«Сначала высыпают от души, а потом убирают растопленное». На петербургские улицы может вернуться соль

11.02.2019 18:53
«Сначала высыпают от души, а потом убирают растопленное». На петербургские улицы может вернуться соль Михаил Огнев/архив "Фонтанки.ру"
После трех лет бессолевой диеты в Смольном заговорили о возвращении на улицы города реагентов. Эксперты подбирают правильный рецепт, а читатели просят поберечь их легкие.

«Суровые времена требуют суровых мер», – будто бы произнес Смольный и на фоне рекордных снегопадов последовательно ввел режим повышенной готовности, особый регламент уборки, а затем просто выгнал несколько десятков тысяч чиновников с лопатами и ломами на улицу. К воскресенью пала последняя печать: врио губернатора Александр Беглов призвал проработать вопрос о применении реагентов для  борьбы с наледью. Горожане вздрогнули и подумали, что сугробы с гололедом, может быть, еще не самое страшное. 

Принимать окончательное решение будут только после консультаций с экспертами, а также опроса горожан, об этом в понедельник сообщил вице-губернатор Николай Бондаренко. Однако сама постановка вопроса симптоматична. 

Ваше мнение

Нужно ли возвращать реагенты для зимней уборки Петербурга?

В 2016-м комитет по благоустройству отказался от применения чистой соли, а его глава Владимир Рублевский заявил: «Топить снег не дам». Использовать разрешили только песко-соляную смесь, в которой доля реагента постоянно снижалась. Из-под ног ушла серая перемешанная жижа, а горожане, что им несвойственно, призвали объявить руководителю комблага благодарность. Через два года Рублевский рассказал «Фонтанке», что городу удалось избавиться от соленых морей, перейти на технологию снежного наката, а водители даже переучились и теперь подстраиваются под новые дорожные условия.  

Реклама

Так оно все и шло, как по накату, пока в город не пришла настоящая зима. С начала зимы выпало 155 см снега при среднем показателе в 71 см, и привычной частью пейзажа стали покрытые льдом тротуары, неубранные сугробы, заваленные дворы, сосульки и искалеченные автомобили. 

«Переход через ноль приводит к моментальному образованию наледи, – говорит Бондаренко. – И сразу в один момент нельзя посыпать все территории песком, особенно там, где предусмотрена ручная уборка. И там еще с советского периода солились эти тротуары. Сейчас надо подумать, что лучше. Либо мы туда нанимаем то количество людей, которое нужно, чтобы вручную убирать, это огромные затраты, либо возвращаемся к соли и реагентам».

Если для горожан это исключительно бытовая история, то для Смольного, безусловно, политическая, никогда еще чиновники в таком количестве не позировали с лопатами. При этом городским властям постоянно приводят в пример Москву, где улицы якобы очищены до асфальта и никто не стесняется применять реагенты. 

О том, насколько корректно это сравнение, «Фонтанка» уже писала: если учитывать площадь уборки, выходит, что Петербургу нужно вдвое больше работников и в четыре раза больше техники, чем есть в наличии, при том что бюджет обеспечивает лишь две трети от финансовой потребности. Для наглядности можно сопоставить всего два показателя: Москва закупила к зиме 2019 года только реагентов на 6 млрд рублей; суммарная стоимость всех контрактов на содержание дорог в течение всего года в Петербурге составляет 9 млрд.

«Москва берет количеством реагента и техники, сначала высыпают от души, а потом убирают растопленное, – говорит эксперт-химик Юрий Орлов. – Это другая крайность, тоже ничего хорошего, здесь много недовольных, которые, в том числе, идут в суды. Ты едешь, и у тебя на лобовом стекле постоянно работают «дворники». В Петербурге раньше было то же самое».

По мнению эксперта, все дело в правильном применении и в нормативах использования реагентов. «Если вы видите жижу, значит, участок пересолили в два раза, если при отрицательной температуре у вас лужи — значит, в четыре, – утверждает эксперт. – Для того, чтобы убрать снег, нужно несколько часов. За это время он успевает уплотниться, превратиться в снежный накат, а потом и в наледь. Чтобы этого не было, надо внести небольшое количество реагента, который расплавит не больше 15% от массы снега. Должна получаться не каша, а рассыпчатый снег, который не прилипает к дороге, и его спокойно можно убрать техникой. Проще говоря, технология должна учитывать минимально необходимое количество реагента». Орлов отмечает, что если этого не делать, то позже на борьбу с гололедом приходится использовать в несколько раз большее количество вещества.

В любом городе с интенсивностью движения свыше 5 тысяч автомобилей в сутки дороги убирают с помощью реагентов, говорит Анна Климентова, руководитель аппарата ассоциации зимнего содержания дорог. «В Санкт-Петербурге когда-то действительно грубо нарушали технологии применения технической соли, – говорит эксперт. – Нельзя соль кидать в сугроб, нельзя полкило высыпать, как это было, так что я прекрасно понимаю петербуржцев. Но говорить, что все реагенты табу, это как сказать, что вся колбаса из картона. Само плохое, что есть в Петербурге, это переходы через ноль. Если ночью у вас температура упадет до минус 7, все талые реки замерзнут. И ни Беглов с лопатой, ни Ургант с ломом с этим не справятся. Поэтому технология такова: когда рыхлый снег — просто сметать его, когда есть опасность наледи — от 5 до максимум 20 граммов реагента посыпать на квадратный метр там, где это необходимо. На пешеходных зонах можно сыпать либо просто крошку, либо смесь крошки с солью, как в Осло».

Реклама


Сейчас не все помнят, но раньше примерно так же, как сегодняшними сугробами, горожане возмущались кашей под ногами, разъеденной обувью, проржавевшими машинами. Москва не закупает чистую соль (NaCl), это всегда какие-то сочетания хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия), с формиатом натрия, с карбонатом кальция. «Любые противогололедные реагенты коррозионно активны, все попытки изменить это с помощью ингибиторов и других добавок до сих пор не увенчались успехом, – говорит Юрий Орлов. – Поэтому западные производители автомобилей давно уже закладывают это в конструкцию, ставят пластмассовые и оцинкованные детали, нормально красят, а ржавеют наши старые «Жигули» и «Газели». Есть реагенты на основе ацетатов, их используют на аэродромах, они не так активны, но стоят несоизмеримо больше».

Анна Климентова подтверждает, что хлорид натрия крайне вреден для почв и для бетонно-цементных конструкций, например мостов в Петербурге. Однако она утверждает, что некоторые примеси снижают негативный эффект от хлорида натрия. «Добавляют хлористый кальций, который позволяет выводить соль из почв, – подчеркивает специалист. – К тому же такой состав лучше плавит лед и работает в более низких температурах. Что касается автомобилей, то хлористый натрий действительно очень агрессивное вещество. Есть нормативы, связанные с коррозионной активностью. По NaCl это 0,8 мг на квадратный см в сутки. Но есть формиаты натрия или калия, и если их добавлять в реагент, то активность значительно снижается». 

Региональное управление Росприроднадзора в свое время приветствовало отказ от реагентов, ведь в итоге они оказываются в водных объектах города. Комитет по природопользованию также отмечал, что сокращение количества соли ведет к улучшению кислотно-щелочного баланса почвенного раствора. Для экологов вообще нет вопроса о том, как относиться к тем реагентам, которые сейчас используются. «Это засоление почв, гибель деревьев — и, кстати, рост затрат на рубку и новые посадки деревьев, – говорит Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ. – Далее, по весне это единовременное поступление в водоемы большого количества солей. Происходит засаливание, убивается большое количество особо чувствительной флоры и фауны. Ну и во время пресловутых пыльных бурь все это превращается в мелкодисперсные частицы, которое несут на себе и другое загрязнение, для легких это очень плохо. Я бы применял реагенты только на самых опасных участках с их немедленной уборкой сразу после растопки льда, по финскому регламенту, в течение 3 – 4 часов».

Юрий Орлов считает, что у этой технологии тотального вывоза есть своя обратная сторона. «Если все снимается и исчезает в городских стоках, это дает возможность злоупотреблять количеством реагента», – говорит эксперт. Ранее некоторые аналитики посчитали, что московские закупки значительно превышают нормативные потребности для улично-дорожной сети столицы. «Даже если посмотреть на то, что прописано в описании композиционных материалов, видно, что там весовые доли тех или иных компонентов могут отличаться в процентах на порядки, – подчеркивает Александр Карпов. – В итоге мы имеем  произвольную смесь с нестабильным эффектом. А причина в том, что есть компании, у которых появляются отходы технологических процессов, и вся их задача сводится к тому, чтобы куда-то эти отходы пристроить».

Добавим, «Фонтанка» запустила опрос на сайте, в соцсетях и в Telegram-канале, чтобы выяснить мнение читателей насчет возвращения реагентов. Несмотря на то, что в комментариях к материалам пользователи сайта крайне скептически оценивают нынешнее положение вещей в городе, вернуться на три года назад они, видимо, не готовы. На вопрос, надо ли возвращать реагенты, на момент публикации 77% на сайте и 88% в Telegram ответили: «Нет, поберегите нашу обувь и легкие».

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

Комментарии


Материалы рубрики

Cтатьи Новости
    еще новости
    Написать новость
    Фото JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

    Не забудьте указать свои контакты

    Я принимаю все условия Пользовательского соглашения