 1830-х годов или пандемии тифа 1890-х годов кресть€не или мещане обвин€ли врачей в том, что они отравл€ют колодцы или дают €ды под видом лекарств или вакцины. ¬ принципе, это объ€снимо: дл€ социальных низов врач довольно долго был странным чужаком, которого опасаютс€ больше, чем заболевшего соседа. Ќо в последней трети XIX века ситуаци€ мен€етс€ и опасным чужим становитс€ больной, причем больной из низов, чьи представлени€ о чистоте отличались от буржуазных (это прислуга, лавочники, разносчики и т. д.). Ќа авансцену выступает бактериологи€ и начинает объ€сн€ть, что люд€м нужно опасатьс€ контактов с больными, поскольку болезнетворные микробы и бактерии легко передаютс€ от человека к человеку, в том числе по воздуху. ¬ массовом сознании представлени€ о бактери€х, а чуть позже — о вирусах вли€ют на то, кто и что считаетс€ опасным. ¬ каком-то смысле именно в эту эпоху здоровье начинает фетишизироватьс€, а тело другого человека, особенно принадлежащего к другой социальной группе, — считатьс€ источником опасности. ѕространства, в которых тел много (особенно если здоровье этих тел находитс€ под вопросом), воспринимаютс€ как зараженные или потенциально неблагополучные. “ак за публичными зонами (и в первую очередь теми, где регул€рно бывают низы) закрепл€етс€ сомнительна€ репутаци€.

—толетие назад заразные сифилис и туберкулез редко делали изго€ми представителей высших социальных групп, но могли выступать предлогом дл€ избегани€ или отторжени€ тех, кто сто€л ниже на социальной лестнице. —егодн€, став более прогрессивным в вопросах здоровь€, общество, хот€ и пытаетс€ выстроить доводы, основанные на авторитете науки, поп€тилось назад, терза€сь мракобесными фоби€ми.
 

ћари€ Ѕашмакова, специально дл€ «‘онтанки.ру»

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: