ћиллиардер “рабер пришел в ѕриморск. „то теперь будет

22.10.2018 14:25
ћиллиардер “рабер пришел в ѕриморск. „то теперь будет ƒмитрий јзаров/ оммерсантъ
“рабер стал легальным совладельцем компании, об€завшейс€ реализовать самый амбициозный стивидорный проект на российском северном побережье ‘инского залива.

 онтролируемое »льей “рабером ќќќ «ѕриморский универсальный перегрузочный комплекс» декларировало сооружение мощного терминала в порту ѕриморск. Ёто возможно лишь при строительстве 6 километров новой железной дороги, серьезной реконструкции старой и капитальном ремонте автомобильной трассы «еленогорск – ѕриморск – ¬ыборг. 

«а€вка на успех

12 окт€бр€ 2018 года известный петербургский миллиардер »ль€ “рабер стал владельцем 26% долей ќќќ «ѕриморский универсальный перегрузочный комплекс». Ёто случилось благодар€ уменьшению долей остальных участников компании, которых в бизнес-сообществе всегда называли участниками финансовой империи “рабера, поэтому создаетс€ впечатление, что произошло банальное перераспределение долей среди своих.

¬прочем, не совсем банальное – впервые за последние полтора дес€тка лет »ль€ “рабер стал легальным участником российской компании. » эта компани€ давно на слуху, хот€ на данный момент не занимаетс€ никаким бизнесом, откуда предположение: теперь что-то будет. ¬о вс€ком случае, стивидоры воспринимают легализацию “рабера в порту ѕриморск как за€вку на успех.

ќќќ «ѕриморский ”ѕ » областное правительство воспринимает как крупного инвестора, который построит в порту ѕриморск на площади 270 гектаров перевалочный терминал с возможностью принимать и отправл€ть до 15,6 миллиона тонн грузов в год. ѕроект согласован ћежведомственной комиссией по размещению производственных сил Ћенинградской области в марте 2017 года. 

15,6 миллиона тонн в год – это очень много: примерно столько переваливает весь порт ¬ысоцк с учетом нефтепродуктов. ƒл€ порта ѕриморск с учетом двух нефтеналивных терминалов «“ранснефти» это означает увеличение грузооборота примерно на четверть.  

ѕерва€ очередь обещает по€витьс€ в 2020 году, а, по словам главы управлени€ Ћенинградской области по транспорту ѕавла ѕостовалова, к 2028 году ориентировочный расчетный грузооборот будущего терминала может составить до 5,6 миллиона тонн генеральных и навалочных грузов, 3 миллиона 20-футовых контейнеров и до 120 тыс€ч единиц техники.

Ќо это планы правительства Ћенинградской области, о планах владельцев «ѕриморского ”ѕ » мы знаем намного меньше – в апреле сего года совладелец компании –амис ƒебердеев на бегу сообщил нашим коллегам из 47news: «»дет этап проектировани€. —троительство начнем года через полтора. »нвестиции – 70–80 миллиардов рублей…». ќт обсто€тельного общени€ с прессой эта компани€ пока отказываетс€. 

Ѕудущий терминал «ѕриморского ”ѕ » должен расположитьс€ в 6 километрах от ближайшей железнодорожной станции ≈рмилово, кроме того, к нему невозможно возить грузы по автомобильной дороге. Ќе случайно грузооборот имеющего великолепные глубины и вполне приемлемую дл€ круглогодичного захода судов ледовую обстановку порта ѕриморск на 70% составл€ет перевалка нефти и на 30% перевалка нефтепродуктов. Ќефть поступает туда по трубе, нефтепродукты по еще одной трубе.

Ћогичен вопрос: каким образом попадут в порт ѕриморск миллионы тонн грузов, обещанные «ѕриморским ”ѕ »?

ƒолгий путь к свободе

 омпани€, которую впервые за долгие годы можно без добавлени€ сослагательного «по словам» назвать компанией »льи “рабера, развила феноменальную медийную активность с последней весны. ¬ марте ее проект был согласован, а уже в апреле заговорили о возможном присвоении «ѕриморскому ”ѕ » статуса «свободный порт». —егодн€ в –оссии существует лишь один порт с таким статусом – это порт ¬ладивосток, и его де€тельность регламентируетс€ специальным федеральным законом, который так и называетс€: «ќ свободном порте ¬ладивосток». «ачем такой статус нужен несуществующему комплексу, никто не объ€снил, но о нем вполне серьезно заговорили на заседании правительственной комиссии по импортозамещению премьер-министр ƒмитрий ћедведев и областной губернатор јлександр ƒрозденко. 

ѕетербургский вице-губернатор »горь јлбин добавил в блюдо остроты – он публично предположил возможность переноса мощностей Ѕольшого порта —анкт-ѕетербург в ѕриморск. —тивидорное сообщество тогда содрогнулось, но все устаканилось, когда јлбин увлекс€ новой идеей о переносе питерских портовых мощностей по сингапурской модели  – чиновника впечатлила поездка в —ингапур. 

«—вободным» будущий приморский терминал пока не стал, хот€ в недрах √осударственной думы зреет законопроект, посв€щенный свободным портам, поэтому исключать ничего нельз€. ј в начале августа стало известно о том, что федеральное правительство изыскало почти 2 миллиарда рублей на достройку железнодорожной ветки Ћосево –  аменногорск – ее собираютс€ окончательно запустить в 2019 году. “акое постановление подписал ƒмитрий ћедведев. Ёта ветка примет на себ€ пассажирские «јллегро» и разгрузит зеленогорское направление, по которому поезда, как сообщали официальные источники, направ€тс€ к портам ¬ысоцк и ѕриморск. 

“олько официальные источники не уточнили, что до порта ¬ысоцк железна€ дорога доходит, а до порта ѕриморск нет. 6 километров раздел€ют ближайшую к порту станцию ≈рмилово и место, где «ѕриморский ”ѕ » планирует построить свой терминал. 

— автомобильной дорогой там еще хуже.  ак сообщили «‘онтанке» в комитете по дорожному хоз€йству Ћенинградской области, часть региональной трассы «еленогорск – ѕриморск – ¬ыборг постепенно разбиваетс€ из-за интенсивного движени€ большегрузов и строительной техники, подвоз€щей в порт ѕриморск материалы дл€ стро€щегос€ там нового причала «“ранснефти», поэтому область всерьез готова от нее отказатьс€. 

15 окт€бр€ глава дорожного комитета ёрий «апалатский дал указание подведомственному √ ” «Ћенавтодор» готовить пакет документов дл€ передачи части дороги от «еленогорска до ѕриморска в федеральную собственность, руководству€сь тем, что трасса стала нести ненормативную нагрузку. ¬ общем: «сами портите, сами и владейте».

23 августа ƒмитрий ћедведев подписал еще одно постановление, которым разрешил –оссийским железным дорогам использовать 6 миллиардов рублей, ранее выделенных на строительство вторых путей и электрификацию линии ¬ыборг – ѕриморск – ≈рмилово, на проект реконструкции железной дороги, котора€ должна обеспечить выход грузов к морским терминалам юга –оссии. √азеты цитировали тогда первого вице-президента –∆ƒ ¬адима ћихайлова, за€вившего, что он не видит смысла вкладыватьс€ в приморское направление, пока владельцы терминалов не гарантируют весомый объем грузового транзита. «“ранснефть» в порту ѕриморск сидит на трубе, поэтому можно предложить, что месседж высокопоставленного чиновника –∆ƒ был адресован »лье “раберу.  роме него гарантировать трафик в этом направлении, в общем-то, некому. 

¬ приморском порту, напомним, переваливают сырую нефть и нефтепродукты, которые попадают туда по трубопроводам. ѕеревалкой занимаетс€ там ќќќ «ѕриморский торговый порт» братьев «и€вудина и ћагомеда ћагомедовых. ќни сейчас арестованы по обвинению в создании преступного сообщества, мошенничестве и растрате бюджетных средств и вр€д ли смогут дать весомые гарантии со столь красивой перспективой – хот€ слухи об их планах расширить бизнес ходили.

—тавший на дн€х официальным совладельцем ќќќ «ѕриморский ”ѕ » миллиардер »ль€ “рабер – человек, от которого сегодн€ зависит масштабное инфраструктурное развитие крупнейшего российского порта северного побережь€ ‘инского залива. –еализаци€ декларированных «ѕриморским ”ѕ » планов возможна лишь при серьезной модернизации железнодорожной ветки ¬ыборг – ѕриморск – ≈рмилово, строительстве дополнительных 6 километров путей к ней и капитальной перестройке автомобильной трассы «еленогорск – ѕриморск – ¬ыборг. ¬се это не только повлечет перераспределение экспортных грузопотоков в пользу порта ѕриморск, но и даст толчок развитию трафика российских грузов в сторону иностранных портов северного побережь€ ‘инского залива. 

≈сли »ль€ “рабер с такой задачей справитс€. 

—правка:

ћиллиардер »ль€ “рабер обладает устойчивой медийной репутацией с далеких 90-х годов прошлого столети€, когда он делал первые шаги в петербургский бизнес в качестве коллекционера предметов антиквариата, а потом в качестве участника р€да бизнес-проектов в городе ¬ыборге Ћенинградской области. ¬ последние годы »ль€ “рабер попадает в поле зрени€ —ћ» в св€зи с банкротством миллиардера из ”сть-Ћуги ¬алери€ »зрайлита. ¬ частности, ќќќ «Ќовые коммунальные технологии», которое считают подконтрольным “раберу, выступает основным кредитором в процедуре банкротства ќјќ «“ранспортно-логистический комплекс». Ёта компани€ владеет имуществом терминала «ёг-2» в порту ”сть-Ћуга и считаетс€ основным активом »зрайлита. —ейчас за этот актив стоимостью в 9,3 миллиарда рублей идет борьба, о чем «‘онтанка» неоднократно писала.  роме «Ќовых коммунальных технологий», на него претендуют «Ќовотранс» миллиардера  онстантина √ончарова и ќќќ « апитал ћ» бизнес-партнера кемеровского миллиардера јлександра ўукина.

ѕо данным информационно-аналитической системы «—ѕј– -»нтерфакс», ќќќ «ѕриморский универсальный перегрузочный комплекс» сегодн€ принадлежит: »лье “раберу (26%), –амису ƒебердееву (26%), јртему Ѕегуну (16%), ¬ладимиру ƒаниленко (16%) и —ергею ѕупко (16%). √енеральным директором компании €вл€етс€ јнатолий —авкин, бывший глава петербургского филиала ‘√”ѕ «–осморпорт». 

ѕо данным ‘√Ѕ” «јдминистраци€ морских портов Ѕалтийского мор€», морской порт ѕриморск расположен в 8 км от г. ѕриморска ¬ыборгского района Ћенинградской области на северо-восточном побережье пролива Ѕьеркезунд ‘инского залива Ѕалтийского мор€.

ќбща€ площадь территории морского порта ѕриморск – 252,268835 га, обща€ площадь акватории морского порта ѕриморск – 32,26 км2. ѕорт замерзающий, но открыт дл€ навигации круглый год.

¬ границах территории порта ѕриморск расположены два нефтеналивных терминала, предназначенных дл€ перевалки сырой нефти и дизельного топлива, и перегрузочный комплекс, предназначенный дл€ перевалки генеральных грузов. 

ƒл€ обеспечени€ непрерывного процесса перевалки нефти на экспорт в порту имеютс€ две нефтебазы: одна нефтебаза предназначена дл€ хранени€ сырой нефти, друга€ дл€ светлых нефтепродуктов. ќператором нефтебаз €вл€етс€ ќќќ «“ранснефть-ѕорт ѕриморск». —тивидором обоих терминалов €вл€етс€ ќќќ «ѕриморский портовый порт». 

¬ 2010 г. в границы морского порта ѕриморск включен перегрузочный комплекс «ѕетротрал 1», имеющий 3 причала и способный принимать небольшие суда с осадкой до 3,5 м. 

Ћев √одованник, «‘онтанка.ру»

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ‘ото JPG / GIF, до 15 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.
    ¬ведите цифры с изображени€: