—верхскоростные контролеры и последний год Ђстариковї.  ак вице-губернатор —околов складывал пазл транспортной реформы

12.02.2020 22:44
—верхскоростные контролеры и последний год Ђстариковї.  ак вице-губернатор —околов складывал пазл транспортной реформы ћаксим —околов// јндрей ѕронин/ оммерсантъ
Ќовый транспортный вице-губернатор ћаксим —околов рассказал журналистам, на какой остановке сейчас автобусна€ реформа в городе. –азвилки впереди уже нет, но и разметка тоже не везде.

¬рем€ дл€ встречи с журналистами ћаксим —околов выбрал не случайное. »менно 12 феврал€ губернатор јлександр Ѕеглов подписал документ планировани€, то есть сн€л последнюю печать с так называемой транспортной реформы.  ак известно, с июл€ 2020 года заканчиваютс€ контракты у негосударственных автобусных перевозчиков ѕетербурга Ч когда же все мен€ть, как не в этот момент. ¬сего в городе Ч с учетом Ђѕассажиравтотрансаї Ц вместо 651 маршрута останетс€ 472. ¬сех переведут на регулируемый тариф, почист€т от дублировани€, Ђкоммерческиеї автобусы уничтожат как класс, а все, что останетс€ от сети частных перевозчиков, разыграют между ними на конкурсах.

—оответственно, везде будут действовать все виды проездных билетов и безналичной оплаты, а также все льготы. —тихийные скоплени€ маршруток у станций метро исчезнут, как и ставшие уже чиновничьим фольклором Ђгонки за пассажировї. «десь все €сно, вр€д ли кто-то станет спорить; вопрос в издержках и рисках. ќ них-то и спрашивали —околова. ¬ какой-то момент прозвучало знакомое с досоколовской эпохи Ђдавайте комментировать не процесс, а результатї, и все испугались, что зр€ собрались. Ќо не зр€.

Ќа чем нас повезут и куда

 онкурсы город объ€вит до конца феврал€, контракты хочет подписать в середине апрел€.  ак и рассказывала Ђ‘онтанкаї, 364 автобусных маршрута, которые предстоит разыграть, подел€т на 42 лота. Ќа 18 из них можно будет за€вл€тьс€ только с новыми автобусами, не старше 2018 года; и договоры по ним подпишут, как и предполагалось изначально, на 5 лет. ¬ эту счастливую группу попадет 131 маршрут. Ќа остальных 24-х (233 маршрута) город готов еще год потерпеть старые автобусы, вплоть до 10-летних стариков, с об€зательством за этот срок обновить подвижной состав; так что и контракты по этим аукционам подпишут на 6 лет.


≈сли в ходе торгов образуетс€ кака€-то прилична€ экономи€, город рассматривает вариант дополнить маршрутную сеть еще несколькими направлени€ми: на скамейке запасных сидит еще пор€дка 18 приоритетных маршрутов. „тобы всех их выпустить на поле, хватило бы 800-900 млн рублей.

— обновлением не так просто.   середине 2021 года, когда с улиц города уедет последний автобусный Ђветеранї, город в результате должен получить 2 662 новых автобуса. 1800 из них Ч это машины большой вместимости, остальные Ч средней. » вот дл€ средних никакого переходного периода не предусмотрено, они должны быть закуплены уже к июлю 2020 года. Ёта часть —мольный, насколько можно судить, не волнует: Ђмалышейї поставить недолго, да и многие перевозчики уже закупают себе такой подвижной состав. Ѕеспокоитьс€ впору о больших автобусах. 900 из них Ч веро€тно, в цветах Ђ«енитаї Ц должны выехать на улицы уже с этого июл€ и разлететьс€ по 131 маршруту дл€ Ђновичковї. ≈ще столько же Ч доехать в течение года. Ђ—тариковї в последний год их жизни на маршруте никто перекрашивать в лазурное уже не будет.

Ќа вопрос, откуда вз€ть автобусы, —околов в целом отвечает, что их уже берут, и берут в лизинг. Ђ¬р€д ли найдетс€ какой-то перевозчик, который сможет сразу купить за живые деньги, Ц говорит он. Ц ћожет, конечно, вз€ть в кредит, но, как правило, используют механизм лизинга. ”же был проведен р€д совещаний в правительстве –оссийской ‘едерации, с участием ћинпромторга, ћЁ–, лизинговых компаний. » сегодн€ за —анкт-ѕетербургом, можно сказать, закреплен этот заказ на 900 новых больших автобусовЕ Ћизинговые компании этот заказ консолидируют, эти автобусы уже производ€тс€. » после того, как конкурсы будут разыграны, по€в€тс€ конкретные перевозчики Ч они будут заказывать эти автобусы у тех компаний, чьи услови€ они сочтут приемлемымиї.

“ранспортный ѕетербург действительно почти полностью пересел на механизм лизинга; последний крупный пример Ч трехчастна€ закупка √Ё“ на 142 троллейбуса. ќ том, есть ли в этом смысл, спор€т, но в данном случае сжатые сроки конкурсов вроде бы подсказывают такую модель. ƒругое дело, что правительство, по признанию самого —околова, уже о чем-то договорилось с определенными лизингодател€ми, а стало быть, перевозчикам волей-неволей придетс€ обращатьс€ именно к этому узкому кругу. ¬ице-губернатор так не считает. ЂЁтот круг не фиксирован. ќни готовы подставить финансовое плечо, но это не значит, что они станут монополистамиї, Ц утверждает он. „ерез зап€тую перечисл€ет компании Ц все, как на подбор, с госучастием: √“Ћ , Ђ—бербанк лизингї, Ђ¬“Ѕ Ћизингї, Ђ¬ЁЅ Ћизингї. ѕроизводители автобусов тоже более или менее пон€тны: предпри€ти€ группы Ђ√ј«ї,  амј«, ¬олгабас, белорусский ћј«.

«а€чий рай или коллективна€ ответственность

ѕринцип договора полных затрат следующий. √ород подписывает контракты и в 2020 году пускает на их оплату 11,2 млрд рублей. Ёто все, на что могут рассчитывать перевозчики: собранное с пассажиров отправл€етс€ в бюджет и частично Ч расчетно, на 5,1 млрд Ц компенсирует расходы казны. ¬ 2021 году город выплатит 24,5 млрд, вернетс€ к нему 11,5 млрд, еще через год соотношение 26,3 млрд к 12 млрд рублей.

Ќо если суммы расходов бюджета директивны (они вытекают из стоимости контрактов), то вс€ выручка с пассажиров Ч это лишь прогноз. ” самого перевозчика нет стимула этот прогноз исполн€ть и особо нет возможности, ведь в его контрактах не значитс€ никаких кондукторов. Ќет их и в планах —мольного. “о есть практически в каждом автобусе ѕј“ и в каждом троллейбусе √Ё“, как и прежде, будет сидеть по человеку с валидатором, а на 364 частных маршрута выпуст€т всего 300 контролеров, которые будут в непредсказуемом режиме провер€ть автобусы. Ќапомним Ц более 2 600 автобусов, из них 1800 Ч больших.


ќтсутствие плана по выручке избавит горожан от привычной фразы Ђпока все за проезд не передадут, никто никуда не поедетї. Ђћожет, она и правильна€ с коммерческой точки зрени€, но это создает неудобства, в том числе и с точки зрени€ регул€рности, Ц подчеркнул —околов. Ц ” нас здесь будет друга€ рискоориентированна€ модель. я надеюсь, не по€витс€ лозунгов Ч ура, гул€ем бесплатно. ћы исходим из сознательности всех участников процессаї. —мольный обещает отслеживать объем неоплаченных поездок по камерам, и в случае чего увеличивать контроль на самых за€чьих маршрутах.

 роме того, встает вопрос с водител€ми. »х дело автобусы вести, а не деньги собирать. Ќо 14% пассажиров по-прежнему плат€т наличными, и кто-то должен им выдать талон и сдачу. Ќикому, кроме водител€, в отсутствие кондуктора, этого не сделать.

—ами перевозчики озабочены не только тем, что им придетс€ оперативно пересаживатьс€ на новые автобусы, но и тем, что контракты этого не окуп€т. ќни неоднократно за€вл€ли, что заработна€ плата водителей в расчетах комитета занижена, а риски по подорожанию топлива несет на себе подр€дчик. Ђ—тартова€ цена достаточно комфортна€ дл€ участи€ в этом конкурсе, Ц не соглашаетс€ —околов. Ц –асценки чуть выше, чем у ћосквы, котора€ разыгрывалась достаточно давно, и сравнимы с расценками, по которым город заключает контракты с Ђѕассажиравтотрансомї. «ато снова в разр€д открытых перешел вопрос о размещении наружной рекламы на бортах автобусов, хот€ на данный момент —мольный все же склон€етс€ к тому, что без этого хорошо бы обойтись.

ѕазл пока не сложилс€

ƒо запуска новой системы 5 мес€цев, а нерешенных вопросов все еще хватает. Ёто признает и сам —околов. Ђ≈сли честно ответить на вопрос, все ли пазлы сложены, Ч нет, не все, Ц говорит чиновник. Ц ћы до июл€ будем дорабатывать те моменты, которые, к сожалению, за предыдущий 5-летний период, когда это можно было сделать в спокойном режиме, не были сделаныї.

ќдин из этих моментов Ч комплексна€ информационна€ система управлени€ транспортом, котора€ так и не была прин€та городом по истечении срока контракта с группой ЂЎтрихї.

 омитет по информатизации и св€зи расторг контракт, но с тех пор сменилс€ и глава комитета по информатизации и курирующий вице-губернатор, так что подр€дчик снова ходит на совещани€ в —мольный. «десь ничего нового: если  »—” не успеют докрутить до июл€ Ч а ее не успеют Ч то будут докручивать действующие системы оплаты (—Ё ќѕ) и управлени€ (ј—”).

Ќи к чему пока не привели переговоры о создании сервиса, который объ€снил бы 16 июл€ растер€нному пассажиру, как ему теперь доехать до привычной точки в непривычной реальности. Ђяндексї уже готов был запустить такой проект на нашу действующую маршрутную сеть, Ц говорит замглавы Ђќрганизатора перевозокї ƒмитрий ѕроцкий. Ц Ќо нам нужно показать люд€м новую. ћы начали еще переговоры с WikiRoutes; есть подозрение, что с ними нам будет проще запуститьс€ї. ЂЌо чем дольше мы с ними в переговорах, тем дороже нам это обойдетс€ї, Ц напомнил €вно не журналистам вице-губернатор. Ђћаксим ёрьевич, мы начинаем [торговатьс€] со слова Ђбесплатної, Ц успокоил его ѕроцкий.

ќбщественные остановки, которыми надо будет обставить все новообретенные маршруты Ч тоже дело не одного дн€. Ќо —мольный обещает везде расставить если не павильоны, то хоть Ђфлажкиї. “о же самое касаетс€ выделенных полос: их хот€т рисовать и дальше, хот€ этот процесс еще сложнее, чем организовать остановки и купить автобусы. ¬ процессе формировани€ и новое тарифное меню Ч в частности, опци€, котора€ позвол€ет в течение часа с момента начала поездки бесплатно пересесть на любой общественный транспорт.

Ќе удивительно, что —мольный пытаетс€ перестраховатьс€ Ч по крайней мере, так там объ€сн€ют возможность выхода на конкурсы Ђѕассажиравтотрансаї. —ейчас в ѕетербурге 16 перевозчиков, после аукционов их может быть в теории хоть за 40. Ќо раньше сообщалось, что городской ѕј“ уж точно не будет включатьс€ в борьбу за новые маршруты, благо у него действующие контракты расписаны еще на несколько лет. “ак что и разговоры о переделе рынка в пользу √”ѕ казались беспочвенными. “еперь все не совсем так. Ђѕј“ может участвовать , Ц говорит ћаксим —околов. Ц ћы расцениваем это как ресурс по мощности, резерв, и включать этот резерв мы будем там, где понадобитс€. ¬ первую очередь сеть будем разыгрывать среди частных перевозчиковї.

Ќиколай  удин, Ђ‘онтанка.руї


© ‘онтанка.–у

—правка:

–анее городскими власт€ми предполагалось и декларировалось, что после 15 июл€ маршрутна€ сеть ѕетербурга сократитс€ вдвое: из более чем 660 маршрутов останетс€ чуть больше 360. „тобы компенсировать потерю, власти усил€т существующие направлени€, а также откроют около 100 новых. Ќа это потребуетс€ 11 млрд в 2020 году и более 24 млрд в 2021 году. »деологи€ состоит в том, чтобы перевести всех на регулируемый тариф, а ту часть коммерческих маршрутов, что останутс€, разыграть на конкурсах. ѕри этом в ходе подготовки реформы наблюдатели говорили о возможных трудност€х: это и отказ от маршруток, и необходимость где-то вз€ть большое количество новой техники, и исчезновение р€да смежных с Ћенобластью маршрутов. —вои опасени€ относительно реформы глава ”‘ј— ¬адим ¬ладимиров высказывал в интервью Ђ‘онтанкеї, а само ведомство вынесло вице-губернатору Ёдуарду Ѕатанову, ранее отвечавшему за реформу, предостережение.

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии

„итайте также
яндекс.–екомендации

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€