ѕовышенный риск.  аршеринговые машины попадают в ƒ“ѕ в четыре раза чаще личных

21.04.2019 12:23
ѕовышенный риск.  аршеринговые машины попадают в ƒ“ѕ в четыре раза чаще личных Ђƒорожный инспектор. —анкт-ѕетербургї / vk.com/dorinspb
ƒес€тки сообщений в новостных хрониках об авари€х с участием каршеринговых машин навод€т на мысль о закономерности. јнализ Ђ‘онтанкиї показывает: никаких причин считать каршеринг опасным €влением нет. Ѕезответственность временных водителей Ч миф.

Ђћассовое ƒ“ѕ на Ќевском устроил водитель каршерингаї, Ђ√ражданин »талии на каршеринговом авто пыталс€ перепрыгнуть с одного конца разведенного моста на другойї, Ђ¬иновником вечерней массовой аварии на Ќевском проспекте стал водитель каршерингового автомобил€ї, —нова каршеринг: ƒ“ѕ заткнуло один из пунктов оплаты на «—ƒ. ¬от далеко не полный обзор новостей о ƒ“ѕ с арендованными машинами. “олько на Ђ‘онтанкеї и только за апрель. „исло аварий в ѕетербурге растет. ¬ марте год к году прибавка сразу на 13%. „исло раненых Ч на 23% больше. —татистика пугает, успокаивает лишь то, что т€жесть аварий стала заметно ниже Ч восемь погибших за минувший мес€ц против п€тнадцати год назад. Ќо поиск виновных Ч любима€ забава в –оссии, и то, что лежит на поверхности, легко принимаетс€ на веру.

ќпира€сь на мартовское исследование —бербанка, можно хоть и грубо, но зато уверенно сказать: если еще в начале 2018 года количество каршеринговых машин в ѕетербурге исчисл€лось сотн€ми, то теперь их тыс€чи. —колько конкретно Ч точно не скажешь, но если на глазок, то около 3 000. ƒалеко до ћосквы, где за этот сервис Ђтоп€тї местные власти и количество машин уже приблизилось к 18 тыс€чам (+2 тыс€чи всего за три мес€ца). Ќо темпы роста впечатл€ют.

¬печатл€ют, но не шокируют, ведь на общем фоне каршеринговые авто Ч все еще капл€ в бурном море автомобильного потока на улицах ѕетербурга. “ак, по данным аналитического агентства Ђјвтостатї, в €нваре 2019 года общий автопарк в городе составил 1,747 млн машин. ѕричем рост за год составил +57 тыс€ч машин (то есть новые машины за минусом сн€тых с регистрации). «начит, если в общем парке каршеринговые авто пока составл€ют едва ли 0,2%, то их вклад в прирост автопарка Ч около 5%.

≈сть одно Ђної. Ђјвтостатї фиксирует автопарк по регистраци€м в региональных ћ–Ёќ. ј значит, машина с московскими номерами в петербургскую статистику не попадет. ¬ыходит, расплодившиес€ в городе каршеринговые машины, большинство из которых на московских номерах, следует искать среди 160 тыс€ч новых столичных автомобилей.

–еклама

Ќа одного небитого шесть битых

—татистика ƒ“ѕ на каршеринговых машинах Ч тайна за семью печат€ми. √»Ѕƒƒ не выносит их в отдельную категорию, а сами операторы цифрами не дел€тс€. Ѕолее-менее доступна информаци€ от страховых компаний, хот€ она тоже даетс€ в очень дозированном виде. “ак, Ђ–енессанс —трахованиеї, крупнейший в стране страховщик каршеринговых авто (13 тыс. машин, по данным на декабрь 2018 года), указывает, что аварийность по ним в шесть раз превышает средние показатели, подтвержда€ вроде бы опасени€ противников идеи каршеринга. ќднако это весьма сомнительное доказательство порочности такого сервиса.

Ђѕриводилась статистика по аварийности, и выходит, что аварийность у личных автомобилей Ч 2%, у каршеринговых Ч 12%, а у такси Ч 30%. » эти цифры почти полностью совпадают со статистикой интерсивности использовани€ машин: если частные авто езд€т в среднем по 1,5 Ц 2 часа в день, а остальное врем€ сто€т на парковках и во дворе, то каршеринговые Ч примерно по 12 часов в день наход€тс€ в пути. “акси же порой вообще езд€т круглосуточно. „исто математически они и должны битьс€, соответственно,  в 6 и в 15 раз чащеї, Ц рассказывает Ђ‘онтанкеї издатель специализированного ресурса Ђ“рушерингї ёрий Ќиколаев.

≈сть еще и другой фактор, вли€ющий на статистику аварий. ќперировать приходитс€ не реальным количеством происшествий, а лишь теми, что были зарегистрированы √»Ѕƒƒ.

ќднако владельцы личных машин обращаютс€ к инспекторам далеко не каждый раз. ¬о-первых, теперь широко распространен регламент оформлени€ повреждений по Ђ≈вропротоколуї, который исключает участие √»Ѕƒƒ, а во-вторых, нередки случаи, когда при незначительных царапинах водители Ђрасход€тс€ миромї, устно договорившись о компенсаци€х.

Ќо дл€ пользователей каршеринга эти схемы недоступны. ѕо словам ёри€ Ќиколаева, ни один из работающих в ѕетербурге сервисов не позвол€ет пользоватьс€ Ђевропротоколомї. ј попытка Ђсделать вид, что ничего не былої, даже при небольших повреждени€х, обречена на провал: оператор сервиса очень быстро обнаружит вм€тины и выставит клиенту счет на дес€тки тыс€ч рублей. “ак что все, даже самые незначительные, ƒ“ѕ с участием арендованных машин об€зательно регистрируютс€ в √»Ѕƒƒ и попадают в статистику, увеличива€ удельный вес каршеринга в общей аварийности на дорогах.

¬сем сестрам по серьгам

–еклама


¬опросы личной ответственности водителей за их аварии Ч один из самых острых дл€ автостраховщиков. ј в системе ќ—ј√ќ персонализаци€ тарифа уже стала чрезвычайно сложной, зато позвол€ет избавить аккуратных водителей оплачивать убытки, нанесенные лихачами.

¬ каршеринге это пока не так, и в подавл€ющем большинстве случаев дол€ страховки в поминутном тарифе обща€ дл€ всех. Ќесмотр€ на огромные возможности фиксации индивидуальных особенностей вождени€ каждого из водителей за счет телематического оборудовани€, установленного в машинах, операторы пока не готовы назначать  персональные тарифы. ’от€, к примеру, у "яндекс.ƒрайва" действует очень сложный алгоритм расчета тарифа: дл€ одной и той же машины в одно и то же врем€ разным водител€м будет показана разна€ цена аренды.

¬ Ђяндексеї не раскрывают логику этих подсчетов, и обывателю она кажетс€ каким-то шаманством. Ќо ёрий ѕетров уверен, что это может быть следствием как раз таких попыток персонифицировать тариф, основыва€сь на истории поездок и индивидуальных особенност€х вождени€.

¬ ѕетербурге у водителей арендованных машин свой Ђпочеркї, отличающийс€ от столичного региона, отмечает —бербанк на основе статистики по тратам по его карточкам клиентов каршеринговых сервисов. Ќа наш город пока приходитс€ лишь 8,35% всех случаев аренды машин по стране. Ќа ћоскву предсказуемо приходитс€ 84,6%, а на ближайшего нашего конкурента, ≈катеринбург, Ч 1%. «ато петербуржцы больше всех трат€т: средний чек у нас Ч 296 рублей, в Ќовосибирске Ч 283 рубл€, а ћосква лишь в середине списка из 10 исследуемых городов Ч 257 рублей. ¬ среднем те, кто пользуетс€ каршерингом (а их пока не так много), в ѕетербурге бронируют машину 21 раз в мес€ц, а в ћоскве Ч 33 раза. ј значит, петербуржцы езд€т дольше и дальше. » это, разумеетс€, также добавл€ет веро€тность аварии.

јнализ трат по карточкам позволил —бербанку утверждать, что в ѕетербурге преобладает Ђначинающийї пользователь, а значит, это зачастую молодежь 18 Ц 20 лет. — точки зрени€ любой страховой компании это еще один несомненный фактор риска. ¬ ћоскве же основна€ масса потребителей сервиса Ч люди от 21 до 35 лет. ѕри этом банкиры отмечают, что молодежь чаще арендует машины в поздние часы, после 20:00, когда дороги относительно свободны. «начит, скорости больше и риски Ч тоже.

ѕри всех несомненных недостатках сервиса каршеринга, невозможно игнорировать его растущую попул€рность. ƒекабрь 2018 года стал первым, когда на аренду машин росси€не потратили больше 1 млрд рублей в мес€ц. ƒальше Ч только больше. «а минувший год выручка каршеринговых компаний выросла вп€теро Ч до 7 млрд рублей Ч и продолжит расти.
„исло посто€нных пользователей уже сейчас по всей стране оцениваетс€ в 230 тыс. человек в мес€ц, на ѕетербург, нетрудно прикинуть, приходитс€ плюс-минус 20 тыс€ч человек.

ƒа, каршеринговые машины действительно попадают в ƒ“ѕ чаще обычных, но это нельз€ полностью отнести на счет какого-то безответственного отношени€ к вопросу. ѕросто тем, кто ездит как сумасшедший, без разницы, на какой машине лихачить. ¬полне возможно, что в ближайшее врем€ операторы смогут вводить заградительные тарифы дл€ таких гонщиков. ѕоговаривают, что вот-вот будет тестироватьс€ возможность удаленно глушить машины, телеметрические показатели которых свидетельствуют о слишком большой скорости или слишком резких разгонах и торможени€х. ≈сли такие меры будут внедрены, можно будет ждать сокращени€ числа ƒ“ѕ с каршеринговыми машинами.

ƒенис Ћебедев,
Ђ‘онтанка.руї


© ‘онтанка.–у

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€