» ты не один. »лон ћаск теснит Ђ–оскосмосї, но рогозинцы не унывают

01.03.2019 18:47
ƒень первой стыковки частного корабл€ с ћ —, назначенный на 3 марта 2019 года, призван войти в историю космонавтики как конец эпохи монополии Ђ–оскосмосаї по доставке земл€н на орбиту.

«апуск частного пилотируемого космического корабл€ Crew Dragon от SpaceX с космодрома на мысе  анаверал эксперты, не сговарива€сь, называют Ђисторическимї, несмотр€ на то, что первый рейс частника на ћ — пройдет в беспилотном режиме. ≈сли стыковка с ћеждународной космической станцией пройдет успешно, российска€ космонавтика потер€ет свой главный козырь Ц монополию в доставке космонавтов на орбиту. ѕо просьбе Ђ‘онтанкиї эксперты посчитали будущую недополученную прибыль российской космонавтики и искали оптимизм в разъ€снени€х Ђ–оскосмосаї.

ћ — была выведена на космическую орбиту в 1998 году. ¬ истории станции были разные моменты Ђкомандной работыї. ƒо 2009 года Ђтаксистамиї до станции выступали и –осси€, и —Ўј. ќднако по мере сворачивани€ полЄтов американских шаттлов с 2009 года –осси€ начала козыр€ть эксклюзивной возможностью возить астронавтов на ћ —. ƒело не только в престиже, место дл€ иностранных коллег за Ђтелепортї на ћ — и обратно было платным. “еперь космические пространства параллельно будет бороздить младший брат американского шаттла. «автра Crew Dragon Ђотпилотируетї манекен –ипли, названный в честь героини —игурни ”ивер в фильме Ђ„ужойї. ќднако уже в июле этого года, по планам Ќј—ј, на новой ракете полет€т насто€щие астронавты Ц –оберт Ѕенкен и ƒуглас ’ерли. Ќј—ј собираетс€ сертифицировать Dragon-2 дл€ штатных полетов на ћ —.
 
Ёксперты от космоса говор€т, что проект Crew Dragon Ц первый случай в истории, когда небольша€, по меркам авиационной и космической промышленности, компани€ самосто€тельно разработала пилотируемый корабль и запускает его к международной космической станции. Ђѕричем ей удалось это сделать раньше, чем имеющему огромный опыт разработок "Ѕоингу", Ц уточн€ет научный журналист, эксперт по космонавтике ћихаил  отов. Ц ƒо сегодн€шнего дн€ пилотируема€ космонавтика была уделом только государственных структурї.

ЂЌа планете по€вилс€ новый производитель пилотируемых космических объектов. ќни используют свои технологии и решени€, которые не примен€лись ранее. ќни делают фактически пассажирский корабль, а не просто пилотируемый. ¬от это важно, Ц считает попул€ризатор космонавтики, создатель самого читаемого тематического паблика в рунете, Ђќткрытый космосї, ¬италий ≈горов. Ц » конечно, важно, что это возврат —Ўј к пилотируемой космонавтике. Ёто действительно прекращение монополии –оссии по доставке людей на ћ —. ƒа, не пр€мо сейчас, но уже со следующей экспедицииї.

–еклама

Ђѕервый американский "пилотируемый" космический корабль Crew Dragon будет без людей, Ц рассказал член —еверо-«ападной организации ‘едерации космонавтики –оссии јлександр ’охлов. Ц ѕосле первого полЄта и обслуживани€ этот же корабль (с новым Ђагрегатнымї отсеком) вновь будет поставлен на ракету Falcon 9 Block 5, снова без людей, чтобы полноценно испытать систему аварийного спасени€. “ретий полЄт Crew Dragon будет уже с людьмиї.
 
Ђ–оскосмосї не специально

 осмические аналитики говор€т, что сложивша€с€ в последнее дес€тилетие ситуаци€ в программе ћ —, когда доставкой Ђтрудовых резервовї в космос занималась только российска€ сторона, не была преднамеренной, а скорее случайной. Ђ»значально —Ўј, до катастрофы шаттла Ђ олумби€ї в 2003 году, не собирались так рано закрывать программу "спейс шаттлов", Ц вспоминает јлександр ’охлов. Ц Ѕолее того, планировалс€ собственный пилотируемый корабль-спасатель, который должен был присутствовать на станции совместно с корабл€ми "—оюз", но он был отменЄн. ¬ данном случае то, что называют "монополией "–оскосмоса", сложилось по стечению обсто€тельств и не должно было продолжатьс€ долгої.

ћихаил  отов тоже уверен, что Ђ–оскосмосуї удивительно повезло, что период без американских пилотируемых кораблей продлилс€ так долго. Ђѕредполагалось, что и "—тарлайнер" от "Ѕоинг", и "ƒрэгон 2ї от SpaceX полет€т уже в 2014 году. ќднако оказалось, что их разработка зан€ла вдвое больше времениї, Ц добавл€ет эксперт.

ƒеньги прав€т бал

ѕо данным јлександра ’охлова, ориентировочна€ стоимость доставки американцев и их партнЄров на Ђ—оюзахї, включающа€ подготовку в ÷ѕ  им. ё.ј. √агарина и скафандры, составл€ет на сегодн€шний день 82 млн долларов. Ђ«а каждого платитс€ около 82 млн долларов, Ц уточн€ет ћихаил  отов. Ц Ќе все напр€мую, там еще сложна€ система взаимоучета, но тем не менее. — 2011 года Ђ–оскосмосї повышал цену. ¬ 2011 году, если не ошибаюсь, она была меньше 40 млн долларов за астронавтаї. Ђѕоследние полЄты астронавтов —Ўј оценивались "–оскосмосом" в 84 млн долларов за одного астронавтаї, Ц корректирует ¬италий ≈горов.

–еклама


«а годы Ђвсевласти€ї российской стороны на ћ — летали смешанные экипажи, один российский космонавт и двое астронавтов NASA или наоборот. ¬сего в год делалось 3Ц4 пилотируемых запуска.  Ђ«а восемь лет мы свозили на орбиту почти п€тьдес€т астронавтов, то есть это почти п€тьсот миллионов долларов ежегодної, Ц подсчитал профит Ђ–оскосмосаї в нынешних ценах ћихаил  отов.

ѕри этом, по мнению ћихаила  отова, российский вариант доставки космонавтов Ђна базуї, скорее всего, все равно выходит дешевле, чем это будет на Crew Dragon. Ђ«апуск Falcon 9 сравним по себестоимости с запуском Ђѕротонаї, российской ракеты-носител€ т€желого классаї, Ц посчитал научный журналист. ЂЌасколько мне известно, при запуске астронавтов в американских корабл€х будет получатьс€ дешевле, Ц меж тем настаивает јлександр ’охлов. Ц ѕредставл€€ свои проекты Ќј—ј, американские компании-производители намекали, что их корабли будут дешевле обходитьс€ї.

Ђѕо стоимости услуги Space X дороже, чем у "–оскосмоса". » даже дороже, чем "–оскосмос" брал с Ќј—ј, Ц говорит о своих данных ¬италий ≈горов. Ц ѕолЄт на Dragon будет стоит 100 млн долларов за человека. ћаск рассчитывал, что Dragon будет возить 7 человек. ≈сли мы возьмЄм стоимость полЄта Dragon в 400 млн долларов и разделим, то получитс€ дешевле, чем один билет от "–оскосмоса". Ќо поскольку Ќј—ј будет возить не больше четырЄх человек, то получаетс€, что цена Space X выше на 16 млн долларов. ≈сли говорить о соотношении стоимости полЄта космонавта "–оскосмоса", то это дешевле в несколько раз, чем полЄт на аппарате ћаскаї.

¬прочем, в идеале, считает јлександр ’охлов, партнЄров по станции должна в первую очередь интересовать эффективность программы ћ —, а не прибыль, котора€ в таких случа€х и не предусматриваетс€. Ђƒеньги получают частные компании-изготовители, только в российской практике это оказалась та же организаци€, что и курирует станцию (госкорпораци€ "–оскосмос")ї, Ц говорит ’охлов.
 
¬се дл€ победы

Ёксперты вер€т, что два Ђразногосударственныхї челнока Ц это все же не про конкуренцию, гонки и торги тут неуместны. Ёто совместна€ работа на благо общего проекта Ц ћеждународной космической станции. Ђ¬ итоге и мы, и американцы, делаем общее дело, невозможное в реализации поодиночке, Ц уверен ћихаил  отов. Ц ј вот то, что "–оскосмос" лишитс€ денег, которые платили американцы за доставку, это грустно, в нынешней ситуации российской космонавтике лишние доллары совсем не помешаютї.

¬прочем, сам Ђ–оскосмосї если и грустит, то стоически не подает виду.

Ђѕо€витс€ еще одна транспортна€ система, котора€ €вл€етс€ естественным развитием американской пилотируемой программы. — еЄ помощью коллеги будут решать свои задачи, при том, что мы продолжим решать свои, в том числе с новыми корабл€миї, Ц сообщили Ђ‘онтанкеї в пресс-службе Ђ–оскосмосаї.

ј новые возможности Ђ–оскосмосї видит в том, что на российских Ђ—оюзахї по€в€тс€ свободные места, которые раньше занимали американские пассажиры.

Ђћы сможем их предложить другим партнЄрам и космическим туристам, Ц говор€т в Ђ–оскосмосеї и добавл€ют: Ц  роме того, мы сохраним возможность всегда прийти на помощь друг другу в сложной ситуации, поскольку средства стыковки универсальныеї.

√лава Ђ–оскосмосаї ƒмитрий –огозин уже обещает, что после 2020 года космические туристы смогут пролететь на Ђ—оюзахї по маршруту ёри€ √агарина на околоземной орбите.

Ђƒайте возможность, и "–оскосмос" не допустил бы этого всеми возможными силами, Ц все равно уверен ћихаил  отов. Ц ’от€ —Ўј все равно положили бы все силы, но добились независимости в пилотируемых полетах. ƒобавл€ло масла в огонь то, что "–оскосмос" использовал это как козырь на переговорахї.

Ёксперты говор€т, что другие космонавты, чьи полеты оплачиваютс€ отдельно, на ћ — по€вл€ютс€ редко. ¬роде казахского космонавта јйдына јимбетова, который работал на ћ — в сент€бре 2015 года. Ђќсенью на ћ — полетит астронавт ќјЁ, а недавно "–оскосмос" объ€вил о подписании контракта на доставку двух туристов с американской компанией Space Adventures (именно эта компани€ отправл€ла туристов на ћ — в нулевые годы)ї, Ц напоминает јлександр ’охлов. Ќо в целом за туристами еще придетс€ погон€тьс€, потратив деньги на рекламу и маркетинг.

Ђƒл€ "–оскосмоса" потер€ заказа Ќј—ј будет болезненной, Ц согласен ¬италий ≈горов. Ц ¬озить астронавтов Ќј—ј намного прибыльнее, чем возить туристов в будущем. Ќј—ј платило щедро, невзира€ ни на какие увеличени€ цены, туристы будут приносить меньше. "–оскосмос" не говорит, что решение возить дальше туристов Ц это вынужденна€ мера, чтобы не снижать темпы производства "—оюзов". »наче завод будет менее загружен, а это риск увольнени€ специалистовї.

—амый дорогой Ђтуристическийї билет доставалс€ —аре Ѕрайтман. Ёто более 50 млн долларов. Ќо ничего не вышло. Ѕританска€ поп-певица была утверждена дл€ полЄта в декабре 2014 года, но в мае 2015-го отказалась Ђпо семейным обсто€тельствамї. Ђћожет быть, дл€ привлечени€ туристов цену сниз€т, Ц говорит ¬италий ≈горов. Ц ƒаже если будет 40 млн, то это вдвое меньше трат Ќј—јї.

¬се к лучшему?

— технической точки зрени€, с доставкой людей на ћ — –осси€ справл€етс€, происходит постепенна€ модернизаци€ космической техники. ЂЌапример, на август запланирован первый тестовый старт беспилотного корабл€ "—оюз-ћ—" к ћ — на ракете "—оюз-2.1а", с 2020 года завершатс€ пуски на ракете "—оюз-‘√", сам пилотируемый корабль "—оюз-ћ—" прошЄл глубокую модернизацию и лЄтные испытани€ї, Ц перечисл€ет јлександр ’охлов.

—тарт Ђ—оюзаї с Ѕайконура 11 окт€бр€ 2018 года с космонавтом јлексеем ќвчининым и астронавтом NASA Ќиком ’ейгом на борту стал аварийным. –акета разрушилась после старта. ќба члена экипажа корабл€ остались живы. ќднако причиной неудачи был назван не конструктив корабл€, а ошибочные, небрежные действи€ сборщиков на Ѕайконуре. ”читыва€, что дл€ полноценной работы ћ — там должно быть 7Ц8 членов посто€нного экипажа, что не может быть обеспечено Ђ—оюзамиї, новые американские пилотируемые корабли повыс€т устойчивость работы станции, Ц уверен јлександр ’охлов.
 
ќднако в целом, подводит итог ¬италий ≈горов, конкуренци€ есть, и сопротивл€тьс€ ей у Ђ–оскосмосаї не получитс€, только сотрудничать, например, обмениватьс€ пилотируемыми креслами, когда российские космонавты будут летать на Dragon, а астронавты Ќј—ј Ц на Ђ—оюзахї.

ЂЌе исключаю, что эту ситуацию "–оскосмос" представит как зависимость Ќј—ј от "–оскосмоса", Ц предупреждает ¬италий ≈горов. Ц Ќо в любом случае придЄтс€ прикладывать больше усилий дл€ сохранени€ ритма работы производ€щих предпри€тий российской космической отрасли, а доходы упадут. "–оскосмос" и так убыточен. ƒл€ российской космонавтики наступают трудные годы, даже пока ещЄ летает ћ —ї.

¬ NASA и Space X на запросы Ђ‘онтанкиї о перспективах роста космической конкуренции с по€влением Crew Dragon на рынке пока не ответили. «апуск Crew Dragon будет транслироватьс€ в пр€мом эфире.
 
Ќиколай Ќелюбин,
специально дл€ Ђ‘онтанки.руї


© ‘онтанка.–у

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€