09.10.2020 19:31
140

«Я на уроке хозяйка!» В каких условиях учатся в гимназии № 67, где ищут доведение до самоубийства восьмиклассника

«Фонтанка» поговорила с однокашниками 14-летнего подростка, ставшего причиной уголовного дела о доведении до самоубийства.

Фото: Елена Ваганова/«Фонтанка.ру»

На перемене восьмиклассник отдал лучшему другу ценные вещи — планшет и телефон — и попрощался. Его нашли лежащим под окнами гимназии на улице Профессора Попова. За пару часов до происшествия он излучал оптимизм, пополняя свою страницу «ВКонтакте» шутливыми видео.

Гимназия № 67 в Петроградском районе была первой в Ленинграде испанской школой. В образовательные лидеры никогда не выбивалась, но и аутсайдером не слыла. Порой в нее отправляли своих отпрысков именитые горожане. Например, покойный сенатор Вадим Тюльпанов и бывший глава РЖД Владимир Якунин.

Гимназию отличали вольнодумство и демократия. По уставу директор избирался коллективом. Последним руководителем «от народа» стала Марина Гаврилова. Весной 2007 года её со скандалом досрочно уволили — в гимназию вламывались ОМОН и МЧС, обыскивали сейфы. За отстранением Гавриловой стояла администрация района — она как учредитель хотела назначать директоров. Устав учреждения сменили.

Руководителем назначили завуча 56-й гимназии Валентину Тимерманис. Она отчасти привела свою команду. «Домашняя» обстановка, как рассказали «Фонтанке» выпускники 2010-х годов, сменилась на казенную и унылую. Педагогов перевели на общение через объяснительные и приказы, доверительные отношения сменились муштрой.

«Многие родители воевали с руководством», — вспоминают бывшие ученики.

После смерти Тимерманис директором назначили в 2019 году Екатерину Григорьеву — выпускницу Ленинградского пединститута по специальности «история и советское право», не имеющую ни ученой степени, ни звания, ни категории. До назначения она проработала в гимназии около десяти лет. Стиль общения у Григорьевой мягче, говорят собеседники «Фонтанки», но принципиально ничего не изменилось.

Бывшие ученики Екатерины Александровны — в ее бытность простым учителем истории в 183-й школе — отзываются о ней очень лестно.

Один из опрошенных «Фонтанкой» старшеклассников так описал педагогическую манеру в 67-й:

«Гимназисту дают понять, что учитель заведомо занимает высшую ступень в иерархии. Не сказать, что прям уж вызывающе с нами себя ведут, но о своем превосходстве напоминают постоянно. Очень сложно отстаивать свою точку зрения».

Родители одного из девятиклассников выразили свое мнение:

«Дети становятся волчонками. Они вынуждены защищаться, когда с ними общаются не как с равными. Ситуация в школе нервная, иногда до срывов».

Педагоги могут переходить на личности и устраивать публичные выволочки, рассказали «Фонтанке» родители восьмиклассницы — она учится в параллельном с упавшим из окна ребенком. Они предоставили аудиозапись урока химии, который пару недель назад вела замдиректора по воспитательной работе Ольга Боганова — ветеран труда, в автобиографии отметившая среди своих заслуг занесение во всероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России» в 2010 году и награждение машиной «Лада Калина».

Контекст: педагог неверно назвала фамилию ученика, он поправил. Ольга Александровна подняла мальчика и прочитала лекцию о правильном поведении в классе:

«Слушать меня не надо, надо выполнять, что прошу. Я не потерплю, чтобы со мной так разговаривали. Встаньте те, кто против меня! Вон там еще одна, и вон там. Вставайте! Таким тоном я извинений не принимаю. Я на уроке хозяйка. Я сказала сесть на первую парту. И вы будете сидеть там, где я скажу. Восьмой класс! Хамское отношение к учителю, я просто поражена. Куда вы катитесь? Еще раз такое повторится, и в класс к вам больше не приду. Я не на помойке себя нашла и вытирать ноги о себя не позволю. Ни одному человеку!»

Некоторые родители в менторском стиле общения проблем не видят. Одна из гимназисток поддержала педагогов:

«Ничего подобного со стороны учителей не наблюдалось. Учителя не имеют к этому (происшествию с восьмиклассником. — Прим. ред.) ни малейшего отношения. Было четко объяснено, что это несчастный случай».

Бывший ученик 67-й гимназии тоже не вспомнил каких-то моментов грубости и несправедливости:

«Понятное дело, что у хороших учеников кредит доверия больше, но так везде, и это нормально. В целом в гимназии очень хороший и дружный коллектив, школа небольшая, поэтому все ученики и преподаватели друг друга знают и, насколько мне известно, хорошо друг к другу относятся».

В 2019 году, рассказали «Фонтанке» в полиции Петроградского района, поступал вызов из 67-й гимназии.

«Один ученик сломал другому нос, — говорит собеседник. — Но историю каким-то образом сгладили. Гимназия ограничилась выговором дежурному учителю, которая проморгала драку. Там до смешного доходило: у ребенка кровь идет, а ему завуч говорит в туалете умыться. Ну, он умылся и пошел на урок».

После трагедии с восьмиклассником гимназию проверяют тщательнее. Следственный комитет расследует уголовное дело по статье 110 УК — «Доведение до самоубийства», свою проверку проводит прокуратура.

По данным «Фонтанки», в полдень 8 октября на перемене после урока истории гимназист передал лучшему другу ценные вещи — планшет и телефон — и попрощался. Нашли его под окнами класса № 45. Сейчас они наглухо затянуты.

Фото: Елена Ваганова/«Фонтанка.ру»

За пару часов до того, как восьмиклассник был найден под окном, он публиковал на своей странице «ВКонтакте» развлекательные видеоролики. Первоначальный опрос педагогов и учеников ничего вразумительного не показал. Никто не вспомнил какого-то яркого конфликта, который мог настолько испортить настроение восьмикласснику.

Мальчик воспитывается в благополучной интеллигентной семье. Отец преподает музыку, мать — экскурсовод. Старший брат — студент Московского физико-технического института.

«Пострадавший — исполнительный, ответственный ученик, поддерживающий дружеские отношения с одноклассниками. Принимает участие в школьной жизни, участвует в школьных, районных этапах олимпиад по истории, обществознанию, имеет хорошую успеваемость. Воспитывается в полной благополучной семье, на внутришкольном контроле и учете в отделе по делам несовершеннолетних не состоит», — сообщали «Фонтанке» в комитете образования Петербурга.

Главный врач детской городской больницы № 2 Автандил Микава рассказал 9 октября «Фонтанке» о состоянии восьмиклассника:

«Крайне тяжелое. Продолжается ряд мероприятий по поддержке витальных функций, поскольку повреждения практически несовместимы с жизнью. Состояние стабильное, над ним по-прежнему работают несколько бригад высококвалифицированных специалистов различного профиля, так как пациент получил политравму. Больной — живой, и мы боремся за его жизнь».

Директор 67-й гимназии Екатерина Григорьева, выслушав вопрос о возможных конфликтах пострадавшего с педагогами или учениками, ответила:

«Уважаемый журналист «Фонтанки», комментарии я не даю», — и повесила трубку.

Александр Ермаков,

Лена Ваганова,

«Фонтанка.ру»

Фото: Елена Ваганова/«Фонтанка.ру»
Фото: Елена Ваганова/«Фонтанка.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (140)

263819391
То ли статья заказная, то ли автор не знает ничего о журналистской этике, то ли и то, и другое.
К чему упоминания прежних директрис? Чёрный копирайтинг?
Произошла трагедия, школа всего лишь место проишествия, ещё ничего не доказано, но учителя уже облили помоями, вся статья написана так, чтоб читатель понял, кто же виноват.
Насколько законна такая скрытая прослушка? Как можно доказать, что это именно та учительница на записи? Ну и заголовок «.. ищут доведение» - вишенкой на торте.
Хайпожорство на трагедии. Сведений нет, но статья на страницу.

Эх, как же все это напоминает мне мою первую школу, ныне гимназию. Учителя со всякими наградами, обласканный РОНО директор, а внутри - одна муштра и показуха, учителя, кричащие на учеников, оценки вместо знаний...

nickname012
В наше время такие монологи, от той же Богдановой считались нормой. Я прекрасно понимаю, что дети тоже могут быть неправы и сделать что-то ужасное, после чего с ними стоит поговорить, но разговор тоже может быть разным. Школьное образование это основная база знаний человека, и я считаю, что такие знания должны давать квалифицированные педагоги, а в гимназии учителей с педагогическим образованием можно пересчитать по пальцам. Почему я не ушла из школы раз все было так плохо? На тот момент мне было как-то страшно, что меня не примут в другой школе, какие-то комплексы переходного возраста. жалею ли я об этом сейчас-безусловно.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...