Ўкольник, получивший Ђмалую нобелевкуї по математике, Ц о плохих учител€х и тайном пристрастии к рэпу

24.05.2019 19:16
Ўкольник, получивший Ђмалую нобелевкуї по математике, Ц о плохих учител€х и тайном пристрастии к рэпу –услан ћагдиев, фото предоставлено “имуром ћагдиевым
ѕетербургский школьник получил премию  арла ћенгера. ¬ математических кругах ее называют Ђмалой нобелевкой дл€ молодых ученыхї. Ђ‘онтанкаї поговорила с победителем и о превратност€х ≈√Ё, и о конкуренции между Ђолимпиаднымиї и Ђнаучнымиї математиками.

–осси€ участвует в конкурсе Intel ISEF јмериканского математического сообщества (AMS) уже тридцать лет, а главный приз удалось получить впервые. ѕетербургский школьник –услан ћагдиев приехал в ‘еникс, штат јризона, с научной работой Ђ√еометри€ геодезических в дискретной группе √ейзенбергаї, которую написал под руководством студента матмеха »льи јлексеева. Ђ‘онтанкеї –услан рассказал, почему волнуетс€ из-за ≈√Ё, как школа чуть не убила в нем желание учитьс€ и почему даже Ђмала€ нобелевкаї не гарантирует поступление на матмех. 

Ц ѕеред нашим разговором вы сдавали в школе Ђтренировочный вариантї ≈√Ё. ѕри вашем уровне этот экзамен должен восприниматьс€ как проходной Ч но вы все равно волнуетесь?

Ц ƒа. ƒело в том, что формат и критерии оценки ≈√Ё таковы, что надо не обладать знани€ми, а достаточно натренироватьс€ на сдачу именно этого теста.

Ц ј преми€  арла ћенгера не дает преимуществ при поступлении?


Ц   сожалению, нет, в нашей стране она не котируетс€. » даст не больше 15 баллов к личным достижени€м. Ќо преми€  арла ћенгера €вл€етс€ одной из самых престижных дл€ молодых математиков в мире. » € привлек внимание как минимум американского математического сообщества. Ќа Ђнаучной €рмаркеї, где мы защищали свои работы, были представители сразу нескольких крупных университетов —Ўј, некоторые из них интересовались мной. Ќо мне важна была не столько преми€, сколько профессиональна€ оценка моей работы. я испытал ощущение причастности к чему-то великому. я учусь в школе, воспитанники которой регул€рно получают премию  арла ћенгера, но третьей степени. ¬ этом году € получил первую степень. ќщущение, что € теперь не просто наравне с людьми, которые имеют ученые степени, а даже в какой-то степени выше.

Ц  акой отбор вам пришлось пройти перед поездкой в —Ўј?

Ц „тобы представл€ть –оссию на международном конкурсе, надо пройти отборочные конкурсы внутри страны. ќдин из них Ц Ѕалтийский научно-инженерный конкурс, в нем участвовало около 700 участников со всей –оссии. ѕричем это лучшие молодые ученые, которые до этого прошли несколько этапов конкурсных проверок. Ќа секции математики мо€ работа получила высшую премию. я был отмечен академией —теклова и ѕолитехом.

Ц „то надо было делать на очном туре?

Ц ѕредставить свой проект, использу€ доступные средства Ц доски, плакаты, на которых можно изобразить необходимые графики и формулы. ќбъ€снение должно быть пон€тно и тем, кто глубоко разбираетс€ в теме доклада, и тем, кто разбираетс€ меньше. ќценивалась степень понимани€ проекта.

Ц “о есть мультимедийную технику дл€ презентаций на конкурсе не используют?

Ц Ќу, может быть, € неточно выразилс€. я дл€ представлени€ проекта сделал постер 1,5 на 1,5 метра, на котором изобразил важные детали моей работы, рассказал про свой метод и св€зь, которую € нашел.   тому же жюри оценивало умение объ€сн€ть суть работы разными пут€ми. “ехнику, конечно, тоже можно было использовать, € на компьютере показывал модель, с которой работал.


Ц  роме конкурса удалось что-то посмотреть в јмерике, хот€ бы сам ‘еникс?

Ц ‘еникс Ц достаточно крупный город, несмотр€ на то, что находитс€ в пустыне. ѕосмотреть его удавалось, только когда мы выходили перекусить и в магазин за продуктами, график был напр€женный. Ѕуквально один раз удалось съездить в ботанический сад с кактусами, и все. Ќо познакомитьс€ с повседневной жизнью јмерики получилось. ћне понравилось то, что даже в не самом центральном городе люд€м доступны все современные технологии, каждый может найти дл€ себ€ что-то интересное Ц все дл€ потребител€. Ќо, с другой стороны, гипертолерантность выгл€дит как реальна€ проблема в обществе. „тобы помочь инвалиду, здоровых людей просто расталкивают.

Ц ¬ каких других конкурсах вы участвовали?

Ц я пробовал себ€ в разных математических олимпиадах, потому что в этом году мне важно поступить в вуз. Ќо, к сожалению, успеха удалось достичь только в ќбщей межвузовской математической олимпиаде (ќћћќ). » она не везде дает возможность поступить вне конкурса. я дважды представл€л –оссию в ћеждународном турнире юных математиков в –умынии и ‘ранции, велика веро€тность, что в этом году поеду на турнир в Ѕарселону, если все будет хорошо с поступлением в вуз. ¬ыступал на республиканском конкурсе в Ѕелоруссии и в ѕетербурге Ц на турнире юных математиков.

Ц ј куда планируете поступать?

Ц Ќа бакалавриат матмеха —ѕб√”, но конкуренци€ там очень жестка€.   сожалению, как € уже говорил, мо€ преми€ на вступительных экзаменах мне мало что дает, а есть еще призеры международных олимпиад, которые имеют преимущества. ѕри поступлении, в принципе, имеет значение только олимпиадна€ математика, с которой € не работаю, € ближе к науке.

Ц ѕочему така€ конкуренци€ Ц у нас выросло целое поколение одаренных математиков?

Ц Ќу, скажем так, в прошлом году человек, у которого была научна€ работа с третьей степенью  арла ћенгера, еле-еле поступил на бакалавриат матмеха. ј у него при этом была еще и олимпиада более высокого уровн€, чем у мен€. ѕотому что параллельно с ним поступали 50 человек, которые победили на разных олимпиадах, которые, в отличие от научных конкурсов, при поступлении котируютс€. “ак что есть серьезна€ конкуренци€ между разными математиками.

Ц ¬ каком возрасте вы начали серьезно заниматьс€ математикой?

Ц „етыре года назад в середине учебного года € поступил в Ћабораторию непрерывного математического образовани€ на базе 564-й школы. —дал вступительные экзамены и набрал нужный балл. » столкнулс€ с огромным объемом знаний, с упором на математику и точные науки. ѕолучилось, что € пропустил мес€ц учебы и летний лагерь, и все это мне пришлось нагон€ть.   тому же там темп обучени€ был такой, к какому € не привык. ј тем разделом математики, которому посв€щена мо€ учебна€ работа, € занимаюсь последние 2Ц2,5 года. ћой научный руководитель вел у нас семинары в школе. ”ченики лаборатории каждый год попадают в команду, котора€ представл€ет –оссию на конкурсе Intel ISEF, и всегда возвращаютс€ с какими-либо наградами и дипломами.

я всегда был очень любознательным, мне нравилось познавать мир. ¬ детстве € вместо мультиков смотрел научные каналы вроде Discovery. ƒо того, как мне рассказали, как красива математика, € увлекалс€ химией и физикой, какое-то врем€ даже литературой. ћне было интересно, как устроен мир.  огда € поступил в 564-ю школу, € пон€л, что в математике мен€ всю жизнь учили красить забор, а на самом деле это целое искусство.

Ц ј почему поступать пришлось в середине года?

Ц ¬ предыдущей школе у мен€ были проблемы, св€занные с учител€ми. —кажем так, иногда мне казалось, что € умнее их. ¬ результате взаимоотношени€ у мен€ с ними не складывались, иногда доходило до унижений. ѕолитика в школе была така€: слабых учеников подт€гивали до среднего уровн€, а тех, что посильнее, наоборот, старались Ђусреднитьї. ѕлохую оценку могли поставить ни за что, и, даже если ты делаешь что-то хорошо, это не оценивалось никак. ” детей пропадало желание учитьс€. я как-то своей маме сказал: Ђ«ачем мне вообще что-то делать, если € и так получу свою тройку?ї –одители схватились за голову и попытались поговорить с директором. –езультатов это не принесло, и мы решили переводитьс€ в другую школу, где иначе относ€тс€ к ученикам. Ќо это все в прошлом.

Ц ј на обычную подростковую жизнь врем€ остаетс€?

Ц —ейчас, конечно, т€жело, потому что ≈√Ё уже через п€ть дней. ¬ восьмом классе было еще труднее, времени на прогулки с друзь€ми не оставалось. Ќо € и не любил особо просто гул€ть по улице. ¬ дев€том классе € вошел в колею, и после сдачи ќ√Ё нам снизили нагрузку, чтобы не передавить в дет€х желание учитьс€. Ќо мне всегда больше нравилось заниматьс€ познанием, чем просто где-то гул€ть.

Ц Ќо в соцсет€х у вас есть фото с микрофоном в караоке, и можно заключить, что вам нравитс€ рэпЕ 

Ц ƒа, хот€ € стараюсь это особо не афишировать. Ќу какой математик станет увлекатьс€ подобными вещами! Ќо рэп мне близок. Ёта музыка дл€ мен€ отдушина. —ам € рэп не сочин€ю, на это уже времени нет. Ќо € люблю исполн€ть великие произведени€ классиков Ч известных рэперов нулевых и дев€ностых. ѕон€тно, что не обходитс€ без какого-нибудь Ёминема и ƒоктора ƒре.

Ц ј есть ли у вас любимый математик?

Ц я не ищу себе каких-то особенных кумиров. ћо€ бабушка была заслуженным математиком. ћой папа тоже человек науки. » €, конечно, не мог не пойти в науку.

Ц √де и в каких обсто€тельствах вы представл€ете себ€ лет через дес€ть?

Ц   этому времени хотелось бы иметь научную степень. Ќо, к сожалению, в –оссии услови€ дл€ науки таковы, что здесь это реализовать сложно. “ак что, скорее всего, это будет где-то за рубежом. Ќо определенно это будет наука. ¬о вс€ком случае, попробовать точно стоит.

¬енера √алеева, Ђ‘онтанка.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

„итайте также
яндекс.–екомендации

∆ильЄ в —анкт-ѕетербурге

    –абота в —анкт-ѕетербурге


      ћатериалы рубрики

      Cтатьи Ќовости
        еще новости
        Ќаписать новость
        ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

        Ќе забудьте указать свои контакты

        я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€