–азработчик новой маршрутной сети ѕетербурга: »ногда люди грубые письма присылают. ƒумают, что мы все тут на машинах ездим

15.06.2019 14:05
–азработчик новой маршрутной сети ѕетербурга: »ногда люди грубые письма присылают. ƒумают, что мы все тут на машинах ездим јлександр ѕетрос€н/ оммерсантъ
¬ 2020 году в ѕетербурге изменитс€ количество пассажирского транспорта, скорость и направление его движени€. ќ гр€дущих переменах в интервью Ђ‘онтанкеї рассказал замдиректора —ѕб √ ” Ђќрганизатор перевозокї ƒмитрий ѕроцкий.

—мольный готовитс€ претворить в жизнь масштабную реформу  общественного транспорта, в результате которой почти 300 маршрутов перестанут существовать. 280 из них Ч это автобусы с буквой Ђ ї. „тобы компенсировать потерю, городские власти выпуст€т дополнительную технику,  откроют 97 новых маршрутов и измен€т трассировку у 62 направлений. Ђ‘онтанкаї поговорила с человеком, который последние годы планировал эту реформу.

ѕетербургские власти не просто так решили поигратьс€ с маршрутной сетью. »х к этому подтолкнул подписанный в июле 2015 года президентом –‘ ¬ладимиром ѕутиным федеральный закон, суть которого заключаетс€ в том, чтобы ввести на территории –‘ единые принципы организации пассажирских перевозок. «акон установил максимальные сроки действи€ договоров между власт€ми и перевозчиками. — частными игроками все старые договоренности заканчиваютс€ не позднее, чем 13 июл€ 2020 года, а с государственными предпри€ти€ми не позднее 2025 года.

 аждый маршрут теперь будет разыгрыватьс€ на госзакупках. Ёто автоматически влечет более строгий контроль за действи€ми перевозчиков и дополнительные требовани€ к подвижному составу. —пециально дл€ Ђ‘онтанкиї замдиректора —ѕб √ ” Ђќрганизатор перевозокї ƒмитрий ѕроцкий рассказал, чего ждать всем пассажирам и перевозчикам ѕетербурга.

- 1 июл€ этого года должен быть утвержден документ планировани€, который зафиксирует замену почти 300 привычных горожанам маршрутов в 2020 году. ¬ы тот человек, который непосредственно занималс€ этой работой. –асскажите, пожалуйста, в чем суть реформы и какие транспортные изменени€ ждут ѕетербург?


Ц Ќачать нужно с того, что 1 июл€ Ч это не точна€ дата. —роки могут сдвинутьс€. —ейчас у нас есть социальные маршруты Ц те, на которых город доплачивает за льготников, и коммерческие маршруты (с буквой Ђкї) Ц те, на которых отнюдь не всегда есть возможность дл€ льготного проезда. — 15 июл€ 2020 года все коммерческие маршруты в привычном дл€ горожан понимании будут заменены. Ќе просто бесследно исчезнут. Ќа 350 маршрутов мы заключим госконтракты, которые предусматривают льготы и возможность оплаты едиными электронными билетами, из этих 350 маршрутов Ц 70 полностью соответствуют действующим трассам маршруток, 20 маршрутов абсолютно новых и 260 действующих Ђсоциальныхї маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками. (Ќа сегодн€шний день 260 социальных маршрутов обслуживают 16 частных перевозчиков, остальные социальные маршруты обслуживают государственные предпри€ти€: √”ѕ Ђѕассажиравтотрансї и √”ѕ Ђ√орэлектротрансї Ц прим.ред.) Ќа другой части компенсируем исчезновение маршруток усилением социальных автобусов. √де-то незначительно изменим трассировку. «а основу брали существующую маршрутную сеть.  стати, социальные маршруты в плане трассировок никак не измен€тс€, а на большинстве из них увеличитс€ количество подвижного состава. »з коммерческих постарались исключить дублирование. ≈сли какой-то маршрут исчез, то это значит, что тот пассажиропоток, который на нем был, мы перенаправл€ем на социальный транспорт, проход€щий в тех же местах. „тобы всем было комфортно, увеличиваем количество транспортных средств.

- ƒавайте на конкретном примере?

Ц Ќапример, 216 автобус до —естрорецка. —ейчас там регул€рно ходит 1 социальный автобус и 5 коммерческих  маршруток. ћы планируем, что после реформы маршрутки исчезнут, но по 216 начнет ходить 14 автобусов с интервалом в 11 минут. ≈ще дальше до «еленогорска  планируетс€, что будет ходить 27 машин по маршруту є211 с интервалом в 9 минут. Ќапоминаю, что в этом же направлении ход€т электрички.

ѕри этом подчеркну: все автобусы будут новыми (не старше 2 лет) и низкопольными, что удобно дл€ маломобильных групп населени€. Ќе только дл€ инвалидов, но и дл€ мам с кол€сками, дл€ пенсионеров. ¬ каждом можно будет расплатитьс€ льготникам, каждый будет оборудован спутниковой навигацией, то есть можно будет по карте отследить его движение. ≈ще и кондиционеры прописываем в техзадании.

- ¬ среднем интервал движени€ автобусов, а вместе с ним и врем€ ожидани€ дл€ пассажиров, увеличитс€ или нет?

Ц ¬ среднем интервалы движени€ действительно могут стать больше. ¬се потому, что на маршрутках зачастую необоснованно высока€ частота движени€. ј вообще все зависит от пассажиропотока на конкретном направлении. „ем больше пассажиров, тем интенсивнее должно быть движение. √де-то у нас интервал движени€ останетс€ практически неизменным, а где-то увеличитс€. ƒл€ отдельного маршрута минимальный интервал движени€ Ч 6 минут. ѕочти уверен, что на самых попул€рных направлени€х люди даже не замет€т изменений.

- ј максимальный интервал? 


Ц „ас дл€ наименее востребованных маршрутов, как правило, в Ћенобласть. “ам, естественно, будет не интервал, а конкретное расписание. ¬се, что пассажиру придетс€ ждать больше 20 минут, будет ходить по расписанию.

≈ще один нюанс Ц мы снижаем плановую (среднюю Ч прим.ред) скорость движени€ по маршруту. ѕо нормативу сейчас она Ч 18 км/час. Ќо из-за пробок получаетс€, что автобусы двигаютс€ медленнее, и человек, вместо обещанных ему 10 минут, ждет 30 минут. —низив плановую скорость, мы увеличиваем количество транспорта, необходимое дл€ соблюдени€ интервала. ¬ общем наше расписание станет гораздо больше похоже на правду. ѕланова€ скорость будет соответствовать фактической, с которой люди едут в транспорте.

—ейчас на социальных маршрутах мы из-за пробок тер€ем 3% от всех рейсов. ¬роде небольша€ цифра, да? ј это тем временем почти тыс€ча рейсов в день из более чем 30 тыс€ч выполн€емых рейсов Ц это прилично.  Ёта потер€ снизитс€.


ƒмитрий ѕроцкий
ƒмитрий ѕроцкий
‘ото: јлександр —нытко/»нтерпресс/“ј——


- “о есть автобусы будут двигатьс€ медленнее?

Ц ќтносительно посто€нно нарушающих правила маршруток Ч скорее всего. Ќо мы компенсируем небольшое снижение скорости движени€ уменьшением времени, которое социальные автобусы сейчас трат€т на остановку. ќбратите внимание, как сильно Ђсоциаламї сейчас мешает коммерци€, и какой бардак иногда устраиваетс€ на остановках. —ейчас, чтобы подъехать, остановитьс€, осуществить посадку-высадку и отъехать, водители вынуждены тратить до 5 минут времени. ѕосле проведени€ реформы планируетс€, что автобус будет останавливатьс€ и заполн€тьс€ пассажирами примерно за 20 секунд. ≈ще один способ увеличени€ скорости Ч это выделенные полосы. Ѕезусловно, не везде они работают так, как надо, например, на Ќевском. Ќо в целом выделенки положительно сказываютс€ на скорости движени€.

- –асскажите, каким образом вы проводили расчеты?

Ц  аждый коммерческий маршрут мы обследовали натурно. ѕричем втайне от перевозчиков,  чтобы они не были готовы к проверкам. ƒопустим, перевозчик стабильно выпускает на рейс больше автобусов, чем это предусмотрено в договоре. ≈сли мы предупреждаем об обследовании, то в день Ђ’ї машин ровно столько, сколько прописано в договоре.  роме того, когда перевозчики знают о нашем визите, они могут преп€тствовать сбору данных о реальных пассажиропотоках. «ачем? „тобы сохранить в тайне свою прибыль. ƒелаетс€ это так: перед маршруткой, в которой едет наш специалист, запускаетс€ еще одна. ќна отт€гивает на себ€ большую часть пассажиров, в результате мы получаем недостоверные сведени€. ≈ще одно ухищрение Ц так называемый Ђпрокатї. ћаршрутка без провер€ющего собирает всех голосующих. ≈сли в ней сидит контролер, то водитель просто проезжает мимо. ѕоэтому мы действовали Ђвтихар€ї. «ато собрали достоверные данные.

ѕровер€ли в разные дни, в разное врем€. ѕо итогу выбрали наиболее востребованные и сохранили их трассировки. ќстальные пассажиропотоки пытались распределить по действующим маршрутам. ќтсюда и сокращение 200 маршрутов. ќп€ть же количество маршрутов Ч это же показатель цивилизованного города.  „ем их меньше, тем более оптимизирована сеть.

-  роме специалистов Ђќрганизатора перевозокї кто-то занималс€ этой работой?

Ц ƒа, несколько различных организаций: из института транспортных инженеров, института транспортных систем, ќќќ Ђ омплексные транспортные системыї ( “—). —ейчас привлекаем городской ÷ентр транспортного планировани€, чтобы они провели свое независимое от нас моделирование. —о стороны Ђ “—ї привлекались очень сильные специалисты из числа транспортных инженеров. ѕривлекалс€ и —анкт-ѕетербургский государственный архитектурно-строительный университет, еще р€д специалистов. ћы собрали большое количество данных, мнений, услышали всех и в итоге с учетом всего этого сделали свое решение. 

- ѕо нашим данным, компани€ Ђ “—ї может быть близка одному из коммерческих перевозчиков. ¬ам не кажетс€, что это неправильно? 

Ц ƒа, мне это известно.  ¬ насто€щий момент контракт с этой компанией разорван, из-за чего мы находимс€ в состо€нии судебной т€жбы. ѕо-моему мнению, это неправильно, что к разработке документа была допущена компани€, св€занна€ с перевозчиком. ¬прочем, обследование пассажиропотоков, несмотр€ на свою св€зь, они выполнили достаточно объективно. ћы тщательно контролировали этот процесс, большинство их данных впоследствии сошлось с нашими.

- —ейчас Ђќрганизатор перевозокї судитс€ с Ђ “—ї. ¬ чем суть претензий?

Ц ќдной из причин €вилось то, что они просрочили предоставление результатов работы по документу планировани€. Ёто нарушение условий контракта.

- “ак кто в итоге €вл€етс€ разработчиком документа транспортного планировани€?

Ц Ёто консолидированный труд множества экспертов, который впоследствии был приведен в необходимый вид специалистами Ђќрганизатора перевозокї.

- ¬ последние мес€ц-полтора, когда в прессу активно начали утекать конкретные детали реформы, часть экспертов начала говорить о том, что выбранные решени€ по маршрутной сети далеки от оптимальных. „то можете на это ответить?

Ц Ќаш документ транспортного планировани€ Ц это своего рода переходна€ верси€ по пути к глобальной оптимизации. Ќе было задачи кардинально все помен€ть, мы сохран€ем сложившиес€ транспортные св€зи. Ќо даже эти сравнительно небольшие изменени€ могут серьезно повли€ть на транспортное поведение горожан, которое зависит от условий. „еловек возьмет и уйдет на метро, или, например, перейдет на единый билет. ≈сть веро€тность, что когда человек подробно познакомитс€ с тарифным меню (набор вариантов стоимости проездного), то перестанет пользоватьс€ своим привычным маршрутом и выберет, например, маршрут с пересадкой, но более быстрый.

- ј как будет измен€тьс€ тарифное меню?

Ц Ќу вот совсем недавно, например, по€вилс€ единый проездной на все виды транспорта, включа€ электрички. ¬ажный момент на мой взгл€д: мы в этом документе пытаемс€ уйти от зональных тарифов. ќчень сложно объ€снить, почему житель Ћомоносова, который €вл€етс€ жителем ѕетербурга, платит дважды за то, чтобы перемещатьс€ внутри одного города. ј еще, например, бывают ситуации, когда человеку нужно проехать 3-4 остановки на стыке двух зон. Ќу и зачем все это? Ќа первом этапе нас все поддержали в этой инициативе (то есть предложено на таких маршрутах, как 200, 211 и других сделать единый тариф 40 рублей Ц прим.ред.)

- ѕока не ушли далеко от темы: удивительно было видеть, что в списке сокращенных маршрутов есть и троллейбусы. ћы, вроде как, двигаемс€ в эпоху электротранспортаЕ

Ц я лично был против любых сокращений троллейбусных маршрутов, но, коллективно обсудив этот вопрос, мы пришли к выводу, что должны использовать парк электротранспорта максимально эффективно. ¬ итоге выбрали наименее загруженные маршруты и планируем перевести с них всю технику туда, где выше пассажиропотоки. ¬от, например, 42 троллейбус. “ам небольша€ проходимость, есть полное дублирование 76 автобусом. Ѕольшую часть трассы также покрывает автобусный маршрут 57.

¬ то же врем€ у нас есть нехватка троллейбусов и на юге Ч Ћенинский проспект Ц и на севере Ц маршрут є13. Ћогично использовать технику там, где есть пассажиропоток. ќсобенно учитыва€ то, что сейчас дл€ усилени€ необходимо около 100 троллейбусов. “акой масштабной закупки не будет. ¬с€ техника с сокращенных троллейбусных маршрутов будет направлена туда, где она реально нужна. Ќо этот вопрос по троллейбусам ещЄ в стадии обсуждени€. ≈сли примем решение не закрывать троллейбусные маршруты, то на напр€жЄнных направлени€х вместо дополнительных троллейбусов будем добавл€ть автобусы.

- ’орошо. я слышал про еще одну проблему: вы существенно увеличиваете количество остановок, а это дорогое удовольствие. ¬идел в программе у комитета по развитию транспортной инфраструктуры цены вплоть до 2 млн рублей. ”верены, что удастс€ все сделать до июл€ 2020 года?

Ц Ќам нужно оборудовать пор€дка 590 остановок. Ёто около 10% от того, сколько есть сейчас. Ёто проблема, котора€ сейчас обсуждаетс€. ƒело в том, что существуют требовани€ по организации остановок. Ќу, например, кажда€ должна иметь заездной карман. ≈сли мы посмотрим на центр города, то увидим, что все, м€гко говор€, не совсем так.

≈сть разные варианты организации остановочных пунктов.  омитет по транспорту настаивает, что нужно удешевл€ть их строительство. ¬ конце концов в некоторых местах на первых порах можно обойтись наличием табло и знака остановки. ћы сейчас пытаемс€ проработать варианты временных остановок, как это в свое врем€ делалось в ћоскве. Ќапомню, что сейчас из коммерческих маршруток люди иногда выход€т на газон. ƒавайте быть максималистами, но адекватно. ћожно временно положить плиту и это будет уже культурнее, чем сейчас.

- ƒавайте немного поговорим о реформе с точки зрени€ перевозчика. ”частники рынка говор€т, что в закупочную документацию заложены зарплаты водителей и ремонтных рабочих Ц значительно ниже рыночных.  ак вы можете это объ€снить?

Ц Ќас в этом плане сильно ограничивает федеральное законодательство, которое говорит: Ђреб€та, за основу берем официальную статистику по регионуї. ” нас в контрактах зарплаты меньше, чем у Ђѕассажиравтотрансаї, но пойти вразрез с приказом министерства мы не можем. я прекрасно понимаю, что водитель Ч это сложна€ професси€. –абота очень нервна€ и в принципе т€жела€. ѕеревозчику совсем не об€зательно ориентироватьс€ на контрактные цены, он может заложить дл€ своих сотрудников вознаграждение больше, чем предусмотрено соглашением.  „то касаетс€ ремонта, то точно ответить не смогу. —огласен, что нарекани€ могут быть, но мы действовали строго в соответствии с пор€дком ћинтранса.

- ¬ам не кажетс€, что это немного неправильна€ ситуаци€? ѕолучаетс€, что дл€ √”ѕ Ђѕассажиравтотрансї создаютс€ более выгодные услови€, чем дл€ частных игроков?

Ц —ейчас транспортна€ работа √”ѕа обходитс€ дороже, потому что у него нет коммерческих маршрутов. Ќужно понимать, что когда мы сравниваем Ђѕассажиравтотрансї и частного игрока, мы сравниваем две разные системы. Ќо в новых услови€х стоимость транспортной работы становитс€ одинаковой дл€ всех.

-   окт€брю будет разыгран 31 контракт общей стоимостью более 10 млрд рублей. ѕо какому принципу формировались лоты Ч то есть перечни маршрутов?  ак рассчитывалась цена контрактов?

Ц Ћоты были сформированы по территориальному признаку, а ключевой критерий дл€ расчета цены Ц это возможна€ выручка от перевозок. ќна высчитывалась исход€ из пассажиропотока. я знаю, что все очень переживают насчет того, насколько точно мы попадем в пассажиропотоки. ѕри этом коммерческие перевозчики не спешили делитьс€ сведени€ми. Ќа случай ошибки у нас есть несколько инструментов. «аконом предусмотрена корректировка на 10% в обе стороны. “о есть мы можем увеличить или уменьшить цену контракта, а вместе с ней и объем работы дл€ перевозчика.  роме того, ничто не мешает открыть нам новый маршрут в случае ошибки.

-  ак быстро?

Ц ѕолтора мес€ца Ц столько длитс€ конкурсна€ процедура.

- ѕочему вы вз€ли территориальный признак как основу при формировании лота?

Ц ћаршруты будут соседствовать друг с другом, в экстренном случае удобнее будет перекинуть подвижной состав с одного маршрута на другой. ќп€ть же, перевозчику будет легче контролировать и организовывать процесс, когда все происходит в одном районе, а не разбросано по городу. 

- ƒавайте смоделируем ситуацию: вы разыграли маршруты, а потом в радиусе их действи€ открылись новые станции метро. ѕассажиропоток у перевозчика падает, а вместе с ним и доход. 10% Ц это ведь предел всех возможных движений. — учетом того, что многим придетс€ вз€ть новую технику в кредит, при уменьшении транспортной работы выгл€дит все не очень выгодно.

Ц ѕеревозки Ч это бизнес. Ћюбой бизнес сопр€жен с рисками. ћетро не отт€нет пассажиропотоки у всех маршрутов из одного лота. ќбъемы можно перераспределить. Ќапомню, что в составе цены контракта заложено 9% рентабельности.  „то касаетс€ техники Ц еЄ пора было обновл€ть в любом случае. —рок службы наших автобусов Ч не больше 10 лет.   тому же вз€ть уже разыгранный маршрут 446Е Ќа аукционе цена с 6 млн рублей упала до 4,8 млн рублей. Ёто может означать, что начальную цену мы посчитали правильно. (перевозчик указал, что хочет обкатать новые услови€ работы, но пока работает в убыток, за счЄт внутренних резервов Ц прим. ред.)

- Ќасколько вырастет нагрузка на бюджет?

Ц ѕотребуетс€ дополнительно 11 млрд рублей. ќрганизаци€ работы маршрутов со всеми льготами всегда требует финансировани€. ¬ этом и есть ключевое отличие от маршруток.

Ќо впр€мую нагрузку на бюджет оценивать нельз€, ведь рынок перевозок станет полностью прозрачным. ѕеревозчики начнут в полном объеме платить налоги и отчислени€, например, с заработной платы водителей автобусов. “аким образом все доходы и все пассажиропотоки будут пон€тны, что в дальнейшем позволит сделать маршрутную сеть только лучше.

- „то касаетс€ мнени€ горожан: 1 июл€ меньше, чем через мес€ц. Ќикаких опросов, общественных обсуждений и прочего € лично не видел.  ак вы учитывали мнение большинства?

Ц ѕосле статьи на Ђ‘онтанкеї нам посыпалось огромное количество писем. ¬се читаем, смотрим. ¬от на ¬асильевском острове даже трассировку маршрута собираемс€ изменить после метких наблюдений местного жител€. ¬ общем, все учитываем.  роме того, мы обсуждали и презентовали новую сеть народным избранникам, депутатам «аконодательного собрани€. Ћично у мен€ была долга€ и сложна€ беседа с депутатом јлексеем  овалевым, но в итоге все получилось очень конструктивно. —ейчас будем по районам ездить, с людьми встречатьс€. ќбидно, что в вашем материале многие увидели лишь негатив Ц Ђ300 маршруток исчезнетї. ј то, что их замен€т новые автобусы, которые будут ездить по правилам? ” нас между прочим по услови€м закупок подвижной состав должен быть оборудован кондиционерами.

»ногда люди довольно грубые письма присылают, потому что думают, что мы все тут на машинах ездим. ќднажды человек написал про один маршрут на √ражданском проспекте: Ђ¬ы ничего не знаете про это направление, потому что сами здесь никогда не ездитеї. ј € живу в этом районе и посто€нно использую общественный транспорт. Ќу так и попросил в конце добавить фразу: Ђѕроцкий ездит именно оттудаї.

- „то будет делать перевозчик с купленной дл€ п€тилетних контрактов техникой, рассчитанной на 7-летнюю амортизацию, после окончани€ контракта?  уда он денет эти большие Ђп€тилетниеї автобусы на два оставшихс€ года?

Ц ¬ услови€х контракта прописано, что автобус должен быть не старше двух лет. “аким образом, если перевозчик начнЄт работать с 2-летним автобусом, то через п€ть лет автобусу будет уже 7 лет. “о есть он будет полностью самортизирован. «десь мы используем опыт ћосквы. „естно скажу, это сделано с целью снижени€ нагрузки на бюджет.

ћихаил √рачев,  "‘онтанка.ру"

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

„итайте также
яндекс.–екомендации

∆ильЄ в —анкт-ѕетербурге

    –абота в —анкт-ѕетербурге


      ћатериалы рубрики

      Cтатьи Ќовости
        еще новости
        Ќаписать новость
        ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

        Ќе забудьте указать свои контакты

        я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€