23.09.2020 15:22
0

Чайный гриб как посредник любви. В Петербурге появилась резиденция «научного искусства»

ИТМО открыл для публики новое пространство AIR — там будут проходить выставки по направлению science art и открытые учебные занятия. Первыми показывают дипломные работы студентов этой программы

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Термин science art, или «научное искусство», набирает популярность во всем мире. В 2018 году первая в России магистерская программа по этому направлению была запущена в ИТМО в сотрудничестве с заведующим отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрием Озерковым. Выпускников пока что можно сосчитать по пальцам, и это люди из разных сфер, не обязательно владеющие высокими технологиями, — в рамках проекта их сводят со специалистами, необходимыми для воплощения замысла.

Выставка, получившая название «Режимы доступа», в здании на Биржевой линии будет открыта до 11 октября. Она совсем небольшая — умещается в одном зале, экспонатов на ней только семь. И она отражает разный взгляд на цели такого искусства.

Первое, с чем встречается посетитель, — черный куб, точнее аппарат, который автор — Светлана Сидорова — окрестила «Физарумом-предсказателем».

Машина оказывается из серии «дай палец — руку откусит»: сначала просит положить ладонь на сканер и выдает на экране «предсказание», в котором фразы из гороскопов перемешаны с пользовательскими соглашениями и философскими терминами. «Отныне аспекты Луны в Раке подпитывают данные, когда вы посещаете или используете их сервисы, либо через третьи стороны с которыми они сотрудничают», — докладывает предсказатель. Дальше запутанному посетителю предлагается нажать на кнопку, чтобы получить больше информации, и тут выясняется, что больше никаких своих данных вводить уже не надо — экспонат за это время узнал про тебя все, от имени до фотографии, сделанной в отпуске на другом конце планеты N лет назад.

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Технологии распознавания лиц, наподобие сайта FindFace, конечно, не новы, но «попасться» на них на художественной выставке вряд ли кто рассчитывает. Фотографию не загружал, параметров поиска не выставлял — а тебя уже нашли. Так произведение искусства, вопреки теории, возникает не в момент, когда его изучают, а когда изучает оно. Так главным экспонатом на выставке, как в песне Шнурова, и правда, становится посетитель. Вывод напрашивается сам: чувствовать себя защищенным анонимностью — то, что всегда отличало жизнь в мегаполисах от провинции, — уже невозможно. Ну или, по крайней мере, не стоит на это рассчитывать. Как и не стоит верить всякому тексту — будь то предсказания или якобы серьезные аннотации к работам на выставке.

Еще один экспонат «про контакт» произведения со зрителем — «Афина» Итана Авилы. Автор из Мексики предложил зрителям анимированное изображение скульптуры греческой богини, чье «сердце» (выставлено тут же) начинает биться тогда, когда страница богини в «Инстаграме» получает «лайк» (можете проверить на месте, зайдя на нее с телефона). Автор задается вопросом; кто же, в таком случае, в обществе больший бог? Тот, кто зависит от поклонников, или тот, кто выбирает и оценивает сам? Итану же принадлежит другое произведение на выставке — «Размышления об истории». Это видео, в котором нейросети, «обученные» на материале из античных статуй исторических личностей, «оживляют» их образы.

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Высокотехнологичный объект другого плана на выставке представила мексиканская художница Лаура Родригез — свой проект «Неприкасаемый» она создавала, когда по миру распространялась пандемия, а изоляция делала невозможными объятия с близкими людьми. Так Лаура придумала аппарат, позволяющий замысловатым путем передавать прикосновения, точнее вибрации. И посредником здесь выступает… чайный гриб. Колбы с ним подвешены в воздухе, в полумраке Лаура выхватывает фонариком то один, то другой, — и чайный гриб реагирует на свет, а импульсы проходят дальше и преобразуются, в итоге создавая вибрацию на коврике под ногами другого человека — с которым и планировался контакт.

В будущем Лаура планирует развивать свой проект — в том числе, попробовать сделать одежду из подобного живого вещества, которая бы позволяла передавать прикосновения светом в конкретные зоны тела.

Конечно, технологии, позволяющие транслировать вибрации посредством интернета, есть уже давно, но тут для художницы был интересен биологический объект как посредник.

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

«Для нас стала привычной изоляция жизни от окружающей среды, и мы зачастую игнорируем сложные связи, формирующиеся между химическими соединениями и энергетическими частицами, такими как фотоны, с нашими телами и окружающими нас объектами», — говорится в пояснении к работе.

Еще один экспонат, задействующий живую природу, — «Чудо-поляна 2.0» Алены Королевой и Марты Михайловой. Табуретки и горшки с растениями расставлены по всему помещению. Техническая составляющая инсталляции заключается в том, что объекты «звучат» — например, включаются записи птичьих песен, которые стихают, когда вы садитесь рядом с цветком. Незатейливо, но смысл искусства — заставить задуматься и по-новому интерпретировать знакомые образы. Намеренно «остраняя» эти растения (по официальной версии, привезенные из Гатчины, в одном из парков которой есть место, где сошлось какое-то невообразимое сочетание редких видов), на них обращают внимание посетителей.

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Гораздо очевиднее вторжение технологий в видеоработе Анны Писаревской «Ретроспектива ГУЛАГа» — художник использовала нейросеть для визуализации усредненного образа жертвы системы. Правда, изначально планировалось вывести еще и образы карателей — но художник по личным причинам оставила эту работу незаконченной. Множество портретов, возникающих на экране, должны заставить пользователя задуматься о том, будет ли искусственный интеллект участвовать в становлении мифов, фейковой истории, создавая документы, которых никогда не было? Насколько трудно их будет отличить исследователям будущего?

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

Наконец, тема времени и роли технологий в истории воплотилась в работе «Красноярск» Виктории Романовой. Объект, по всей видимости, некогда секретный, назван так по надписи, сохранившейся на старой зеркальной оптической системе, найденной в стенах института и не используемой. Художница увидела, как прибор, воплощавший мощь науки, оказался не нужен и не использовался по назначению. Эти мысли заставили Викторию задуматься о собственной жизни. Через линзы этого прибора она показывает видеозаписи своей жизни на изоляции.

Интересно, что четверо из участниц выставки ранее уже объединились в арт-группировку BIOROBOTY 019, на счету которой, помимо описанных, уже не один проект. И в ее лице на петербургской арт-сцене появился новый интересный игрок.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...