«Я сам у себя ворую?» Гендиректора «Метростроя» придавило щебнем Фрунзенского радиуса

10.12.2019 22:58
Главу «Метростроя» обвиняют в растрате 180 млн при покупке виртуальных стройматериалов. Защита не видит обделенных.

Обыски в петербургском «Метрострое» прошли 9 декабря, работали сотрудники следственного управления УФСБ и Службы контрразведывательного обеспечения объектов на транспорте. Управились до обеда, однако троих доставили на Литейный, 4, в том числе — гендиректора «Метростроя» Николая Александрова.  Беседа затянулась — Александров не вышел на работу и во вторник. К вечеру 10-го «Метрострой» подтвердил задержание гендиректора. «До предъявления обвинения и вынесения решения судом по нему считаем нецелесообразным и неэтичным высказывать предположения и делать какие-либо выводы», – поделились нравственным императивом в пресс-службе. 

Ничего, кроме предположений, не было: на самом предприятии тоже ничего не знали. Состав участников и адрес собеседования сразу позволили вывести за скобки «потерянные» в грунте Фрунзенского радиуса 360 млн, о которых писала «Фонтанка»: там дело о крупном мошенничестве  возбуждало ГСУ ГУ МВД. Не подходила и бесконечная история с задержкой зарплат: этими мероприятиями занимался Следственный комитет. К вечеру собеседники «Фонтанки» принесли чуть-чуть конкретики: дело возбуждено по ч. 4 ст. 160 УК — присвоение или растрата по сговору или в особо крупном размере.

«Метрострой» – это вообще про особо крупные размеры, а в последние годы особенно. К строительству подземки добавился еще и 50-миллиардный стадион на Крестовском острове: арена стоит, а последствия авральной достройки всем миром субподрядчики расхлебывают до сих пор.

Собеседники «Фонтанки» утверждали, что нынешние события затронули не только «Метрострой», но также его филиал «Управление производственно-технологической комплектации» (УПТК) и одного из подрядчиков – «Циклон-КЗС». Это тоже деталей не добавляло. УПТК в принципе обеспечивает предприятие ресурсами, а «Циклон-КЗС» работал, считай, на всех объектах, которыми занимался Александров: на дамбе (когда ее обслуживал «Метрострой»), на Фрунзенском радиусе, где компания занималась не столько мозаикой, сколько инженерными системами (стоимость контракта составляла порядка 2 млрд).  Да и на будущей «Газпром Арене» она засветилась: монтировала слаботочные системы и видеонаблюдение.


Прояснилось только в Дзержинском районном суде, куда Александрова привезли для избрания меры пресечения вместе с собственником «Циклона-КЗС» Анатолием Болотовым. Сам «Циклон» оказался ни при чем: Болотов параллельно являлся гендиректором компании «Безопасные технологии и разработки» (БТР). По версии следствия, он вместе с Александровым и директором филиала «Управление производственно-технологической комплектации «Метрострой» (УПТК) Олегом Кузьменко организовал подложный договор на поставку щебня при строительстве нового участка Фрунзенского радиуса.


Контракт на 178 млн от лица «Метростроя» подписывало УПТК; щебень якобы так и не доехал, а деньги ушли со счета «Метростроя» на счет БТР двумя траншами – 50 млн и 128 млн в ноябре 2017-го. Сейчас никакой компании «БТР» уже нет, она ликвидирована в марте 2019 года, и нежданный поток денег в ее финансовой отчетности за 2017 год следов не оставил: официальная выручка, согласно СПАРК, составляет 1,2 млн. По версии УФСБ, Болотов перечисленную сумму обналичил и передал Александрову и Кузьменко; причем 80 млн были вручены главе «Метростроя» лично в его кабинете. Прикрыться пытались подложной товарной накладной и платежным поручением: по ней щебень прибыл из карельского карьера у города Суоярви. Когда стало понятно, что интерес силовиков становится уж слишком конкретным, Анатолий Болотов попытался скрыться, уверены в ФСБ: задержали его в Пулково после покупки билетов на ближайший рейс до Израиля. Болотова суд арестовал первым — до 6 февраля.

Следствие решило, что дурной пример заразителен, и Александров тоже может попытаться пересечь границу, благо есть долгосрочные визы в Великобританию, Францию, Индию.

Адвокаты настаивали на залоге и утверждали, что передавали следователям загранпаспорт гендиректора «Метростроя», однако те его не взяли.  От работы Александрова зависят зарплата и поставка материалов, подчеркнула защита. Последнее в свете обстоятельств дела, наверное, было лишнее.


автор видео - «Фонтанка.ру»

Отсутствие Александрова парализует работу «Метростроя» и филиалов, продолжали адвокаты, это неизбежно приведет к аварийной ситуации. Смутно вспомнился эпизод с проходкой к «Горному институту»: тогда СМУ-11 «Метрострой» отбивалось от претензий налоговиков под тем предлогом, что остановка щита — это неизбежная аварийность. «Наступит коллапс, 3000 человек останутся без работы… рано или поздно», — смутилась адвокат Александрова напоследок. Без этого тоже можно было обойтись: «оптимизация» штата идет на «Метрострое» давно и со сдачей Фрунзенского радиуса уж точно не замедлилась. Да и сам «Метрострой» первым делом после задержания директора заявил, что все функционирует в рабочем режиме.

Александров вспомнил про пятерых детей и пожилых родителей. «Никуда не уеду, – пообещал он и напомнил: – Два года назад были вопросы по грунтам» (имеется в виду дело 2016 года, в рамках которого ФСБ заходила в том числе в загородный дом Вадима Александрова). «Я являюсь бенефициаром «Метростроя». Я сам у себя ворую? – набрасывал аргументов директор. -  Нужно закрывать Фрунзенский радиус. У нас два действующих договора на новые линии метро. Все банки завязаны на мне, я веду переговоры с банками. У нас есть секретные объекты. Есть действующий контракт в Москве, в январе должны стартануть. Люди идут на фамилию Александров, верят, хотят работать». Не обошлось и без спортивной геополитики: гендиректор «Метростроя» является вице-президентом федерации хоккея на траве, и здесь тоже дел полно в свете последних решений WADA. «Я никуда ничего не шкерил, у меня дети… Извините, не прячу, – сбился Александров. – Я не хулиган, ни на кого не наезжаю, не давлю».

Следователь ко всеобщему облегчению сообщил, что не ставит под сомнение наличие пятерых детей; однако бенефициаров в «Метрострое» хватает, так что воровать в нем можно не только у себя. Адвокаты настаивают: нет заявления от потерпевшего, потому что и самого потерпевшего не заметно; кому причинен ущерб — неизвестно.  Суд взял паузу на час, после чего объявил: до 8-го февраля 2020-го Николаю Александрову предстоит оставаться под стражей.

Олегу Кузьменко меру пресечения изберут 11 декабря.

Напомним, нынешний гендиректор «Метростроя» возглавил предприятие в 2017 году, когда эту должность освободил его отец Вадим Александров, руливший предприятием почти 25 лет. Уже тогда Александров-младший был вторым по величине участником капитала компании с 24,15%. С тех пор он последовательно, хотя и понемногу, наращивал свою долю, и с 24,95% практически дышит в спину «Петербургскому метрополитену» (25%). У КИО — 21%, у Вадима Александрова — 13,62%.

При этом, если судить по обыкновенным акциям, кажется, что город в лице Смольного и метро полностью контролирует организацию: у них 28% и 33% соответственно, против 17,19% и 9,82% отца и сына Александровых. Однако с учетом привилегированных акций династия может принимать решения по управлению предприятием. Глава КРТИ Сергей Харлашкин давно сетовал на эту ситуацию: по его словам, такие бумаги нужны условным акционерам на Канарах, которые пользуются ими, лишь когда на предприятии беда. Именно поэтому привилегированные акции обретают право голоса, только если по ним недоплачены дивиденды. В «Метрострое» они у Александровых, и год за годом оказываются голосующими.

Город много лет пытается взять «Метрострой» под контроль, ряд попыток сорвался. Компания отмахивалась от разговоров о допэмиссии и говорила, что пока нечего обсуждать, хотя Смольный уже называл конкретные сроки. Когда грянул постфутбольный кризис 2018 года, «Метрострою» пришлось наскребать деньги на зарплаты рабочим, на  время он и вовсе лишился всех контрактов. В тот момент Смольный перестал форсировать тему увеличения своей доли, пообещав вернуться к этому вопросу после запуска новых станций осенью 2019 года. Желающий увидит в происходящем исполнение обещаний.

Сами станции запустили, как известно, со второго раза из опаски, что они не готовы к нештатным ситуациям. К тому времени Фрунзенский радиус на участке от «Международной» до «Шушар» давно превратился в подобие городской легенды. Сроки по нему неоднократно переносили, «Метрострой» и КРТИ обменивались претензиями, постоянно возникали проблемы с банковскими гарантиями и закрытием актов. Ключевым доводом «Метростроя» всегда было изначально некорректное определение цены контракта, компания заочно кланялась бывшему вице-губернатору Марату Оганесяну. В 2014-м Главгосэкспертиза при заключении соглашения одобрила стоимость в 35 млрд рублей, но был применен коэффициент 0,7, и договор в итоге заключили на 26 млрд рублей. 180 млн на этом фоне вряд ли спасли бы жителей Купчино и Шушар, но этот аргумент благоразумно в суде не озвучивали.

Николай Кудин, Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»

Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

Комментарии

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге


      Материалы рубрики

      Cтатьи Новости
        еще новости
        Написать новость
        Фото JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

        Не забудьте указать свои контакты

        Я принимаю все условия Пользовательского соглашения