07.02.2020 17:53
14

Экстремальное судовождение. Экипаж затонувшего траулера предупреждали о шторме

Судно «Поньгома» перед выходом из порта получило тревожную метеосводку. Капитан Виктор Питкевич не стал отменять переход в Калининград. Высокая волна и жесткий ветер обледенили траулер и пустили его на дно.

автор фото Виктор Коротаев/Коммерсантъ / коллаж
автор фото Виктор Коротаев/Коммерсантъ / коллаж

Семь граждан России спасли в Финском заливе, двух человек госпитализировали с переохлаждением. Они полтора часа просидели в залитом водой надувном плотике. «Фонтанка» восстановила хронологию гибели рыболовецкого траулера.

«Поньгома» находилась на ремонте в порту Приморск. Она приписана к Петербургу, но работает преимущественно в Калининграде. На утро 6 февраля экипаж запланировал переход.

Траулеру в этом году исполняется 35 лет. Он 23 метра в длину и 6 метров в ширину. Высота борта – чуть больше трех метров. Мощность главного двигателя «Поньгомы» – 370 лошадиных сил. (Такую, к примеру, выдает не самый энергичный в своем классе лифтбек KIA Stinger). Экипаж состоял из семи человек – шести жителей Калининграда и одного жителя Петропавловска-Камчатского. Капитан судна – 50-летний Виктор Питкевич.

Служба управления движением судов (СУДС) порта Приморск (подразделение Росморпорта) каждые сутки в 13 часов делает обзор погоды по востоку Финского залива. Накануне выхода метеосводки передавались экипажам несколько раз – погода резко менялась. Синоптики обещали усиление западного, северо-западного ветра до 22 метров в секунду, температуру воздуха до минус пяти градусов, высоту волн в открытой части залива до двух метров. Последняя перед отправлением траулера из Приморска сводка передавалась как «предупреждение о неблагоприятном явлении».

В шесть утра 6 февраля «Поньгома» вышла из Приморска, но не спешила добраться до фарватера. Траулер следовал вдоль финского берега, пока это было возможно.

По просьбе «Фонтанки» в СУДС Приморска прокомментировали маршрут траулера:

«Капитан «Поньгомы» решил идти северным путем, через мыс Пологий в сторону Выборга, а оттуда – в район Гогланда. Финским берегом он прикрывался от сильного западного ветра, в надежде на меньшую волну».

На преодоление примерно 200 километров «Поньгома» затратила восемнадцать часов, то есть двигалась со скоростью около 11 километров в час. Это почти в два раза меньше, чем указано в характеристиках судна. Притом что двигалось оно пустым.

О последних часах жизни траулера капитан Виктор Питкевич рассказал в интервью эстонскому изданию ERR.

«Погодные условия были на пределе для траулера – высокая волна, обледенение. Мы останавливались и «окалывались», – говорит Питкевич.

Из-за непогоды отказала рулевая машина. Стоявший на вахте капитан перешел на аварийное управление, но безрезультатно. В отсек с рулевой машиной поступала вода. Траулер в течение получаса лег на борт.

«Выбирались как из танка – через люк. Потом сидели на [лежавшем на борту] судне, спустили плотик, отплыли метров на тридцать, траулер встал носом вверх и благополучно пошел на дно», – вспомнил Питкевич.

При затоплении «Поньгомы» сработал аварийный буй. Сигнал бедствия с судна наземные службы приняли около полуночи 7 февраля. Траулер находился в пятнадцати милях к северу от эстонского полуострова Юминда.

Просьбу о помощи передали ближайшему к месту затопления судну – танкеру SCF Angara, который шел из Усть-Луги в Копенгаген. Он подошел примерно через полтора часа. Надувной плот, в котором находились моряки, уже подтопила вода.

Jaanus Lensment / delfi.ee/

«Экипаж подняли на борт, согрели, накормили, выдали сухую одежду и быстро эвакуировали»,- сообщили «Фонтанке» в пресс-службе компании «Совкомфлот».

Двое – механик Мельников и матрос Попов – сильно переохладились. Их забрал подоспевший первым вертолет из Финляндии и доставил в больницу Хельсинки. Остальных отправили в Эстонию. С танкера в вертолеты моряков поднимали в люльке.

«Фонтанка» связалась с супругой механика Сергея Неворотова. Олеся сообщила, что муж позвонил с чужого номера утром 7 февраля.

«Он рассказал о трехметровых волнах, которые встретили «Поньгому» в открытой воде. Судно затопило почти сразу, еле успели перебраться на плот. Все личные вещи пропали, моряки ничего не успели взять с собой. Мне кажется, им не должны были разрешать выход в залив», – говорит Олеся.

В СУДС Приморска «Фонтанке» уточнили, что на утро 6 февраля капитан обладал всей информацией о погоде, а ограничить выход в море может только капитан порта. Таких указаний не поступало, и капитан траулера самостоятельно принимал решение. «Вытолкать» с территории порта судно не могут.

Моряков готовят к перевозке в Санкт-Петербург. Дипломаты оформляют им выездные документы.

"Поньгома", по данным службы капитана порта Санкт-Петербург, ранее принадлежало ООО "Надежда". Эта фирма контролируется ООО "Объединенная морская компания". Совладелицей последней является Елена Тузова, также обладающая долями в  ООО "Норд Пилигрим", ООО "Норд пилигрим трейд", ООО "Арктикфлот"  и ряда других фирм, занятых в рыбопромысловом бизнесе.

«Фонтанка.ру».

Jaanus Lensment / delfi.ee/

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (14)

VF812
"Здесь не Голландия, здесь безысходная Балтика" (цы)

Yar Rus
Ну все же капитан отвечает за судно и людей. Ну и инстинкт самосохранения все же должен быть.

Yar Rus
Исходя из статьи, действия капитана выглядит как разгильдяйство.Погода для зимы на Балтике была неэкстраординарная. Штормы здесь не редкость.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор