Сейчас

+15˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+15˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 15

0 м/с, штиль

763мм

54%

Подробнее

Пробки

1/10

Бабушка Яга и её потерянные мужчины

11645
ПоделитьсяПоделиться

Бабушке Самсоновой из Купчино вменяется одно убийство. Она признается в двух. Таинственных исчезновений - ещё больше. “Фонтанка” посчитала мужчин, пропавших после общения с роковой женщиной.

Расследование уголовного дела Бабушки Яги с улицы Димитрова закончено. Официальная позиция: одно убийство, совершенное сумасшедшей женщиной. Неформальный подсчет дает другие цифры и другие версии. Имена и истории некоторых пропавших нам удалось узнать.

В июле 2015 года история 68-летней Тамары Самсоновой с улицы Димитрова стала бестселлером: разговор шел о возможности десятка убийств, совершенных тихой пенсионеркой, о новом «петербургском Чикатило в юбке». Спустя несколько дней Следственный комитет охладил пыл прессы, официально заявив: «В связи с публикациями в различных  средствах массовой информации сведений о том, что Тамара Самсонова, подозреваемая в убийстве 23 июля 2015 года  своей знакомой, якобы совершила ряд аналогичных преступлений, Главное следственное управление  СКР по Санкт-Петербургу заявляет, что  в настоящее время следствие не располагает объективными данными  о совершении Самсоновой других убийств».

Расследование шло своим ходом. Судебная психиатрическая экспертиза нашла у Самсоновой параноидальную шизофрению. В августе 2016 года прокуратура признала законным и обоснованным направление дела Самсоновой в суд – для применения медицинской меры принудительного характера. Проще говоря, для заточения в психиатрическую больницу с усиленным надзором.

В фабуле обвинения – одно убийство. В тексте постановления – указание на три конкретных и на десяток возможных. «Фонтанка» предлагает посмотреть на историю «бабушки», больше похожей на la femme fatale.

Август 2015

После того, как вечером 26 июля 2015 года на пустыре рядом с домом 10 корпус 4 по улице Димитрова были обнаружены завернутые в пластиковую занавеску фрагменты тела женщины, оперативники «убойного» отдела в течение нескольких часов установили подозреваемую. Выяснилось, что убитая – 79-летняя Валентина Уланова, проживавшая в доме, рядом с которым были обнаружены останки. В совершении убийства была заподозрена 68-летняя Тамара Самсонова, которая имела квартиру в соседнем доме, но проживала вместе с Улановой. Свежезамытые следы крови, отсутствовавшая в ванной комнате занавеска и ножи со следами «вещества бурого цвета» давали примерную картину.

Тамара Самсонова практически сразу дала признательные показания: о том, как отравила Уланову, подмешав ей в пищу феназепам, а затем разделала тело и разбросала его части в окрестностях. Первоначально Самсонова утверждала, что убийство ей помогала совершить другая соседка, но оговор быстро был доказан (предполагаемая «соучастница» вообще отсутствовала в городе в это время), и Самсонова призналась, что сочинила эту часть показаний «из личной неприязни».

Ажиотаж в правоохранительных кругах и в прессе начался, когда один из опытных оперативников вспомнил, что в 2003 году на территории детского сада неподалеку ему приходилось осматривать фрагменты мужского трупа, и картина показалась знакомой. После нескольких вопросов Самсоновой пошли доклады до самого правоохранительного верха. Тамара Митрофановна без особых колебаний призналась: было дело, сдавала квартиру мужчине в 2003 году, а потом его отравила, труп расчленила и выбросила.

Оперативники смогли найти данные ещё двух человек, предположительно снимавших комнату у Самсоновой, и пенсионерка заявила: все они стали её жертвами.

Но в итоговом постановлении следствия осталось лишь одно убийство.

Мы попробовали проследить судьбу Тамары Самсоновой и понять, куда делись остальные мужчины, встреченные ею на жизненном пути.

Детство, отрочество, юность

Известны только из рассказов Самсоновой. Родилась в 1947 в городе Ужур Красноярского края. Отец – сотрудник милиции, «ходил с оружием». Мать – работала «где-то в торговле». После окончания школы якобы приехала в Москву и поступила в Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, «на филолога». Заметим, что никакого диплома в квартире Самсоновой не обнаружено, но все её знакомые подчеркивают, что она могла свободно общаться на английском и немецком языках. Отучившись в институте, работала преподавателем иностранного языка в детском саду (?). В Ленинград переехала в 1971 году, к мужчине, с которым затем быстро рассталась. Работать по специальности не стала, устроилась няней в больнице. В 1971 году вышла замуж за Леонида Самсонова и переехала к нему в квартиру на улице Димитрова. После замужества перешла на работу дежурной по этажу в «Европейскую». Детей не имела.

Доктор

Первые достоверные сведения о жизни Тамары Самсоновой относятся к девяностым годам. Следователи нашли врача-психиатра, к которому она обращалась за консультацией.

Самсонова пришла в кабинет социально-психологической помощи в 1996 или 1997 году добровольно, вместе с мужем, который тогда был ещё жив. Как отметил врач, на фоне «яркой, бойкой и эрудированной» Тамары муж выглядел «убогим», «забитым» и даже «дебиловатым». Самсонова же при всём шарме показалась специалисту своенравной, вздорной и капризной. Что не помешало врачу продолжить профессиональные отношения как личные. Общение шло по телефону, квартиру Самсоновой доктор посетил один раз, «зашел за книгой Солженицына». Было это «в конце девяностых», мужа уже не было. Посещение оказалось единственным, после него общение прервалось. Доктор жив и продолжает работать, несмотря на преклонный возраст.

Как отмечает психиатр, Самсонова с ним была даже излишне откровенна. Например, рассказывала, что часто совершает кражи в магазинах, но не попадается. Рассказывала о квартирантах, которых часто меняет.

Характеристика специалиста : умная и скрытная женщина с изощренным интеллектом.

Муж

Леонид Самсонов, 1947 года рождения. Работал на авторемонтном заводе. На фоне супруги смотрелся бледно. Как утверждала Самсонова на допросе, отношения у них были хорошие: «Я была ему как мать, он мне как сын».

Пропал в конце девяностых годов, точная дата неизвестна. Его тело не обнаружено до сих пор.

Самсонова в разговорах со знакомыми предлагала различные версии: «Он от меня ушел», «Умер от цирроза печени». Самая распространенная – «Вышел в сберкассу и не вернулся».

Об исчезновении супруга Самсонова заявила в Следственный комитет только в 2015 году, когда её в следственный отдел отвела руководитель отдела соцобеспечения.

При обыске в квартире Самсоновой были обнаружены документы пропавшего супруга, включая паспорт и сберегательную книжку.

Вопрос о том, не убивала ли она мужа, Самсоновой задавался. Признаваясь на первом этапе следствия в четырех смертях, убийство мужа Самсонова всегда решительно отрицала.

Я от бабушки ушел

Владимир поселился у Самсоновой летом 2001 года, снимал одну из комнат. Несмотря на почти двадцатилетнюю разницу в возрасте, отношения с квартирной хозяйкой поначалу оказались достаточно личными. Месяц-другой спустя, как рассказывал Владимир на следствии, он интимную связь с Самсоновой прекратил. В декабре 2001 года он оказался в больнице с симптомами отравления. Установить, какой именно препарат мог стать причиной расстройства его здоровья, врачи не смогли – после дезинтоксикационных процедур следов отравы в организме не осталось.

Выписавшись из больницы, Владимир немедленно съехал с квартиры от Самсоновой, и он жив и здоров до сих пор. Общаться с «Фонтанкой» не захотел: «Я всё рассказал людям в погонах».

Следующим квартирантам «Бабушки Яги» повезло меньше.

Идеальное убийство

Фрагмент мужского трупа с татуировкой на плече был обнаружен школьниками во дворе детского сада на Купчинской улице, дом 11, корпус 3, осенью 2003 года. Тогда это дело осталось нераскрытым, и даже личность покойного установлена не была. Других фрагментов тела, включая конечности и голову, обнаружить не удалось. То, что нашли, после судебно-медицинской экспертизы захоронили в номерной могиле.

После убийства Улановой об аналогичном случае вспомнили: от дома Самсоновой до детского сада примерно 650 метров. Самсонова тоже припомнила своего квартиранта Сергея Потянина, рассказала, как подсыпала ему в холодный борщ радедорм, как разделывала труп и разносила по окрестностям. Вспомнила и татуировку на плече: «Череп, змея и что-то ещё».

Отказавшись впоследствии от нескольких признаниях в убийствах, до последнего утверждала, что Потянина и Уланову убивала она. Однако, обвинения в этом преступлении ей не предъявлено.

Решение следствия, утвержденное прокуратурой, объяснимо. Как рассказали «Фонтанке» знакомые со следственным процессом собеседники, когда была вскрыта могила с соответствующим номером, там обнаружился женский труп. Нужное захоронение всё-таки нашли, но исследование имеющегося фрагмента останков спустя 13 лет не помогло установить причину смерти. В 2003 году, как выяснилось, исследование на наличие в тканях трупа веществ, которые могли бы говорить об отравлении, не проводилось.

Строить обвинение на одном признании Самсоновой, от которого она может отказаться в любой момент, не рискнули.

Пропал через неделю совместной жизни

Александр Барышев познакомился с Самсоновой в 2003 году случайно, во время прогулки по Садовой улице. Он был со своей гражданской женой Ларисой, Самсонова – с «молодым человеком» по имени Геннадий. Пары стали общаться.

Через некоторое время Самсонова сообщила, что «Геннадий умер» (ему было на вид около 40 лет).  Общение первоначально происходило в основном между Самсоновой и Ларисой, но постепенно к трубке телефона стал всё чаще подходить Барышев.

Через год после знакомства, как рассказала «Фонтанке» Лариса, Барышев объявил, что после семи лет совместной жизни решил уйти к Самсоновой. И уехал к Тамаре в Купчино.

Он несколько раз звонил Ларисе – через два-три дня после переезда. Последний звонок был через неделю, и разговор резко прервался. Больше Александра Барышева никто не видел ни живым, ни мертвым. Как утверждает Лариса, у Барышева были очень теплые отношения с семьей его сестры, особенно с племянником. Этот племянник приезжал к Ларисе в 2007 году и пытался выяснить судьбу своего дяди, но никаких следов найти не смог.

Сразу после задержания Самсонова давала показания о том, что убила Барышева. Впоследствии от своих слов отказалась: «Я пошутила».

Кто такой Геннадий, жив ли он, а если умер, то по какой причине, неизвестно.

Невыясненные секреты бабушки

Согласно официальной версии, которой придерживается и Самсонова, она отравила Уланову феназипамом, а когда та умерла, расчленила труп. Якобы 50 размолотых в кофемолке таблеток были добавлены в магазинный салат оливье. К трапезе была подана водка, но в алкоголь феназипам не добавлялся.

Согласно же результатам судебно-медицинской экспертизы, в обнаруженных фрагментах останков производные 1,4-бензодиазепина (феназепама) не выявлены, и алкоголь потерпевшая перед смертью не принимала. Вывод сделан осторожный: «Отсутствие возможности провести судебно-химическое исследование биологических жидкостей и внутренних органов (включая желудок) трупа неизвестной женщины (опознанной как Уланова В.Н.) не позволяет ни подтвердить, ни опровергнуть возможность приёма ею при жизни химических веществ, включая радедорм и феназепам».

Другая странность – сам факт смертельного отравления феназепамом. Согласно заключению специалистов, для наступления смерти необходимо ввести в организм 50 таблеток. Об этом в своих показаниях говорит и Самсонова. Какой вкус должен быть у оливье, в которое добавлено такое количество препарата, не обсуждается.

Главная мина экспертного заключения – «причина смерти не установлена». То есть, сам факт убийств держится только на признании Самсоновой.

Секреты многоязычного дневника

Свои мысли в течение нескольких лет Самсонова записывала в тетради, используя вперемешку несколько языков, «чтобы никто не понял». Как говорили сыщики летом 2015 года – в зашифрованных записях содержались намеки на десяток убийств. Позднее эта информация была объявлена «не соответствующей действительности», а возможность серийного маньяка в Купчино отрицалась.

«Фонтанке» объяснили, что имели в виду оперативники. В дневнике на протяжении многих лет встречаются записи о поисках Самсоновой сильнодействующих радедорма, феназепама и других препаратов. Отмечалось: «я покупаю 6 коробок ф Это стоит 410 рублей. А еще у меня есть 2 плитки п-н. Теперь мне достаточно», «у меня 17 штук ф-м», «покупаю лекарство осталось 12 шт. о +18 голубых».

Сама Тамара Митрофановна эти препараты не принимала. Многие годы ложилась спать около 21 часа и вставала в 3 часа ночи выспавшаяся и бодрая. Предполагалось, что препараты ей были необходимы для усыпления возможных жертв.

Сегодня следствие согласилось с версией Самсоновой, по словам которой она доставала лекарства «для соседей». И даже нашло одну соседку, которой Самсонова один раз подарила упаковку феназепама. Куда израсходованы остальные упомянутые в дневнике упаковки – не установлено.

Лучший выход

Выход, который выбрало следствие, для всех оптимален.

Бабушка Самсонова, очевидно, до конца жизни отправится под усиленный надзор в специализированное учреждение.

Раз ещё два-три убийства, о которых речь шла в запале после задержания, не доказать, то и не надо о них говорить. Тем более, не надо разжигать ажиотаж: иначе можно получить серийного маньяка, который действовал в Петербурге около 15 лет. Что плохо для имиджа.

У Леонида Самсонова, Александра Барышева и Сергея Потянина нет родственников, которые бы обивали пороги правоохранителей, требуя найти и покарать. Кто такой якобы умерший Геннадий, и вовсе неизвестно, так же неизвестны ни имена, ни судьбы прочих квартирантов бабушки.

Как сообщил «Фонтанке» защитник Самсоновой адвокат Константин Сазонов, защита тоже удовлетворена позицией следствия: «Моя подзащитная настаивает на своем признании в убийстве Улановой. Мы согласны с выводами судебно-психиатрической экспертизы о заболевании Самсоновой, постановление о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера считаем законным и обоснованным».

Где голова

Остаются невыясненными сущие мелочи. Например, где находится голова, внутренние органы и конечности убитой Улановой. И соответствующие части тела погибшего Сергея Потянина. Где тела Леонида Самсонова и Александра Барышева.

Весь процесс выноса рачлененного тела Улановой из квартиры зафиксирован видеокамерой в подъезде, и ясно, что далеко уносить улики Самсонова не могла. Наиболее вероятная версия – Волковский канал, который проходит вдоль железнодорожных путей. Путь до него недалекий, метров триста. Масштабные поиски в нем организовать не удалось, так как работа землечерпалки оказалось слишком дорогой. Не чистили канал примерно с 2000 года – как раз столько времени, сколько, по некоторым предположениям, могла действовать бабушка Яга. Когда дело дойдет до очистных работ на этом водоеме, возможны сюрпризы.

Денис Коротков, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ3
ГНЕВ1
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close