43

Первая сотня. Как Петербург попал в рейтинг самых комфортных для жизни городов мира

Петербург впервые вошел в список 100 ведущих городских агломераций по качеству жизни — City Wellbeing Index от Knight Frank. Северная столица заняла 58-ю строчку, Москва чуть выше — на 55-м месте.

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/Архив
ПоделитьсяПоделиться

Эксперты считают, что за последние годы город сделал шаг вперед во многих сферах, влияющих на комфорт жизни. Рейтинг качества жизни по итогам 2020 года рассчитывался на основе четырех основных показателей: здравоохранения, безопасности, качества воздуха и устойчивости — экологической и рыночной. Попасть в рейтинг Петербургу помог ряд преимуществ, однако есть и факторы, не дающие пока подняться выше.

Город заслужил

Одной из причин включения Петербурга в рейтинг ведущих городских агломераций мира послужили данные, которые характеризует устойчивость развития экономики любого города — в том числе положительная динамика ввода в строй нового жилья и его объемы, пояснил генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов:

— Наш город вообще на протяжении длительного периода строит стабильно и много, что говорит о его способности успешно реализовать высокий инвестиционный потенциал. В этом отношении мы практически догнали Москву. Что касается показателей экологии, то за последнее время в этом направлении правительством города сделано немало. Достаточно вспомнить работу по утилизации отходов и уборке мусора и рассмотрение строительства в регионе новых мусороперерабатывающих производств, ряд других шагов. Все это вместе позволило городу войти в City Wellbeing Index и занять там далеко не самое последнее место.

Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management, считает, что в рейтинг помогло войти активное продвижение Петербурга на международном рынке. С каждым годом Петербург всё ярче и привлекательнее для туристов, у него появляются туристические награды. Хоть рейтинг о комфортном проживании, а не о туризме, но все же попадание на 58-ю строку говорит скорее о том, что мегаполис наконец заметили составители рейтинга. Вот если бы Петербург сразу подскочил на третью позицию, как аналогичный новичок Ванкувер, то тогда можно было бы сделать вывод, что по ключевым параметрам жизни город действительно хорош.

— В рейтинге написано, что это здравоохранение, безопасность, воздух и экология стали составными оценки, — добавила эксперт. — Думаю, что бОльшую часть успеха здесь дают Балтийское море и прибрежная полоса Финского залива. Морской воздух, существенные рекреационные возможности, довольно большой процент озеленения. Правда, по-прежнему много предприятий, расположенных в черте города и в районах, тяготеющих к центру. Вероятно, что это один из ряда факторов, которые мешают Петербургу оказаться в топе рейтинга.

За последние двадцать лет в городе по многим позициям было сделано больше, чем за вторую половину 20-го века, и речь не только о новом жилищном строительстве.

— В городе сохраняют и восстанавливают исторический центр, развивается инфраструктура, — говорит Анастасия Новгородская, директор по продажам и маркетингу СК «Инвестторг». — Например, построены КАД и ЗСД, в разработке проект Восточного скоростного диаметра, идет речь о строительстве в городе второго аэропорта на фоне модернизации и увеличения пропускной способности первого. Переезд в город штаб-квартиры "Газпрома" дал толчок строительству нового делового кластера в Лахте. В совокупности все это влияет на качество проживания в городе, улучшая его имидж, туристическую и инвестиционную привлекательность.

— Петербург был и остаётся привлекательным центром для внутренней миграции граждан России — преимущественно СЗФО и Сибирь, - говорит Наталья Кукушкина, главный специалист по маркетингу Группы ЦДС. — В первую очередь эта крупная агломерация дает возможности для работы, учёбы, самореализации, здесь высокий уровень медицины, сервиса, социальных взаимодействий, а также многообразие форматов культурной жизни и развлечений.

— Ещё один важный момент — не такие высокие цены на жильё, как в Москве, то есть нужна гораздо меньшая сумма для переезда, — продолжила Кукушкина. — Петербург отличает от Москвы и еще одна особенность — местные власти здесь достаточно слабо занимаются вопросами благоустройства городских пространств. Почти все инициативы по созданию интересных кластеров — креативных ли, инновационных, образовательных или культурных — находятся в частных руках. Все активные точки города созданы, по сути, самими жителями: бизнесменами, компаниями, частными инвесторами и т.п. Примеров множество — «Севкабель Порт», «Бертгольд-центр», пространство «Линии», «Артплэй», Ленполиграфмаш, набережная Карповки, не говоря уже о многочисленных галереях, барах и гастробарах.

— Я рада слышать, что Петербург признан одной из ведущих агломераций мира, и считаю, что это заслуженный статус, — говорит Анжелика Альшаева, генеральный директор Агентства недвижимости «КВС». — Наш город предлагает множество возможностей для образования и карьеры, активно развиваются транспорт и дороги: в последние годы открылось несколько станций метро, появляются новые автомагистрали. Особенно меня радует то, как сейчас развивается юг города: в основном в направлении малоэтажного строительства по принципам европейских кварталов.

Сумма слагаемых

Уровень жизни в любом городе, как и в отдельной локации, определяет совокупность факторов, и не последнее место в этом списке занимает развитая инфраструктура. Как отметила Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group), здесь речь идет как о рекреационных зонах, парковых зонах отдыха, красивых набережных, развитии экологичных видов транспорта (например, увеличение количества велодорожек), так и о социальной, коммерческой, деловой инфраструктуре, то есть наличии рядом детских садов, школ, торговых и бизнес-центров. По этим же критериям покупатели оценивают жилые проекты и принимают решение о покупке квартиры.

А Анастасия Новгородская уточнила, что уровень жизни в городской агломерации определяется возможностями для трудовой и творческой реализации, качеством жилого фонда, уровнем развития инфраструктуры (социальной, коммерческой, транспортной), уровнем безопасности и экологии.

— По всем этим факторам сегодня Санкт-Петербург является достаточно благополучным европейским городом, — говорит она. — Да, есть вопросы к состоянию жилого фонда в некоторых районах, но при этом в других локациях ситуация разительно отличается в лучшую сторону. Полагаю, что со временем исторический центр будет равномерно приведен в порядок, а районы советской застройки постепенно обновятся в рамках программ реновации и редевелопмента. У Петербурга в этом отношении есть огромный потенциал.

— Безусловно, наиболее значимыми факторами можно назвать обеспеченность населения Петербурга социальной инфраструктурой — объектами здравоохранения и образования, транспортная доступность, — пояснил Алексей Белоусов. — Кроме того, отмечу, что по количеству зеленых насаждений на душу населения — конечно, во многом за счет пригородов, где сосредоточена львиная доля лесопарков, по состоянию окружающей среды в целом регион занимает одно из первых мест в России среди городов-миллионников.

Есть, над чем работать

Эксперты сошлись во мнении насчет болевых точек города, мешающих ему подняться выше в подобных рейтингах: это транспорт, озеленение, экология и редевелопмент промышленных территорий.

Заняв 58 место из 100, Петербург показал достойный результат и преимущества, которые можно монетизировать, подчеркивает Денис Заседателев, генеральный директор операционного бизнеса ГК «Ленстройтрест». Однако есть и точки роста, требующие дальнейшей работы.

— Ежегодно в город на Неве приезжают около 5 млн туристов, которые инвестируют в его экономику. Для них надо открывать больше гостиниц, концептуальных отелей и кемпингов, — говорит Денис Заседателев. — В последние годы их количество увеличилось, но по сравнению с европейскими городами их все равно недостаточно. На месте промзон в центральных локациях Санкт-Петербурга должны открываться многофункциональные пространства, где будут максимально сбалансированы жилая, социальная и коммерческая функции.

Также, по его словам, большое внимание нужно уделить зеленым насаждениям — вследствие активной уплотнительной застройки количество скверов, садов и небольших парков в городе сократилось.

— На мой взгляд, Петербургу как городу-миллионнику требуется больше зеленых зон и общественных пространств, — поддержала Анастасия Новгородская. — Парки — это легкие города, которые значительно улучшают качество городской среды и повышают психологический комфорт жителей.

Еще городу важно ускорить темпы открытия новых станций метро, ограничить въезд в центр и решить вопрос с парковочными местами, увеличить количество велодорожек, велопарковок и велопрокатов, продолжил Заседателев. Городское хозяйство с точки зрения транспорта должно меняться.

— Сегодня мы видим, что норматив по обеспеченности машиноместами увеличивается, а жилые кварталы превращаются в большие парковки, — пояснил он. — В Европе, напротив, требования по обеспеченности парковочными местами снижаются, потому что благодаря каршерингу уходит потребность в собственной машине. Во многих европейских городах центральные районы закрывают от автомобилей (к примеру, в Барселоне). Это позволяет сделать мегаполисы более комфортными и более эффективно решать логистические вопросы.

— У инфраструктуры Петербурга все же есть слабые места, — добавила Анжелика Альшаева. - Например, нехватка дорожек и парковок для велосипедистов. Из-за этого многие петербуржцы не могут пересесть на двухколесный транспорт и вынуждены передвигаться на автомобилях. Как следствие — пробки и большое количество припаркованных машин. Я считаю, что исторический центр города в принципе нужно освободить от автомобилей, для чего нужно необходимо организовать достаточно подземных и перехватывающих парковок. «КВС» как застройщик со своей стороны делает все возможное, чтобы людям было комфортно регулярно пользоваться велосипедами. Я верю, что велосипедная инфраструктура на территории ЖК станет хорошим подспорьем для горожан, которые хотели бы отказаться от машин в пользу более экологичного транспорта.

Среди насущных проблем, которые ни жителям, ни застройщикам решить не под силу, Наталья Кукушкина тоже выделила транспорт — планы развития метро опять отодвигаются, программа платной парковки в центре практически забыта, новых выделенных линий ни для общественного транспорта, ни для велосипедов не появляется.

— Эти вещи невозможно улучшить без поддержки города, — говорит Наталья Кукушкина. - Петербург растёт во все стороны и прирастает на несколько тысяч человек в год — всем этим людям нужна мобильность, комфортный общественный транспорт, а не расширение дорог, которое приводит только к увеличению числа машин.

Во-вторых, эксперт отметила проблему зелёных насаждений — их постоянное сокращение, гибель деревьев, выделение территорий ЗНОП под застройку и т.д. Хоть некоторые участки приобретают статус ЗНОП, очевидно, что городу всё равно не хватает зелени. Равно как и контакта с водой, что является ещё одним богатством Петербурга, которым мало кто может воспользоваться. Выведение промышленных предприятий и возведение жилья в Невском районе по левому и правому берегу реки смогло бы отчасти решить эту проблему. Реконструкцию «серого пояса» Наталья Кукушкина выделила в третью задачу — важно создание на его месте мультиформатной застройки, где соединятся жильё, рабочие места — не производства, а услуги либо офисы и технопарки, а также пространства для прогулок, социальные объекты и т.п.

— На законодательном уровне важно изменить отношение к системе переработки мусора в городе и экологическому образованию населения, — добавил Денис Заседателев. — Укрепление тенденции вывода за черту Санкт-Петербурга промышленных предприятий и модернизации МБПО автоматически улучшат такие показатели, как качество воздуха и экологическая устойчивость. Даже без вывода предприятий современные технологии позволяют снизить вредное воздействие «промок» на окружающую среду. Вопрос в осознанности и законодательном регулировании.

Роль строителей

Помочь городу подняться выше в подобных рейтингах и стать привлекательнее помогают в том числе и строители — они не только создают новый архитектурный облик, но и новые рабочие места.

— Девелоперы влияют в первую очередь на экономику города, вовлекают в оборот пустующие участки земли и промзоны, запускают процессы редевелопмента, — отмечают в пресс-службе Glorax Development. — Также в Петербурге на девелоперах лежит важная социальная роль: основная масса соцобъектов возводится их силами. Девелоперские компании в ряде случаев вносят вклад в архитектурный облик города, привлекая к сотрудничеству зарубежные бюро и лучшие местные архитектурные мастерские. Такой подход помогает воплощать актуальные мировые практики в урбанистике и архитектуре.

По словам представителей компании, девелоперы имеют ресурсы, чтобы вывести представления о комфортной городской среде на новый уровень. Конкуренция за покупателя стимулирует воплощать в жилых проектах современные идеи о благоустройстве и общественных пространствах, насыщать жилые комплексы разнообразной социальной и коммерческой инфраструктурой, создавать скверы в закрытых от машин дворах и так далее.

— Своими проектами, которые предусматривают не только строительство жилья, но и социальной, коммерческой и транспортной инфраструктуры, девелоперы влияют на качество жизни человека, — добавил Денис Заседателев. — Малые архитектурные формы, арт-пространства и творческие кластеры, новые кафе и рестораны, парки и благоустроенные набережные сегодня появляются не только в центральных локациях, но и в спальных районах, и на пригородных территориях. И это очень хороший результат! Я считаю, что все вовлеченные в градостроительные процессы должны заранее планировать и грамотно организовывать дальнейшее комфортное проживание людей в мегаполисе.

— Строители, безусловно, значительно влияют на качество жизни, но не сильнее, чем городские власти, — считает Ольга Шарыгина. — Благодаря девелоперам и строительным компаниям образ города преображается с каждым годом. Да, безусловно, есть неудачные перегруженные проекты, вызывающие вопросы и здравоохранения, и безопасности, но есть и качественные проекты на месте заброшенных территорий. Взять хотя бы Охту, которая возрождается к жизни благодаря именно работе строительно-инвестиционных компаний.

Вклад в развитие городской среды вносят новые современные проекты, подчеркнула Ольга Трошева. Например, Setl Group создал на юго-западе крупнейший парковый проект, реализованный за счет частных средств, — это парк отдыха площадью 50 тыс. кв. м, благоустроил набережную Большой Охты в Красногвардейском районе, в других проектах холдинга появляются общественные пространства, рекреационные зоны и игровые пространства для детей, разработанные совместно c детскими психологами.

Застройщики могут и сами повлиять на образ жизни своих новоселов, который затем поменяет к лучшему всю среду. Например, ГК «Ленстройтрест» старается приобщить жителей своих кварталов к экологической осознанности — проводит мастер-классы с волонтерами движения «Раздельный сбор», устанавливает на территории своих кварталов дополнительные баки для раздельного сбора мусора: пластика, стекла, бумаги, картона и пластиковых крышек, в некоторых парадных — боксы для использованных батареек.

— Энергоэффективность и ресурсосбережение, «умные» дома, утилизация бытовых отходов, применение «зеленых» технологий строительства и экологически чистых строительных материалов, переход на возобновляемые источники энергии, озеленение и благоустройство территорий — уже сегодня петербургские строители заботятся о соблюдении этих требований будущего в своих домах, — говорит Алексей Белоусов. — Активно внедряются новые технологии, меняется рынок стройматериалов, идет работа по постепенному созданию красивого, комфортного и многофункционального мегаполиса, где будет комфортно жить, работать и отдыхать.

Анна Романова, «Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/Архив

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (43)

Хм, Питер город замечательный, но вот гетто его только портят, мягко говоря. Парнас, Кудрово, Мурино, сейчас планируется аналогичный ужас в Новосаратовке

Есть что сказать и по рейтингу и по факторам его формирования, но за прокукарекавшими петухами западло пытаться что-то умное сказать.

fw252
вот поскольку не истребили советскую застройку, а в центр можно ездить на автомобиле - в городе можно рассчитывать на какой-то уровень комфорта. Впрочем, по мнению застройщиков (и подавляющего большинства урбанистов), жителю достаточно бетонной ячейки в кудрятнике и велодорожки прямо на Петроградку. Что интересно, постоянно встречаю велокурьеров в любую погоду. А вот катающихся на работу как-то не видать. Всё-то им инфраструктуры маловато будет. А урбанисты, пока город в Гонконг не превратят - не успокоятся. Выгодное же дело. Комфортную среду на прибыль акционеров изводить.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...