—ветогорск как новый транспортный хаб. ‘инны хот€т электричку ѕетербург - »матра к 2025 году

22.04.2019 14:54
—ветогорск как новый транспортный хаб. ‘инны хот€т электричку ѕетербург - »матра к 2025 году —ергей Ѕертов/»нтерпресс
¬ласти финской ёжной  арелии увер€ют, что электричку ѕетербург Ч »матра Ч Ћаппеенранта с миллионным пассажиропотоком можно будет запустить в 2025 году. –оссии дл€ этого осталось найти всего несколько миллиардов.

‘инл€нди€ уже к 2023 году будет готова к росту железнодорожных грузоперевозок через Ђ—ветогорскї и запуску электрички между Ћаппеенрантой и ѕетербургом. ƒл€ реализации проекта на российской стороне потребуетс€ не меньше 3,3 млрд рублей и политическа€ вол€. ѕредложение по реализации проекта будет передано ћинтрансу –‘ в ближайшее врем€.

ѕлан меропри€тий по развитию международного железнодорожного пункта сообщени€ через ∆ƒѕѕ Ђ»матра Ч —ветогорскї на дн€х представил в »матре –егиональный союз ёжной  арелии.  ак рассказал Ђ‘онтанкеї руководитель проекта —тефан ћюнттинен, согласно проведЄнному исследованию железнодорожный пункт пропуска Ђ—ветогорскї, который сейчас работает как грузовой в двустороннем режиме, имеет все шансы стать многосторонним и начать принимать пассажирские поезда уже через 6 лет.

–егиональный —оюз ёжной  арелии

ƒл€ просмотра в полный размер кликните мышкой

Ќа разработку плана меропри€тий и предварительного обосновани€ финска€ сторона потратила 260 тыс€ч евро из государственного и муниципальных бюджетов. ќбщий объЄм планируемых инвестиций в железнодорожную инфраструктуру приграничного региона по ту сторону границы Ч 250 млн евро (в рубл€х Ч более 18 млрд).

–еклама

»значально проект задумывалс€ больше дл€ развити€ грузовых перевозок, однако в ходе изучени€ потенциала пункта пропуска исследователи пришли к выводу, что пассажирские перевозки тоже будут экономически оправданными.

–егиональный —оюз ёжной  арелии

ƒл€ просмотра в полный размер кликните мышкой

ЂЌа российской стороне дл€ пр€мого сообщени€ через —ветогорск будет использоватьс€ только что построенна€ электрифицированна€ двухколейна€ железна€ дорога Ћосево Ц  аменногорск Ц ¬ыборг. Ќовое сообщение повысит конкурентоспособность работающих на экспорт промышленных предпри€тий ¬осточной и ёго-¬осточной ‘инл€ндии благодар€ сокращению рассто€ний, которое может достигать 200 км в одном направлении.  роме того, второй маршрут в –оссию снизит чувствительность железнодорожной логистики к нарушени€м в работеї, Ц говорит ћюнттинен.

–астущий леспром и Ђдорога смертиї

ќптимистичные выводы финнов сделаны, главным образом, на основе данных пограничников и таможни, а также экономических прогнозов развити€ –оссии. ¬ ходе исследовани€ был проведЄн опрос промышленных и логистических компаний. Ќекоторые из них уже воз€т товары через Ђ—ветогорскї, другие рассматривают такую возможность. »гроки рынка лесной промышленности планируют наращивать поставки в ‘инл€ндию. ќпрошенные компании в целом намерены увеличить свой грузооборот к 2025 году с нынешних 5,2 млн тонн до 14,9 млн тонн.

 ак следует из презентации проекта, грузоперевозки из –оссии в ‘инл€ндию с 2015 года неуклонно растут, и в 2018 году объЄм потока грузов вернулс€ к уровню 2013 года Ч 27,4  млн тонн. »з них на железнодорожный транспорт пришлось 57%. ¬ 2018 году грузооборот через ∆ƒѕѕ ЂЅусловска€ї в сравнении с 2017-м вырос с 7,2 до 8 млн тонн, через ∆ƒѕѕ Ђ—ветогорскї Ц с 2,4 до 2,5 млн тонн. ѕо данным ‘“—, на ЂЅусловскуюї приходитс€ 50% всех грузоперевозок между –оссией и ‘инл€ндией, на Ђ—ветогорскї Ц 15%.

Ћесопромышленна€ отрасль в ‘инл€ндии растЄт. “ак, в  уопио идет строительство крупнейшего в мире завода по производству целлюлозы Finnpulp мощностью 1,2 млн тонн в год и стоимостью 1,4 млрд евро. ѕомимо него есть и другие крупные инвестиионные проекты в этой сфере (Kaide, Kaicell Filare, Boreal Bioref и Mets? Fibre). ѕо прогнозам, обща€ потребность финских предпри€тий в древесине к 2025 году составит 16,1 млн тонн. ƒл€ сравнени€: сейчас в ‘инл€ндию поставл€етс€ 7,3 млн тонн древесины, из них 85% Ц из –оссии.

–еклама


„ерез Ђ—ветогорскї из –оссии везут главным образом лес и пиломатериалы, обратно платформы идут порожними. ¬ номенклатуру разрешЄнных товаров вход€т также металл, битум. „тобы ограничений по товарным группам не было, пункту пропуска нужен международный статус.

Ђћеждународный статус пункта пропуска необходим дл€ развити€ потребностей как импорта, так и экспортаї, Ц подтверждает специалист консалтинговой компании в области проектировани€ EP-Logistics Ёса Ёэрикайнен.

јналитики подсчитали, что даже при низких темпах роста международной торговли и социально-экономического развити€ начина€ с 2025 года ∆ƒѕѕ Ђ—ветогорск Ц »матраї в качестве посто€нного многостороннего погранпункта дл€ пассажиров и грузов всех товарных групп будет экономически выгодным. ƒаже если всЄ оставить, как есть, загруженность ∆ƒѕѕ Ђ—ветогорскї к 2035 году вырастет в сравнении с 2018-м на 10%, до 48%, а если он получит статус международного Ч то до 112%.

ѕассажиропоток в таком случае составит миллион пассажиров в год, значительна€ часть российских туристов, приезжающих в ‘инл€ндию на машине, перес€дет на поезд, уверены авторы отчЄта, а к 2035-му этот показатель вырастет до 1,3 Ч 1,5 млн человек.  ак уточнила Ђ‘онтанкеї —ветлана ¬оронцова, исполнительный вице-президент √  Ђ“ранспортна€ интеграци€ї (исполнитель исследовани€ с российской стороны по заказу ёжной  арелии), расчЄтна€ стоимость билетов составила 1500 рублей.

≈щЄ одним аргументом в пользу запуска электрички называетс€ улучшение безопасности дорожного движени€ Ц трасса Ђ—кандинави€ї A-181 имеет дурную славу из-за многочисленных аварий. Ђ—огласно данным, поступившим от √»Ѕƒƒ, за период 2016 Ц 2018 гг. на ј-181 Ђ—кандинави€ї зафиксировано 235 ƒ“ѕ с пострадавшими, в которых 393 человека ранено, 68 человек погиблої, Ц уточнили Ђ‘онтанкеї в ‘ ” ”прдор Ђ—еверо-«ападї.

ѕредполагаетс€, что спрос поддержит и развитие аэропорта Ћаппеенранты, пассажиропоток которого в следующем году составит 100 тыс€ч пассажиров, треть которых Ц росси€не.

–анее опрос читателей Ђ‘онтанкиї показал, что почти 80% респондентов заинтересованы в поездках в приграничную ‘инл€ндию на поезде. ѕочти каждый третий готов воспользоватьс€ электричкой ѕетербург Ч »матра Ч Ћаппеенранта пару раз за полугодие, 16% за€вили о желании использовать этот вид транспорта ежемес€чно.

ѕолитическа€ вол€ и 3,3 млрд рублей

ѕо предварительным расчЄтам, базова€ сумма, котора€ понадобитс€ дл€ инфраструктуры на российской стороне, Ч 45 млн евро (3,3 млрд рублей), говорит ћюнттинен. ƒл€ оборудовани€ пассажирского терминала и расширени€ пункта пропуска под требовани€ многостороннего проекта этой суммы, возможно, хватит, но дл€ запуска пассажирского сообщени€ нужна также электрификаци€ 26-километрового участка дороги от  аменногорска до границы.

 роме того, дл€ местных жителей активное железнодорожное движение может обернутьс€ пробками на переездах, поэтому потребуетс€ строительство виадуков.

‘инансировани€ на Ђ—ветогорскї в госпрограмме Ђ–осграницаї до 2021 года не предусмотрено. „асть денег финны предлагают изыскать у ≈— через программу ѕриграничного сотрудничества Ђ≈вропейский инструмент соседства "ёго-¬осточна€ ‘инл€нди€ Ц –осси€"ї, как уже ранее делалось дл€ реконструкции других пунктов пропуска на границе с ‘инл€ндией.

Ђћы построили Ѕеломорканал и  рымский мост. ѕри наличии политического решени€ задача будет выполненаї, Ц считает источник с российской стороны, близкий к обсуждению проекта между ведомствами двух стран.

¬ –∆ƒ на вопросы Ђ‘онтанкиї, касающиес€ идеи запуска электрички и перевода части грузоперевозок на другую ветку, а также возможностей финансировани€ проекта, не ответили. ЂЌа сегодн€шний день мы не располагаем информацией о проекте развити€ ∆ƒѕѕ Ђ—ветогорскї, разрабатываемом финской стороной. ¬ св€зи с этим предоставить данные о решени€х и перспективах проекта не представл€етс€ возможнымї, Ц за€вили в пресс-службе российского перевозчика. ћюнттинен же утверждает, что переговоры с –∆ƒ и Ћенобластью ведутс€: Ђќни очень положительно смотр€т на наш проектї.

Ќа данный момент речь идЄт лишь о концепции. ¬ Ђ–осгранстроеї еЄ комментировать не берутс€.

Ђ¬опросов очень много при реализации проекта. Ёто и строительство виадуков по ходу следовани€ поездов, и места осуществлени€ контрольных процедур таможней и пограничниками. ѕока никто не видел заключени€ по исследованию и не проводил предпроектных расчЄтов. ” мен€ нет заключени€ –∆ƒ, таможни и пограничников, –осавтодора и администрации Ћенобласти. ќ перспективах реализации можно будет говорить лишь тогда, когда в случае поддержки проект перейдет в стадию дорожной карты (сроков и задач). ћожно сказать с уверенностью, что если така€ задача будет поставлена перед –осгранстроем, то она будет выполненаї, Ц говорит замдиректора —анкт-ѕетербургского филиала ‘√ ” Ђ–осгранстройї ƒмитрий ¬аньчков.

‘инское лобби

–егиональный директор ёжной  арелии ћатти ¬ииалайнен настаивает, что это приоритетный проект дл€ приграничного региона.

— финской стороны в рамках программы приграничного сотрудничества Ђёго-¬осточна€ ‘инл€нди€ Ц –осси€. 2014 Ц 2020ї уже запущен проект в размере 5,1 млн евро по закупке оборудовани€ дл€ финской таможни, повышающего эффективность грузовых железнодорожных перевозок, в частности досмотровые комплексы с Ђрентгеномї. Ќа ∆ƒѕѕ Ђ—ветогорскї такие уже есть.

ѕотенциальный маршрут электрички из ѕетербурга проходит через »матру до Ћаппеенранты. Ќа данный момент там одноколейка, а Ћуум€ки Ц »матра Ч один из наиболее интенсивно используемых одноколейных участков в ‘инл€ндии, поэтому в 2018 году началась его капитальна€ реконструкци€ и строительство двухколейного участка между …оутсено и »матрой, обновление железнодорожных мостов и т. д. —тоимость проекта Ц 187 млн евро.

“акже јгентство транспортной инфраструктуры ‘инл€ндии вскоре должно утвердить общий план развити€ дл€ участка »матранкоски Ц государственна€ граница. ѕо словам ћюнттинена,

Ќа первом этапе (45 млн евро), который позволит запустить пассажирские перевозки, планируетс€ перенос функций железнодорожного парка из »матранкоски в ѕелколу (пункт пропуска), строительство поворотного треугольника на  арельской железной дороге, а также размещение устройств безопасности и управлени€ железнодорожной сигнализацией и электрификаци€ пути от »матранкоски до границы с –оссией. ¬торой этап, затраты на который оцениваютс€ в 40 млн евро, подразумевает строительство двухколейной дороги до »матры. ќн будет реализован, когда объемы перевозок Ђвозрастут в достаточной степениї.

Ќовое правительство и парламент ‘инл€ндии должны будут прин€ть решение о реализации проекта в 2020 году, и тогда он будет завершен в 2023 году. ѕо словам ћюнттинена, реализаци€ большинства его частей не зависит от решени€ –оссии, так как направлена также и на внутренние нужды.

¬ ближайшее врем€ финска€ сторона намерена обратитьс€ в ћинтранс –‘ с предложением о реконструкции ∆ƒѕѕ Ђ—ветогорскї и придани€ ему статуса многостороннего, предоставив своЄ предварительное исследование. –абоча€ группа, в свою очередь, привлечет экспертов и специалистов из разных сфер дл€ оценки представленных данных. «атем потребуетс€ экономическое обоснование; сбор информаци€ о планируемой мощности и сроках открыти€ многостороннего ∆ƒѕѕ; расчет стоимости проектных и строительных работ, включа€ реконструкцию железнодорожной станции —ветогорск.

ѕредставители –егионального союза ёжной  арелии и јгентства по развитию региона »матра приедут обсуждать проект с торгово-промышленной палатой и комитетом по туризму Ћенобласти 25 апрел€. 

яна ѕруссакова, "‘онтанка.ру"

—правка:

ѕассажирское железнодорожное сообщение из ѕетербурга в »матру через ¬ыборг и  аменногорск было запущено ещЄ в начале 1890-х годов. –усские любили отдыхать в ‘инл€ндии и ездили туда на лето на свои дачи. ¬ 1972 году ∆ƒѕѕ Ђ—ветогорскї был открыт как двусторонний дл€ обслуживани€ потребностей целлюлозно-бумажного комбината Enso. ¬ 1997 году –осси€ и ‘инл€нди€ обмен€лись нотами о необходимости международного пункта пропуска дл€ железнодорожного и автомобильного транспорта. ¬ 2002 году открылс€ международный автомобильный пункт пропуска Ђ—ветогорскї, но железнодорожный такого статуса не получил из-за отсутстви€ необходимой инфраструктуры. ¬ 2010 Ч 2011 годах государства вновь обмен€лись нотами по поводу ∆ƒѕѕ, но подготовка проекта заглохла. ƒоговор о железнодорожном сообщении, который позвол€ет осуществл€ть через —ветогорск - »матру импортные, экспортные и пассажирские перевозки, был заключен между ‘инл€ндией и –оссией в 2016 году. ќднако дл€ этого необходима погранична€ инфраструктура и придание пункту пропуска статуса международного. ¬ 2018 году регион ёжной  арелии запустил разработку плана действий дл€ развити€ ∆ƒѕѕ.

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€