02.08.2020 11:26
19

Суслики по сотке: как в бюджет собирают миллионы за сбитых на дорогах зверей

С начала года в Петербурге и Ленобласти произошло больше восьми десятков аварий, в которых погибли звери. За каждого по закону нужно заплатить. В прошлом году власти собрали на этом больше десяти миллионов.

Фото: Изображение klimkin с сайта Pixabay

Как в бюджет собирают миллионы за сбитых автомобилистами зверей

Сразу уточним — нет никаких «штрафов» за сбитого волка, лося или другого животного. Есть ущерб природе, который в большинстве случаев покрывает страховая компания. Но люди, которым внезапно на капот упали 200–400 кг мяса, костей, рогов и копыт, об этом думают в последнюю очередь и как правило пытаются по-быстрому сбежать. Или дать денег.

«Дело было так: ехали спокойно, час-два ночи, играет тихо музыка, не торопимся — километров 70–80, и тут я слышу, как друг кричит: «Женяяя, лось, тормози!». Оттормозиться почти успели, не хватило буквально 1–2 секунды. Он выбежал сбоку прям под машину, — повезло, что друг сидел и смотрел в окно, увидел его. Лось остался жив, спрыгнул с капота и убежал. В общем, что по повреждениям: лобовое стекло в хлам, зеркало левое, капот весь мятый, бампер треснул, отошла губа бампера, поцарапана левая фара и левая стойка крыши», — так звучит типичный рассказ о встрече с лосем на трассе в исполнении петербуржца Евгения.

Но бывает и гораздо хуже.

«В полночь я выехал из Москвы в Петербург. В два часа ночи мой вояж внезапно прекратился столкновением с лежащим на дороге лосем на скорости 100 км/ч, — поделился петербуржец Марк. — Удар был такой силы, что показалось, будто сейчас вылетят все стекла в автомобиле, а сам он сложится в гармошку. Я не видел, как ударил лося, и не помню, как управлял автомобилем в тот момент, лишь затем по длинному тормозному следу я понял, что тогда изо всех сил жал на тормоза. Очнулся быстро. Первое, что я услышал, было моим собственным криком».

Патрульная машина ГИБДД подъехала лишь к пяти часам утра, когда рассвело.

«Лося на месте ДТП не оказалось. Гаишников это не удивило, они тут же сообщили мне, что на трассе работают браконьеры, которые подбирают сбитых лосей. «За то, что мы не будем приписывать тебе вину» инспекторы попросили у меня 500 рублей. Легко отделался», — резюмировал водитель.

С начала 2020 года (по состоянию на 21 июля) на областных дорогах официально произошло 80 ДТП с животными. Погибли 66 лосей, два медведя, пять косуль, пять кабанов, один волк и внезапно одна енотовидная собака. Северная столица, по данным Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, добавила к этому списку еще беспечного лося и невнимательную косулю.

За прошлый 2019 год правительство Ленобласти насчитало 186 ДТП с участием животных. Погиб один волк, 156 лосей, 15 косуль, 13 кабанов и один медведь. В Петербурге закончили жизнь под колесами еще шесть лосей и семь кабанов.

Итого в этом году в области насчитали погибших зверей на 5,7 млн рублей. В городе — на 120 тысяч. За прошлый год было 10,7 млн и 660 тысяч соответственно. И это не штрафы, как подчеркивают в Комитете по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области — это суммы взысканий за причиненный вред природе.

По федеральному Закону о животном мире все звери в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью. И в случае, если россияне по неосторожности, какой считается ДТП, навредили им, то они возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда. Рассчитывается он исходя из методики, утвержденной еще в 2011 году.

За одного сбитого лося такса составляет 80 тысяч рублей. За благородного оленя — 70 тысяч. За медведя — 60. Рысь и косуля стоят 40 тысяч. За кабана — 30 тысяч. Бобр и глухарь — 6000. Погибший под колесами заяц обойдется в тысячу рублей штрафа, как и гусь. Утка или голубь — 600 рублей. Ондатра и белка — 500, а волк, лиса или енотовидная собака, перепел — 200. Самые «дешевые» кроты, хомяки и суслики— 100 рублей. Из экзотических — дороже всех стоят снежный баран (100 тысяч) и гибрид зубра с бизоном — 120 тысяч.

Чаще всего в официальной статистике фигурируют лоси (гибель более мелких зверушек, как правило, не попадает в отчеты), самых опасных периодов два: весна (когда лосиха родила нового лосенка и отгоняет от прошлогоднего отпрыска, который начинает самостоятельную жизнь) и осень (в брачный период подгоняемые гормонами лоси часто перебегают дорогу в неположенном месте).

Чтобы избежать аварии, в областном комитете рекомендуют сбрасывать скорость в зоне действия знака, предупреждающего о возможной встрече с лосем. В соответствии с рекомендациями специалистов-экологов, при движении через ареал обитания диких животных в хороших погодных условиях безопасной является скорость не выше 90 км в час: в таком случае есть немного времени на экстренную остановку. В уме следует держать, что тормозной путь должен уложиться в участок дороги, освещенный фарами.

Наибольшую активность лоси проявляют в часы рассвета, а также с заката до полуночи. В это время вместе с пассажирами рекомендуется внимательно осматривать местность вокруг в поисках диких животных. Следить следует не только за обочинами и придорожными полосами, — в канавах им удобно пастись, как и в пересекающих пролесках. Выдать нежелательных оппонентов могут движение, темные силуэты или «светящиеся» в темноте глаза.

Животное может пастись на разделительном газоне или внезапно выскочить из чьего-то сада. Если вы заметили лося, то рядом, скорее всего, бродят еще несколько, даже если их пока не видно. Стоит быть готовыми к встрече с ними, говорят специалисты. На трехполосной дороге лучше занять средний ряд. В случае двухполосной — постараться держаться как можно ближе к центру.

Заметив лося, не стоит ожидать от него рациональной реакции. Громкий сигнал, мигающий свет и приближающаяся металлическая громадина наверняка испугают животное до потери памяти. И оно скорее всего ринется наперерез, чем в сторону. Сохатые часто кидаются и на стоящие, и на движущиеся автомобили любого размера.

Если животное внезапно выросло перед машиной, то рекомендуется мягко затормозить. Не пытаться его объехать или покинуть свою полосу, чтобы не устроить аварию со встречным транспортом из-за резкого перестроения. Если ДТП все-таки случилось, то по возможности рекомендуется не приближаться к раненому животному — может лягнуть, поранить. Если тело заблокировало проезжую часть, то лучше поставьте машину так, чтобы фары осветили его и включите «аварийку».

После прибытия на место сотрудников ГИБДД и оформления ими ДТП в комитете рекомендуют не реагировать на провокации «решить вопрос на месте», так как застрахованная гражданская ответственность водителя по ОСАГО в подавляющем большинстве случаев покрывает нанесенный животному миру ущерб.

«В Интернете, соцсетях и даже разного сорта СМИ можно встретить массу недостоверных домыслов по вопросу «штрафов за сбитое животное». Это приводит к тому, что не обладающий должным знанием водитель легко может стать жертвой обмана, мошенничества и прочих неправомерных действий. Тем более, что очень сложно сохранить «холодный рассудок», когда на капот твоей машины только что приземлилось 200–400 кг крови, мяса и костей. Между тем ситуации столкновения с дикими животными не часты, но никто из нас не застрахован от подобных случаев», — отметили в комитете.

И попросили водителей обязательно сообщать обо всех случаях гибели диких животных, не покидать место аварии (такое поведение очень часто фиксируется) и ни в коем случае не платить никакие «штрафы за сбитого лося».

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»

Фото: Изображение klimkin с сайта Pixabay

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (19)

не понимаю я это стадо баранов, которые садятся за руль ночью... ночью надо спать - если вы не в своём городе - есть отели, мотели, хостелы... нет, едут в самое рисковое время - когда полно за рулём бухих и слепых.... днём такого числа аварий как ночью не происходит... неужели так прёт людей ехать в кромешной тьме? и это в Роиссии, где ровных дорог раз-два и обсчёлся...

ithinkmann
Читаю: "... так как застрахованная гражданская ответственность водителя по ОСАГО в подавляющем большинстве случаев покрывает нанесенный животному миру ущерб." и тут же ниже
"Между тем ситуации столкновения с дикими животными не часты, но никто из нас не застрахован от подобных случаев», — отметили в комитете."

Таки я не понял, застрахован я или нет? ))

260860591
Этот комитет Ленообласти какую-то ахинею несет, текст прям сквозит недоверием к органам правопорядка -- " рекомендуют не реагировать на провокации «решить вопрос на месте»", "не обладающий должным знанием водитель легко может стать жертвой обмана, мошенничества и прочих неправомерных действий".
Всем же давно известно -- нет оснований не доверять... А тут прям сразу в разводе не деньги подозревают сотрудников.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор