Ђ“опор есть только у психологаї. јвтор спектакл€, на котором зрители получали пощечины, рассказала, что ее тоже били

03.04.2019 16:27
Ђ“опор есть только у психологаї. јвтор спектакл€, на котором зрители получали пощечины, рассказала, что ее тоже били ≈катерина Ќенашева//фотограф ћихаил Ўестаков
¬ ѕетербурге показ иммерсивного спектакл€ Ђ√руз 300ї закончилс€ локальным скандалом. «рительница в социальных сет€х пожаловалась на пощечину, полученную от актрисы.

»ммерсивный Ч то есть с вовлечением аудитории в действие Ч спектакль о проблеме насили€ закончилс€ обвинением в ударах по лицу. ¬ основе Ђ√руза 300ї Ч выставка художницы  атрин Ќенашевой, которую организовали, а потом отменили в √осударственной галерее на —ол€нке. —пектакль, над которым работала группа авторов (художница —аша —тарость, документалист јртем ћатеринский, перформер ѕолина јндреевна, музыкант —тас √орев и психолог ќлес€ √удкова) широко анонсировалс€ как заметное событие петербургской театральной весны.

¬озмущение зрителей пока не вышло за пределы социальных сетей.  атрин Ќенашева рассказала Ђ‘онтанкеї о собственном опыте переживани€ насили€, о том, что зрители в процессе показа также бьют актеров и что все это способ прекратить демонизировать людей за их чувства.

Ц ¬ чем смысл спектакл€, во врем€ которого можно нанести пощечину другому человеку?

Ц ќбщество не дает люд€м про€вл€ть элементарную агрессию и говорить о том, что у них есть такие чувства.   сожалению, у некоторых людей невозможность говорить о чувстве злости, ненависти и агрессии приводит к самоповреждени€м. ќбществу удобнее демонизировать тех, кто готов говорить о своих чувствах и готов их проигрывать в театральной постановке. Ќа мой взгл€д, это очень серьезна€ проблема, котора€ замалчиваетс€.


Ц ѕолучаетс€, ваш спектакль Ч дл€ людей, которые испытывают злость, но не хот€т стать агрессорами?

Ц Ќет. Ќаш спектакль дл€ людей, которые готовы пример€ть на себ€ разные роли, учитьс€ ответственности и делать выбор. Ќа мой взгл€д, мы создаем максимально безопасную ситуацию, в рамках которой у человека есть така€ возможность.

Ц —колько раз вы успели отыграть Ђ√руз 300ї?

Ц ѕрошло три показа в ћоскве, четвертый Ц в ѕетербурге. —итуации создавались абсолютно разные. Ѕыли Ђвосстани€ї, когда люди не хотели следовать услови€м, которые мы предлагали, и пытались ломать сюжеты и сценарии. Ѕыли ситуации, когда люди проигрывали свои триггерные сюжеты и состо€ни€, и это было дл€ них серьезной терапией. Ќапример, когда кто-то вспоминал, как получил психологическую травму еще в школе или во дворе. Ћюди благодарили и признавались, что этот опыт оказалс€ дл€ них знаковым, что они пон€ли, как внутри них может работать и образ жертвы, и образ агрессора.

Ц ¬ы будете дальше играть этот спектакль?

Ц ƒа, в ћоскве мы будем продолжать показы с определенными коррективами. ѕотом, возможно, повезем спектакль в другие города.

Ц  оррективы св€заны с новой формой Ђдоговораї, который зрители будут подписывать перед началом действи€?


Ц  огда люди соглашаютс€ играть в игру, они в какой-то степени уже подписывают этот договор. ¬ажный момент: мы никого ни к чему не принуждаем, любой человек в любой момент времени может покинуть спектакль. Ёто его выбор. Ќо, возможно, мы будем более четко прописывать договор. ћы обсуждаем это с юристами.

Ц „то именно происходило во врем€ спектакл€ в ѕетербурге, сколько было участников?

Ц ¬ труппе у нас шесть человек. ѕерва€ часть спектакл€ Ч документальна€. ћы выстраиваем пространство некоей квартиры, рассказываем историю –услана —улейманова из ќмска (в мае 2018 года –услан —улейманов, освободившийс€ из ќмской » -7, рассказал о пытках, которые примен€лись к заключенным в этой колонии. Ц ѕрим. ред.). ¬о второй части мы предлагаем зрител€м вовлекатьс€ в игру. «рителей было в общей сложности около 50, играли из них 30.

Ц ћожно ли говорить применительно к иммерсивным спектакл€м о технике безопасности, и в чем она заключаетс€?

Ц ” нас на площадке всегда работает психолог, и есть психологическа€ комната, в которую отправл€ютс€ люди, которые отказываютс€ играть. ” психолога есть помощники Ч это люди, которые след€т за пор€дком и за тем, как идет игра. ќни могут остановить процесс, если наступает какой-то опасный момент. ѕсихолог помогает люд€м пон€ть, что им делать с их состо€нием, и напоминает, что они могут все прекратить или как-то воздействовать на ситуацию.

Ц ¬ одном из отзывов о спектакле Ц кстати, положительном и восторженном Ц говоритс€, что в какой-то момент зритель подумал, что Ђ€ сейчас сам в этот замес полезу, ибо там уже в ход пошЄл топорї.

Ц “опор есть только у одного нашего актера и лежит он в секретном месте. ¬ финале топор символически поднимаетс€ вверх. Ёто означает, что спектакль закончилс€. јктер, которому мы довер€ем топор, кстати, €вл€етс€ психологом. ¬ его компетенции и психологическом состо€нии мы уверены.

Ц — девушкой, котора€ возмутилась в Instagram, вы пробовали св€затьс€ через соцсети? ќна жаловалась, что у нее не вз€ли контакты дл€ св€зи.

Ц ћы принесли и девушке, и ее подруге извинени€ и сообщили, что готовы выплатить им денежную компенсацию. Ќа следующий день одна из девушек св€залась со мной и попросила об этом. ќт денег на медпомощь она отказалась, но попросила вернуть деньги за билеты. ƒеньги пока не дошли, они перевод€тс€ через TimePad, это процесс не быстрый. 

Ц ¬озможно ли со стороны зрительницы судебное преследование?  ак вы оцениваете ситуацию?

Ц я оцениваю ситуацию как довольно абсурдную. ƒевушка получила легкую театральную пощечину. ѕри том, что такие же пощечины получили вместе с ней и другие люди, дл€ которых этот опыт показалс€ правильным. Ќикаких увечий ей никто не наносил. Ќикакого насто€щего физического воздействи€ не было. Ќо, если она будет подавать какие-то иски, мы готовы отвечать перед всеми инстанци€ми.

Ц ћногие люди не до конца понимают, что такое иммерсивный спектакль. „то это и почему врем€ от времени возникают какие-то возмущенные зрители, которые считают, что им нанесли психологическую или даже физическую травму? 

Ц »ммерсивные спектакли Ц это истори€ про ответственность и выбор, которые предоставл€ютс€ зрителю в пр€мой форме. “о, что большое количество людей не готовы к ответственности и к выбору в рамках искусства, Ц довольно больша€ проблема. Ёто затормаживает процесс развити€ российского искусства и делает всех нас довольно пассивными людьми.

Ц √де грань дозволенного в иммерсивном спектакле, и в какой момент можно говорить о нарушении личных границ человека?

Ц Ёто зависит от контекста в каждой конкретной постановке.  аждый режиссер сам устанавливает себе эти границы. ћы не наносим и никогда не наносили физических увечий люд€м и следим за тем, чтобы другие люди также не наносили увечий ни себе, ни окружающим. Ќо при этом зрители люб€т побить актеров и художников. ѕарадигма перформативного искусства св€зана с тем, что художник может сам себ€ ист€зать и разрешать это делать зрителю. «рители нередко нанос€т легкие удары мне и другим актерам, те же пощечины. — нашей стороны было бы странно не давать люд€м возможности что-то делать с нами. я получала и пощечины, и шлепки от зрителей, мне обматывали скотчем волосы на голове.

Ц ¬аш спектакль вызывает у многих ассоциации с тюремным экспериментом ‘илиппа «имбардо.  ак вы считаете, есть что-то общее?

Ц ћы берем за основу практику детских игр. ƒети часто играют в игры насильственные, экспериментальные. Ќапример, Ђказаки-разбойникиї. ѕредлага€ зрител€м играть, мы вспоминаем, как дворова€ культура учила нас выбирать, кто ты сегодн€: жертва или насильник, каким именно насильником ты будешь, как вести себ€, если ты хочешь защитить жертву. Ќаша концепци€ происходит из детских насильственных игр, которые в –оссии, к сожалению, довольно распространены. ¬о вс€ком случае, так было в нашем детстве.

Ц –азреша€ насилие, вы выпускаете наружу Ђдемоновї ваших зрителей?

Ц Ёто не так. ћы предлагаем люд€м услови€ и обсто€тельства, в которых они могут себ€ про€вить. » далеко не все люди про€вл€ют себ€ агрессивно. Ќекоторые понимают, что агресси€ дл€ них сейчас не актуальное чувство, а актуальное Ч сострадание. ћы предлагаем люд€м подумать, какие чувства они сейчас готовы выпустить. »ли не готовы.

Ц √овор€т, что во врем€ спектакл€ одного из зрителей, молодого человека, раздели до трусов.

Ц ћолодой человек разделс€ сам. ќн был в роли Ђшавкиї Ц человека, которому отдают приказы. » он сам решил совершить такой жест, не дожида€сь, когда его будут унижать. Ёто художник из ¬итебска, который работает с концепцией своего тела, с наготой.

Ц ѕолучаетс€, что режиссер иммерсивного спектакл€ может дойти до физического или даже сексуального насили€, ограничений нет?

Ц Ёто странный вопрос. я рассказала вам о границах, которые мы дл€ себ€ установили. ј про каких-то абстрактных людей € ничего вам не скажу. «а работу, которую € делаю, € отвечаю. ќбобщать не могу.

Ц ћожно ли сказать, что насилие в нашем обществе Ц это структура, на которой основываютс€ социальные роли, правила общени€?  ак это изменить?

Ц Ќа насилии в –оссии действительно основываетс€ достаточно много культурных и социальных взаимодействий. ћы воспитываемс€ в насильственных практиках, пр€мых и косвенных. „то с этим делать? ѕерестать демонизировать людей, которые чувствуют агрессию и злость, перестать запрещать говорить об этих чувствах. Ђ√руз-300ї посв€щен, в том числе, и моему опыту в ƒЌ–, где мен€ и моего друга задержали местные полицейские. Ќам на головы надели мешки, и нас избивали всю ночь. ћо€ жизнь разделилась на Ђдої и Ђпослеї. „то чувствует человек, который совершает физическое или психологическое насилие? » € рассказывала об этом опыте через призму того, что человек, который осуществл€л эти пытки, тоже находилс€ в довольно сложных политических и социальных обсто€тельствах и, веро€тно, испытывал посттравматический синдром. » если € его начну демонизировать и поднимать против него маленькое фейсбучное восстание, мы никогда не выйдем на диалог и не решим проблему насили€ в нашем обществе.

я могла бы замолчать историю, котора€ произошла в ѕетербурге, просто вернув деньги Ч у девушек не очень много подписчиков. Ќо € не стала этого делать, потому что это мо€ ответственность. » сейчас € получаю от феминистского и активистского сообщества обвинени€ в агрессии, насилии и абьюзерстве. ћне страшно представить, что чувствуют люди, которые сейчас готовы признать, что когда-то примен€ли к своим близким насилие или были абьюзерами.

¬енера √алеева,

Ђ‘онтанка.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

„итайте также
яндекс.–екомендации

∆ильЄ в —анкт-ѕетербурге

    –абота в —анкт-ѕетербурге


      ћатериалы рубрики

      Cтатьи Ќовости
        еще новости
        Ќаписать новость
        ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

        Ќе забудьте указать свои контакты

        я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€