ЂЅратва, не стрел€йте друг в другаї Ц фильм о декабристах

13.01.2020 16:07
‘ильм Ђ—оюз спасени€ї, посв€щенный восстанию декабристов, вызвал у критиков неудовольствие. –аздражение вызвало даже не очевидно художественное несовершенство картины (прежде всего сценари€ Ќикиты ¬ысоцкого и ќлега ћаловичко). ƒраматурги€ отсутствует: множество мужчин в офицерских мундирах создают какую-то нелепую толкотню Ц пон€ть, что и почему происходит, сложно.

ќсновна€ претензи€, по словам јнтона ƒолина: «"—оюз спасени€", хот€т того его авторы или нет, звучит как одобрение политики государственного террора по отношению к несогласным». ƒмитрий Ѕыков называет фильм «пр€мо клевещущим на декабризм».

ћне кажетс€, что и создатели фильма, и его хулители слишком приверженны известному принципу историка-марксиста ћихаила ѕокровского: «»стори€ — это политика, опрокинута€ в прошлое».

јвторы фильма (задуманного за шесть лет до последних московских протестов и сн€того год назад) своим кинополотном несут идею гражданского мира. » у декабристов, и у Ќикола€ I – сво€ правда. » те, и тот желают блага –оссии. Ќадо бы сесть, успокоитьс€, переговорить – нет! Ћихорадка и нетерпение одних бросают на бунт, других привод€т к его кровавому подавлению. 

«амечательные, образцовые, бескорыстные русские люди занимаютс€ в итоге самоуничтожением. ƒумаю, что сценаристы, и особенно продюсер  онстантин Ёрнст, и правда лелеют достаточно утопическую идею примирени€ условного Ќавального  с условным «олотовым. Ќи во времена јлександра I ( о чем – ниже), ни сейчас она при всем еЄ прекраснодушии не кажетс€ возможной.

—уществует и друга€ модель декабристского движени€, усвоенна€ одинаково и сторонниками большевистского режима, и его либеральными критиками.  ќна восходит к прекрасной романтической легенде, придуманной отчасти јлександром √ерценом, отчасти самими осужденными по делу декабристов: борцы с самовластьем и крепостным правом, противосто€щие азиатской деспотии и вступившие с ней в неравный бой. ѕервенцы свободы, зажегшие искру, из которой возгоритс€ плам€. 

Ёту концепцию раздел€л ¬ладимир Ћенин: в его исторической картине декабристы буд€т √ерцена, тот – народников, а за ∆ел€бовым и ѕеровской дело подхватывают большевики.

Ћенинский взгл€д был доработан начальником по декабризму в советской историографии академиком ћилицей Ќечкиной, и в этом виде вошел в школьные учебники. ѕри коммунистической власти слова доброго нельз€ было сказать ни об эсерах, ни о меньшевиках, ни о кадетах, ни, естественно, о монархистах. ј о декабристах – пожалуйста. 

Ќо декабристы выступали за парламентскую демократию, независимый суд и равенство всех перед законом, а коммунистическа€ реальность сводилась к тоталитарной власти государства над гражданином. ƒекабристы – союзники интеллигенции в борьбе с советской властью. ѕервой ударила декабристами по большевикам «инаида √иппиус: «ѕрост€т ли чистые герои?/ ћы их завет не сберегли./ ћы потер€ли все св€тое: / » стыд души, и честь земли». Ёта традици€ была подхвачена романами ёри€ “ын€нова, продолжена Ќатаном Ёйдельманом, Ѕулатом ќкуджавой, яковом √ординым, попул€рнейшим фильмом ¬ладимира ћотыл€ ««везда пленительного счасть€» и «ѕетербургским романсом» јлександра √алича: «» все так же, не проще, век наш пробует нас – можешь выйти на площадь в тот назначенный час?! √де сто€т по квадрату в ожиданье полки – от —инода к —енату как четыре строки».

Ќедаром одно из первых оперативных меропри€тий, в котором принимал, суд€ по его воспоминани€м, участие молодой офицер  √Ѕ ¬ладимир ѕутин, – разгон демонстрации 1975 года на —енатской площади к 150-летию восстани€, который шел под лозунгом: «ƒекабристы – первые русские диссиденты».

я бы не сказал, что авторы фильма пытаютс€ опровергнуть мысль о праведности декабристов, они скорее хот€т найти некий путь, который позволил бы им прийти к мирному компромиссу с властью. “акого пути, к сожалению, не было. » —оюз Ѕлагоденстви€, и —еверное общество пытались его достичь, но јлександр I, только что победивший Ќаполеона «царь царей», не нуждалс€ в советах, занималс€ по преимуществу международной политикой и считал, что –осси€ никаких реформ не достойна и в них не нуждаетс€.

 ак писал ћарк јлданов: «ƒекабристы ничего не разрушили и ничего не создали. ÷енность того, что они сделали, заключаетс€ всецело в их легенде».  омпромисс между „ацким и ћолчалиным едва ли возможен, выигрывают —офью почти всегда ћолчалины.  ак писал  лючевский «декабрист послужил оригиналом, с которого списан „ацкий».

ƒекабристы не были профессиональными революционерами, как, скажем, народовольцы. √рибоедов иронически называл их общества: «” кн€зь-√ригори€ секретнейший союз, по четвергам». ќни были офицеры, отцы семейства, помещики – а потом уже вольнодумцы. ќгромное большинство членов тайных обществ не прин€ло участие в восстани€х. Ќапротив те, кого увлекли –ылеев и ћуравьев-јпостол, были молодыми подпоручиками и прапорщиками, никогда в обществах не состо€вшими.

√овор€ о бунте, в сущности – последней попытке дворцового переворота, следует помнить, что родители декабристов принимали участие, с ведома јлександра I, в убийстве его отца императора ѕавла, а деды – в свержении и убийстве ѕетра III. 

‘ильм все же советую посмотреть – само восстание сн€то великолепно, замечательна€ историческа€ реконструкци€. Ќу и повод перечитать воспоминани€ об этом трагическом дне, многое предопределившем в нашей истории. 

¬рем€ у нас непростое, противосто€ние власти и общества все нарастает. Ќо это не значит, что этим противосто€нием мер€етс€ все в окружающей жизни. ¬ конце концов (и это прекрасно), мирова€ истори€ никак не зависит от нынешней политической конъюнктуры. ѕутин ѕутиным, ѕушкин ѕушкиным.

Ћев Ћурье

 омментарии

Ќаписать новость
‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

Ќе забудьте указать свои контакты

я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€