»нтеллект не окупаетс€. ѕочему петербургские остановки не хот€т умнеть

07.10.2019 19:03
»нтеллект не окупаетс€. ѕочему петербургские остановки не хот€т умнеть ћихаил ќгнев/"‘онтанка.ру"
¬ 2020 году в ѕетербурге по€витс€ 50 новых Ђумныхї павильонов общественного транспорта. Ќо перспективы туманны: в бюджете не хватает средств, а бизнес не торопитс€ инвестировать в проекты с не€сными сроками и правилами игры.

ќ том, что власти —еверной столицы ищут способ реанимировать захлебнувшуюс€ в 2018 году программу развити€ умных остановок, Ђ‘онтанкеї рассказали в комитете по печати и подведомственном комитету по транспорту √ ” Ђќрганизатор перевозокї. ƒо конца года ведомства —мольного определ€т требовани€ к внешнему виду павильонов и их Ђначинкеї. ‘инансовую модель утверд€т по итогам пилота, который запустит рекламный оператор Russ Outdoor. ≈ще одним соинвестором может стать –остелеком.

»де€ заменить обычные павильоны на продвинутые по€вилась у —мольного еще в 2016 году. Ќа выставке Smart Transport компани€ Ђ√ородские инновацииї представила Ђумную остановкуї с электронным табло, устройством дл€ оплаты мобильной св€зи, видеокамерами, wi-fi и USB-разъемами дл€ зар€дки гаджетов. —пуст€ полгода пилот по€вилс€ на Ќевском проспекте. «а три года власти обещали поставить полторы тыс€чи таких конструкций. Ќо грезы —мольного и инвестора споткнулись о конкурс по размещению наружной рекламы: места на центральных магистрал€х, где предполагалось ставить интеллектуальные павильоны, достались оператору Russ Outdoor. ¬ласти умерили аппетиты до 100 конструкций к чемпионату мира по футболу, но и эти пожелани€ разошлись с инвестиционными планами победител€ торгов.  

¬ итоге к окт€брю 2019 года общими усили€ми города и бизнеса, по данным Ђ‘онтанкиї, Ђпоумнелої 136 остановок из 6 тыс€ч. Ќо степень интеллектуального развити€ оказалась... различной.

82 конструкции Ч это обычные городские павильоны, р€дом с которыми подведомственное учреждение комитета по транспорту Ђќрганизатор перевозокї поставил стеллы с электронными табло, позвол€ющими узнать врем€ ожидани€ транспорта и раздающие wi-fi. “акие конструкции работают в ¬ыборгском,  алининском, ÷ентральном, ¬асилеостровском и јдмиралтейском районах.


“е же функции, но Ђзашитыеї непосредственно в остановку, доступны на автобусной станции Ђ рестовский островї. “акже ее снабдили устройствами дл€ подзар€дки смартфонов и камерами наблюдени€. Ёто максимально укомплектованный технологи€ми образец на текущий момент. 

53 интеллектуальные остановки на Ќевском и ћосковском проспектах поставил рекламный оператор Russ Outdoor.

–анее конструкции подверглись критике за недостаточно современный дизайн: участники рынка распознали в них остановки, которые были разработаны около 20 лет назад командой знаменитого архитектора Ќормана ‘остера дл€ французской JCDecaux, совладельца Russ Outdoor. —ам оператор считает, что их нельз€ назвать устаревшими: дизайнерские идеи по-прежнему актуальны, а оборудование в них самое передовое, говорит директор петербургского филиала компании ƒмитрий ќрлов.

Ђћы считаем их умными, потому что они новые Ц с wi-fi и подсветкойї, Ц уточнил он.  роме того, в конструкции вмонтированы табло, информирующее о прибытии общественного транспорта. 

Ќо в —мольном считают, что пока остановки поумнели недостаточно.  ак по€снили Ђ‘онтанкеї в Ђќрганизаторе перевозокї, ведомство разработало и направило в правительство ѕетербурга программу, котора€ уточн€ет требовани€ к внешнему виду и Ђначинкеї интеллектуальных павильонов.

¬сего предусмотрено п€ть типов информационно-технологического наполнени€ в зависимости от пассажиропотока, количества рейсов и маршрутов, удаленности от станций метро и др.

Ђ¬ качестве возможных вариантов рассматриваютс€: информационное табло (в том числе встроенное), информационный стенд с маршрутной сетью, аппарат активации билетов, камеры видеонаблюдени€, бесплатный wi-fi, usb-зар€дка, кнопка Ђгражданин Ц полици€ї, встроенное освещение, а также место дл€ размещени€ рекламы или социальной информацииї, Ц по€снили в ведомстве. –екомендовано выдерживать городские и коммерческие павильоны в едином стиле, а также обеспечить им подключение к сет€м электропитани€. 


Ќо реализацию программы все же возложат на бизнес. Ђ¬ рамках того финансировани€, которое предусмотрено сейчас (в бюджете. Ц ѕрим. ред.), на переоснащение всех 6 тыс€ч павильонов может потребоватьс€ несколько дес€тков летї, Ц по€снил Ђ‘онтанкеї глава комитета по печати ¬ладимир –€бовол (до прихода в —мольный возглавл€л петербургский филиал Russ Outdoor. Ц ѕрим. ред.). –анее затраты на одну умную остановку оценивались от 1 до 2 млн рублей.

√ородские власти обсуждали идею привлечь в качестве инвесторов представителей общепита (предполагалось, что затраты на умные остановки окуп€т совмещенные с ними ларьки по продаже кофе и снеков). Ќо така€ инициатива была отвергнута. ¬ качестве основных партнеров города по-прежнему рассматриваютс€ рекламные операторы, сказал –€бовол.

Ќа данный момент места под остановки арендуют три компании Ц Russ Outdoor, Ђ–еклама ÷ентрї и Ђћедиа-ѕросторї. Ќо только первой достались места в центре города, где затраты на интеллектуальное оснащени€ могут окупитьс€. ¬ Ђ–еклама ÷ентрї Ђ‘онтанкеї подтвердили, что не считают установку умных остановок в спальных районах экономически целесообразной. Ђћедиа-ѕросторї пока не укладываетс€ в график и с обычными павильонами, отметили в комитете по печати.

Russ Outdoor в 2020 году установит 50 дополнительных умных установок, рассказал ƒмитрий ќрлов. «а основу будет вз€т все тот же дизайн Ќормана ‘остера, но начинка будет отличатьс€. —реди возможных новшеств Ц usb-разъемы дл€ подзар€дки телефонов (их уже тестируют на одном из павильонов у метро Ђ√остиный дворї), цифровые экраны, на которых будет транслироватьс€ реклама и городска€ информаци€, а также системы видеонаблюдени€ и распознавани€ лиц. ѕоследнее будет возможно, если к проекту подключитс€ –остелеком. ¬озможное участие телеком-оператора в проекте также подтвердили в комитете по печати. “очные параметры будут согласованы до конца года, рассчитывают в Russ Outdoor.

ѕо итогам тестировани€ предполагаетс€ вы€снить, во-первых, в какую сумму бизнесу обход€тс€ умные установки и смогут ли затраты окупитьс€ за срок действи€ договора, во-вторых, какие сервисы из максимального пакета, сформулированного Ђќрганизатором перевозокї, реально востребованы горожанами. Ђќстановку можно делать бесконечно умнойї, Ц прокомментировал ¬ладимир –€бовол.

¬ ходе эксперимента также станет €сно, как город может помочь бизнесу облегчить финансовое брем€. —ейчас обсуждаютс€ две базовые концепции. ѕерва€ Ц освободить инвестора от необходимости платить за аренду (така€ модель использовалась до торгов 2017 года). ¬тора€ Ц добитьс€ поправок в федеральное законодательство, которые позвол€т присвоить остановкам статус социально значимых объектов и заключать с рекламными операторами договоры не на 10 лет, как сейчас, а на 15 или на 20. “акой подход используетс€ в ≈вропе, по€снил глава комитета по печати. Ђ“а же  JCDecaux имеет 20 и 25-летние договоры с муниципалитетамиї, Ц заключил он.

√алина Ѕо€ркова, Ђ‘онтанка.руї


© ‘онтанка.–у

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

„итайте также
яндекс.–екомендации

∆ильЄ в —анкт-ѕетербурге

    –абота в —анкт-ѕетербурге


      ћатериалы рубрики

      Cтатьи Ќовости
        еще новости
        Ќаписать новость
        ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

        Ќе забудьте указать свои контакты

        я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€