„то победило табло. ¬ ѕетербурге погасла реформа общественного транспорта

13.03.2019 19:36
„то победило табло. ¬ ѕетербурге погасла реформа общественного транспорта јнтон ¬аганов/"‘онтанка.ру"
»з почти 200 информационных табло на петербургских остановках работает едва ли п€та€ часть. √ород решил, что сам справитс€ с их обслуживанием, но пока не преуспел.

 омпани€ Ђ—инертэкї в начале недели демонтировала табло с Ђумной остановкиї на Ќевском проспекте. »стори€ символична€ Ч но это лишь ничтожна€ часть проблемы, с которой столкнулась система информировани€ пассажиров. ¬место 285 остановочных экранов, которые в последние 3 года были установлены в ѕетербурге, хоть как-то сейчас может работать сотн€. —пуст€ три мес€ца после закупки две трети из них Ђуснулиї.

105 новых табло город приобрел осенью прошлого года, после осенних конкурсных процедур с антимонопольным сюжетом. Ёто был первый случай, когда закупалась не услуга по информированию пассажиров, а сами экраны. ¬се происходившее на этом поле до сих пор комитет по транспорту назвал просто Ц Ђтестированиемї. Ђ¬ ходе экспериментальной эксплуатации был вы€влен р€д недостатков, которые вызывали справедливые замечани€ жителей, Ц писали чиновники летом. Ц ¬месте с тем полезным опытом можно считать отработанную технологию работы табло от альтернативных источников энергии. — учЄтом полученного опыта разработано новое техническое задание на приобретение и установку информационных табло, которыми будут оборудоватьс€ остановочные пункты в городеї. 

ѕервый контракт по сервисной модели в сент€бре 2015 года с Ђќрганизатором перевозокї заключила арзамасска€ Ђ–икор электрониксї. —хема проста€: подр€дчик за свой счет обслуживает табло, а деньги от города получает за подготовительно-организационные работы, то есть монтаж, и за саму услугу информировани€ пассажиров о времени прибыти€ общественного транспорта. —оответственно и измер€етс€ объем работ в часах. ¬ данном случае речь шла о 85 адресах, примерно поровну разбитых между ÷ентральным, јдмиралтейским и ¬асилеостровским районами. ¬ техзадании были подробно прописаны шрифты, способ отображени€ информации, показатели самого табло и правила его установки. Ђ»меть вариант комплектации с автономным питанием от солнечного модул€ и внутренних аккумул€торовї, Ц говорилось в документе. Ёкраны должны были гореть 19 тыс€ч часов, то есть почти 800 суток. ”читыва€, что один час работы одного табло стоит около 30 рублей, общую сумму контракта определили в 46 млн рублей.

ƒальше больше. ≈ще 18 адресов получил петербургский Ђ—инертэкї; почти все в ¬ыборгском районе, лишь два Ч в  алининском, на площади ћужества. ¬ этот раз речь шла о 17 тыс€чах часов, а контракт оценили в 9 млн. —метный принцип был прежним, формулировка в техзадании гласила: Ђјвтономность обеспечиваетс€ за счет идущего в комплекте с табло солнечного модул€. –абота табло должна обеспечиватьс€ автономно и круглосуточно, без подключени€ к внешним источникам питани€ или подзар€дки аккумул€тораї. ¬ 2016 году Ђ—инертэкї расширил свою сеть еще на 80 адресов, на этот раз к ¬ыборгскому и  алининскому добавилс€ ѕриморский район. ƒо декабр€ 2018 года Ч 17,5 тыс€ч часов и 40 млн рублей. » вновь пункт о Ђполной энергоавтономностиї, солнечном модуле Ч и никакой зар€дки или смены батареи. Ёто достигаетс€ за счет экономии электроэнергии на всем подр€д Ч от способов отображени€ информации до программной работы и св€зи с сервером. √од без подзар€дки производитель гарантирует. 

¬ компании вспоминают это врем€ подлинно как золотой век. ЂЌа заре проекта по информированию пассажиров, с 2014 года Ђќрганизатор перевозокї мониторил рынок, собирал предложени€ поставщиков, брал табло в опытную эксплуатацию, сравнивал с заграничными образцами, давал производител€м обратную св€зь, Ц говорит –оман ћоисеев, владелец и гендиректор Ђ—инертэкаї. Ц Ќам самим это было интересно, мы получили несколько патентов на наши технические решени€. Ќо главное, что шел процесс поиска лучших вариантовї.

«акат началс€ в прошлом году. Ђ–икор электрониксї продлила сервис по своим табло Ч вернее, заключила еще один контракт на 3,3 млн на первый квартал 2018-го. Ђѕотом мы еще два мес€ца, как говоритс€, работали за свой счет, нам обещали, что продление будет, но на этом все закончилосьї, Ц рассказали в предпри€тии.  омпани€ демонтировала оборудование и покинула город.

— практикой работы на добровольных началах пришлось познакомитьс€ и Ђ—инертэкуї. ѕервые 18 своих табло они сн€ли по истечении срока соглашени€, а вот 80 вис€т до сих пор.  онтракт по ним закончилс€ в конце но€бр€ 2018 года.   тому времени табло нуждались в разовом техобслуживании, надо было аккумул€торы помен€ть, где-то деградировали солнечные панели. 

ЂЌа все про все требовалось тыс€ч 600, мы просили довести деньги до нас, Ц говорит –оман ћоисеев. Ц ≈сли бы эти несложные процедуры провести, о работе табло можно было бы еще долго не беспокоитьс€, только от граффити очищай да объ€влени€ снимай. ќднако город нам сообщил, что готов выделить средства, только если мы подарим им оборудование. ѕозици€ была така€: вы же уже получили за 2 года свои деньги, не в обиде, можете и передать табло городу за 1 рубльї. ¬ Ђ–икор электрониксї Ђ‘онтанкеї рассказали, что тоже слышали предложени€ о Ђрублевойї продаже.

Ђ—инертэкї ничего никому дарить не стал и предложил продлить контракт на сервис по примеру Ђ–икорї, но получил отказ. ¬ итоге компани€ согласилась, во избежание информационного негатива, обслуживать оборудование еще некоторое врем€ безвозмездно. ѕри этом, по словам ћоисеева, отношени€ с заказчиком продолжали портитьс€, и с середины феврал€, так и не получив денег от города на проведение техобслуживани€, Ђ—инертэкї перестал работать даром. 80 темных экранов в трех северных районах города горожане могут наблюдать до сих пор, по идее, собственник может их сн€ть и увезти на склад в любой момент. 

  этому времени была завершена и перва€ закупка табло. »сточники, близкие к транспортному блоку, рассказывают, что в Ђќрганизаторе перевозокї руководство было не настроено отказыватьс€ от сервисной модели, оно рассчитывало довести проект до следующей стадии внедрени€. Ђќднако комитет по транспорту решил иначе и надумал приобретать само оборудование, Ц говорит собеседник Ђ‘онтанкиї. Ц ћожет, оно и правильно, только дл€ этого нужны соответствующие компетенции и штат, чего в Ђќрганизаторе перевозокї не было. ѕрежние наработки были отброшены, началось формирование нового техзадани€ со странными характеристиками, вместо того чтобы просто поддерживать существующее оборудование за куда меньшие средстваї.

¬ Ђќрганизаторе перевозокї Ђ‘онтанкеї рассказали, что Ђпри сервисной модели подр€дчик полностью окупает стоимость табло за 2Ц3 года, при этом не передава€ само табло на баланс города, и если рассматривать длительный период работы электронного табло (более 3 лет), то закупка оборудовани€ окажетс€ выгодней дл€ бюджета городаї. Ќовые контракты на приобретение услуги информировани€ заключатьс€ не будут.

’арактеристики у табло и вправду необычные.  онтракт на 105 штук (при стартовой цене в 28 млн) за 22 млн досталс€ Ђ—инертэкуї. ѕодр€дчик, как  говоритс€, может копать, а может не копать: ему что написали в технических требовани€х, то он и производит. Ќо, по информации Ђ‘онтанкиї, руководство компании неоднократно обращало внимание и комитета, и Ђќрганизатора перевозокї на то, что выбрана нежизнеспособна€ модель. √лавное Ч пропала самодостаточность. Ђѕо-хорошему, табло должно быть либо энергоавтономным и не требовать обслуживани€, как было в предыдущих контрактах, либо быть подключенным к электросет€м, как в Ђумной остановкеї на Ќевском, Ц говорит ћоисеев. Ц Ќо был выбран третий вариант: с неэффективной солнечной батареей, от которой более или менее толк по€витс€ только летомї.

¬нешний облик табло некоторое врем€ был загадкой даже после проведени€ торгов. –ассматривалс€ Ђлопоухийї, с несколькими панел€ми, однако в итоге под характеристики, указанные в документации, загнали нынешний вариант, с одной панелью и сравнительно большим аккумул€тором. ¬от только мен€ть его надо минимум раз в неделю Ч по 105 адресам.  то-то должен это делать, и велосипед решили не изобретать: несмотр€ на отказ города от сервисной модели, обслуживать табло стал фактический производитель Ц а точнее, еще одна компани€ –омана ћоисеева, Ђ—канрэйї.  ак и положено, без контракта. ¬ последний раз они работали все сразу лишь в момент запуска.   февралю горело максимум 67, однако город поставил задачу в марте снова зажечь все. » вновь повторилась истори€ с 80 предыдущими табло: требовались разовые расходы на то, чтобы закупить оборудование и подготовить помещение дл€ зар€дки; но брать их на себ€ не хотел ни подр€дчик, который работал без соглашени€, ни заказчик. — середины феврал€ компани€ больше не бегает по городу с запасными батаре€ми.

ѕо данным Ђ‘онтанкиї, в начале недели работало пор€дка 40 табло, в какой-то момент из-за сервера отключились все. Ђƒа, действительно, на сегодн€шний день не все табло из 105 функционируют в штатном режиме, Ц подтверждают в учреждении. Ц  ¬ адрес подр€дчика неоднократно направл€лись письма о необходимости устранить недостатки, которые мешают нормальной работе табло. ќднако подр€дчик отказываетс€ от выполнени€ гарантийных об€зательствї.

Ђ—инертэкї категорически отказываетс€ воспринимать эти претензии всерьез и готов под камеры ехать к любому погасшему табло, чтобы доказать, что дело в отсутствующем обслуживании, а не в качестве продукции (может, Ђ‘онтанкаї и проведет такой эксперимент). Ђ«аказчик оказалс€ абсолютно не готов к сервису, Ц говорит ћоисеев. Ц «а оборудование страшно. “ам, вообще-то, надо графики составл€ть, чтобы не было переразр€да, и вообще бережно относитьс€. ј мы видим, как крышки не закрываютс€ї. 

¬ Ђќрганизаторе перевозокї утверждают, что у них есть и свои специалисты, способные осуществл€ть обслуживание информационных табло, включа€ замену аккумул€торов. Ёто информаци€, скажем так, спорна€. —обеседник издани€, близкий к учреждению, рассказал, что сейчас в категорию монтажников перевод€т фактически офисных сотрудников, которые раньше занимались контролем информационного оборудовани€. ¬сего 3 человека. Ђќборудовани€ дл€ зар€дки приобрели недостаточно, да и дело не только в нем, Ц говорит источник Ђ‘онтанкиї. Ц Ќеобходимо увеличение энергопотреблени€, необходимы, наконец, разъемы, о которых в учреждении узнали в момент закупкиї.

—уд€ по всему, Ђќрганизатор перевозокї рассчитывает либо нарастить свои навыки, либо все-таки найти подр€дчика дл€ обслуживани€ табло на балансе города: в 2019 году он намерен купить еще 80 штук.

Ќиколай  удин,
Ђ‘онтанка.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€