17.10.2019 19:08
27

Нашествие киосков-оборотней. Как торговать кофе, прикрывшись газетой

Петербургские предприниматели нашли способ обойти запрет на размещение киосков возле станций метро. Бизнес-идея ИП Бузюка опередила многих, и даже мысль президента.

«Фонтанка.ру»
«Фонтанка.ру»

На месте газетных киосков массово открываются павильоны крупных франшиз Coffeе like, Baggins coffeе и менее известных My coffеe, «Хочу кофе», «Кофе есть» и др. Наличие слова «Пресса» на фасаде и пожелтевших газет месячной давности позволяет получить место с фантастической проходимостью по льготной ставке и без торгов. Смольный собирает контролеров, а настоящие торговцы прессой сами не прочь взбодрить падающие тиражи кофейным ассортиментом.

Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"

Экспансия нового формата хорошо заметна на севере Петербурга — в Выборгском и Калининском районах. Так, вблизи станции метро «Площадь Мужества» располагаются три кофейных киоска (Baggins coffeе, My coffeе, «Кофе есть»). Напротив станции «Политехническая» также стоит Baggins coffeе, а через дорогу – Coffeе like. У той же станции готовится к открытию третий павильон со схожим дизайном. Вывески на нём пока не появилось, но в заявленном ассортименте помимо периодики – аксессуары для сотовых телефонов. На «Гражданском проспекте», «Академической» и в «Озерках» по одному киоску – Coffeе like, Baggins coffeе и «Хочу кофе» соответственно. 

Фото: «Фонтанка.ру»
Фото: «Фонтанка.ру»
Фото: «Фонтанка.ру»
Фото: «Фонтанка.ру»

За предпринимателей, сыгравших на популярности кофе на вынос, можно было бы только порадоваться, если бы не одно «но». Петербургский закон не дозволяет размещение точек нестационарной торговли ближе чем в 50 метрах от станций метро. Исключение сделано только для продажи цветов, театральных и транспортных билетов, а также периодической печати.

Перечисленные киоски, действительно, имеют на фасаде слово «Пресса», а на одной или двух витринах размещают газеты и журналы. Вот только найти свежий номер затруднительно. Ежедневных газет такие точки не держат вовсе. К примеру, в Baggins coffeе сегодня можно найти журналы за август, а в Take my coffеe на «Площади Мужества» – за июнь. В «Хочу кофе» в «Озерках» есть несколько изданий, выходящих еженедельно, но лишь в единичном экземпляре. 

Несмотря на разные вывески, все павильоны выполнены в схожем стиле. Вероятно, во избежание неудобных вопросов со стороны проверяющих органов некоторые разместили на витринах данные о договорах со Смольным. В них указано, что они могут стоять у метро именно как торговцы прессой. Причем наименование арендатора одно и то же — ИП Дмитрий Бузюк. Даты договоров свежие — весна и лето 2019 года. 

По информации «Фонтанки», в этом году ИП Бузюк арендовал у Смольного более 30 мест для размещения киосков периодической печати в Калининском, Выборгском, Приморском, Кировском, Красногвардейском, Фрунзенском и Василеостровском районах.

Всего на улицах Петербурга более 700 киосков периодической прессы. Договоры со 165 из них были заключены в 2019 году. Таким образом, ИП Бузюк смог урвать примерно пятую часть перераспределенного рыночного пирога.
Треть точек ИП Бузюк находится в непосредственной близости у станций метро. Но и на обычных перекрестках аренда киоска прессы имеет экономический смысл. Смольный сдает социальному бизнесу места без торгов: кто первый подал заявку, того и место. Отсутствие конкуренции позволяет получить по базовой ставке. Судя по информации на сайте КИО, для газетных киосков она составляет около 400 – 1600 рублей за 1 кв. м в месяц. Для сравнения: согласно сайту Coffeе like, средняя выручка франчайзи около 300 тысяч рублей в месяц.

О самом Дмитрии Бузюке известно немного. 64-летний уроженец Ленинграда работает в бизнесе с 2010 года. Основанную им компанию «Звезда», которая специализируется на торговле напитками, в сентябре 2019 года выкупил его партнер. По всей вероятности, сейчас предприниматель сосредоточился на бизнесе рантье. Торговыми точками, которые он арендует у города, на деле управляют франчайзи кофейных сетей. Зарабатывать таким образом позволило изменение политики Смольного: в начале года КИО заявил, что больше не возражает против сдачи в субаренду нестационарных павильонов.

Связаться с самым догадливым киоскером нам не удалось: записанный на него номер выключен. Владельцы кофеен, которым корреспондент «Фонтанки» представился потенциальным франчайзи, отказались поделиться контактом партнера, ссылаясь на коммерческую тайну, но дали понять, что поставить точку у метро дело отнюдь не легкое.

Любопытно, что Дмитрий Бузюк смог не только вовремя узнать об освободившихся местах и подать заявку в Смольный раньше конкурентов. Он еще и предвосхитил идеи президента РФ. В конце сентября глава государства поручил региональным властям провести ревизию мер поддержки распространителей прессы и рассмотреть вопрос о расширении ассортимента сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках. К примеру, подумать о включении в него безалкогольных прохладительных напитков, кондитерских изделий и бакалейных товаров.

В Смольном же больше настроены думать не о послаблениях, а об усилении контроля. Как пояснили «Фонтанке» в комитете имущественных отношений, торговля сопутствующими товарами в киосках печати в Петербурге уже разрешена. Но бизнес должен соблюдать меру: отводить под непрофильный ассортимент разрешается лишь 30% площади, о чем нужно получить заключение ГУП ГУИОН и уведомить КИО и районные администрации. Контроль за соблюдением нормативов возложен на другое ведомство — комитет по контролю за имуществом (ККИ).

Бороться с киосками-оборотнями, применяя к ним меры административного воздействия, мог бы комитет по печати, но сейчас у ведомства нет для этого достаточных полномочий, рассказал его глава Владимир Рябовол. Но в скором времени ситуация может измениться. По информации «Фонтанки», сейчас Смольный обсуждает передачу комитету по печати не только контрольных функций, но и заключение договоров с газетными киосками. «Подготовленное постановление  позволит создать эффективный правовой механизм регулирования отрасли», – считает Владимир Рябовол.

Продавцы прессы поддерживают усиление роли профильного комитета. «Городские  органы власти должны усилить контроль за извращенными формами торговли, когда прессой не пахнет, а под ее личиной пытаются вести другой бизнес», – прокомментировал Сергей Маркелов, генеральный директор крупнейшей сети киосков печатной продукции в Петербурге «Метропресс». 

Газетчики тоже не чуждаются экспериментов. К примеру, кофейный ассортимент киоска «Союзпечать» на «Чкаловской» почти не уступает в разнообразии специализированным точкам, хотя и свежие газеты там продаются. «Метропресс» тоже присматривается к формату. «Тиражи падают, тогда как затраты растут, а зарплата и арендная ставка индексируются», – комментирует Сергей Маркелов. По его словам, в таких условиях было бы целесообразно пересмотреть допустимую долю сопутствующего ассортимента — сначала до 40% площади, а потом и до 50%. «Иначе не выжить», – подчеркивает он. 

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

По оценкам участников рынка, ежемесячно в Петербурге продается 3 млн единиц печатных периодических изданий, что составляет примерно 10% от общероссийского рынка. Снижение к прошлому году составляет 12%. При этом объем выпущенных - существенно выше: возврат составляет около 30%. На торговые сети приходится треть проданных экземпляров, преимущественно глянцевых журналов. Две трети тиражей реализуют нестационарные торговые точки. Крупнейшие игроки рынка в Петербурге - «Союзпечать», «Роспечать», «Ника» и «Метропресс».

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (27)

И кому это мешает вообще? Зайди в любой газетный киоск, где эти 70% печатной продукции? Где то еда, где то игрушки. Первая полоса это продуктовый магазин. О чем вообще эта статья, так написано как будто вместо кофе они наркотики там продают, "киоски-оборотни" просто смешно. Автор статьи или вам денег занесли за "разоблачение века" или мне очень жаль вас

hmjo
Газетные киоски надо также убирать, как и все остальные. Я не говорю, что торговли канцелярией и газетами вообще не должно быть. Но не в киосках, а в магазинах, торговых центрах и т.д. Условия должны быть равными для всех - если убрали все остальные киоски, значит и киосков Роспечати быть не должно

Kit.
А с чего, собственно, "для продажи цветов, театральных и транспортных билетов, а также периодической печати" какие-то поблажки? Если есть объективные причины запрещать - запрещай всем. Если нет причин - не запрещай.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор