Ёто им не задавали. ѕочему пилоты сгоревшего в Ўереметьево Ђ—уперджетаї могли не справитьс€ с управлением

21.05.2019 15:17
Ёто им не задавали. ѕочему пилоты сгоревшего в Ўереметьево Ђ—уперджетаї могли не справитьс€ с управлением —ергей ‘адеичев/“ј——
∆естка€ посадка Ђ—уперджетаї Ђјэрофлотаї в Ўереметьево, обернувша€с€ пожаром и гибелью 41 человека, стала следствием ошибок пилотов. “акой вывод можно сделать из официальных данных. Ђјэрофлотї за€вл€ет, что экипаж действовал согласно инструкци€м и ничего не нарушил. Ђ‘онтанкаї вы€снила, что пилотов, видимо, даже не тренировали дл€ того, с чем им пришлось столкнутьс€ 5 ма€.

Ђ озлениеї, крушение и пожар Ђ—уперджетаї Ђјэрофлотаї в документе –осавиации Ђ»нформаци€ о безопасности полетов є 7ї, опубликованном 17 ма€ 2019 года, переданы сухим техническим €зыком. ћногое из отчета комиссии по расследованию уже в той или иной мере было известно далеко за пределами аэропорта Ўереметьево в течение первой недели после катастрофы рейса AFL1492. ƒь€вол, однако, кроетс€ в детал€х.

 омисси€ установила, что полет Ђ—ухого —уперджета 100ї с регистрационным номером RA-89098, который 5 ма€ отправилс€ в свой последний рейс из ћосквы в ћурманск, продолжалс€ в штатном режиме всего п€ть минут. »з них 4 минуты самолетом управл€л автопилот. ¬ грозовых облаках на высоте 2700 метров бортовые самописцы зарегистрировали сбой в работе электронных блоков с переходом системы управлени€ в режим ЂDirect modeї/Ђминимальный режим FCSї и отключением автопилота. ќфициального подтверждени€ до сих пор нет, но, по свидетельствам пассажиров и кабинного экипажа, в самолет ударила молни€.

ѕосле этого командир воздушного судна ƒенис ≈вдокимов и второй пилот ћаксим  узнецов остались без помощи автоматических систем, которые упрощают пилотирование самолета.   этому моменту, указываетс€ в документе –осавиации, в летной книжке ≈вдокимова уже было записано 6844 часа, из них на Ђ—уперджетеї 1570 часов. ћаксим  узнецов успел налетать 773 часа, из которых 623 часа на Ђ—ухом —уперджете 100ї.

ѕосле выключени€ автопилота ƒенис вз€л на себ€ об€занности Ђпилотирующегої, ћаксим помогал ему Ђконтролирующимї пилотом.  омандир воздушного судна прин€л решение о возврате на аэродром вылета. ” пилотов, как и сообщалось ранее, действительно возникли проблемы со св€зью. ¬ результате еЄ удалось восстановить на аварийной радиочастоте, после чего авиадиспетчеру пришлось подсказывать пилотам направление полЄта, чтобы они смогли завести борт на посадку.

Ђ  моменту входа в глиссаду (финальную часть траектории захода на посадку. Ц ѕрим. "‘онтанки") масса самолета составл€ла около 42 600 кг, что на 1600 кг превышало максимально допустимую посадочную массуї, Ц говоритс€ в сообщении комиссии по расследованию, опубликованном –осавиацией, Ђћеханизаци€ крыла была установлена в положение Ђ3ї (закрылки 25 градусов), что соответствует рекомендаци€м –ЋЁ (–уководства по летной эксплуатации. Ц ѕрим. "‘онтанки") дл€ условий: ЂѕолЄт в минимальном режиме системы управлени€ / Direct modeї и Ђѕосадка с превышением максимальной посадочной массыї.

ѕилоты заводили самолет по глиссаде Ђбез существенных отклоненийї, отмечаетс€ в документе. ќднако проблемы возникли уже у самой земли, где им встретилс€ боковой ветер силой до 30 узлов (16 м/с). ¬ диапазоне высот 1100 Ц 900 футов (390 Ц 300 метров) самолет п€ть раз предупредил пилотов о сдвиге ветра и велел прекратить заход на посадку с помощью сигнализации ЂGo around. Windshear aheadї (Ђ”ходи на второй круг. ¬переди сдвиг ветраї). ѕилоты продолжили заход.

Ђ— истинной высоты 260 футов (80 метров) воздушное судно стало уходить ниже глиссады, на истинной высоте 180 футов (55 метров) сработало предупреждение TAWS ЂGlideslopeї (системы предупреждени€ о возможном столкновении с поверхностью: Ђ√лиссада!ї Ц ѕрим. "‘онтанки"), Ц говоритс€ в отчете. Ц ¬ диапазоне высот 180 Ц 40 футов режим работы двигателей был увеличенЕ что к моменту прохода торца взлетно-посадочной полосы на высоте 40 футов (12 метров) привело к росту приборной скорости 164 узла (304 км/ч), а к высоте 16 футов Ц до 170 узлов (315 км/ч)ї. ѕри этом подчеркиваетс€, что допустима€ скорость при таким заходе 155 узлов (287 км/ч). ¬ авиации такое положение называетс€ Ђнестабилизированным заходомї, а поскольку самолет был уже ниже высоты прин€ти€ решени€, пилоты об€заны были начать уход на второй круг. ќднако они решили продолжить заход на посадку.

ќбычно при стабилизированном заходе перед касанием у самой полосы пилоты перевод€т двигатели в режим Ђмалый газї. ѕоэтому Ђ—уперджетї сообщил о необходимости снизить обороты и в этом случае. ƒалее должна была последовать коротка€ фаза планировани€, когда воздушна€ скорость постепенно снижаетс€ и воздушное судно м€гко касаетс€ полосы.   этому моменту самолет уже должен был быть стабилизирован так, что корректировать его полет почти не приходилось бы. 5 ма€ в кабине Ђ—уперджетаї ƒенис Ђвыполнил несколько знакопеременных отклонений ручкой управлени€ с большой амплитудой (вплоть до максимальных значений), что привело к знакопеременным изменени€м угла тангажа (+6Е-2)ї. “о есть командир воздушного судна начал очень энергично двигать сайдстиком (бокова€ ручка управлени€), пыта€сь то подн€ть, то опустить нос самолета, корректиру€ таким образом вертикальную скорость перед касанием.

—уществует классический способ приземлени€ самолета с носовой стойкой: сначала он касаетс€ полосы двум€ задними стойками, затем опускаетс€ носова€. ѕервое касание Ђ—уперджетаї произошло сразу на три стойки. ѕри этом перегрузка была Ђне менее 2,55Gї, что примерно в 2 раза больше нормальной, из-за чего самолет подскочил в воздух на 2 метра. ¬ такой ситуации, согласно инструкции, пилоты были об€заны начать уход на второй круг. ќднако они этого не сделали.

Ђ„ерез 2 секунды на приборной скорости 155 узлов (287 км/ч) произошло повторное приземление самолета с опережением на переднюю стойку шасси с вертикальной перегрузкой 5,85G, Ц говоритс€ в расшифровке бортовых самописцев, Ц после чего самолет оп€ть отделилс€ от полосы на высоту 18 футов (6 метров). “ретье приземление произошло на скорости 140 узлов (258 км/ч) с вертикальной перегрузкой не менее 5G. ѕоследовало разрушение конструкции с проливом топлива и пожарї.

¬ тот же день сотрудники пресс-службы авиакомпании Ђјэрофлотї за€вили –Ѕ , что документ –осавиации, который опубликовали —ћ», Ђне содержит выводов об ошибках экипажа или о нарушении им каких-либо инструкцийї.

ѕилоты летного отр€да Ђ—ухой —уперджет 100ї авиакомпании Ђјэрофлотї, с которыми удалось пообщатьс€ Ђ‘онтанкеї, придерживаютс€ другого мнени€. ¬ беседе они указывают, что действи€ пилотов перед касанием полосы соответствовали уровню специалиста, который толком не научилс€ управл€ть данным типом воздушного судна.  ак это ни странно, но их вывод совсем недалЄк от истины.

¬ распор€жении Ђ‘онтанкиї оказались документы, по которым тренировали ƒениса, ћаксима и других пилотов летного отр€да Ђ—ухой —уперджет 100ї авиакомпании Ђјэрофлотї. Ђћетодические материалы по тренировке и проверке пилотов на комплексном пилотажном тренажЄре RRJ-95 (другое название Ђ—ухого —уперджета 100ї. Ц ѕрим. "‘онтанки")ї подписаны заместителем генерального директора Ц лЄтным директором ѕјќ "јэрофлот Ц –оссийские авиалинии" »горем ѕетровичем „аликом. ќни охватывают период подготовки пилотов с июл€ 2016 года по июнь 2019 года.

¬ них перечислены все типы ситуаций, которые в течение многих часов отрабатываютс€ на комплексном тренажере. ќн полностью имитирует кабину самолета этого типа со всеми системами и особенност€ми управлени€ в разных режимах и при различных отказах. Ќи в одном из документов по тренажерной подготовке нет упоминани€ об отработке управлени€ самолетом Ђ—ухой —уперджет 100ї в Direct mode, когда пилоты остаютс€ без помощи всех автоматических систем. ѕодлинность документов и отсутствие тренажерной подготовки к управлению в Direct mode Ђ‘онтанкеї подтвердили пилоты летного отр€да Ђ—ухой —уперджет 100ї авиакомпании Ђјэрофлотї.

Ђ—итуаци€ така€, что авиакомпани€ рекомендует максимально использовать автопилот, Ц рассказал Ђ‘онтанкеї командир воздушного судна Ђ—ухой —уперджет 100ї авиакомпании Ђјэрофлотї, попросивший не указывать его им€ и фамилию. Ц ѕри этом пилотирование в Direct mode, самом сложном режиме без автоматической системы защиты и помощи, вообще не включено в программу подготовки на тренажере и даже не преподаетс€ на этапе переучивани€ на этот тип. ќсобенности управлени€ упоминаютс€ в документах, но без отработки на практике эти знани€ ни о чЄм. ѕредставьте, что человеку, который никогда не водил машину, сказали бы: ЂЁта педаль Ц газ, эта Ц тормоз, чтобы повернуть Ц крути рульї, а потом без практики выпустили бы на оживленный перекресток с многополосным движением. «десь похожа€ ситуаци€ї. 

ѕри этом врем€ на тренажерах дл€ авиакомпании стоит дорого, говор€т собеседники Ђ‘онтанкиї.  оличество часов подобрано с учетом отработки только за€вленных в программе подготовки процедур. Ђ¬ году у нас всего две сессии на тренажерах, когда мы должны успеть всЄ отработать и сдать все зачеты инструктору, Ц рассказал Ђ‘онтанкеї пилот самолета Ђ—ухой —уперджет 100ї авиакомпании Ђјэрофлотї, которому удалось выйти за рамки стандартной программы подготовки Ц ќбычно времени ни на что другое не хватает, хот€ исключени€ бываютї. 

ѕо его словам, если пилоты успели всЄ сдать, а Ђу инструктора вдруг хорошее настроениеї, то они могут попросить его показать что-нибудь за пределами стандартной программы. Ќапример, пилотирование в Direct mode. 

Ђ¬прочем, атмосфера на сессии к этому совсем не располагает, там главна€ цель как дл€ инструктора, так и дл€ пилотов Ц чтобы все зачеты были сданы, Ц рассказал пилот Ђјэрофлотаї, Ц поэтому такой возможностью пользуютс€ немногие, в нашем летном отр€де € знаю лишь несколько человек. ќднажды инструктор показал мне, как управл€етс€ самолет в Direct mode. Ёто очень сильно отличаетс€ от управлени€ в Normal mode. —амолет становитс€ очень чувствительным к любому отклонению ручки управлени€. Ќапример, неосторожным движением можно заложить очень большой крен, никакой защиты ведь нет. ѕоэтому управл€ть нужно очень осторожными движени€ми, незначительно отклон€€ ручку управлени€. ѕричем с ростом скорости эта чувствительность сильно увеличиваетс€. Ёто очень неудобный режимї.

 ак говор€т пилоты Ђјэрофлотаї, особых нареканий к Ђ—уперджетуї у них нет. — самолетом случаютс€ отказы различных систем, но такое бывает и с другими типами воздушных судов. Ђ¬от, например, с самарским рейсом 13 ма€ произошла разгерметизаци€. Ѕывает такое, что уже заберешьс€ на эшелон, а потом у компьютера мозги сглючат и он откроет все клапаны на сброс давлени€, Ц рассказал командир Ђ—уперджетаї авиакомпании Ђјэрофлотї. Ц —лучаютс€ и полеты в Direct mode, хоть мы их и не отрабатывали. ѕричем не так уж и редко. Ётой зимой, помню, таких случаев где-то семь былої.

Ђ‘онтанкаї запросила комментарий авиакомпании по информации об отсутствии подготовки экипажа в режиме Direct mode, но пока не получила ответа Ђјэрофлотаї.  

јндрей ћеньшенин, специально дл€ Ђ‘онтанки.руї

ѕодписывайтесь на каналы "‘онтанка.ру" в Telegram или Viber, добавл€йте нас в яндекс.ƒзен или приходите в группу ¬ онтакте, если хотите быть в курсе главных событий в ѕетербурге - и не только.

 омментарии


ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость
    ‘ото JPG / PNG / GIF, до 15 ћб

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€