¬торой гвоздь в крышку гроба €хтенного туризма. Ћюбител€м ходить под парусом осталс€ один пункт пропуска

03.02.2020 12:03
¬опреки за€влени€м властей ѕетербурга и Ћенобласти о желании развивать €хтенный туризм, граница дл€ любителей парусов постепенно захлопываетс€. Ќа —айменский канал Ђморскихї не пуст€т, пункт пропуска в ¬ыборге маломерным судам в новом сезоне тоже не светит.

 огда летом 2018 года в ¬ыборге убрали причал дл€ таможенного и пограничного оформлени€ маломерных судов, €хтсмены за€вили, что забит первый гвоздь в крышку гроба €хтенного туризма. » вот второй Ц €хты, идущие в ‘инский залив или из него через границу, в новом навигационном сезоне перестанут оформл€ть и на шлюзе є5 ѕ€лли, где проводитс€ погранконтроль на —айменском канале. 

“олько во внутренние воды ‘инл€ндии или 80 миль без остановки

¬ официальном письме —анкт-ѕетербургскому парусному союзу глава регионального ѕ” ‘—Ѕ —ергей ƒорофеев ссылаетс€ на то, что практика Ђне коррелируетс€ с видом сообщени€, разрешЄнным —оглашением между правительствами –‘ и ‘инл€ндии о пунктах пропуска через российско-финл€ндскую границу от 11 марта 1994 годаї. Ђ‘онтанкаї отправила ѕ” ‘—Ѕ запрос с просьбой разъ€снить отказ оформл€ть идущие в ‘инский залив €хты в —айменском канале, но к моменту публикации ответ так и не был получен. 

Ћюбител€м походить под парусом, которые раньше Ђотмечалисьї в ¬ыборге, после того, как там убрали понтон, позволили в качестве некоего компромисса проходить погранконтроль в ѕ€лли. ѕричем назвать это удобным никак нельз€ Ц чтобы подн€тьс€ по —айменскому каналу из ¬ыборга на 40 миль до границы и обратно, требуетс€ 8Ц9 часов. “еперь этот путь открыт только тем, кто идЄт во внутренние воды ‘инл€ндии.


” маломерных судов осталс€ один-единственный вариант Ц пункт пропуска в Ѕольшом порту ѕетербурга (форт  онстантин). ѕосле того, как российские пограничники поставили штамп на выезд из –‘, €хте запрещено причаливать к берегу, пока еЄ хоз€ин не получит штамп у финнов. » наоборот. ƒлительный переход между российским и финским пунктами пропуска длиной в 80 миль может быть очень опасным и изнурительным Ц ведь это минимум 1,5 суток с неизбежным захватом ночи.


ƒл€ просмотра в полный размер кликните мышкой

¬ полном недоумении пребывают те, кто держит свои €хты в ¬ыборге, Ц получаетс€, что им перед отправлением за рубеж дл€ оформлени€ придЄтс€ идти в ѕетербург.

¬иктор ћатушкин хранит своЄ 7-метровое парусное судно в посЄлке —оветский. ¬о всЄм районе таких, как он, дес€тки. Ћетом ¬иктор планировал пойти на полторы недели в ‘инл€ндию, но перспектива потратить пол-отпуска на процесс получени€ штампов разрушила план отдыха.

Ђѕосле закрыти€ пункта пропуска в ¬ыборге было так: подн€лись до п€того шлюза, отметились, спустились, прошли мимо ¬ыборга Ц и на —антио (финский ѕѕ. Ц ѕрим. ред.).  рюк, конечно, но не смертельный, т. к. путь идЄт по тихому, закрытому от ветра и волны каналу, Ц по€сн€ет ћатушкин. Ц ј теперь топай в пункт пропуска на форте  онстантин, что в  ронштадте, и только потом на —антио, а это крюк в 2Ц3 дн€ по открытой воде, чтобы оказатьс€ примерно в тех же координатах, откуда ты выходил. ћногое зависит от ветра и времени прибыти€ в пункт пропуска Ц на ночь он закрываетс€ї, Ц печалитс€ ћатушкин.

”дар по международному туризму

ѕока ѕетербург лелеет планы о развитии €хтенного туризма, перед потенциальными иностранными гост€ми под парусом захлопывают двери. ≈сли раньше финны, привыкшие к наличию марин у себ€ и в Ёстонии через каждые 30 миль (эта дистанци€ считаетс€ комфортным  переходом), могли приходить хот€ бы в ближайший ¬ыборг и даже леле€ли мысль о свободном посещении полузакрытых островов, то теперь об иностранных гост€х точно можно забыть.


Ђя поражЄн [отказом пограничников оформл€ть идущие в ‘инский залив маломерные суда на шлюзе ѕ€лли]. ћассовые €хтсмены не пойдут сто миль от/до финского пункта пропуска ’аапасаари [до/от  ронштадта]ї, Ц говорит президент общественного объединени€ Ђ—анкт-ѕетербургский парусный союзї —ергей јлексеев.

”читыва€, что летом на период проведени€ матчей ≈вро-2020 обещают закрыть воды, иностранцы, рискнувшие добратьс€ до —еверной столицы, и вовсе могут попасть в непри€тную ситуацию.

Ђ»з ’ельсинки или “аллина, спуст€ сутки, мокрый, холодный, голодный к нам придЄт, а ему скажут: "»ди обратно"ї, Ц иронизирует јлексеев.

ѕо его словам, в 2019 году в ѕетербург пришло всего 70 иностранных €хт, в то врем€ как в ’ельсинки Ц около 10 тыс€ч, в ѕетербурге три €хт-клуба, в ’ельсинки Ц 40. ¬ ‘инл€ндии обычно Ђпарус€тї семь€ми по 3Ц4 человека, с детьми и собаками, и на сложный переход до ѕетербурга решатс€ немногие. 

Ђ«акрытие пункта пропуска (прекращение оформлени€ маломерных судов в ¬ыборге. Ц ѕрим. ред.) уже нанесло серьезный удар по €хтенному туризму (в частности международному) в регионе ¬осточной Ѕалтики, что входит в противоречие с намерени€ми правительства по дальнейшему развитию туризма.  —татистика судозаходов маломерных судов ежегодно демонстрирует стремительное уменьшение количества гостевых  €хт в регионе. „ем дольше будет сохран€тьс€ существующее положение, тем сложнее будет вернуть веру мирового €хтенного сообщества в серьезность наших намерений развивать €хтенный туризм в регионеї, Ц считает ¬ладимир »ванкив, член президиума —анкт-ѕетербургского парусного союза и представитель восьми международных €хтенных организаций.

—ложивша€с€ ситуаци€ заставл€ет отказыватьс€ от путешествий за рубеж и петербуржцев, которые передвигаютс€ на небольших €хтах и не хот€т рисковать на длинной дистанции от  ронштадта до финского пункта пропуска.

Ђћысль о том, что €хты Ц развлечение исключительно дл€ элиты Ц глубочайшее заблуждение.  ак правило, под парусом ходит средний класс. ѕо примерным оценкам, в нашем городе регул€рно этим занимаютс€ 5 000 человек. »з 2 000 членов —анкт-ѕетербургского парусного союза лишь примерно 70 Ц люди с достаточно высоким заработком, большинство Ц это студенты, рабочие, инженеры. “е, кто любит парусный спорт и не могут без него житьї, Ц по€сн€ет јлексеев.

ƒлинный переход смогут пот€нуть либо профессионалы, либо владельцы более крупных и дорогих судов. 

ѕрезидент союза считает, что отсутствие возможности комфортно пройти паспортный контроль заставит петербуржцев и жителей Ћенобласти, которые предпочитают путешествовать на своЄм судне за пределами –оссии, держать €хты в ‘инл€ндии, а любители, возможно, будут чаще ездить в “урцию, где на неделю шесть человек могут сн€ть €хту за 400 евро с каждого.

ѕишите письма

 ак ранее писала Ђ‘онтанкаї, и последний оставшийс€ пункт пропуска дл€ идущих в открытые воды €хт, который работает в  ронштадте с 2013 года, изношен более чем наполовину. »з-за ограниченности территории там нельз€ ставить на долгосрочную сто€нку и обслуживать маломерные суда, говоритс€ в документах.

ѕозицию пограничников и администрации —айменского канала, оставивших возможность поставить штамп о прохождении границы только тем €хтсменам, которые идут во внутренние воды ‘инл€ндии, выборгские судовладельцы объ€сн€ют трудност€ми с оформлением только что купленных €хт. –осси€не по выгодной цене покупают суда в Ўвеции, а ведомства €кобы Ђне хот€тї проводить таможенную  очистку (в народе Ц Ђрастаможкуї) на входе в —айменский канал, где находитс€ таможенный пункт ЂЅрусничноеї. Ёто вполне объ€снимо Ц длительна€ сто€нка на построенных дл€ больших судов в 1960-х годах причалах небезопасна: когда шлюз наполн€етс€, вода немного уходит, а когда снова идЄт подъЄм, €хта может Ђподнырнутьї под причал и затонуть. 

ќрганизаци€ полноценного пункта пропуска дл€ маломерных судов и €хт в ¬ыборге могла бы решить проблему. –осморпорт, –осгранстрой, таможенники, пограничники и €хтсмены не могут прийти к взаимопониманию уже несколько лет. Ћюбители ходить под парусом обвин€ют федеральные власти в Ђнежелании повернутьс€ к люд€м лицомї, ведомства ссылаютс€ на небезопасность сто€нки маломерных судов в порту, где ход€т крупные пассажирские и грузовые суда. ѕричиной запретов называют желание ликвидировать Ђбардакї.

Ђѕостановление правительства є1208 от 15 но€бр€ 2014 года напр€мую запрещает принимать маломерные суда на территории грузо-пассажирских портов. ѕочему-то те, кто занимаетс€ парусным спортом, этот документ игнорируют. ¬ конце декабр€ мы наконец-то получили первый причал в аренду у –осморпорта и сейчас готовим в ћинтранс письмо с предложением Ч каким образом, не наруша€ постановление, можно оформл€ть по временной схеме €хты в портуї, Ц говорит гендиректор ќќќ Ђѕорт Ћогистикї (оператор порта ¬ыборга) ќльга јнсберг.

ѕо еЄ словам, первоочередна€ задача Ц решить вопрос с проштамповкой паспортов, но дл€ растаможивани€ новых €хт необходимо выделить место, где могли бы сто€ть несколько дней, не меша€ основному трафику.

¬ окт€бре 2019 заместитель министра транспорта –оссии, руководитель федерального агентства морского и речного транспорта ёрий ÷ветков поручил прин€ть меры, чтобы возобновить контроль маломерных судов в ¬ыборге, однако по результатам совещани€ в ћоскве было за€влено, что в сезон навигации-2020 оформл€ть €хты по-прежнему не будут из-за Ђотсутстви€ возможностиї.

яхтсмены ¬ыборга на прошлой неделе отправили коллективное письмо в новое правительство –‘ с просьбой решить проблему и открыть им пункт пропуска в ¬ыборге. —анкт-ѕетербургский парусный клуб, в свою очередь, намерен попросить решить вопрос с пунктами пропуска дл€ €хт помощника президента –‘ и экс-министра транспорта »гор€ Ћевитина.

—правка: за период летней навигации с 17 ма€ по 14 сент€бр€ 2019 таможенный контроль на —айменском канале прошли 426 маломерных судов, что на 17% больше, чем в 2018-м. »з них 123 Ц иностранные, 229 Ц российские, 74 Ц купленные за рубежом.

яна ѕруссакова, Ђ‘онтанка.руї


ѕодписывайтесь на финскую "‘онтанку" в Facebook, "¬ онтакте" и Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий в ‘инл€ндии - и не только.

 омментарии

„итайте также
яндекс.–екомендации

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€