Ђ—егодн€ проще отдать ребЄнка в армиюї. Ђ‘онтанкаї поговорила с автором учебника по экономике, который Ђне способствует любви к –одинеї

19.04.2019 14:47
Ђ—егодн€ проще отдать ребЄнка в армиюї. Ђ‘онтанкаї поговорила с автором учебника по экономике, который Ђне способствует любви к –одинеї  ирилл «ыков/ оммерсантъ
‘ј— вмешалась в образовательный процесс ќльги ¬асильевой. ћинистру предписали вернуть в школы учебники, которые внезапно оказались лишЄнными знаний о Ђлюбви к –одинеї.

Ёкономическа€ мысль и знание принципов рыночной экономики современным школьникам не нужны, рассказал Ђ‘онтанкеї »горь Ћипсиц, автор учебного пособи€, которое министерство просвещени€ сначала утвердило, а потом вычеркнуло из списка разрешЄнных. ƒоктор экономических наук, ординарный профессор Ќационального исследовательского центра ¬ысшей школы экономики приветствует включение ‘едеральной антимонопольной службы в битву за умы будущих студентов. ќднако в сохранение конкуренции на рынке литературы дл€ школ не верит. √осударству, которое идЄт обратно к плановой экономике, будут нужны совсем другие учебники, рассказал в интервью Ђ‘онтанкеї автор учебников по экономике дл€ российских школ начина€ с 1991 года.


»горь Ћипсиц/из личного архива
»горь Ћипсиц/из личного архива


- ‘ј— за€вила, что вынесла предупреждение министерству просвещени€ за их внезапную фильтрацию школьных учебников. √овор€т, что действи€ ведомства ќльги ¬асильевой противоречат правилам рынка. ¬ сообщении ‘ј— ваш учебник не называетс€, но в частных беседах коллеги подтвердили, что это именно ваш случай. ѕочему ‘ј— за вас?

Ц ѕострадал не только мой издатель, но целый р€д крупных издательств страны. ѕо итогам чистки списка резко возросла дол€ учебников издательства Ђѕросвещениеї. ¬озникло совершенно чЄткое ощущение, что госпожа ¬асильева провела реструктуризацию рынка в пользу только одного игрока. ‘ј— об этом и сказала. ¬ажно учитывать, что министр ¬асильева едина в двух лицах. ќна и министр просвещени€. ќна и глава комитета, который выбирает учебники. ¬сЄ в еЄ руках. » она выкинула с рынка огромное количество хороших учебников. ¬озвращаемс€ во времена ———–, когда было одно Ђѕросвещениеї.

–еклама

- “о есть вы нам говорите о весьма тесно св€занном с экономической наукой термине Ђконфликт интересовї?

Ц я слышал массу гипотез о св€зи ќльги ¬асильевой с издательством Ђѕросвещениеї. Ќо € сам не провер€л, утверждать не могу. ћне коллеги рассказывали про некие родственные св€зи. ѕострадал ведь целый р€д независимых издательств. ” нас уже очень много издательств, которые специализируютс€ на учебной литературе, закрылись.

- ¬слух ваши обидчики говор€т совсем не про рынок. ¬опросы вашего учебника Ђне способствуют любви к –одинеї. Ёто было за€влено пр€мым текстом. «а что вы так с –одиной?

Ц Ёто дымова€ завеса. Ћадно, прицепились к моему учебнику по экономике. Ќо ведь они прицепились и к учебнику по литературе јлександра јрхангельского. ѕрицепились к учебнику по географии. ќбвинили в Ђнепатриотизмеї учебник по биологии! Ёто стандартный набор дубин, с помощью которого, как им кажетс€, можно вышибать учебники с рынка.

- ¬ы создаЄте учебники почти 30 лет. „то-то подобное было в вашей практике раньше?

Ц “акого страшного и наглого не было никогда. ћы много лет пытались создать нормальную систему экспертизы учебников. ћы эту систему даже создали. ¬ 90-е был специальный проект, который правительство –оссии профинансировало с помощью ћеждународного банка. » мы тогда создали прекрасную модель федерального экспертного совета. Ѕыла очень жестка€ профессиональна€ экспертиза. Ёто было очень трудно. ќчень жЄстко. я сам проходил эти экспертизы. ќни были весьма болезненными. Ќо это было полезно. Ёкспертиза вылизывала текст, убирала ошибки.   этому принципу профессионалы относились с уважением. ј то, что мы получили сейчас, Ц это потр€сающа€ по наглости истери€, когда учебники, признанные профессионалами из –јЌ, которые все прошли экспертизу министерства образовани€, получают странную дополнительную экспертизу, котора€ и высказывает все эти безумные замечани€. ” мен€ есть ответ јкадемии наук, где разобраны эти замечани€. ¬ывод Ц абсолютно безграмотные, исключительно одиозные претензии.

- ¬ каком статусе вы работали над созданием механизма контрол€ за качеством учебников в 90-е?

–еклама


Ц я был членом экспертного совета. Ѕыла очень интересна€ схема работы. ≈сли ты сам был автором учебника, то теб€ лишали права участи€ в рассмотрении своего труда. “от самый конфликт интересов исключалс€. “ы не мог даже присутствовать. “ы получал заключение и на его основании дорабатывал учебник. Ёто бывало очень больно, но очень полезно. —егодн€ всЄ полностью помен€ли. —истема прин€ти€ решени€ абсолютно закрыта. „то происходит, мы не знаем.

- ј вы пробовали узнавать?

Ц —егодн€ нет никакой установленной процедуры апелл€ции. јвторы учебников не могут обратитьс€ в суд. ѕоэтому € с интересом смотрю на попытку издательства ј—“ пройти через арбитражный суд.

- Ёто в 90-е можно было с ћировым банком работать. —егодн€ у нас курс на тотальный суверенитет.

Ц ¬ы удивитесь! ћы продолжаем работать с ћировым банком! ћы шесть лет делали комплект пособий по финансовой грамотности совместно с ћинфином. я был руководителем авторского коллектива. — этой осени во все российские школы пойдут наши пособи€ по финансовой грамотности. » они все сделаны на основе кредита ћирового банка.

- ј как у вас там с патриотизмом? ѕохоже, нынешние цензоры вас упустили из виду.

Ц Ёто вы уже у ¬асильевой спросите сами.

- ј вы с ними сами не контачите? Ќе пытались напр€мую в министерстве просвещени€ найти взаимопонимание, узнать, почему они вдруг решили искать патриотизм в учебнике по биологии?

Ц ѕытались.  огда началс€ скандал с моим учебником, мне представитель ћинпросвещени€ за€вил, что мой учебник не прошЄл, потому что он был представлен не в полном комплекте материалов. Ѕыл только учебник. Ќо не было его электронной версии и пособий к нему. якобы это нарушило правило. » потому учебник был исключЄн. Ёто всЄ смешно. ѕотому что все материалы, которых им не хватило, были сданы в министерство. ѕод расписку. ћы написали им письмо. ”казали, что основани€ дл€ исключени€ учебника из списка разрешЄнных, неверные. ¬ ответном письме министерство просвещени€ пишет, что к этому отношени€ не имеет. ј решение об исключении учебников было прин€то учебно-методическим советом при министерстве. ќбращайтесь туда. » мы сейчас пишем письмо туда. Ќо € напомню, что председателем этого совета €вл€етс€ министр просвещени€! “очно та же госпожа ¬асильева. ѕрелесть!

- √лавное, раньше времени не Ђвпасть в прелестьї от осознани€.

Ц —тараемс€. я, к сожалению, понимаю вашу иронию.

- ”читыва€ ваши слова, у вас не может не быть союзников во власти. —лишком уж очевидный сюжет.  роме ‘ј—, кто за вас?

Ц »дЄт разбирательство в арбитражном суде. Ќо мы понимаем, как работает судебна€ власть. ¬ исполнительной власти сейчас за нас не выступает никто. ќщущени€, что кому-то нужно качественное школьное российское образование, у мен€ нет.

- “ак вы просто про любовь к –одине добавьте. » будут у вас сторонники.

Ц ≈сть те, кто это сделает лучше мен€.

- ѕомимо недостаточности патриотизма, вас упрекнули в отсутствии в учебнике информации о планах экономического роста страны. –азве методический материал Ц это не свод проверенных фактов и алгоритмов?

Ц Ќа самом деле школьный учебник строитс€ по определЄнной логике.  огда мен€ учили писать учебники, когда мы создавали ¬ысшую школу экономики, мы исходили из прин€той во всЄм мире концепции. ќна едина дл€ всех.  огда ты преподаЄшь в школе, ты преподаЄшь тот материал, который стал общепризнанным в науке в последние 20 лет.  огда ты преподаЄшь будущему бакалавру, то ты преподаЄшь материал, который вошЄл в научный оборот в последние 10 лет.  огда ты читаешь магистрам, то ты преподаЄшь научный материал, который вошел в оборот 5 лет назад. јспирантам ты рассказываешь уже о последних достижени€х науки и техники. Ѕудущее в учебнике преподавать нельз€. –ассказывать о планах, которые ещЄ не реализованы, Ц опасна€ истори€. ћы уже пытались преподавать историю о том, как мы построим коммунизм. јбсолютно серьЄзно учили людей, что в 1981 году у нас наступит коммунизм. „ем это кончилось?  оммунизм в 80-е не наступил. ќчень может быть, что это осознание обмана стало одним из факторов гибели ———–. ћы же не хотим гибели –оссийской ‘едерации.

-  ому нужно было построить свой персональный коммунизм из тех ораторов, они его и построили.  ак сидели на больших должност€х, так и сид€т сегодн€.

Ц Ўкола к этому отношени€ не имеет. ћы таким вещам учить не должны.

- ¬ы €вно не в общей струе. ћы уже давно живЄм новост€ми в будущем времени. ¬ключите телевизор. ѕочему же учебники должны от этого процесса отставать?

Ц Ўкола по законам –‘ отделена от политики! ј проникает это всЄ в образование только потому, что руковод€т системой не высококлассные профессионалы, а люди, назначенные политическими структурами. » назначенцы пытаютс€ доказать свою ло€льность. я их понимаю. ќт этого зависит их положение. ќт этого и идут попытки идеологического окрашивани€ современной школы. ћы от этого уходили, когда рухнул ———–. ј сейчас пытаемс€ вернутьс€ туда. Ќичем хорошим это не закончитс€.

- — какого момента вы стали это видеть? ≈сли мы соглашаемс€, что идЄт процесс идеологического окрашивани€ школы.

Ц “очно сказать трудно. Ќо, на мой взгл€д, эта дорожка становитс€ отчЄтливой примерно с 2014 года. ѕ€ть лет идЄм. ƒалеко уже ушли.

- ¬ы сами не думали добиватьс€ правды через суд?

Ц јвтору довольно трудно это делать. ј издательство, в котором € издаюсь, не очень большое, не очень богатое. “акие вещи, как суд, им подн€ть трудно. Ёто же не ЂЁксмої, которые как лидер образовательного рынка могут себе позволить такие затратные процессы, как суд в –оссии.

- —уд€ по тому, что ќльга ¬асильева осталась в правительстве, ей даже отдельное министерство создали вместо классического ћинобразовани€, специалист она ценный. ƒл€ своего работодател€ ƒмитри€ ћедведева.

Ц я бы обратил ваше внимание на то, что до недавнего времени она руководила высшей школой. ќднако высшую школу из-под неЄ всЄ же убрали, разделив прежнее ћинобразовани€ на ћинпросвещени€ и министерство науки и высшего образовани€ (возглавл€ет ћихаил  атюков. Ц ѕрим. ред.). ¬идимо, высшую школу решили от неЄ защитить. »наче разделение на два министерства € объ€снить не могу.

- “ак в ту же высшую школу, теперь подчинЄнную отдельному министерству, придут дети, опекаемые ћинпросвещени€ ќльги ¬асильевой. Ќе получаетс€ Ђзащитыї, о которой вы говорите.

Ц я не могу ничего здесь изменить. я лишь могу попытатьс€ этим дет€м помочь подготовитьс€ к нормальному будущему и нормальному образованию. Ётим € занимаюсь 30 лет. ≈сли мен€ выгон€т из высшей школы, то € помогать уже не смогу. “олько что мы получили проект новых федеральных государственных образовательных стандартов. “ам нет экономики вообще до 9-го класса. Ётот предмет вообще исключаетс€ из школы.

- ќбразование должно соответствовать реальности. √лавные игроки рыночной экономики –оссии Ц госкомпании. «ачем детей учить рынку? ƒаЄшь плановую экономику!

Ц ¬идимо, да. ¬ новых √ќ—ах оставили только обществоведение. » € же посто€нно общаюсь с коллегами. —ейчас мне уже несколько свидетелей и участников крупных экспертных конференций, где выступают в том числе представители госструктур и госкорпораций, рассказали, что последние мес€цы идЄт безумный вал ностальгии и обсуждени€ необходимости возвращени€ плановой экономики!

- ¬ы же тогда тоже работали. —можете написать учебник про планы?

Ц ћне скоро 70. я могу уже ничего не делать! я открыл себе канал в Youtube после всего этого. Ѕудут записывать свои лекции и публиковать там.  ому интересно, тот найдЄт.

- ¬ы со своим недостаточным патриотизмом там продержитесь только до тех пор, пока суверенный »нтернет не случитс€.

Ц я делаю то, что € могу. ј это € пока могу. » € это буду делать.

- Ќо вы же говорили, что готовы внести коррективы в свой учебник, который так внезапно перестал нравитьс€ ќльге ¬асильевой.

Ц »мелось в виду только то, что если новые √ќ—ы потребуют корректировки, € готов еЄ сделать. Ќо, как видите, решено вообще убирать из школы курс экономики. ѕравить просто нечего. “еперь мои учебники дл€ 7-го и 8-го класса просто исчезнут.

- –азве наведение пор€дка с обилием противоречащих друг другу учебников не идЄт на пользу? ¬ 2018 году вот сократили перечень рекомендованных изданий с 1370 до 863 книг.

Ц —ложно сказать однозначно. Ќа самом деле дети очень разные, школы разные, разные учител€, разные регионы. » € не могу сказать, что даже мой учебник Ц тотальный владелец рынка. ≈сть масса других учебников по экономике.  аждый учитель выбирает то, что ему удобнее. ¬ыбор должен быть. ћы с этого начинали в 1991 году. ћы специально создавали палитру, чтобы главный человек в преподавании Ц учитель могу выбрать нужные ему краски. “ак делаетс€ во всЄм мире.

- —истема образовани€ реформируетс€ посто€нно все эти годы. ¬се эти годы слышно, что наше образование в кризисе. ¬ы тоже можете найти Ђточку невозвратаї? »ли вы верите в хорошее?

Ц Ёто не вопрос веры. —уть в том, что людей профессиональных и издательств, остаЄтс€ всЄ меньше. —оздать учебник Ц это очень трудна€ истори€. ѕопробуйте набрать людей, которые могут такое делать. ”ничтожить это легко, а воссоздать не факт, что удастс€. ≈сли мы на горизонте п€ти лет потер€ем независимые издательства, которые ещЄ могут делать учебники, возможно, мы никогда не сможем это возродить.

- ј это кому вообще интересно кроме тех, кто зан€т производством этих учебников? ”чительское сообщество молчит после внезапной чистки ћинпросвещени€. –одители молчат.

Ц ”чител€ волнуютс€ и переживают. я это знаю. ќни нам пишут письма. ѕытаютс€ заказывать учебник в форме пособи€, где это возможно сделать. ј российские родители сейчас просто растер€ны. Ћюди не понимают, какое будущее нужно их дет€м. ’орошее образование или просто отдать сына в армию.  онкурсы в военные училища и силовые структуры очень высокие сегодн€. —овершенно непон€тно, зачем ребЄнка т€нуть на высокий интеллектуальный уровень. Ќепон€тно, нужно ли это вообще современной –оссии.

Ќиколай Ќелюбин,
специально дл€ Ђ‘онтанки.руї


© ‘онтанка.–у

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€