03.08.2020 16:08
13

Умри, но штурвал держи. Почему «Аэрофлот» отказался платить за смерть пилота

Семья летчика, скончавшегося от остановки сердца в кабине самолета, только через суд взыскала 30 миллионов с крупнейшего перевозчика страны.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

Почему «Аэрофлот» отказался платить за смерть пилота

Кировский суд Омска 3 августа удовлетворил исковые требования вдовы пилота Ахметова к «Аэрофлоту», несмотря на категорический отказ перевозчика компенсировать потерю кормильца. Выплата предусмотрена коллективным договором, но компания предложила двойную трактовку.

Утром 24 ноября 2019 года экипаж рейса «Аэрофлота» SU1546 Москва — Анапа прошел медосмотр. Второй пилот Дамир Ахметов был допущен к полету без противопоказаний.

В небе Ахметов пожаловался на жжение в груди и легкое недомогание, после чего внезапно захрипел и перестал отвечать на вопросы командира воздушного судна Комягина. Бортпроводники перенесли его в салон, где посильную реанимационную помощь оказывали два пассажира и экипаж. Через 20 минут самолет совершил вынужденную посадку в Ростове-на-Дону. Местные медики констатировали смерть пилота.

49-летний Ахметов работал в «Аэрофлоте» с 2011 года. Ветеран труда, имел нагрудный знак отличия «За безаварийный налет часов». Врачебно-летную экспертную комиссию проходил в июне 2019 года, признан годным к летной работе линейным пилотом.

У Ахметова остались двое детей. Вдова Анастасия вступила в переписку с работодателем, ссылаясь на коллективный договор с сотрудниками. Пункт 7.8 предполагал безусловную выплату десяти годовых заработков в случае смерти при исполнении трудовых обязанностей. Несколько месяцев Ахметова получала отписки. Перевозчик ссылался на незавершенное расследование несчастного случая, а потом приглашал живущую в Омске вдову в Москву для ознакомления с результатами этого расследования. Телефонные переговоры с «Аэрофлотом» заканчивались перенаправлением из одного отдела в другой. Ахметова подала иск о компенсации.

Авиакомпания представила в Кировский суд Омска отзыв на иск. В нем перевозчик признавал, что взял на себя повышенные социальные обязательства, но они имеют юридическую силу только в том случае, если смерть работника будет признана несчастным случаем на производстве вследствие исполнения трудовых обязанностей. «Ахметов в момент несчастного случая не мог выполнять свои трудовые обязанности за штурвалом, поскольку находился без сознания и ему оказывались реанимационные мероприятия в передней части вестибюля самолета», — объяснили представители компании свою позицию.

По словам адвоката Виталия Кириченко, представляющего интересы вдовы, «Аэрофлот» пытался апеллировать к закону об обязательном страховании и приравнять выплаты по коллективному договору к страховому возмещению.

«Коллективный договор — это о смерти при исполнении обязанностей. Соцстрахование — о смерти вследствие исполнения обязанностей. Две большие разницы», — резюмировал защитник.

В буквальном толковании пункта 7.8 социальная гарантия распространяется только на смерть в результате несчастного случая, связанного с производством, настаивал «Аэрофлот». Это могут быть разгерметизация в воздухе, уничтожение воздушного судна при посадке или прямом попадании ракеты. В общем, все то, что можно признать авиакатастрофой или авиационным инцидентом.

Кировский суд не согласился с «соцстраховыми» аналогиями перевозчика и взыскал с работодателя 29,7 миллиона рублей.

После смерти Ахметова компания скорректировала коллективный договор, сообщил «Фонтанке» президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжев.

«Теперь десять годовых заработков выплачиваются только в случае признания смерти страховым случаем», — уточнил он.

По словам Дельдюжева, среди членов профсоюза до истории с Ахметовым никогда еще не было попыток взыскать с «Аэрофлота» предусмотренную коллективным договором компенсацию.

Страховые выплаты семье Ахметова, по словам адвоката Виталия Кириченко, тоже положены. Для этого необходимо признать акт расследования, которое не установило связь между смертью и трудовыми обязанностями, незаконным. В комиссию по Ахметову не включили представителя профсоюза, а в акт расследования не вошли результаты проверки Ространснадзора, который выявил многочисленные поквартальные переработки второго пилота. Они могли сказаться на состоянии здоровья Ахметова.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»

Фото: ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева
© Фонтанка.Ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (13)

Если они поступают так со своими работниками, интересно как они поступят с пассажирами при возникновении ситуаций, требующих компенсаций со стороны перевозчика. Не буду больше летать Аэрофлотом.

32717768
Ну это перекликается с поправками в КонсРФ, ребята... Умри - но штурвал не отпускай. Все логично!!!

Аэрофлот со своими юристами вообще никому платить не собираются,

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор