ЂЁто ж вам не велодорожку построитьї. „ем руководит директор Ђћетростро€ї из —»«ќ

11.12.2019 19:07
ЂЁто ж вам не велодорожку построитьї. „ем руководит директор Ђћетростро€ї из —»«ќ автор фото ћихаил ќгнев/Ђ‘онтанка.руї
2700 человек, две линии метро, прерванный полет в ћоскву и неизвестность. „то именно ‘—Ѕ забросала щебнем, когда добилась ареста генерального директора Ђћетростро€ї.

√лава Ђћетростро€ї Ќиколай јлександров был отправлен под арест накануне по обвинению в растрате: €кобы 178 реальных миллионов пошли на оплату выдуманного щебн€. ћинимум два мес€ца компании жить без единственного человека, который имеет право подписывать документы без доверенности (пусть и не всегда, по версии следстви€, это шло предпри€тию на пользу). —ам јлександров убеждал суд, что его отсутствие не позволит Ђстартанутьї в ћоскве, куда компани€ пошла не от хорошей жизни в ѕетербурге.

Ћюди и машины

Ќа сайте Ђћетростро€ї в рубрике Ђќ компанииї указаны три главных числительных: 75 лет, 69 построенных станций, 7150 сотрудников. ѕервое число изменитс€ в течение года, если предпри€тие переживет нынешний кризис. ¬торое подержитс€ подольше Ч по крайней мере до середины 2022 года, когда должны быть сданы новые станции. “ретьему уже можно не верить: 7 с лишним тыс€ч человек работали в компании, когда она пыталась впервые в своей истории строить одновременно 4 линии метро Ч как мы теперь знаем, с переменным успехом.

Ќакануне в суде гендиректор Ђћетростро€ї утверждал, что собиралс€ нарастить численность сотрудников до 4200 человек. Ёто мало бьетс€ с по€вившимс€ в сети его же распор€жением от 5 декабр€: подр€дчики и филиалы должны представить графики выполнени€ работ, ориентиру€сь на реальные запасы стройматериалов и поставки бетона. ≈сли при сопоставлении доходов и расходов сальдо уходит в минус, руководители должны представить предложени€ об уменьшении фонда оплаты труда. » главное: и филиалы, и подр€дные организации, и отделы со службами самого Ђћетростро€ї должны до конца года принести расчеты по сокращению численности персонала. Telegram-канал Ђћетростроительї (без преувеличени€, главный медиазащитник компании) пишет: Ђ–аспор€жение, которое все восприн€ли как массовое сокращение, действительно существует. —в€зано оно с тем, что работы на ‘рунзенском радиусе закончились, новых контрактов нет и в ближайший год не предвидитс€. ќптимизаци€ штата Ц мера естественна€ и вынужденна€ в данной ситуацииї. 

√лавным лейтмотивом последних двух лет лет, кроме авральной достройки ‘рунзенского радиуса, стали задержки зарплат рабочим.  —кандал с забастовкой на Ђ“еатральнойї был только началом: своих денег не могли дождатьс€ многие сторонние подр€дчики компании и еЄ дочерних предпри€тий.   делу подключились прокуратура, следственный комитет и федеральное правительство, по факту невыплат возбуждались уголовное дела, счет шел на сотни миллионов рублей. ƒолги пытались гасить в ручном режиме с привлечением ‘едерального казначейства, но под новый год ситуаци€ накалилась до предела: чиновникам пришлось проводить сеансы массовой терапии с рабочими и встречатьс€ с ними пр€мо в —мольном. ¬рем€ от времени по€вл€лись отчеты о частичном погашении задолженности, и по крайне мере с первым полугодием 2019-го вопрос закрыт, рассказали  в аппарате вице-премьера “ать€ны √оликовой. ќднако сами рабочие в группах соцсетей сообщают, что проблема никуда не делась, и поздравл€ют друг друга, если удаетс€ получить зарплату за окт€брь. 


 оличество работников колеблетс€ регул€рно, подсчитывать надо, исход€ из структурного устройства компании. —ейчас она состоит почти целиком из филиалов и обособленных подразделений. ≈сть два главных филиала, которые обеспечивают производство: √орно-строительное управление (√—”) и ”правление механизации (”ћ). ≈сли просто: одни копают и стро€т, другие Ц обеспечивают и монтируют оборудование и занимаютс€ пусконаладкой. ¬ каждом примерно по тыс€че человек, говорит собеседник на предпри€тии. Ќа все остальные обособленные подразделени€ и управлени€, включа€ ”ѕ“  также арестованного ќлега  узьменко, приходитс€ еще до 700 человек. 

ќсновна€ иде€ Ц уход от подр€дчиков. —ейчас, по меньшей мере формально, Ђћетростройї практически все работы производит своими силами (хот€ никто не запрещает брать сторонние организации на субподр€д). »сключение Ц Ђћетроподземстройї, который работает на  расносельско- алининской линии, но и в нем у Ђћетростро€ї 30% уставного капитала. ќбособленные подразделени€ при филиалах создавались на фоне банкротств субподр€дчиков и стали способом сохран€ть трудовые коллективы: к примеру, рабочие Ђ—ћ” є13 ћетростройї перекочевали в ќѕ √—” Ђјдмиралтейскоеї, «јќ Ђ“оннельный отр€д-3ї Ч в ќѕ Ђ“оннельный отр€дї при ”ћ

≈сть и другие  производственные подразделени€: Ђ«авод ∆Ѕ»ї, ЂЋитейно-механический заводї, ќѕ Ђћетрострой-ћоскваї, созданное специально дл€ работы в столице на двухпутных перегонных тоннел€х от ст. Ђћожайска€ї до ст. Ђјминьевское шоссеї. Ќа исполнение контракта Ђћетростройї намерен получить 7 млрд. ¬ структуру компании вход€т также его Ђдочкиї и зависимые организации Ц Ђ—ћ”-9 ћетростройї, ќќќ Ђћетрострой-»жинирингї, «јќ Ђћетроконї, уже упом€нутый Ђћетроподземстройї.   подземному семейству причисл€ют и Ђћетромашї, который формально вообще к Ђћетростроюї отношени€ не имеет, однако принадлежит совсем уж не чужой компании Ђ омпактї  лименти  асрадзе, бывшего председател€ совета директоров Ђћетростро€ї.

  непрофильному имуществу Ђћетростро€ї можно отнести стадион на Ћевашовском проспекте и базу отдыха в ѕриморске. ¬ некоторых важных вещах предпри€тие обеспечивает себ€ материальной базой самосто€тельно. ќдин из главных активов Ц Ђ«авод ∆Ѕ»ї, который изготавливает железобетонные тюбинги дл€ обделки тоннелей; производство расположено на Ќово-Ќикитинской. Ќесколько лет Ђћетростройї производит эскалаторы и траволаторы с использованием сторонних комплектующих и софта. »менно они установлены на 4 из 5 последних сданных станций (плоским ЂЎушарамї подъемные механизмы ни к чему), и именно их не могут запустить на зеленой линии

ќднако главное технологическое Ђсокровищеї компании, как неоднократно рассказывало руководство компании, Ц шесть проходческих щитов. „етыре из них диаметром 5,6 метра используютс€ при прокладке однопутных тоннелей. ќдин был закуплен в 2012 году, когда уже было прин€то давать горнопроходческим комплексам имена, и стал Ђѕетровнойї. “ри ветерана прозвищами не обзавелись. —ейчас такие щиты используютс€, в частности, на Ћахтинско-ѕравобережной и  расносельско- алининской лини€х.

ѕроходческий щит дл€ наклонных ходов в два раза шире, он называетс€ Ђјврораї и был куплен в 2007 году у компании Herrenknecht. Ќа тот момент главной задачей была достройка Ђјдмиралтейскойї, однако затем Ђјврораї доплыла и до других станций. „ерез 5 лет у того же производител€ Ђћетростройї купил свою главную звезду Ц щит ЂЌадеждаї, который проложил тоннели дл€ ‘рунзенского радиуса и Ђфутбольногої участка зеленой линии.


Ѕез ЂЌадеждыї в ѕетербурге

ЂЌадеждаї после „ћ-2018 больше здесь никому не пригодилась и уехала грызть московскую почву. ѕараллель напрашиваетс€, но в некотором смысле надежды Ђћетростро€ї сейчас и правда больше св€заны со столицей. ‘ормально все даже неплохо: два контракта из четырех физически исполнены, а в отчетности за 3 квартала 2019 года при выручке в 16,3 млрд рублей зафиксирована прибыль в 140 млн рублей. ќднако пон€тно, что устран€ть недоделки на зеленой и фиолетовой лини€х компани€ будет еще долго. Ђћетростройї в долгах и от банкротных претензий налоговой временно отбилс€ лишь потому, что того требовала политика момента. Ќо хуже всего стагнаци€: в преддверии „ћ-2018 Ђћетростройї гнал два основных объекта: стадион на  рестовском острове и участок Ђѕриморска€ї Ц ЂЅегова€ї. »менно на тот период приходитс€ иде€ губернатора √еорги€ ѕолтавченко закладывать на строительство метро по 30 млрд ежегодно. Ќовый глава города јлександр Ѕеглов утверждает, что на самом деле Ђћетростройї может освоить пор€дка 13Ц14 млрд. 

Ќа уже стро€щихс€ участках оранжевой и коричневой линий Ђћетростройї доживет до 2022 года, когда должны быть сданы Ђ√орный институтї и Ђ азаковска€ї. ƒальше Ц тишина, в том смысле, что нет разработанных проектов. Ђћетростройї пыталс€ ковать железо пока гор€чо и даже закинул в √лавгосэкспертизу 500-метровый участок зеленой линии от ЂЅеговойї до Ђѕланернойї, чтобы запустить туда ЂЌадеждуї. ‘окус не удалс€. »сточники в компании говор€т, что будущее двухпутных тоннелей в ѕетербурге сейчас вообще не€сно. 

—мольный действительно объ€вл€ет конкурсы на проектирование новых участков. ѕри этом планы озвучивал воистину наполеоновские. ¬ апреле 2019 года тогда еще врио губернатора јлександр Ѕеглов сообщил, что к 2032 году будет построено 29 станций. ƒаже если примен€ть неизбежный коэффициент предвыборных обещаний, который всегда меньше единицы, получаетс€ очень уж много; особенно в св€зке со словами Ѕеглова о способности Ђћетростро€ї переваривать госфинансирование.

¬ этом смысле напрашиваютс€ два варианта. ѕервый Ц радикальна€ перестройка Ђћетростро€ї со сменой основного собственника. –уководство города неоднократно за€вл€ло, что намерено получить большинство голосующих акций, и последние событи€ вокруг фигуры јлександрова некоторые св€зывают именно с этим курсом. ¬торой Ц в город придут другие подр€дчики; о разрушении монополии —мольный тоже говорил, не стесн€€сь, назывались такие компании, как Ђ—тройтрансгазї, Ђ»нгеокомї, Ђќйкуменаї. ѕетербургское подземелье сейчас открыто всем ветрам Ц на словах-то точно, и к нему присматриваютс€ китайские предпри€ти€. ќдновременно концессию по метро к ѕулково и ёжному продвигала ”  Ђ—тарт-ƒевелопментї.

Ђ—ейчас есть около 400Ц600 человек действительно высокой квалификации Ц это те, кто имеет большой опыт проходки тоннелей, Ц говорит о главном активе Ђћетростро€ї собеседник в транспортном блоке —мольного. Ц —реди них есть и заслуженные работники с 25Ц30 работы годами за плечами, и немного молодежи. »менно они €вл€ютс€ основной ценностью. 

≈сть ещЄ земельные участки, но они частично были гарантией при подписании мирового соглашени€ с налоговой, а частично в залогах у банка. ¬ целом активов не так много. ќсновной актив Ц это люди, которые знают специфику наших грунтовї. 

ЂЌесмотр€ на непростое положение, компанию еще можно спасти, Ц рассказали Ђ‘онтанкеї в ЂЋенметрогипротрансеї. Ц Ђћетростройї имеет действительно уникальный опыт, кадры, оборудование, наработки.  ак вы знаете, в ѕетербурге непростые грунты и станции, как правило, глубокого заложени€. — таким строительством справитс€ не каждый, но у Ђћетростро€ї долгие годы это получалось. Ѕезусловно, компани€ может быть интересна частным инвесторам, но, как показывает опыт ћосквы и Ђћосметростро€ї, подземку успешно может создавать и государственна€ компани€. Ќельз€ исключать того, что власти ѕетербурга вернутс€ к курсу на приобретение компании, который публично был обозначен еще год назадї.

 Ђ"ћетрострой" об€зательно нужно сохранить. ѕодчеркиваю, речь ни о каких-то конкретных персонали€х, а именно об организации, Ц считает јлександр Ћед€ев, заведующий кафедрой Ђ“оннели и метрополитеныї в ѕетербургском государственном университете путей сообщени€. Ц Ёто уникальна€ компани€, заменить которую в одночасье невозможно. —троительство метро Ц это дело, которое объедин€ет в себе широкий комплекс разноплановых работ. –азветвленна€ и разнообразна€ структура "ћетростро€" позвол€ет справитьс€ с этим комплексом работ. ” них даже транспорт свой есть дл€ вывоза грунтов. ≈сли придет какой-то новый игрок, то ему с нул€ придетс€ осваивать сферу метростроительстваї.

ЂЌе понимаю, когда говор€т, что строить в ѕетербурге может только Ђћетростройї, Ц говорит одни из покинувших компанию специалистов. Ц ƒа, конечно, есть опыт, но говорить, что в наших грунтах все утонут, смешно, ѕросто строить надо в тех сло€х, которые дл€ этого предназначены, и не ленитьс€ туда опускатьс€, тогда и течь станции не будут. Ќу надо догадатьс€ сделать станцию в 25 метров на намывных грунтах. ј так... все стандарты есть, архивы Ћћ√“ вроде не сгорели. Ѕыли бы оборудование, поддержка города и люди Ц да хоть из того же Ђћетростро€ї. ¬ идеале заниматьс€ метро должен вертикально интегрированный холдинг, а уж на «агородном у него офис или нет Ц не важної.

Ђ"ћетрострой" не живет в отрыве от транспортной концепции города, Ц полагает эксперт јссоциации транспортных инженеров ¬ладимир ¬алдин. Ц ј этой концепции не видно, делаетс€ все импульсивно, реактивно, и новые незагруженные станции метро тому свидетельство. „то в такой ситуации может планировать подр€дчик в долгую?ї

√лава комитета по развитию транспортной инфраструктуры —ергей ’арлашкин считает, что несколько альтернативных подр€дчиков при нынешнем объеме финансировани€ Ц это утопи€. ЂЌу это ж вам не велодорожку построить, Ц говорит чиновник. Ц Ќужен завод по производству обделки, нужны щиты, которые сумасшедших денег сто€т. Ќе может компани€ все это сюда привезти, просто чтобы участвовать в конкурсах. Ќа мой личный взгл€д, текущий объем финансировани€ рассчитан на одного подр€дчика. ≈сли вернемс€ к 30 млрд Ц это будет идеальна€ ситуаци€. “огда можно будет привлекать второго исполнител€ и тем самым уходить от монополииї.

Ќиколай  удин, ћихаил √рачев,
Ђ‘онтанка.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

„итайте также
яндекс.–екомендации

∆ильЄ в —анкт-ѕетербурге

    –абота в —анкт-ѕетербурге


      ћатериалы рубрики

      Cтатьи Ќовости
        еще новости
        Ќаписать новость
        ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

        Ќе забудьте указать свои контакты

        я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€